Научная статья на тему 'Философские основания исследования междисциплинарного феномена «Идентичность» в современном социальном познании'

Философские основания исследования междисциплинарного феномена «Идентичность» в современном социальном познании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПОНИМАЮЩАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРЕДПОСЫЛОЧНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ВООБРАЖАЕМАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTIFICATION / IDENTITY / TYPOLOGY OF IDENTITY / INTERPRETIVE IDENTITY / PREMISE IDENTITY / VIRTUAL IDENTITY / SELF-IDENTITY / IMAGINARY IDENTITY / SYMBOLIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Елена Михайловна

В статье идентичность рассматривается через социальнопсихологический механизм идентификации, лежащий в основе становления идентичности. Проводится классификация известных форм идентичности, предлагаются основания для исследования новых форм идентичности в современном обществе, таких как символическая, виртуальная, понимающая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL GROUNDS FOR STUDYING THE INTERDISCIPLINARY PHENOMENON OF IDENTITY IN MODERN SOCIAL COGNITION

The paper examines identity through the lens of social and psychological mechanism of identification that serves the basis for identity formation. The known forms of identity are classified. Grounds for studying new forms of identity in the contemporary world (such as symbolic, virtual, interpretive) are proposed.

Текст научной работы на тему «Философские основания исследования междисциплинарного феномена «Идентичность» в современном социальном познании»

I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ)___________

УДК 165

Калашникова Елена Михайловна

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Kalashnikova E.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ФЕНОМЕНА «ИДЕНТИЧНОСТЬ»

В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ

PHILOSOPHICAL GROUNDS FOR STUDYING THE INTERDISCIPLINARY PHENOMENON OF IDENTITY IN MODERN

SOCIAL COGNITION

Аннотация: В статье идентичность рассматривается через социальнопсихологический механизм идентификации, лежащий в основе становления идентичности. Проводится классификация известных форм идентичности, предлагаются основания для исследования новых форм идентичности в современном обществе, таких как символическая, виртуальная, понимающая.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, типология идентичности, понимающая идентичность, предпосылочная идентичность, виртуальная идентичность, самоидентичность, воображаемая идентичность, символическая идентичность.

Abstract: The paper examines identity through the lens of social and psychological mechanism of identification that serves the basis for identity formation. The known forms of identity are classified. Grounds for studying new forms of identity in the contemporary world (such as symbolic, virtual, interpretive) are proposed.

© Калашникова Е.М., 2013

Keywords: identification, identity, typology of identity, interpretive identity, premise identity, virtual identity, self-identity, imaginary identity, symbolic identity.

Проблемы идентичности являются предметом изучения различных наук, таких как психология, социология, культурология, история, педагогика и др. Каждая из этих научных дисциплин, берет для анализа отдельный аспект, соответствующий ее предмету. Но только совокупность тех результатов, которые дают отдельные дисциплины, и использование в каждой из них принципа взаимодополнительности могут быть применены для философского анализа. Именно осуществление междисциплинарных связей позволяет создавать теоретические модели идентичности. Более того, идентичность не может быть рассмотрена вне своего становления, которое обеспечивается социально-психологическим механизмом идентификации. Идентификация интегрирует людей в объективные и субъективные общности на базе общего социального содержания, и это находит подтверждение при анализе широкого диапазона социума в процессе изучения филогенеза, онтогенеза, исторических типов мышления. Осуществление идентификации происходит через индивидуализацию социального опыта (приобщение через обособление). Действительно, каждый индивид усваивает социальный опыт предшествующих поколений через приобщение, но осуществляет это индивидуально, сообразуясь со степенью социализированности единичного агента социума. В то же время, анализ мотивационной сферы личности и анализ «связности сознания» не объясняют «связности деятельностей», приобщения или обособления в поведении, так как идентификация в поведении осуществляется благодаря переходу от внутренних условий к внешним, которые и обеспечивают необходимость активного присвоения ценностей социума для жизнедеятельности людей.

Как процесс идентификации, так и идентичность изучаются с опорой на целевые установки исследователя. Понятие методологической установки многоуровневое и многоаспектное и имеет как логическую, так и личностнодеятельностную структуру. Нас интересует логическая структура, категориальный каркас, контролирующий построение теоретических конструкций, обусловливающих познавательное движение идентификации.

||___ВЕСТНИК Ш ГПУ_______________Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

При анализе становления идентификации как механизма социальной причастности в онтогенезе центральной категорией становится «социализация», при рассмотрении идентификации в историческом процессе следует опираться на категории «социальная потребность» и «социальный интерес», при исследовании исторических типов мышления мы привлекаем принятые категориальные «сетки» и парадигмы в научном сообществе. Каждый раз в исследовании процессов идентификации субъект погружается в социологический материал, благодаря которому происходит модификация общих методологических положений, преодолевается привычный схематизм, а сам процесс идентификации наполняется необходимым конкретным содержанием.

Процесс адаптации современного человека к новым условиям является «схватыванием» полифонической реальности понимающей идентичностью. А поскольку человек с его разумом, его познавательными способностями существует в определенных социальных условиях, обусловленных разными факторами, его предпочтение объектов идентификации всегда избирательно. Таким образом, конкретная идентичность предопределяется «плавающе-означаемыми» элементами и не может осуществляться без «прибавочного значения» (в терминологии Славой Жижека), она не однозначна и всегда определяется практическими ситуациями и дисциплинарными требованиями.

При классификации (типологизации) идентичности следует выделять теоретические основания: идентификация по носителю - индивидуальноличностная, групповая; по причастности к ценностям различных социальных сфер - этническая, политическая, религиозная; по территориальному признаку

- региональная, республиканская; по единству ценностей в микрогруппах -семейная, спортивная, по роду занятий - профессиональная.

Более того, проблема идентичности требует соблюдения некоторых условий: во-первых, идентичность необходимо включать в социально-

исторический контекст, во-вторых, следует учитывать личностный фактор, то есть степень социализированности субъекта идентификации, в-третьих, нужно учитывать степень коллективистской и индивидуалистской ориентации, в-четвертых, требуется охват в целостной идентификационной модели интерсубъективного аспекта идентичности, который не может быть выведен из

простых процедур отождествления, отражения, но складывается из всей совокупности идентификационных связей с учетом механизмов по их производству и воспроизводству.

Идентичность во всех ее формах, кроме интерсубъективной, всегда субъективна по форме выражения и имеет относительный характер в силу субъективного характера ее носителя, а потому всегда ограниченна. Идентичность с другими людьми тоже имеет относительный характер, поскольку объекты идентификации имеют особенности и свойства и обособленность объектов идентификации постоянно выступает препятствием для установления сходства с ними. И тем не менее, задачей в идентификационном процессе является «схватывание» существенного в социально многообразных типах объектов идентификации. Идентификацию можно представить как деятельный непрекращающийся процесс по присвоению социальности. И этот процесс никогда не завершается в жизнедеятельности человека. Конвергенция в идентичности - это неэклектическая форма смешения уровней, поскольку интеграция эмоциональной, поведенческой и понятийной сфер целостного человека осуществляется на базе социокультурных ценностей.

Процесс присвоения иного связан с познавательными способностями человека, реализуемыми в определенной социокультурной среде. С другой стороны, в современном мире процесс идентификации осуществляется, как правило, не через межличностные контакты, а благодаря конструированию объекта идентификации в идеальной форме, поэтому здесь огромная роль принадлежит интерпретирующей деятельности субъекта, определяемой социально-культурным опытом. При этом постоянно идет процесс переосмысления образцов для идентификации. Хотим мы или не хотим, признаем или не признаем, но трансформация традиционного общества в открытое инновационное происходит, и это не может не отразиться на факторах социально- психологического порядка.

Всеобщая рефлексивность человека в информационном обществе, новый способ мышления обусловливают как условия, так и новые способы идентификационных процессов. Поскольку социальная реальность переносится из физического пространства в план сознания, то есть начинает мыслиться как

||___ВЕСТНИК Ш ГПУ______________Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки

интенциальные смыслы, постольку механизм идентификации упорядочивает направленность сознаний в одном ключе, и, хотя объекты идентификации становятся общезначимыми, они не достигают осознания существенного индивидуальными субъектами. Отсюда идентичность носит воображаемый или символический характер.

Существуют разные модусы идентификации, основанные на чувствах и на знаниях. В результате идентичность моделируется в бесконечном многообразии индивидуальных горизонтов, обновляется при взаимодействии и взаимопересечении различных типов. На чувстве, обыденном сознании, здравом смысле становящаяся идентичность проявляется в эмоциональной и поведенческих формах, основными из которых становятся воображаемая и символическая.

«Понимающая идентичность» отличается от эмоциональной и поведенческой осмысленностью, логической выстроенностью, обеспеченной проектной социокультурной моделью идентичности, адекватностью в понимании ситуации. Достигается такой уровень понимающей идентичности в диалоге, с ориентацией на другого, в основе которого лежит рационально мотивированное согласие на базе конструктивного взаимодействия различных позиций. Существующая реальность, в том числе и объекты идентификации в современной эпистемологии, - это дискурсивно оформленная реальность, в которой представлено идентификационное поле на основании многих исследований разных авторов, и отсюда объективность анализа идентификации

- это всегда возможность другого взгляда. Объективность в новой интерпретации представляет собой сосуществование партикулярных (обособленных) частных горизонтов знания по идентификации.

Однако в информационном обществе складываются противоречивые тенденции в отношении формирования самосознания, самооценки и самоидентификации. С одной стороны, обеспечивается вход в знаниевое пространство, стимулируется и обеспечивается углубленное теоретически-смысловое содержание, формируется культура мышления, что обеспечивает достаточно грамотный предпосылочный уровень понимающей идентичности. С другой - информационные связи в их непрерывно умножающихся вариантах предлагают такое многообразие образцов для идентификации, исходящих из

рекламных интересов общества потребления, что всеобщая рефлексивность часто трансформируется в конформистское, стереотипное восприятие, которое нивелирует индивидуальные особенности сознательного отношения к потребностям и интересам, стирая даже здравый смысл и провоцируя сознание массового человека к непростительно примитивному выбору объекта для идентификации. Эта противоречивая объективная ситуация как условие выбора формирует разные стратегии ориентации, например, адаптивную и креативную. Адаптивная ориентация дает модель конформистской идентичности, креативная - понимающей.

Модель понимающей идентичности разворачивается в многообразных видах в самореализации действующего человека, конструируя ее инновационные формы, например, интерсубъективные и виртуальные.

Виртуальная реальность, которая выступает как бесконечное перерождение смыслов, где может функционировать прошлое, настоящее и - по умыслу конструирущего субъекта - будущее, часто порождает многочисленные иллюзии и утопические виртуальные объекты для идентификации. Дело в том, что идентифицироваться можно и со слабостью, неудачей, виной перед

другими. Понимающая идентичность проявляется как способность к

свертыванию в целостность разных форм идентичностей, демонстрируя способность к обобщению; в ней, помимо логических структур, наличествует глубокий символический слой, пришедший из знания культурных традиций, что указывает на высокую степень культуры самосознания

идентифицирующегося субъекта. Понимающая идентичность тесно связана с самооценкой и интегрируется в самоопределенность. Все эти модификации идентичности выражают субъективную реальность «Я», а идентичность как междисциплинарный феномен требует разработки и теоретической обоснованности новых форм и исследования их особенностей и признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.