Научная статья на тему 'Финансово-экономическая составляющая информационной модели высшего учебного заведения'

Финансово-экономическая составляющая информационной модели высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабинина А.Л., Чадаев А.Ю.

Рассмотрены особенности финансово-экономических составляющих электронной информационной модели высшего учебного заведения. Показана необходимость интеграции этих составляющих с учебными и организационно-методическими составляющими с целью оптимизации набора направлений и профилей и количества студентов в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономическая составляющая информационной модели высшего учебного заведения»

Финансы образования

УДК 330.313

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

А. Л. САБИНИНА, доктор экономических наук, доцент E-mail: malikov@tula. net Тульский государственный университет

А. Ю. ЧАДАЕв, проректор

Тульского государственного университета E-mail: cony@tsu. tula. ru

В статье рассмотрены особенности финансово-экономических составляющих электронной информационной модели высшего учебного заведения (вуз). Показана необходимость интеграции этих показателей с учебно- и организационно-методическими составляющими в целях оптимизации набора направлений, профилей обучения и количества студентов в группе.

Ключевые слова: информационная модель, высшее учебное заведение, финансово-экономическая составляющая.

Ранее уже рассматривались возможности и проблемы, связанные с использованием информационной модели вуза заведения для маркетинга на рынке образовательных услуг [1]. Была раскрыта структура этой модели и показано, что она состоит из целого ряда элементов - подмножеств. При этом были рассмотрены как электронные подмножества модели, так и подмножества на твердых носителях, а также нематериальные ее составляющие (мнения и представления населения о данном вузе). При управляемом или спонтанном развитии информационной модели происходит формирование одних ее элементов на основе других.

Одним из подмножеств информационной модели вуза является ее финансово-экономическая составляющая 1фЭ. Она содержит как подмножество информационной модели, представляющее собой данные, так и подмножество, представляющее собой программное обеспечение для обработки данных. Естественно, что в данном подмножестве будет весьма существенное по объему подмножество, недоступное для пользователей, с отсутствием специального допуска, а также менее значительное, но несущее весьма ценную маркетинговую информацию подмножество, доступное для внешнего пользователя. В этом подмножестве целесообразно разместить информацию об уровне оплаты для поступающих на платное обучение. При этом целесообразно указывать не только цифры, но и предоставлять информацию о том, как эти цифры получены.

При формировании финансово-экономической составляющей информационной модели вуза заведения весьма важной задачей будет являться обеспечение ее интеграции с другими подмножествами модели, в частности с учебно- и организационно-методическими подмножествами. Это связано с тем, что финансово-экономические системы являются одной из наиболее широких сфер использования вы-

числительной техники и здесь имеется значительное количество современных программных средств. В то же время для других подмножеств программные средства достаточно часто разрабатываются непосредственно в вузе и учитывают его специфику. В подобных условиях проблема «стыкуемости» программных средств становится особенно острой.

Формирование финансово-экономических составляющих информационной модели вуза также должно основываться на известных принципах проектирования, внедрения и эксплуатации маркетинговых информационных систем, сформулированных в работе [2]. К принципам проектирования комплексных информационных систем в указанном исследовании отнесены:

1) принцип системности и логичности построения обеспечивающих и функциональных элементов информационных систем;

2) принцип широкого применения экономико-математических методов и стандартных программ прогнозно-статистического характера;

3) принцип декомпозиции системы;

4) использование новых методов и включение вновь созданных программных модулей в систему;

5) принцип адаптации всех элементов и системы в целом.

Построение и внедрение комплексной информационной системы следует осуществлять в соответствии со следующими принципами [2]:

1) принцип единого информационного пространства;

2) принцип глобальной системы справочников;

3) принцип открытости структур хранения информации;

4) принцип ведения консолидированного учета;

5) принцип поддержки территориально-распре-деленных структур;

6) принцип параллельности при ведении нескольких видов учета;

7) принцип релевантности информации;

8) принцип репрезентативности;

9) принцип информационной независимости;

10) принцип защищенности.

Кроме того, в качестве принципов эксплуатации маркетинговой информационной системы указаны [1]:

1) принцип ориентации на потребителя и максимального удовлетворения потребностей потребителей;

2) принцип сегментации и позиционирования товара;

3) принцип диагностики конкурентной среды рынка;

4) принцип социально-ответственного маркетинга;

5) принцип использования программно-целевого метода и комплексного подхода;

6) принцип применения стратегии и тактики активного приспособления товара к требованиям рынка;

7) принцип постоянства инновационной деятельности;

8) принцип гибкого реагирования на изменения внешней среды;

9) принцип соизмерения возможностей предприятия с потребностями рынка;

10) принцип стратегического планирования маркетинга.

Однако соблюдение этих принципов не всегда может быть обеспечено достаточно простыми средствами. В результате, при решении подобных задач возникает необходимость решения следующих проблем:

1) организационная проблема: необходимость рационального сочетания деятельности персонала по всем уровням управления;

2) функциональная проблема: необходимость обеспечения единства целей и согласованности функций всех компонентов, разработки общей функциональной структуры всей системы, декомпозиции системы на компоненты и установления для каждого компонента:

— критерия эффективности;

— модели функционирования;

— процедуры обработки данных;

— функциональных и информационных связей между компонентами;

3) информационная проблема: необходимость единого подхода к созданию и ведению всей информационной базы и обеспечения взаимосвязанной циркуляции информации между компонентами системы;

4) программная проблема: необходимость обеспечения совместного функционирования комплексных информационных систем, прикладных программ и структур данных, используемых для решения задач;

5) техническая проблема: необходимость создания комплекса совместимых аппаратных средств, средств автоматизации, локальных се-

тей, позволяющих проводить автоматическую реализацию всех направлений интеграции при распределенной обработке информации. Интеграция финансово-экономических, учебно-и организационно-методических составляющих модели позволит оперативно решать целый ряд задач. В частности, в настоящее время стремление к диверсификации спектра образовательных услуг приводит к появлению значительного количества новых направлений и особенно профилей подготовки. Это существенно увеличивает нагрузку на профессорско-преподавательский состав без увеличения фонда заработной платы. В то же время сокращение нагрузки за счет увеличения размера потоков на лекционных занятиях в настоящее время не всегда эффективно, так как согласно Государственному образовательному стандарту третьего поколения лекционные занятия должны составлять не более 40 % от общего объема учебного плана. Однако увеличение количества студентов в группе более некоторого предельного количества приводит к появлению новых подгрупп на лабораторных занятиях, что также увеличивает нагрузку. В связи с нехваткой лабораторного оборудования многие лабораторные занятия проводятся как практические, что также требует анализа и исправления сложившейся ситуации.

Для маркетинговых исследований в общем случае имеет ценность определенная часть информации, содержащейся в финансово-экономической составляющей. Здесь вновь может возникнуть вопрос: имеет ли смысл связывать маркетинговую информацию с указанной составляющей информационной модели вуза? Однако именно требуемые финансовые затраты в целом ряде случаев определяют выбор абитуриентами того или иного направления обучения (специальности) в условиях, когда кроме крупных государственных университетов в регионе обычно имеется несколько коммерческих вузов, являющихся чаще всего филиалами крупных московских университетов. В результате, в условиях демографического спада вузы региона должны работать в условиях весьма жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Эта конкуренция обусловлена, с одной стороны, продолжающимся и слабо управляемым ростом количества коммерческих вузов, с другой стороны, сокращением количества выпускников школ, которое наблюдается уже несколько последних лет. Несмотря на то, что в перспективе количество

потенциальных абитуриентов будет увеличиваться, преждевременно прогнозировать снижение конкуренции на этом рынке, так как одновременно с прогнозом увеличения количества выпускников прогнозируется и снижение качества их подготовки, и отсутствие у них мотивации получения высшего образования по направлениям, востребованным реальным сектором экономики. Все это позволяет сделать вывод о сохранении высокой актуальности исследований в сфере маркетинга образовательных услуг вузов.

Потребителями образовательных услуг являются, во-первых, сами обучающиеся, во-вторых, предприятия-работодатели, в-третьих, государство, представляющее интересы общества в целом, которому необходимо поддерживать достаточно высокий процент населения с высшим образованием для сохранения высокого интеллектуального уровня нации. При этом если обучающиеся являются прямыми потребителями образовательных услуг, то предприятия-работодатели являются только косвенными потребителями, так как используют труд и знания прямых потребителей. Государство также является только косвенным потребителем, однако именно оно осуществляет оплату этих услуг для максимального количества прямых потребителей, обучающихся на бюджетных местах. Предприятия-работодатели также достаточно часто осуществляют оплату этих услуг по трехсторонним договорам с прямыми потребителями - обучающимися и вузами.

При этом подобные денежные операции также осуществляются в рамках финансово-экономической составляющей электронной информационной модели вуза. Отдельной задачей является поиск оптимальной степени открытости финансово-экономической модели для студентов и сотрудников самого вуза. Открытая и прозрачная информация об объемах поступления и расходования бюджетных средств, а также средств, поступающих от обучающихся на платной основе, в значительной степени повысит престиж и, как следствие, имидж вуза, что также будет способствовать привлечению абитуриентов.

Формирование интегрированной электронной информационной модели вуза, содержащей финансово-экономические составляющие, позволяет применить их для решения целого ряда управленческих задач. Их использование не только позволит упорядочить работу организации, но и будет способствовать интеграции маркетинговых

информационных систем, применение которых позволит оптимизировать рыночную стратегию вуза. В результате может быть достигнута интеграция информационного пространства не только в сфере обучения, но и в сфере маркетинга и в финансово-экономическом пространстве вуза, что может обеспечить вузу дополнительные конкурентные преимущества.

Список литературы

1. Чадаев А. Ю. Маркетинг образовательных услуг на основе информационной модели высшего учебного заведения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 22.

2. Бурцева Т. Интегрированные системы маркетинговой информации // Маркетинг. 2005. № 6(85). С. 22—34.

и полиграфические работы

ф

Тел.: 8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.