Научная статья на тему 'Философия как основа культурологического знания'

Философия как основа культурологического знания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
127
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / REGIONAL CULTURE / РЕГИОН / REGION / КУЛЬТУРНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / CULTURAL AND SOCIAL COMMUNITY / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE / ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ / PHILOSOPHICAL CATEGORY / СИСТЕМА / SYSTEM / СВЯЗЬ И ОБОСОБЛЕННОСТЬ / CONNECTION AND ISOLATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Захарова Людмила Николаевна, Фахрутдинова Флёра Давлятшевна

Раскрывается содержание понятия «региональная культура», которое является актуальным в настоящее время. Регион это не только экономическая общность, но и социокультурная, имеющая антропологическое содержание. Осмысление региональной тематики в культурологии вызвало актуализацию ряда философских категорий, таких как «общее, особенное и единичное», «связь и обособленность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy as the basis of cultural knowledge

The article presents the meaning of the concept “regional culture”, which is relevant nowadays. Region today is not only economical community, but also social and cultural one. It has anthropological meaning. Conception of regional themes in cultural science caused interest to such philosophical terms as “common, special and unique”, “connection and isolation”.

Текст научной работы на тему «Философия как основа культурологического знания»

ISSN 1029-3388

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Захарова Л.Н., Фахрутдинова Ф.Д.

ФИЛОСОФИЯ

КАК ОСНОВА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Понятие «региональная культура» часто употребляется в настоящее время в отечественной культурологической и философской литературе. О возрастающем интересе к нему говорит тот факт, что в словаре «Культурология. ХХ век», изданном в 1997 году, вообще его нет. В то время существовало мнение, что данное понятие в эпоху интенсивных глобальных информационных коммуникаций не имеет реального содержания. Но уже на Третьем Российском культурологическом конгрессе в 2010 году региональной культуре была посвящена отдельная секция, и в последние годы вышел ряд работ, посвященных данной теме. По материалам конгресса в 2012 году вышла монография «Континуум культуры регионов», содержащая статьи по методологии исследования региональной культуры, описанию отдельных феноменов этнической и художественной культуры различных регионов. Действительность опровергает утверждение о монолитной единой культуре страны. Географические и социальные условия России способствуют возникновению и существованию локальных социальнокультурных образований, имеющих своеобразие, отличность от других, что вызывает необходимость их осмысления. Российской культуре свойственна мозаичность, существование многих культурных центров. Понятие о регионе употребляется чаще всего в социально-экономическом значении, но регион - это и культурная общность, густая сеть культурных взаимодействий, взаимовлияний, в результате которых и формируется некое единство, называемое региональной культурой. Культурологический анализ дает возможность понять особенности региона, его уникальность, место в культурном пространстве страны и мира, особенности сформировавшегося здесь типа личности и образа жизни. «С культурологической точки зрения, регион — самобытное социокультурное пространство, специфическая среда, обладающая уникальностью субъекта и обнаруживающая свои социокультурные и духовные потенциалы. Восприятие региона как самобытного социокультурного пространства базируется на идее осмысления исторически сложившегося образа территории. Регион как типологическая модель, исследуемая теоретиком культуры, безусловно, обладает достаточной степенью завершенности образа и потому предстает перед ученым интегральным объектом со сложной, неоднородной структурой»[1,116]. Региональная культура - это новая культурная среда, способная существовать в условиях глобализации. Глобализации как появлению единого во многих культурах, сопутствует и глокализация - сохранение своеобразия локальных образований.

Кроме того, интерес к культуре регионов связан с методологическим поворотом, начавшимся в последней четверти XX века в гуманитарных науках. В этот период произошла их переориентация в сторону не только временного, но и пространственного изучения культуры. Немалая заслуга в пространственном изучении культуры принадлежит 6

6

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

Л.Н.Гумилеву, который считал, что с географической точки зрения все человечество следует рассматривать как антропосферу - одну из оболочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens, что человечество обладает замечательным свойством - оно мозаично, состоит из разных народов (этносов). В связи с пространственным аспектом изучения культуры, актуализируется понятие «культурный ландшафт», близкое по смыслу «региональной культуре».

Пространственное» измерение культуры связано с историей страны. Известны слова В.О. Ключевского о том, что вся история России - это история колонизации. Однако Ключевский - не первый, кто высказал взгляд на отечественную историю подобным образом. Его предшественником в этом был С.М.Соловьев, похожую мысль можно обнаружить и в размышлениях П.Я.Чаадаева. В российской науке ХХ века вместо «колонизации» утвердился другой термин - «освоение». Можно сказать, что история России двадцатого века - это продолжение истории освоения новых земель, регионов, географического и культурного пространства. Пример такого современного освоения -открытие, разработка и обустройство месторождений нефти и газа в тюменском регионе во второй половине ХХ века.

Содержание понятия «региональная культура» наполняется в настоящее время социальными, географическими, гуманистическими смыслами. Оно означает культуру, свойственную тому или иному географическому региону, синтез различных видов и типов культур - этнических, временных, демографических, исторических и других, который формируется под влиянием их взаимодействия и связи, общей трудовой и других видов деятельности. Интерес к региональной тематике в культурологии обусловлен не только «пространственным измерением» культуры, но и антропологическим. Региональная культура - это тот кристалл, в котором отражаются все стороны человеческой жизни.

Интерес к данному понятию вызвал проблему его философского осмысления, успешный результат которого зависит от адекватности выбранных для анализа категорий. Нужна «рефлексия над различными феноменами культуры и выявление реальных изменений, которые происходят в категориях культуры в ходе исторического развития общества»[7,209].

При рассмотрении такого явления как региональная культура в последние годы накоплен некоторый опыт применения и актуализации ряда философских категорий.

В ее исследовании сложилось несколько подходов. Один из них выражен Л.М.Марцевой: «В новых реалиях более актуален вопрос о соотношении

общенационального, регионального и индивидуального уровней России. Их диалектику необходимо выявлять как соподчиненную систему общего, особенного и единичного... Индивидуальная (единичная ) культура представлена сегодня пестро, ее носителями оказываются перебравшиеся в Россию на временное или постоянное место жительство представители этносов. Региональная культура приобретает своеобразный лик, совмещающий базовую культуру коренных народов регионов и культуру этнических новообразований. Активность исследований не должна заслонять проблем национальной социокультурной идентичности» [4,59]. Сохранению общенациональной и наднациональной идентичности способствуют, по мнению автора, такие ценности как единая система образования: «системообразующим ядром образования в контексте его генезиса является духовно-нравственная квинтэссенция культурных традиций как синтеза культурно-исторического развития России». Единству способствуют также общие условия труда трудовых отношений, нравственные ценности. Автор ставит вопрос о гармоничном сочетании и соответствии индивидуального, регионального и 7

7

ISSN 1029-3388

общенационального уровней культуры в регионе, опираясь на философские категории «общее, особенное, единичное», их связь.

Еще один пример опоры на философские категории - системный подход, который также присутствует при анализе региональной культуры. Некоторые авторы выделяют следующие признаки этой системы. Во-первых, устойчивая целостность культуры региона, находящаяся во взаимосвязи с обществом. Во-вторых, это особая динамичность, целевой характер этой культуры, отвечающий ее внутренней потребности в самосохранении и устойчивости. В-третьих, региональная культура состоит из ряда подсистем, каждая из которых имеет особый набор элементов. В-четвертных, региональная культура обладает рядом определенных способов регулирования и саморегулирования и, следовательно - формой управления [3,19]. Допуская такой подход, вместе с тем необходимо учитывать, что региональная культура - сложный феномен, состоящий из многих систем. И такой многосистемный подход в рассмотрении региональной культуры предлагают А.Павлов и Е.Н.Яркова [3,7]. Смысловое пространство региона они рассматривают в трех измерениях. Первое измерение предполагает рассмотрение культурного пространства как «единства в ходе внутрирегионального экзистенциального диалога культурообразующих субъектов в рамках предобусловленных политикоадминистративных границ, составляющих смысловой «горизонт» региона». Эта позиция представляет культурное пространство как продукт взаимодействия субъективных ценностей, смыслов, значений и целей. Вторая методологическая позиция предполагает, «что в региональном населении преобладающе широко представлены субъекты, чья культура и мировоззрение сформировалось в других регионах и кто сохраняет с ними довольно прочную связь». Такая позиция характерна для тюменского региона с 1992 года, в период советского освоения территории. «Третья методологическая позиция формируется в результате исходного определения региональной культуры как пространства смыслов. В таком прочтении региональная культура предстает как Текст, который может прочитываться с целью самопознания культуры, критического осмысления культурного опыта, прогнозирования и моделирования культуры». Смысловые слои региональной культуры (любой) авторами выделяются следующие: традиционализм, креативизм и утилитаризм.

При анализе региональной культуры наблюдается такое явление, когда традиционные философские категории наполняются новым содержанием. И это вполне ожидаемо. «Наполнение категорий новым содержанием за счет рефлексии над основаниями культуры выступает предпосылкой для каждого последующего этапа внутритеоретического развития категориального аппарата философии. Благодаря такому развитию во многом обеспечивается формирование в философии нестандартных категориальных моделей мира»[7,210]. Например, актуализировались фундаментальные философские категории «связь и обособленность». Категория «связь» открывает большие возможности для анализа межкультурных взаимодействий. Об этом пишет Ф. А. Селиванов: «по-настоящему поиск данного определения начался лишь в недалеком прошлом», после выхода в середине прошлого века книги Н. Винера «Кибернетика или Управление и связь в живых организмах и машинах». Каковы основные постулаты, предполагающие смысл данной категории? «Связь имеется тогда, когда две вещи оказываются в чем-то едины, выступают как одно. При этом образуется признак, которого не было у вещей до связи...»; возникновение связи означает возникновение единого через посредство чего-либо. Посредник, «связной» есть во всех случаях связи; все имеет свою противоположность, связь - тоже. Противоположностью связи является обособленность.

8

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014

Обособленность есть отсутствие связи, но не просто отсутствие, а исключение ее, разъединенность...»; каждая вещь связана с другими и не связана, обособлена от них; найти связь или обнаружить отсутствие связи - значит сделать шаг в познании природы и общества, и их преобразовании». Связь всегда осуществляется при наличии посредника («связного»), - пишет Ф. А. Селиванов [6,4]. Сохранение автономии, «обособленности» этнических культур, которые существуют в регионе, по мнению автора, является одним из условий их развития, совершенствования. Лишь единство противоположностей -самостоятельности и взаимодействия, автономии и связи, заимствовании ценного, лучшего - обеспечит подлинное, действительное совершенствование любой культуры. В качестве «связного», коммуникатора при взаимодействии культур могут выступать различные артефакты культуры: язык, предметы быта, одежда, архитектура, различные посредники, трансляторы, интерпретаторы. «Связи - это упорядочивающий фактор бытия, - пишет К. Г. Рожко, - преодолевая изолированность отдельных обособленных образований, играя роль структуры, инварианта, из элементов строят систему, из частей целое, из многого (многоразличного) - единое, в чем-то сходное и устойчивое». Связь и взаимодействие играют разные роли в диалектике бытия, считает автор. «Первые отвечают за монолитность существования, а второе обеспечивает обмен действиями, передачу воздействий. Объясняя взаимодействия культур, употребляем понятия силы, энергии, когда учитываем материальную составляющую диалектики бытия, а также, в переносном смысле, когда изучаем одну духовную сторону процессов или ее синтез с материальным в социальных субъектах» [2,26]. Принцип единства связи и обособленности является всеобщим, он уместен и при анализе межкультурного взаимодействия. Связь различных видов культур, также и сопутствующая ей обособленность - это тот возможный результат, который получается в результате взаимодействия в пространстве региональной культуры.

Такой результат можно наблюдать при взаимодействии этнических культур в тюменском регионе, где теснейшим образом переплетаются традиции русского, татарского и коренных народов Севера. Связь между этносами здесь очень тесная, долгое проживание на одной территории разных этносов оказывает неизгладимый отпечаток на их миросозерцание, образ жизни, хозяйственный уклад, язык, одежду, способствует единению культур. И в то же время кроме тенденции связи, появления общих черт у субъектов этнических культур существует и противоположная тенденция - сохранение их обособленности, укрепление этнического самосознания. Обособленность этнических культур способствует процессу их самовоспроизводства в течение длительного исторического срока.

Данный принцип подтверждается выводами ученых других регионов России. Так А.Ю.Шадже пишет: «Заметим, что на этническом пространстве Северного Кавказа начался естественноисторический процесс развития и взаимодействия разных этнических культур по принципу их взаимной дополнительности. Этнические культуры существуют здесь не одно столетие, взаимодействуя и взаимопроникая одна в другую. Но важно отметить одну особенность — они (этнические культуры) не утрачивают главных своих различий. Следует признать тот факт, что глобализирующемуся миру присущи две противоположные, но одинаково равноправные тенденции: взаимодействие культур и сохранение этнических культур» [1,273]. Можно констатировать, что региональная культура - результат связи и обособленности многих культур, взаимодействующих между собой.

Поиски философских основ изучения региональной культуры не исчерпаны. Развитие культурологического знания, в свою очередь, дает импульс актуализации многих

9

ISSN 1029-3388

философских категорий, установлению содержательно-логических связей между ними, их взаимодействию и наполнению новым содержанием.

Литература

1. Континуум культуры регионов. Коллективная монография. /отв.редактор Л.Н.Захарова.- СПб: Эйдос, 2012. - 673 с.

2. Культура и ее виды/ Колл.авт.; Отв.ред.К.Г.Рожко. - Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2002. - 192 с.

3. Культурное пространство региона: материалы Всерос.науч.-практ.конф., 14-15 апр.2005 г. /отв.ред.М.А.Капеко.-Тюмень: Мандр и К,2005.-368с.

4. Марцева Л.М. Диалектика общенациональной и региональной культур. Художественная культура Тюменской области: матер. Науч.-практ.конф., 13-14 апр. 2006 г. /под ред.М.А.Капеко.-Тюмень: РИЦ ТГИИК, 2006.- 264с.

5.Павлов А.В., Яркова Е.Н. Региональная культура как пространство смыслов. Культурное пространство региона: материалы Всерос.науч.-практ.конф., 14-15 апр.2005 г. /отв.ред.М.А.Капеко.-Тюмень: Мандр и К,2005.-368с.

6. Селиванов, Ф.А. Взаимодействие культур [Текст] /Ф. А. Селиванов // Взаимодействие в культуре / отв. ред. К. Г. Рожко. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 150с.

7. Степин В.С. Цивилизация и культура. — СПб. : СПбГУП, 2011.—408 с. — (Классика гуманитарной мысли ; Вып. 3)

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.