УДК 13
Е. Ж. Шуплецова
ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЛОГО ПРОСТРАНСТВА
Целью данной статьи является осмысление жилого пространства в современной культуре через трансформацию категории сокровенного в его традиционном и современном понимании.
Ключевые слова: философия, культура, жилое пространство, дом, сокровенное
The aim of the given article is apprehension of living space in the modern culture by means of transformation of the category of sacred in its traditional and modern understanding.
Keywords: philosophy, culture, living space, house, sacred
Актуальность темы обусловлена тем, что под воздействием расширяющихся процессов глобализации, урбанизации и технологизации происходит радикальное переосмысление жилого пространства, обеспечивающего существование человека в мире.
Архитектура, наделенная не только функциональными, техническими, эстетическими, но и философскими смыслами, призвана преобразовывать «хаос в космос», формировать и очеловечивать окружающее пространство. Кризис эпохи, связанный с вытеснением ценностей технологиями, не мог не повлиять на современную архитектуру, которая стала товаром, зависимой от рыночной конъюнктуры и заказчика.
Специалистами всерьез ставится вопрос об умирании архитектуры. «Архитектура, - утверждает один из авторитетных теоретиков архитектуры А. Г. Раппапорт, - постепенно скатывалась с положения служанки церкви в служанку государства, затем в служанку богачей и, наконец, в служанку технократии бюрократов и менеджеров, постепенно сделавшись проституткой» [5].
В массовом потребительском обществе процесс умирания выражается в типизации, стандартизации архитектуры, ее слиянии и превращении в дизайн, когда «воля архитектора не в силах противостоять вкусу заказчика» [7, с. 14], в агрессивности некоторых новых построек-монстров наряду с утратой старой городской архитектуры. Сегодня в обществе наблюдается утрата «архитектурной совести», которая «есть определенное чувство меры в способе заимствования, когда прямое копирование или дерзкое заимствование уступает место почтительному поклонению или диалогу, причем сохраняющим чувство собственного достоинства заимствующего» [7, с. 20].
Дом сегодня формируется не столько традицией, сколько разного рода индустриями по производству образов и символов, прельщающих человека, усилиями дизайнеров и журналистов. Со страниц многочисленных журналов («Лучшие интерьеры», «Идеи вашего дома», «Современный дом» и пр., пр.), из передач по «евроремонту», за-
полонивших телеэкраны («Квартирный вопрос», «Школа ремонта», «Квадратный метр», «Про декор» и др.), на нас хлынул поток информации, как оформить свой дом экстравагантно, согласно моде. Для современного интерьерного дизайна характерны: соединение несоединимого в пространстве (жилом, в частности), необычные формы предметов и их деталей, неожиданные сочетания красок, текстур, фактур материалов. В сущности, это ведет к безликому тиражированию, копированию и, как следствие, дом лишается индивидуальности.
Сегодня создаются дома как «ящик для тела», как место «складирования» людей [2, с. 176], человеку же, напротив, нужна не «машина» для жилья, а, по словам Ю. Палласмаа, архитектура «тишины», «сосредоточенная и созерцательная», не стремящаяся к «шуму, эффектности и моде» [4, с. 106]. Современные сооружения не трогают душу, не задевают чувства, предметы быта только выглядят полезными, дома только похожи на дома.
Здесь мы сталкиваемся с неизбежными противоречиями, которые хранит в себе современная эпоха. Цивилизационный процесс неумолимо движется вперед, ускоряя ритмы жизни, продвигая новые технологии и материалы. Но чем больше развивается цивилизация, - отмечал Н. Бердяев, - тем больше «обездушивается» культура, призванная «созерцать вечность» [1, с. 169]. «В цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры» [Там же, с. 172]. Хотя есть и другая точка зрения на происходящий процесс. Так, современный дизайнер Карим Рашид утверждает, что не следует разделять искусственное и естественное, технологическое и человеческое. Он убежден, что настало время освободиться от ностальгии, традиций прошлого. Его интерьеры, в частности, являются ярким примером синтеза мира реального и виртуального.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости нового осмысления жилого пространства, которое бы противостояло абсолютизации рационального, прагматичного и утилитарного. Жилое пространство как объект исследования на сегодняшний день достаточно полно и всесторонне
71
изучено архитекторами, философами, культурологами, историками, востоковедами, психологами, дизайнерами и другими специалистами. Однако в связи с тем, что в современной культуре происходит трансформация жилого пространства, необходимы иные подходы для философско-культурологического осмысления данного объекта.
Основанием для нового осмысления может стать, на наш взгляд, категория сокровенного. В традиционном понимании категория сокровенного коррелирует с такими понятиями, как дух, духовное, гармоничное. Место сокровенного - не вовне, а внутри человека. Традиционное осмысление жилого пространства в русской культуре связано с домом, воспринимаемым как духовный центр, как символ бытия, как пространство сокровенного. Несмотря на то, что дом, как душа, открыт, он призван сокрывать внутреннюю жизнь человека, наполненную созерцательностью и вдохновением; сохранять родовые и семейные традиции; способствовать органичной слитности с природой. Дом - это укорененность, духовность и уют. Традиционное жилое пространство сохраняет интимность жизни, потому и сокровенно.
Новое сокровенное в жилом пространстве современной культуры не столько отрицает традиционные трактовки, сколько смещает их акценты и производит некую подмену понятий, в результате происходит стирание границ, противопоставлений, ранее расположенных на разных полюсах. Новое сокровенное жилого пространства в современных условиях стремится к комфорту и благам. Жилое пространство в современной культуре часто лишено не только духа, но и души. Если традиционная модель дома фокусировалась на очаге, кухне, гостиной и приватности личных пространств, то современная зачастую, наоборот, представляет модель открытого пространства, где зоны перетекают друг в друга, максимально освобождая человека от физических и визуальных преград. Мы наблюдаем создание нового жилого пространства, подверженного десакрализации, деинтимизации, технологи-зации, в силу чего происходит потеря традиционного сокровенного. Жилое пространство, призванное сокрывать, сегодня утрачивается.
Общая тенденция современного мира - увеличение искусственной мощи, подмена естественного, натурального, подлинного искусственным. Это проявляется в создании общества сетевой культуры, в котором подлинный дом превращается в дом сетевой. Миллионы людей «живут» в сети Интернет как в доме. Телевизор, телефон, Интернет, другие средства коммуникации изымают человека из внутреннего пространства дома: «Мы можем находиться дома часами и при этом отсутствовать» [3, с. 237].
Погружаясь в виртуальную среду, человек уже не обращает внимания и на искусственные и синтетические материалы (краски, пластик, дре-весно-стружечные плиты, мебель, ковры), которые захватили пространство дома и отравляют его атмосферу, не привнося ни тепла, ни души.
Человечество живет в мире голых видимостей (передачи «За стеклом», «Дом-2», стеклянные дома как место обитания, остекленные двери приглашают «подглядывать» за происходящим). Современное жилое пространство открыто и откровенно, а порой и бесстыдно. Данное явление получило название «деинтимизация». Процесс деинтимизации проявляется в прозрачности жизни, когда все и вся находятся под прицелом видеокамер, фиксирующих наше передвижение (дома, в общественном месте). Жизнь человека выставляется на всеобщее обозрение, преобладает подиумное мышление, таким образом, происходит исчезновение приватного пространства. «Одно - уже более не спектакль, другое - уже более не тайна» [8, с. 126]. Рекламируются стеклянные дома под девизом: «прозрачная гармония жизни». На наш взгляд, гармония жизни здесь призрачна. Пространство дома становится незащищенным и уязвимым, открытым для посторонних глаз, лишается внутреннего покоя.
Жилое пространство дома подвергается процессу десакрализации. Человек, имея свою жизнь и дом, погружается в бесконечные реалити-шоу, сериалы и пр., начинает жить чужой жизнью, чужим домом, чужими эмоциями, примеривая на себя любой новый образ (будь то олигарх-бизнесмен или женщина-вамп и т. п.). Десакрализация способствует не просто потере уюта домом, а замещению его комфортом, а он, по словам С. А. Лишаева, есть продуманная рациональность, «которая устраняет все импульсы», уют - иррациональность, способность задеть человека за живое [Цит. по: 3, с. 235].
Воспринимая подлинное как тишину, следует отметить, что все чаще внутреннее жилое пространство создает лишь «мертвую тишину», далекую от живой тишины природы и архитектуры. Естественные звуки дома (тиканье часов, скрип половиц), составляющие его живую сокровенную сущность, исчезают, гаснут в звукопоглощающих покрытиях [6]. Наши помещения напичканы техникой и электроникой, помогая освободить человека от лишних движений, они лишают живого движения и человека, и дом.
На самом деле пространство, окружающее нас (жилое, в частности), всегда являлось не только пространством геометрии и конструкций, оно было наполнено теплом, светом, запахами. Но мы привыкли в первую очередь воспринимать его внешнюю сущность, не всматриваясь во внутреннюю. Мы перестали замечать, что пространство «окружено
72
ореолом едва уловимых оттенков и сияний, которыми дышит тело и питается глаз, его тишина наполнена звуками, отсветами, отражающими самый смысл зодчества, опосредующего связь человека с человеком и с чем-то большим, может быть, даже непостижимо большим, чем связь человека с человеком - связь человека с самим собой» [6].
Таким образом, на наш взгляд, философско-культорологическое осмысление современного жилого пространства поднимает очень важную проблему - проблему сокровенного, проблему нового обретения и сохранения человеком подлинно человеческих (экзистенциальных) качеств в глобализирующемся мире.
1. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. -177 с.
2. Дэй, К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / К. Дэй; пер. с англ. В. Л. Глазыче-ва. - М.: Ладья, 2000. - 280 с.
3. Запесоцкий, А. С. Философия российской телесности / А. С. Запесоцкий. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - 352 с.
4. Палласмаа, Ю. Границы архитектуры - к архитектуре тишины / Ю. Палласмаа // Вопр. искусствознания. - 1993. -№ 1. - С. 92-107.
5. Раппапорт, А. Г. Архитектура и философия [Электронный ресурс] / А. Г. Раппапорт // Башня и лабиринт. - Режим доступа: http://papardes.blogspot.com/2011/01/blog-post_05.html.
6. Раппапорт, А. Г. Отсвет и эхо [Электронный ресурс] / А. Г. Раппапорт // Башня и лабиринт. - Режим доступа: http://papardes.blogspot.com/2012/03/blog-post_09.html.
7. Раппапорт, А. Г. Умирание архитектуры и искусства / А. Г. Раппапорт // Искусствознание. - 2010. - № 1-2. - С. 5-30.
8. Baudrillard, J. Ecstasy of Communication / Jean Baudrillard // The Anti-Aesthetic. Essays on Postmodern Culture / Ed. H. Foster. - Port Townsend: Bay Press, 1983. - P. 126-133.
Сдано 12.10.2012
73