Научная статья на тему 'Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира'

Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4802
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЯ Г.С.СКОВОРОДЫ / ФИЛОСОФИЯ СЕРДЦА Г.С.СКОВОРОДЫ / СЕРДЦЕ КАК СРЕДОТОЧИЕ ДУШИ / ОБЛАГОРАЖИВАНИЕ СЕРДЦА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лебеденко Анатолий Андреевич

Страницы биографии подвижника, мыслителя, учёного, поэта, музыканта и просветителя Г.С.Сковороды. Сердце в философии Сковороды как самый глубокий духовный орган, способный к преображению человека, как средоточие души или ядро человеческой натуры, как орган космического познания. Аспекты философии Сковороды: человек как микрокосм; просвещение как осознание человеком иерархичности мира и себя как его части, и своё сущностное проявление через сердце; необходимость облагораживания сердца и упражнения сердца в добродетели; цель жизни стремление к самосовершенствованию и к достижению счастья для всех людей. Философская традиция античных мыслителей и раннехристианские учения как истоки философии Сковороды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира»

А.А.Лебеденко

Философия сердца Григория Сковороды: концепция цельности человека и мира

С именем Григория Саввича Сковороды (1722-1794), одного из предков по духу и по крови Владимира Соловьева, связывают зарождение русской философии, которая выходит за рамки западноевропейской рационалистической традиции. Мыслитель своим безраздельным служением истине дал России образец первого ученого-аске-та, «умом чистым и духом несмущенным в сокровищах вечного»1, практиковавшего философию сердца. Современники сравнивали его с Сократом, который также не разделял жизнь и философствование. И как с Сократа началась собственно философская рефлексия в античной культуре, так с Григория Сковороды началось философствование в собственном смысле в России. И тот и другой были первыми.

B.Ф.Эрн в монографии «Г.Сковорода. Жизнь и учение» отмечает: «Вся жизнь Сковороды есть огромный и глубоко интересный метафизический эксперимент, и его философия есть не что иное, как логическая запись этого эксперимента»2. Современный исследователь истории русской философии Л.Н.Столович отметил, что «Сковорода жил, как учил, и учил, как жил»3.

1 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1973.

C. 378.

2 Эрн В.Ф. Г. Сковорода. Жизнь и учение // Эрн В.Ф. Борьба за Логос. М., 2000. С. 491.

3 Столович Л.Н. История русской философии. Очерки. М., 2005. С. 55.

С.А.Левицкий называет Сковороду «философски наиболее ценным мыслителем XVIII века», «вершиной русской религиозно-философской мысли»1 этого периода, а В.В.Зеньковский - «первым философом на Руси в точном смысле слова»2.

М.И.Ковалинский, ученик и духовный друг философа, завершая написанную для потомков «Жизнь Григория Сковороды» (1796), почтил память своего учителя следующими словами:

Ревнитель истины, духовный богочтец,

И словом, и умом, и жизнию мудрец;

Любитель простоты и от сует свободы,

Без лести друг прямой, доволен всем всегда,

Достиг он верх наук, познавши дух природы,

Достойный для сердец пример, Сковорода3.

Интересны параллели жизней Г.С.Сковороды и М.В.Ломоносова, «основоположника светского философского образования в России»4, имевших разницу в возрасте одиннадцать лет. Известно, что эстетические вкусы этих двух великих людей России в чем-то даже совпадали. В.Ф.Эрн отмечает, что в свое время Сковорода написал «Рассуждение о поэзии и руководство к искусству оной» (произведение утеряно), «руководимый исследованиями Ломоносова»5.

С детства Григорий Сковорода приметен был «охотою к наукам и твердостью духа», «склонностью к богочтению» и «дарованием к музыке»6. Проявляя большую набожность, он пел в церковном хоре, а затем три года в придворной певческой капелле при дворе императрицы Елизаветы (Ломоносов тоже пел в церкви). В 1738 году шестнадцатилетний Сковорода проходил обучение в Киевской духовной академии, в которой ранее обучался и «студий» Михайло Ломоносов7. Спустя годы С.Г.Сковорода, подобно М.В.Ломоносову, изучал европейскую мысль в оригинале. Но если Ломоносова интересовали науки естественные, то Сковороду - гуманитарные. Всей силой и разумением Ломоносов стремился вверх, жил и трудился ради славы Отечества,

1 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. С. 40, 41.

2 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. С. 72.

3 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 414.

4 Русская философия. Словарь / Под ред. М.Маслина. М., 1999. С. 268.

5 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 383.

6 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 374.

7 Коваленко В.В. Время Григория Сковороды // Материалы межвузовской научнопрактической конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г.С.Сковороды. Севастополь, 2003. С. 10.

и слава сопровождала его путь. Сковорода странствовал и уходил от славы, а она догоняла его. С одной стороны, говорили о его большой учености и прекрасном сердце, с другой - что он еретик (не ест мяса, не пьет вина и спит не более четырех часов в сутки)1. «Многие хулили, некоторые хвалили, но все хотели видеть его»2, - писал М.И.Ковалинский.

Сковорода был первым из философов России, кто, превосходно владея латынью, греческим, древнееврейским и немецким, в течение пяти лет побывал в Польше, Венгрии, Австрии, Италии, немецких княжествах и, путешествуя по чужим странам, слушал лекции в нескольких университетах Европы3. Он читал в оригинале Платона, Аристотеля, Демосфена, Вергилия, Горация, Цицерона; изучал философию Нового времени - Декарта, Спинозу, Лейбница; постигал системы Коперника и Ньютона. Сковорода, как мыслитель-универсалист, пришел к убеждению о вечности и беспредельности градаций материи, о господстве в природе закономерных связей, причин и следствий. Позже он скажет о бессистемном образовании в России того времени: «Если наш век или страна имеет мудрых мужей гораздо менее, нежели в других веках или сторонах», то виною тому мы сами, так как «шатаемся по бесчисленным и разнородным книг стадам без меры, без разбора, без гавани»4.

Григорий Саввич Сковорода - «Сократ на Руси»5, великий философ, выдающийся поэт XVIII века, «гражданин всемирный»6 - всю жизнь странствовал, но не принимал подаяний, а сам раздавал богатства мысли и знаний. Т.Г.Шевченко в повести «Близнецы» уподобляет Сковороду кинику Диогену, но если тот искал Человека среди окружающих, то Григорий Сковорода призывал людей: «Найдите в себе Человека!» Значительный интерес к творчеству мыслителя проявлял Лев Толстой, высоко оценивший нравственный уровень его произведений и составивший его краткую биографию7. Друг и биограф Г.С.Сковороды М.И.Ковалинский мудро сказал о философе: «Он был набожен, но не суеверен; учен, но не кичился ученостью; обходителен, но без лести»8.

1 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 397.

2 Там же. С. 402.

3 Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии //Философы России XIX-XX столетий. Биографии. Идеи. Труды. М., 1995. С. 732.

4 Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. М., 1972. С. 29.

5 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 217.

6 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 378.

7 Толстой Л. Н. Г.С.Сковорода //Толстовский листок. М., 1994. № 4. С. 37-40.

8 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 382.

Мыслитель, ученый, поэт, музыкант и просветитель, Григорий Сковорода много претерпел от человеческого невежества, грубости, несправедливости, непонимания и наговоров, в том числе от косных церковных владык. «Постоянного места жительства он не имел, считал себя пришельцем на земле в полном смысле этого слова»1. Сын казака, Сковорода был одним из самых образованных людей XVIII века в России. Он жил один, но никогда не тяготился одиночеством, потому что всегда пребывал в трудах: писал философские диалоги и трактаты, множество писем, сочинял стихи и музыку, играл на скрипке, флейте, бандуре, гуслях, учительствовал и был просветителем в самом высоком смысле.

Трудный путь, который прошел Г.Сковорода, не ожесточил его, а дал силы сказать: «Когда дух человека веселый, мысли спокойные, сердце мирное - то все светло, счастливо, блаженно. Это есть философия»2. М.И.Ковалинский очень верно передал состояние безмятежности, в котором пребывал мыслитель: «Философия, поселившись в сердце Г.С.Сковороды, дала ему счастливое состояние. Свободный от всяких пут, суеты, забот, он считал все свои желания исполненными в связи с их незначительностью»3.

Своими произведениями и всей своей жизнью Сковорода создал идеал философа, который жил по интуиции своего сердца. Этот подвижник истины всю жизнь странствовал по Малороссии, и всюду к нему шли люди, которые видели в нем Учителя. Один из первых биографов Г.Гес де Кальве пишет: «В крайней бедности переходил Сковорода по Украине из одного дома в другой, учил детей примерам непорочной жизни и зрелым наставлениям. Одежду его составляла серая свита; пищу - самое грубое кушанье. К женскому полу не имел склонности; всякую неприятность сносил с великим равнодушием. Проживши несколько времени в одном доме, где всегда ночевал в саду под кустарником, а зимой в конюшне <...>, пускался дальше. Никто во всякое время года не видел его иначе, как пешим»4. Непривязанность Григория Сковороды к материальному отмечали все. Биограф Срезневский пишет: «Он мог бы составить себе подарками большое состояние. Но что ему ни предлагали, сколько ни просили, он всегда отказывался, говоря: «Дайте неимущему», а сам довольствовался только серой свитой»5. Сковорода, не занимая никаких постов, был так знаменит, что еще в XVIII веке при

1 Воецкая Т.В., Чунаев А.А. Курс философии. Одесса, 1999. С. 382.

2 Там же.

3 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 403.

4 Соловейчик С.Л. Час ученичества. С. 31.

5 Там же.

труды онц км. Россия и восток

жизни была составлена и опубликована его биография - «Житие Сковороды».

Центральное место в философии Григория Сковороды занимает человек и то, к чему он должен стремиться - счастье всего человечества. Свою приверженность судьбе народа философ определил уже на заре литературной деятельности, утверждая: «Моя жизнь с "голяками"».

Любимым автором Г.С.Сковороды был греческий историк и моралист Плутарх. Из его произведений мыслителю особенно нравились «Моралии», и он осуществил перевод пяти из них: «О смерти», «О божием правосудии», «О хранении от долгов», «О вожделении богатства» и «О тишине сердца». Из названных переводов сохранился только последний, представляющий собой памятник русской культуры второй половины XVIII века. Сковорода истолковал философские идеи Плутарха в соответствии со своим собственным учением, снабдил авторским предисловием и примечаниями, что и определило название работы - «Толкование из Плутарха о тишине сердца». Здесь он оставил без ответа вопрос различий толкования сердца в стоицизме и христианстве, но в притче «Благодарный Еродий» (1787) уже нарисовал точный образ «благого сердца». «Благая природа и высшая красота есть благое сердце. Сердце благое есть то же, что приснотекущий источник, источающий чистые мысли»1.

Видя главный смысл жизни в самосовершенствовании, в слиянии с Богом, Г.С.Сковорода не требует, чтобы все люди шли этим путем. «Главная цель человеческой жизни - дух человека, мысли, сердце. Каждый имеет свою цель в жизни, но не каждый главную, т.е. не каждый заботится о голове жизни... Философия является любовью к мудрости, она направляет все к тому, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, свет мыслям»2. Трудно, на наш взгляд, дать лучшее определение смысла философии. Для Григория Сковороды жизнь и философия слились в главной задаче - «удобнее выполнить заповедь любви к ближнему, в искании славы божией, а не славы человеческой»3.

В его учении существуют «три мира». Один огромный, бесконечный - макрокосм. Другой беспредельный, человеческий - микрокосм. И третий, символический - Библия. Сковорода писал, что символы Библии «открывают в нашем грубом практическом разуме второй разум, тонкий, созерцательный, окрыленный, глядящий чистым и светлым оком голубицы. Библия поэтому вечно зеленею-

1 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1973. С. 115.

2 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 403.

3 Там же. С. 383.

щее плодоносящее дерево. И плоды этого дерева - тайно образующие символы»1.

Отношение Сковороды к Библии исключительное настолько, что она центральна для философского сознания мыслителя. Его влечет в Библии «тайная сила и мание», и для него она «прекраснейшая книга над всеми книгами»2. Чему учит Библия верующего человека? «Она учит, как облагородствовать человеческое сердце»3, - отвечает Григорий Сковорода. Но первый шаг на этом пути - это понимание, что в каждом из нас два сердца - смертное и вечное, грубое и тонкое. Человек, проникающий в глубины этой дуальности и охваченный стремлением узреть в сердце истинную идею Бога, ощущает всю силу Божьего Слова. «Правду сказать, - говорит Г.С.Сковорода, - помню слово Иеремиино: «Глубоко сердце человека, паче всех, и человек есть, и кто познает его?»4.

В оставленных нам поучениях Григорий Саввич переводит учение сердца из Библии в контекст философской антропологии, раскрывает его содержательные компоненты в соответствии с основными принципами христианской философии. «Я научаюсь из Библии, что сердце человеческое не может быть без упражнения и что когда удаляется от оного мысль священная, понятие истины и дух разума, то оное мгновенно повергается в занятия подлые»5. Сердце, в толковании Сковороды, - это не просто орган тела, а специфичное, невыразимое словами средоточие души или ядро человеческой натуры. Все имеет в сердце свою сущность; сердце - это бездна, которая все собою обнимает; сердце - это эссенция человека и зерно нашего естества, это сила, которой питает жизнь. Таким образом, мыслитель трактует сердце как самый глубокий духовный орган, способный к преображению как человека, так и свойств мира.

Одно из основных философских произведений Г.С.Сковороды «Наркисс. Разглагол о том: узнай себя» написано в конце 60-х годов XVIII века в заброшенной хижине на лесной пасеке. Эта работа во многом определила характер последующих его произведений и обозначила главное направление его философских исканий - узнать себя, найти в себе «истинного человека», «испытать свое сердце крепко». В произведении разворачивается философское учение о сердце как центре и целостном начале душевной жизни человека. «О сердце, бездна всех вод и небес ширшая! Сколь ты глубока! Все объемлешь

1 Цит. по: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. С. 219.

2 Цит. по: Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 509.

3 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 403.

4 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1973. С. 129.

5 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 408.

и содержишь, а тебя ничто не вмещает»1, - восклицает мыслитель. Если человек понимает иерархичность мира и себя как его части и достигает своего сущностного проявления через сердце, то все его поведение и сам он становится просвещенным в точном смысле этого слова. Сковорода так говорит об этом феномене: «Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое серд-це»2. Таким образом, обосновывается идея самопознания человеком своей духовной сущности как необходимого условия достижения внутренней гармонии.

Философ следует принципу «видеть все вдвое» - видимое и невидимое, явное и сокровенное - и учит отличать «тело земляное» от «тела духовного, тайного», и, соответственно принципу иерархического строения бытия, «если есть тело над твоим телом, тогда есть голова над головою и выше старого новое сердце»3. Именно о «новом», «духовном» сердце говорит мыслитель. Оно есть глубинное, таинственное средоточие в человеке, где непостижимым образом представлено все и даже «наши члены имеют в сердце свою сущность»4, - писал Г.Сковорода.

Согласно учению мыслителя, духовная субстанция сердца является основой бытия и источником жизни, волевым центром всех творческих порывов личности. Но не только человек имеет духовное сердце, оно дано и человеческому роду. И даже природные вещи и процессы также имеют свои невидимые взору сердца. Исходя из этого, весь мир осмысливается философом как многогранная мозаика биения духовных сердец. В ней каждое сердце имеет свой ритм, движение, пространство и время, но при этом оно определенным образом связано со всеми сердцами сущего в единое всемирное сердце. Так цветок тянется от земли вверх - к солнцу, обмениваясь энергиями и любовью со всем, что рядом с ним в пространстве. Он живет своей жизнью и в собственном времени, но оно координировано со временем множества «вещей-существ-душ» (по выражению Флоренского), а также со Временем Мироздания. Позднее, продолжая эту линию, в исповедальной прозе Павел Флоренский напишет о бесконечно сложном узоре мировой жизни и пульсации времен, которые он ребенком научился чувствовать и слышать в «ритмическом построении морского прибоя»5.

1 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 136.

2 Там же.

3 Там же.

4 Цит. по: Зеньковский В.В. История русской философии. С. 81.

5 Священник Павел Флоренский. Детям моим. Воспоминанья прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 51.

Человек в сердце своем должен найти последний критерий, основание познания и жизни. «Я без сомнения понимаю, что все внешние наши члены скрытое существо свое в сердце имеют так, как пшеничная солома содержится в своем зерне»1, - пишет Г.Сковорода. Этими словами, на наш взгляд, философ выразил древний принцип познания, известный в античной Греции: в малом - великое, в великом - малое. В XX веке физики переоткрыли этот принцип и назвали его голографическим; он позволил объяснить многие сущностные явления природы. «Истинный человек есть сердце в человеке, глубокое же сердце и одному только Богу познаваемое не иное что есть, как мыслей наших неограниченная бездна, просто сказать, душа, т.е. истое существо, и сущая иста, и самая эссенция, и зерно наше, и сила, в которой единственно состоит жизнь наша»2.

В противовес Просвещению и европейскому рационализму XVIII века Г.С.Сковорода выдвигает своеобразную концепцию цельности человека и мира. «Его философия складывается в стройное целое тогда, когда германская мысль, от которой многие ведут родословие русской мысли, только зарождается»3. Его первое произведение «Наркисс» написано за четыре года до диссертации Канта «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» (De Mundi Sensibilis atque Intelligibilis Forma et Principiis, 1770)4. Продолжая линию античной философии и утверждая мысли отцов восточного христианства (Сковорода изучал Дионисия Ареопагита и св. Максима Исповедника), он мечтает создать особую, общую и универсальную науку о сердце, которая должна повести людей к счастью и заложить основание философии как способа добродетели - упражнение сердца на пути к мудрости. Наркисс5, в представлении мыслителя, - это не самовлюбленный герой мифов; в процессе самопознания он преобразился в источник энергии и света, стал «орлиным птенцом орлиной матери фиваидской премудрости»6. По мысли В.Ф.Эрна, учение Г.Сковороды о силе божественной любви, охватившее внешне эмпирического человека, «есть своеобразная

1 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 142.

2 Там же.

3 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 354.

4 Там же.

5 Миф о Наркиссе (Нарциссе) заимствован из античной мифологии. Сын речного бога и нимфы влюбился в собственное изображение, увиденное в водах ручья, и умер от тоски по самому себе. Его именем и назван цветок, выросший на могиле. У Сковороды этот образ символизирует идею самопознания. В соответствии с признанием первичности невидимой натуры философ осуждает влюбленность во внешнюю плоть и призывает к познанию истинной сущности человека.

6 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 123.

и глубокая переработка Платонова учения об Эросе в духе библейской антропологии»1.

Григорий Сковорода - глубокий исследователь природы человека. Сковорода тяготеет к философской традиции античных мыслителей и почитает «истинно философский»2 способ передвижения -странствование. «Сковорода знает «боговидца» Платона, Исократа, Демосфена, знает в подлинниках многих представителей досократов-ской философии, Эпикура, Аристотеля, знает Филона, М.Аврелия, Лукиана, Плутарха; детально знает римскую литературу: Горация, Вергилия, Цицерона, Сенеку, Лукреция, Персия, Теренция»3. Для России XVIII века его знание античности - явление совершенно неординарное. И прежде всего в философии Сковороды присутствуют элементы платоновской антропологии - учения об «эротической» природе стремлений человека к истине и красоте. Почти тридцать лет он странствовал и проповедовал: «Не любит сердце, не видя красоты!»4. Но любовь будет свята, если сердце человека обрело в самом себе божественную красоту и истину.

Философия как способ жизни Г.С.Сковороды состоит в упражнении сердца в добродетели. Важнейшими элементами этики философа являются взаимосвязанные человеческие качества: самопознание и добродетель. «Познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека - все сие одно значит»5. Самопознание он призывает начинать с собственной совести: «Не суди по лицу ничего, никого, ни себе»6. Другими словами, о человеке и о себе необходимо делать выводы по внутренней сути - по сердцу, мыслям и делам. «Добры плоды» являются результатом «благих дел». Корень «благим делам» находится в самой природе человека - в ее сердцевине, и «природа благая есть всему начало, и без нея ничто не бысть»7. Главное - исток всей жизни - философ видит в человеческом сердце и мыслях, которые оно порождает. «Благая природа» - результат «благого сердца», «благое сердце» - результат «благих мыслей», «благие мысли - семя благих дел»; «все же прочее человеческое: чин, богатство, науки <...> вменяю во хвост, без коего голова и живет, и чтится, и веселится, но не хвост без головы»8.

1 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 522.

2 Там же. С. 374.

3 Там же. С. 378.

4 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 122.

5 Там же. С. 127.

6 Цит. по: Табачников И.А. Григорий Сковорода. М., 1972. С. 154.

7 Там же.

8 Там же.

Сковорода считает, что обладатель роскошных дворцов, дорогой одежды, золота и серебра - это ложный человек. Обращаясь к простому человеку, философ призывает: «Сыне, храни сердце твое... Не взирай на то, что твое телишко есть убогая хижинка. В хижине той и под убогою тою одеждою найдешь царя твоего, отца твоего, дом твой, ковчег его и спасение твое. Не будь царем, а имей сердце царское, ибо правда - это царь без маски»1.

Смерть Григорий Сковорода принял мирно - в духе житий святых. Как описывает М.И.Ковалинский, вечером Сковорода работал в саду, потом сказал близким: «Завтра я умру». Пришел домой, лег и наутро спокойно отошел, завещав похоронить его на возвышенном месте около рощи и написать на могиле: «Мир ловил меня, но не поймал»2.

Заповедь ухода от мира и преодоления в себе всего мирского показывает, что понятие «мир» у Г.Сковороды наполнено содержанием православной аскетики, для которой «мир» - это совокупность страстей, а отказ от мира - начало умного делания. Делание - это деятельность, но деятельность в смысле очищения сердца, непрестанной сознательной работы над собой. По словам святого Исаака Сирина, «сама жизнь ума является делом сердца, чистота сердца возвращает уму целостность созерцания. Следовательно, деятельная жизнь - делание - состоит в очищении сердца»3.

Г.С.Сковорода говорит о том, что для истинного познания необходим душевный покой, закрывающий человека «от мятежа чувств». Это безмолвие опирается на учение святых отцов восточной церкви и их собственный жизненный опыт. С патристикой Сковорода знакомился «по своему собственному выбору», «изучал Климента Александрийского, Оригена, Дионисия Ареопагитского, Максима Исповедника, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Исидора, Василия Великого, Евгария, Августина»4, цитировал их мысли.

Григорий Богослов разъяснял: «Для меня всего кажется лучше, как бы замкнув чувства, отрешившись от плоти и мира, без крайней нужды не касаясь человеческого, беседуя с самим собой и с Богом, жить превыше видимого»5. Василий Великий считал, что с «возмущенным сердцем» никогда нельзя приступать к познанию, прежде следует «произвести совершенное безмолвие в сокровенном хранилище советов сердца»6.

1 Цит. по: Табачников И.А. Григорий Сковорода. С. 154.

2 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 412.

3 Цит. по: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1991. С. 153.

4 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 380, 378.

5 Цит. по: Сковорода Г.С. Собр. соч. СПб., 1912. С. 104.

6 Там же. С. 68.

О смысле человеческой жизни Григорий Сковорода писал: «Блажен тот, кто с колыбели посвятил себя Христу, взял иго благое и бремя легкое и привык к нему. Свята такая жизнь. Ни нищета, ни несчастия не будут тяжелы ему; ни огонь, ни меч не разлучит его со Христом. Христос, жизнь моя, умерший за меня! Уничтожь черствость моего сердца, зажги в нем Твой огонь, чтобы во мне умерли страсти и злые желания и чтобы я жил для Тебя, Свет мой!»1. В этих словах заключена высочайшая духовная заповедь философа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Творчество Г.С.Сковороды «пульсирует» духовным сердцем, как и учения античных философов-подвижников, упражнявших себя на дорогах мудрости2. Неслучайно Григорий Саввич говорил о себе, что «восхотел быть Сократом на Руси»3. И, подобно великому мыслителю, он нес на своих плечах тяготы земного мира. А.Ф.Лосев писал: «Это был истинный Сократ на русской почве и не меньше, чем греческий Сократ, он видел свою жизненную задачу в духовном рождении человека, в посвящении его в философию. Основная идея философии Сковороды - антропологизм. Познание возможно только через человека. Человек - это микрокосм. Единственная истинная жизнь - человеческое сердце - есть инструмент этого познания»4. Для Григория Сковороды процесс познания состоит в вечном поиске пути к истине, и этот путь проходит через веру «внутреннего ока», любовь «нетленного сердца», так как только оно способно воспринимать «нетварный свет» истины. Истина же приобщает нас к вечности. «Вечность едина, она есть беспечалие, постоянство, надежда. Положим сердца наши в силу ее»5. В диалоге «Кольцо» автор заключает: «Что есть Вечность? То, что Истина. Что есть Истина? То, что пречистое, нетленное и Единое. То, что везде, всегда во всем есть»6.

Для нас наследие великого просветителя интересно как первое обоснование философии сердца в русской мысли. Именно Г.С.Сковорода, по мнению А.И.Абрамова, начал развивать столь близкую русской культуре тему «метафизики любви и философии сердца»7. Многие его идеи и образы получили дальнейшую разработку в сочинениях таких отечественных мыслителей, как П.Д.Юркевич, Н.В.Гоголь, Вл.Соловьев, А.Белый, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн и др. Современники

1 Цит. по: Толстой Л.Н. Сковорода. С. 38.

2 Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И.Дэвидсоном / Пер. с франц. В.А.Воробьева. М.; СПб., 2005. 288 с.

3 Цит. по: Соловейчик С.Л. Час ученичества. С. 31.

4 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. С. 217.

5 Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. С. 410.

6 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 404.

7 Абрамов А.И. Памфил Данилович Юркевич // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990. С. 6.

вспоминали, что Вл.Соловьев читал друзьям свои философские труды, сидя под портретом «духовного предка»1 - Григория Сковороды.

Философское учение о сердце мыслителя-подвижника является вершиной его философского творчества, посвященного в целом человеку и его духовно-нравственному преобразованию. «Для Сковороды, - пишет В.Ф.Эрн, - ключ ко всем разгадкам жизни как космической, так и божественной есть человек, потому что все вопросы и все тайны мира сосредоточены в нем... Не разгадав себя, человек не может ничего понимать в окружающем; разгадав же себя до конца, человек проникает в самые глубокие тайны Вселенной»2. Человек есть микрокосм. В таком случае ничего познать человек не может иначе как через себя. По Сковороде, «человек есть сердце»3 и познание мыслителя для бытия. «Сам ты ест твое сердце. Но если не приблизишься и не сопряжешься с тем <...> останешься мертвою тенью и трупом»4.

Концепция человека Григория Сковороды опирается на понятие «внутреннего человека», которое святоотеческая традиция определяет как единство сердца и ума, а также на понятие «сродства», которое позже получило развитие у славянофилов и характеризовало целостное отношение человека к миру. Обращение к внутреннему человеку выделяет особое исследовательское поле сознания, в котором всесторонне выясняются феномен человека эмпирического и сущность человека внутреннего, а принцип «познай самого себя» направляется на углубление внутрь, к центру личности и очищение сердца от мирского. Главная цель процесса самопознания - обретение божественной свободы в этой чистоте сердца.

Любой собеседник, по мнению Г.С.Сковороды, «есть сеятель» слов в сердцах человеческих, а возвышенный разговор есть способ такого сеяния - «будто взаимное сердец лобызание»5. Символ семени присутствует практически во всех культурах. В христианской притче о сеятеле «семя», по объяснению Спасителя, «есть слово», и Евангелие св. Иоанна говорит нам, что «все чрез Него начало быть» (Иоан. 1:3).

П.А.Флоренский сопоставляет слово с семенем и это «слово, как посредник между миром внутренним и миром внешним, т.е. будучи амфибией, живущею и там и тут»6, невидимо выстраивает нити связи

1 История русской философии. М., 2001. С. 89.

2 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 492-493.

3 Цит. по: Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 491.

4 Там же. С. 494.

5 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 413.

6 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. Ч. I. М., 1990. С. 252.

между мирами и соединяет в себе энергию не только говорящего, но и всего народа целиком в пространстве и времени. П.А.Флоренский заключает: «В прослойках семемы слова хранятся неисчерпаемые залежи энергий, отлагавшихся тут веками и истекавших из миллионов уст»1. Таким образом, слово отражает человека в его целостности, отражает сущность народа и, наконец, - сущность всего человечества.

Движущую силу деятельности людей Г.С.Сковорода видел прежде всего в мысли - это она, «тайная в телесной нашей машине пружина, глава и начало всего движения ея»2. Человек есть то, о чем он думает. Высшее творчество слагают переливы сердца, считает философ. Он записывал жизнь сердца так, как она открывалась человеком и для человека в ее всеобщности, необходимости и свободе3. Известны также его крылатые слова: «Без зерна орех ничто же есть, а без сердца - человек»4.

Для мыслителя Сковороды, опиравшегося на православную традицию, истина познаваема благодаря тому, что Бог открывает себя миру, сообщает о себе через божественные энергии или «лучи Божества», пронизывающие мир и данные в мистическом опыте, как «свет, во тьме стихий светящийся»5. Слова «Бога называют светом не по его существу, но по Его энергии», высказанные Григорием Паламой еще в XIV веке в споре о реальности Фаворского света6, выражают онтологическую позицию философа. Принимая во внимание православное учение о Фаворском свете и сердце, как органе Его воспринимающем, Григорий Сковорода настойчив в требовании очистить «плотское каменное сердце» и обрести «внутреннее истинное око» для восприятия истины. Но как платоник и христианин он понимает, что невозможно достичь истины без любви. «Вся десятословия сила вмещается в одном имени - любовь. Она есть вечный союз между Богом и человеком. Она огонь есть невидимый, которым сердце распаляется к божи-ему слову или воле, а посему и сама она есть Бог»7.

В истории русской философии Г.С.Сковорода сыграл значительную роль как один из ее основателей и утвердился как самобытный первопроходец от христианского учения о сердце к фило-

1 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 2. Ч. I. С. 270.

2 Табачников И.А. Григорий Сковорода. С. 154.

3 Цит. по: Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 280-летию со дня рождения Г.С.Сковороды. Севастополь, 2003. С. 53.

4 Цит. по: Таранов П.С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли. Универсальный аналитический справочник по истории философии. В 2 т. Т. 2. Симферополь, 2002. С. 452.

5 Сковорода Г.С. Собр. соч. СПб., 1912. С. 312.

6 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. С. 164.

7 Сковорода Г.С. Соч. В 2 т. Т. 1. С. 120.

софии сердца. Философское учение Сковороды в сущности было просветительским, но оно было направлено не на научное просвещение, как, например, философия Ломоносова, а просвещение нравственное. Григорий Сковорода - один из тех простых людей, кто вобрал в себя таланты целого народа и чья судьба во многом схожа с судьбой М.В.Ломоносова, выросшего из того же народного корня. Странствующий внешне и внутренне, философ Сковорода стал предтечей университетской науки в России и «подлинным символом всей русской мысли, ознаменовавший самую благородную и самую глубокую ее черту»1. Странничество в полном внешнем смысле этого слова повторили В.С.Печерин, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой; странничеством внутренним проникнуто творчество Н.В.Гоголя, Л.В.Соловьева, Ф.М.Достоевского. Сковорода осуществил физическое и духовное странничество в традиции античных философов, полностью отдался поискам цельности человека и мира. В жажде этой целостности Сковорода обращается с молитвой к Отцу Небесному: «Скоро ли ниспошлешь нам Сократа, который бы научил нас познанию себя, а когда мы себя познаем, тогда мы сами из себя вывьем науку, которая будет наша, природная»2.

Учение Сковороды о сердце как центре и целостном начале душевной жизни повлияло на славянофилов, П.Д.Юркевича, Л.Н.Толстого; отразилось на творчестве Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, а через него и на Л.М.Лопатина. В.Ф.Эрн считает: «Сковорода стоит у самого порога русской мысли. Он первый творчески начинает то, что потом гениально растет, множится и цветет»3.

1 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 491.

2 Цит. по: Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 587.

3 Эрн В.Ф. Г.Сковорода. Жизнь и учение. С. 589.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.