Научная статья на тему 'Интерьер начала XXI века: к проблеме «Цитатного мышления»'

Интерьер начала XXI века: к проблеме «Цитатного мышления» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1477
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерьер начала XXI века: к проблеме «Цитатного мышления»»

Т. В. Ковалева

Интерьер начала XXI века: к проблеме «цитатного мышления»

Рано или поздно новый век осознает себя особостью. И тогда неоценимы станут свидетельства старта...

А. В. Рябушин75

Тема конференции - «Искусство в XXI веке» - предполагает обращение к произведениям современного искусства, но также и постановку извечного вопроса - что впереди? Тем не менее, прогнозировать сегодня ход истории изобразительного искусства и хоть сколько-нибудь похоже рисовать перспективы его развития в XXI веке представляется делом весьма интересным, но чрезвычайно сложным, практически невозможным. Что в искусстве считать новым горизонтом, если в художественной практике разных времен и народов многие «футуро-прожекты» оборачивались хорошо забытыми «старыми» или целенаправленно ориентированными в «прошлое»? (Собственно, именно в этом обращении в прошлое иногда и выражалась новизна; формула «назад - в будущее» давно перестала быть парадоксом в искусстве).

Анализировать процессы современности тоже весьма не просто, высока вероятность остановиться на банальном архивировании сведений. Здесь важным представляется удержать баланс между попыткой объективного анализа и соблазном поспешного определения течений, творческих почерков и т. п. В этом смысле XX век преподнес блестящий урок любителям ярлыков, когда в творческой жизни одного мастера можно выделить не просто периоды художественных предпочтений, а концептуальную смену художественных позиций (особенно во второй половине столетия). Так, архитектор Б. Гофф настаивал на «создании новых стилей» не только для каждого своего заказчика, но и для каждого дома в отдельности. Теоретик и практик архитектуры Ф. Джонсон - одна из ярких иллюстраций непостоянства (или постоянного поиска?) в творчестве. Ревностный поклонник и ученик Миса ван дер Роэ, он был последователем «интернационального стиля» в 1930-е годы, в начале 50-х заявил о торжестве времени «современной архитектуры» и вскоре объявил ее исчерпанной, в 60-е годы он высказывается о значимости эклектической традиции и настаивает на изучении истории... И сегодня, на рубеже XX-

75 Рябушин А. В. Архитекторы рубежа тысячелетий. М.: Искусство-XXI век, 2005. С. 7.

XXI веков, даже «однозначный», на первый взгляд, Н. Фостер пишет: «всякий раз, когда критики запихивают нас в определенный ящик, мы тут же выскакиваем, как зайцы»76.

Самовлюбленная «эстетика изобилия постмодернизма»77 в очередной раз вызвала к жизни метод «вольной интерпретации и выборочного использования прошлого по своему усмотрению»78. Следует вспомнить, что заимствование как художественный метод убранства интерьера применяется с самых давних времен79. История искусства располагает огромным количеством подобных примеров. Все искусство античности в целом не случайно назвали «классикой» - «образцом» для многих художественных эпох, стилей, направлений. В основе искусства историзма особенно ярко различимы и ориентация на воссоздание художественных форм, и прием цитирования памятников прошлого. Для метода «умного выбора» характерно стремление к точности воспроизведения прототипа с использованием архитектурных обмеров и научных археологических изысканий. И в искусстве XX века по мнению «отца-основателя» американского модернизма Ф.-Л. Райта заимствование и цитирование неотвратимо: «мы все. являемся, благодаря полученному нами образованию, эклектиками, и этот впитанный нами эклектизм стал нашим подходом к жизни. Поэтому подражание, в целом и в деталях, неизбежно»80.

Известно, что «творческая лаборатория» искусства конца XX - начала XXI веков - эпохи постмодернизма - обширна и многоаспектна. К ее методам причисляют: «прерывистость, фрагментарность и коллаж неродственных элементов, мозаику новой информационной реальности, поток созна-

76 Цит. по: Там же. С. 6.

77 Палласмаа Ю. Границы архитектуры - к архитектуре тишины // Вопр. искусствознания. 1993. № 1. С. 101-102.

78 Дмитриева Н. А. Художественные традиции в раннем творчестве Пикассо // Западное искусство ХХ в. М.: Наука, 1991. С. 3-21.

79 Так, композиция знаменитой мозаики «Битва при Иссе Александра Македонского с Дарием» (II-1 вв. до н. э.), которая покрывала пол таблинума в Доме Фавна в Помпеях, восходит к греческому живописному произведению конца IV в. до н. э. См.: Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней / пер. с англ. Е. А. Кантор. М.: Искусство, 1990. С. 18. Образцом для многофигурной композиции росписи Виллы мистерий в Помпеях (сер. I в. до н. э.), украшающей стены одной из комнат, служила греческая композиция (мистерии в честь Диониса и Ариадны), которую художник, повторяя в помпеянском доме, несколько видоизменил в соответствии с размерами зала. См.: Щедрина Г. К. Изобразительное искусство и архитектура античного мира // Античная художественная культура: учеб. пособие / под ред. Г. К. Щедриной. СПб.: Науч. центр проблем диалога, 1993. С. 230.

80 Райт Ф.-Л. Будущее архитектуры / пер с англ. и прим. А. Ф. Гольдштейна; под ред. А. И. Гегелло. М.: Стройиздат, 1960. С. 197.

ния...»81, «продуцирование игровых ситуаций-метафор, где вариабельность осколков-заимствований подчинена определенным правилам игры и где возможны ошибки, выступающие, однако, необходимым элементом игровой ситуации»82. Эта «фрагментарность, прерывистость, вариабельность осколков-заимствований в игровой ситуации» и видится выражением феномена «цитатного мышления» современных художников. То есть такого мышления, при котором цитаты знаменитых памятников прошлого при условии узнаваемости художественного произведения-прототипа становятся средством создания новых оригинальных произведений.

Рассматривая публикации о жилом интерьере последнего десятилетия, можно выделить особенно любимые нашими современниками художественные предпочтения в качестве цитируемых образцов. Так, назовем несколько квартир в Москве, в основе художественного решения которых - культура Древнего Египта. В одной из них (арх. Валерий Магидов, дизайнер Эля Глянцева, 2001 г.) - дворец фараонов. Все современное оборудование квартиры замаскировано. Настенные рельефы с иероглифами, воспроизводящие прототипы из сокровищницы Тутанхамона, настенные росписи с панорамой Нила - все это дело рук мастеров, которые тщательно изучили наследие древней цивилизации. Каждый из предметов обстановки также создавался как часть уникальной коллекции. «В пространстве, о котором идет речь, категория времени трансформируется в нечто неуловимое. И сквозь это нечто - обе реальности, и нынешняя, и та, которой около трех тысяч лет - свободно перетекают и взаимодействуют друг с другом .»83.

В другой московской квартире (арх. Анатолий Голев, Вера Г орлицы-на, 2003 г.)84 интерьер представляет череду цитат из разных исторических эпох. В спальне и холле стены украшают росписи и рельефы с поярусны-ми изображениями, характерными для древнеегипетского канона. В кабинете и гостиной - ориентация на европейское Средневековье: потолок с деревянными балками, дубовая дверь ручной работы с кованой фурнитурой, отделка стен искусственным камнем, имитирующим кладку, штандарты на окнах вместо портьер.

Третья квартира расположена в новом т. н. «стеклянном» доме в центре Москвы (арх. Екатерина Королева, Наурис Бриедис, 2004 г.)85. Здесь

81 Палласмаа Ю. Границы архитектуры - к архитектуре тишины // Вопросы искусствознания. М.: Галарт,1993. № 1. С. 100-101.

82 Горбунова Т. В. Изобразительное искусство в истории культуры. СПб.: Лениздат, 1997. С. 174.

83 Исмиева В. Сны о Египте // SALON - Частный интерьер России. 2001. № 5 (50). С. 86-97.

84 Игры со временем // Лучшие интерьеры. 2003. № 21, окт. С. 32-41.

85 За гранью стеклянного куба // Лучшие интерьеры. 2005. № 34, февр. С. 95-99.

современный, отвечающий критериям функциональности дизайн довольно механистически дополнен декоративными настенными вставками с изображениями древнеегипетских пирамид и рельефов.

Три приведенных примера - три различных способа цитирования. В первом случае - попытка уподобить пространство древнеегипетскому дворцовому интерьеру с использованием копийных работ. Во втором -перечисление цитат как демонстрация осведомленности или исторических пристрастий. В третьем случае - напоминание о древности для контрастного противопоставления ультрасовременной архитектуре.

Одним из интересных аспектов в искусстве постмодернизма, имеющих отношение к проблеме «цитатного мышления», представляется трактовка времени. Прошлое, настоящее, будущее - все совмещается, меняется местами. «После времен» все, что было «до» и что будет «после» начинает существовать в одном временном пространстве. Это проявляется в абсолютной свободе «персонажей» от исторических связей, в произвольном использовании известных и узнаваемых тем и мотивов. Такой метод позволяет прочувствовать собственную причастность к прошлому или будущему, а, следовательно, более острее ощутить значимость собственного настоящего. Можно предположить, что подобное ощущение «всевременности» и рождает феномен «цитатного мышления» в художественной практике, именно в этом ощущении кроется популярность приема «цитирования» в искусстве современного интерьера.

Другая «популярная» с точки зрения поиска прототипов эпоха - бессмертная классика. Сегодня обращение к Античности и классицизму в городах постсоветского пространства, а особенно в Москве и Петербурге, выглядит не ново, даже «дежурно». Возможно, это связано с тем, что восприятие классических форм подготовлено «прививками» русским классицизмом и ампиром XVIII - XIX веков, неоклассикой и «сталинским ампиром» ХХ столетия. Так, желание приобщиться к классическим формам демонстрирует интерьер квартиры в Москве (арх. Жанна Кочу-рова, Дмитрий Быков, при участии Елены Кларк, 2001 г.)86. Строгая симметрия композиции интерьера подчеркнута колоннадой дорического ордера, которая проходит через всю гостиную. Круглая скульптура, украшающая пространство - копии с античных слепков из Музея изобразительных искусств, живописные полотна - копии картин мастеров XIX века. Даже массивная «ампирная» мебель специально «состарена», чтобы не вырываться из образа. Своеобразная игра в «классику» подсказала архитекторам московского дома архитектурное решение и образ интерьера (арх. Дмитрий Величкин, Николай Голованов, Вячеслав Виноградов,

86 Исмиева В. Вкус подлинности: преемственность классич. традиции // SALON - Частный интерьер России. 2001, № 6 (51). С. 80-87.

2001 г.)87. Сдвоенные колонны, фланкирующие вход в вестибюль, поддерживают кессонированную арку на высоком антаблементе - так заявлена классическая тема в этом пространстве. Она получает свое развитие в гостиной, где на высоком подиуме торжествует четырехколонный мраморный портик - своеобразная монументальная кулиса, разделяющая пространство комнаты на зоны. Этот композиционный центр квартиры архитекторы шутя назвали «Храмом Ники Аптерос».

Похожее «погружение» в классицизм, отвечающее на современные требования функциональности и удобства жилой среды, легло в основу организации пространства многих петербургских квартир. Среди них квартира коллекционера, знатока и ценителя петербургской старины (дизайнер Светлана Осипова, художники Елена Рипак, Петр Мамбет, 2001 г.)88. Обстановка и убранство парадной половины отвечают строгим принципам ампира. Большая часть мебели выполнена современными итальянскими мастерами, но специально состарена. Новая лепнина потолка в гостиной и столовой точно повторяет традиционные формы. Оконные проемы украшены ламбрекенами. Светильники и бра выполнены современными стеклодувами, но их изгибы навеяны классическими формами. Подлинные антикварные предметы «работают» на привычных, специально для них предназначенных местах, наполняя современное пространство духом прошедших столетий.

Квартиры в Вильнюсе (арх. Ирма Шалнене, Сигитас Жукас, 2003 г.)89 и во Львове (арх. Владимир Пухняк, 2005 г.)90, оформленные с явно выраженным стилистическим предпочтением классики, объединяет еще и то, что они расположены в доходных домах, построенных во времена царской России. В первом случае - это современная интерпретация классицизма, осуществляющая связь с прошлым этого дома. Здесь стены «окантованы» рельефными карнизами, мебель плавных очертаний с золочеными бронзовыми накладками, выполненная в классическом стиле, чопорно расставлена по своим местам согласно регламенту ампира. А во втором случае - это реставрация с элементами реконструкции. В квартире со времен постройки дома (1910-1912 гг.) сохранилось много подлинных предметов обстановки и убранства: стекла в раздвижных двустворчатых дверях, изразцовые печи, лепнина на потолках, паркет в парадных комнатах, латунная сантехника и др. «Музеефицированную» квартиру дополнили современные и антикварные предметы эпохи неоклассицизма.

87 Вавилина Н. Чистое небо Эллады // SALON - Частный интерьер России. 2001. № 4 (49). С. 95-99.

88 Воронина О. Тоска по неоклассике: Бронзовый век «русского ампира» // SALON - Частный интерьер России. 2001. № 3 (48). С. 66-79.

89 Эклектика для жизни // Лучшие интерьеры. 2004. № 256, февр. С. 67-78.

90 Сквозь время // Лучшие интерьеры. 2005. №41, окт. С. 162-167.

Посредством таких приемов время превращается в весьма пластичную категорию, что позволяет ощутить совсем иной жизненный ритм, почувствовать дух давно ушедшего времени. «Как и предшествовавший век двадцатый завершился в тревожном ощущении непредставимости будущего, отсутствия надежных перспектив, что порождает ностальгию по прошлому. Сохраняются тем самым и предпосылки новых возвратов к ретроспек-тивности»,91 - так объясняет А. В. Иконников характерное для современного искусства обращение к художественным традициям прошлого.

Следует заметить, что у проектировщиков и художников нет единых правил и выработанных методик обращения к различным художественным эпохам. Они вольны в выборе прототипа, количества и даже качества цитируемых образцов. Они вольны также сопоставлять в одном пространстве различные исторические эпохи. Так, современное толкование модерна позволило органично соединить его с иными стилями и направлениями при оформлении квартиры в Риге (дизайнер Ирина Ванглер, 2004 г.)92. Привезенные в новую квартиру несколько любимых предметов мебели в стиле модерн, изготовленные на заказ, послужили отправной точкой этой темы в интерьере. Камин и лестница были изготовлены тоже в стиле модерн. Использованы характерные для модерна цвета (сиреневый, зеленый, желтый) и настенные росписи с изображениями цветов (ирисы и другие флореальные мотивы). Кухня в стиле хай-тек стилистически контрастна, но благодаря цветовой гамме (бледно-сиреневый и серый цвет металла) вписалась в общую композицию квартиры.

Функциональный минимализм, характерный для культуры модернизма, может свободно дополняться сегодня самыми разными стилистическими или историческими акцентами, но особенно характерно сочетание с различными проявлениями культуры Востока. Например, художественная концепция организации пространства в одной из московских квартир (арх. Ольга Федорова, Светлана Гулина, 2005 г.) обнаруживает связь с японскими мотивами93. В просторной гостиной - главном помещении квартиры отсутствуют двери; функциональное зонирование обеспечивает и связь помещений, и их дифференциацию (посредством барной стойки, ширм, разноуровневого освещения). Выбор отделочных материалов определен темой: натуральное дерево, плитка из черного сланца, мрамор, бамбуковые и текстильные обои. Светлые стены контрастируют с темным деревом, графика линий подчинена каркасной системе традиционного японского жилища.

91 Иконников А. В. Архитектура ХХ в.: утопии и реальность. М.: Прогресс-Традиция, 2001. Т. 1. С. 18.

92 Вариация на тему модерна // Лучшие интерьеры. 2005. № 36, апр. С. 60-67.

93 Уют по-японски // Лучшие интерьеры. 2005. №37, май. С. 76-80.

Интерес к восточной культуре демонстрирует и квартира в Нью-Йорке (арх. Энрико Бонетти, Доминик Козерски, 2007 г.)94 - пентхаус с открытой планировкой с единственной изолированной комнатой - спальней хозяйки. Часть пространства выделена под буддийский центр для медитаций, здесь - статуэтка Будды. Вместо мебели по всему периметру квартиры проходит подиум из травертина; в столовой он служит сиденьем, в спальне - низкой полкой, а выходя на террасу, - становится мощением. Редкие предметы мебели выполнены из массива тика, его специально нагревали и старили.

В оформлении одной из петербургских квартир тоже заметно влечение к Востоку (дизайнер Светлана Андреева, 2004 г.)95, которое соединяется со спокойной «современной классикой». В «восточных» комнатах минимум мебели, даже кровать спрятана за зеркальными фасадами шкафа, вместо дивана - циновки с декоративными подушками, а на окнах вместо привычных для европейца занавесок - японские раздвижные панели.

Итак, на основе исследования публикаций в изданиях, посвященных жилым интерьерам начала XXI века, можно сделать вывод о том, что искусство проектирования интерьера продолжает развивать сегодня идеи конца XX столетия. Прием цитирования знаменитых памятников прошлого с условием узнаваемости художественного прототипа легко допускает использование форм разнообразных исторических и художественных эпох в рамках одного проекта и в равных условиях сосуществования. «Цитатное мышление» нашего современника - архитектора, художника, дизайнера - определяет умение метко цитировать прошлое, зачастую вырывая «мысль» из контекста, и оперировать образами-цитатами как символами в новой предложенной игровой ситуации.

Е. М. Коляда

Университетские сады в европейской культуре: история и перспективы развития

Европейское садово-парковое искусство имеет широкую типологию. История формирования и развития некоторых парковых типов уходит своими корнями вглубь тысячелетий. К таким садам и паркам относятся университетские, возникновение которых являет собой целую страницу в

94 Талбот А. Полный дзен // Самые красивые дома мира. 2008. №3, март. С. 190-197.

95 Морар А. Три желания // Жилая среда. 2004. №9 (13), ноябрь. С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.