Научная статья на тему 'Объединяющая идея в региональной культуре'

Объединяющая идея в региональной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
235
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИДЕЯ / ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ / КУЛЬТУРНАЯ ОБЩНОСТЬ / СИСТЕМНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / РЕГИОН / ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / «СУПЕРЭТНОС» / СИБИРЯК / "SUPER-ETHNOS" / REGIONAL CULTURE / ASSEMBLING IDEA / DEVELOPMENT OF TERRITORY / CULTURAL UNITY / SYSTEMIC CHARACTER OF CULTURE / REGION / PERSONALITY TYPES / MOTIVATION / SIBERIAN

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Захарова Людмила Николаевна

Статья посвящена особенностям формирования культуры региона освоения новых территорий. У этой культуры другая динамика, ценности, нежели у культуры устоявшейся, традиционной. Она обладает, как своеобразием, так чертами, присущими другим регионам. Обращается внимание на системность этой культуры, а также на один из важных элементов этой системности - объединяющую идею. Именно идея побуждает объединяться людей, различных по национальному, демографическому, профессиональному и другим признакам. Идея придает единство региональной культуре, превращает ее из разрозненных субкультур в единую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSEMBLING IDEA IN REGIONAL CULTURE

The article is devoted to the peculiarities of culture of the new territories developing region. This culture has another dynamics, values, in comparison with traditional stable culture. It possesses both singularity and the traits, inherent in other regions. It gives attention to systematic character of this culture, and also to one of the important elements of this systemic character assembling idea. The idea itself induces people to unite people, different due to national, demographic and other characteristics. The idea attaches unity to the regional culture, turns it from a number of isolated cultures into a single system.

Текст научной работы на тему «Объединяющая идея в региональной культуре»

УДК 008

Л. Н. Захарова

ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИДЕЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена особенностям формирования культуры региона освоения новых территорий. У этой культуры другая динамика, ценности, нежели у культуры устоявшейся, традиционной. Она обладает, как своеобразием, так чертами, присущими другим регионам. Обращается внимание на системность этой культуры, а также на один из важных элементов этой системности - объединяющую идею. Именно идея побуждает объединяться людей, различных по национальному, демографическому, профессиональному и другим признакам. Идея придает единство региональной культуре, превращает ее из разрозненных субкультур в единую систему.

Ключевые слова: региональная культура, объединяющая идея, освоение территории, культурная общность, системность культуры, регион, типы личности, мотивация, «суперэтнос», сибиряк

The article is devoted to the peculiarities of culture of the new territories developing region. This culture has another dynamics, values, in comparison with traditional stable culture. It possesses both singularity and the traits, inherent in other regions. It gives attention to systematic character of this culture, and also to one of the important elements of this systemic character - assembling idea. The idea itself induces people to unite people, different due to national, demographic and other characteristics. The idea attaches unity to the regional culture, turns it from a number of isolated cultures into a single system.

Keywords: regional culture, assembling idea, development of territory, cultural unity, systemic character of culture, region, personality types, motivation, "super-ethnos ”, Siberian

Выражение региональная культура не совсем привычно в культурологической практике. Есть мнение, что такое понятие в эпоху интенсивных информационных коммуникаций не имеет смысла. Но реальность свидетельствует о том, что региональная культура существует независимо от каких-либо мнений о ней. Российской культуре свойственна мозаичность, существование многих культурных центров (например, Тобольск считается духовным центром Сибири). Действительность опровергает утверждение о монолитной единой культуре страны.

Известны слова В. О. Ключевского о том, что вся история России - это история колонизации. В российской науке ХХ в. утвердился другой термин - освоение. Продолжая мысль знаменитого историка, можно сказать, что история России ХХ в. - это история освоения новых земель, новых регионов, географического и культурного пространства. Пример такого освоения - открытие, разработка и обустройство месторождений нефти и газа на севере Тюменской области во второй половине ХХ в.

Культура освоения новых территорий до сих пор мало исследована. Между тем у нее другой цикл, другая динамика, ценности, нежели у культуры устоявшейся, традиционной. Она обладает как своеобразием, так и общими, повторяющимися чертами. Хотя понятие регион употребляется чаще всего в социально-экономическом значении, регион -это и культурная общность, густая сеть культурных взаимодействий, взаимовлияний, в результате которых формируется некое единство, называемое региональной культурой, культурным пространством региона. Это единство обладает центром, или

ядром, системой ценностей, видами деятельности, наличием пассионарных лидеров, объединяющей идеей. Региональное культурное пространство имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Горизонтальный срез отражает этническую и конфессиональную картину региональной культуры, которая по сути своей чрезвычайно разнообразна -в Тюменском регионе проживает население, представляющее около ста национальностей и различных вероисповеданий. Несмотря на высокую миграцию, значительная часть приезжих закрепляется в новых городах и идентифицируют себя с новыми культурными реалиями.

Вертикальная структура культурного пространства региона также разнообразна. Ее элементами являются субкультуры отдельных видов деятельности - культура труда, быта, права, нравственная, эстетическая культура и др. Это также культура отдельных субъектов региона - сельских жителей, жителей исторических и новых городов. Северные города - особое культурное пространство. Они в последние сорок лет явились центрами формирования новой субкультуры, отличающейся динамикой, креативностью. Несмотря на свою мозаичность и разнообразие, культура региона представляет собой определенную систему. Так, И. Ф. Петров и Н. Н. Ге выделяют следующие ее признаки. Во-первых, это устойчивая целостность, находящаяся во взаимосвязи с обществом. Во-вторых, это система, обладающая динамичностью, целевым характером, отвечающим ее внутренней потребности в самосохранении и устойчивости. В-третьих, региональная культура состоит из ряда подсистем, каждая из которых имеет особый набор элементов. В-четвертых, региональная

53

культура обладает рядом определенных способов регулирования и саморегулирования и, следовательно, формой управления [2 с. 19]. Соглашаясь с предложенными элементами, вместе с тем отмечаем и такую системную особенность региональной культуры, как наличие объединяющей идеи. В целом в России в настоящее время не существует единой национальной идеи. Но региональная культура, по сути, невозможна без таковой. Именно идея дает единство региональной культуре, превращает ее из разрозненных субкультур в единую систему.

В Тюменской области во второй половине прошлого века сформировалась идея исключительности, значимости региона в экономике не только России, но и Европы. Воплощенная идея о богатейших месторождениях стала центрообразующим фактором культуры нового региона. «Тюмень - передовой край страны» - эта идея сформировалась в 70-80-е гг. XX в. и сплотила многих людей разных профессий, возрастов, субкультур. В процессе геологоразведочных работ на нефть и газ в Тюменской области происходило становление и совершенствование форм и методов разведки недр, возникали новые задачи перед инженерами и учеными. Кроме геологов, нефтяников, газовиков в необычных условиях осваивали новые виды деятельности авиаторы, строители автомобильных и железных дорог, мостов и городов. Везде нужны были новые, нестандартные способы деятельности, что стало условием выживания в новом регионе, и не только тех, кто его осваивал, но и в целом страны. К началу 1990-х гг. Тюменская область обеспечивала свыше 2/3 общего объема нефти и газа в России. Темпы освоения недр Тюменского региона ученые называют феноменом, поскольку в геологоразведке, бурении и обустройстве месторождений принимала участие вся страна.

Период освоения, особенно начальный, характеризуется наличием героических личностей. В регион нового освоения устремляется много людей «мессианского» и «героического» типа. Такие люди были во всех цивилизациях и странах. Большинство из них являлись настоящими героями -людьми, которые в экстремальных условиях совершали необычные поступки, несущие благо другим людям. Неустроенный быт, отсутствие привычной культурной среды не останавливали этих людей, а, напротив, заставляли совершать подвиги, открывать и обустраивать новые территории. Они отличались креативностью, стремлением использовать новые технологии, осуществлять прорыв в научной, технической и социальной сферах. Если в местах традиционного проживания креативность нужна в профессиональной деятельности для удержания лидерства в конкуренции, утверждения себя, самореализации, то в местах освоения новых

территорий креативность - условие жизни. Определяющей чертой сибирского феномена является высокий профессионализм людей, увлеченных идеями поиска и открытия богатств тюменских недр. В настоящее время им установлены памятники, их именами названы месторождения, улицы и города.

Сибирский феномен особенно заметен на фоне «кризиса мотивации», который в конце прошлого столетия поразил многие слои профессионалов развитых стран. Заголовки статей и работ, анализировавшие это явление, говорили сами за себя: «Скука», «Монотонность», «Недовольство». «В то время, когда наш жизненный уровень обеспечивает больше благ, чем когда-либо, когда возрастает время досуга, все больше и больше американских работников разочаровываются в труде», - писал американский менеджер и социолог Д. Хинричз [4]. Причем это недовольство распространялось не только среди «синих воротничков», служащих и работников умственного труда США, но и других развитых стран. Один из факторов, влияющих на отношение к труду, - автоматизированные производства, эффект «дремлющего оператора», привычные, устоявшиеся действия.

Отмечали недовольство монотонностью, однообразием труда в связи с автоматизацией и информатизацией и российские исследователи. На фоне этого кризиса такие мотивы трудовой деятельности, как идея новизны, сильных впечатлений, «живой» работы, возможности проявить себя в достойном деле, привлекли многих высококвалифицированных специалистов в регион освоения. Если проанализировать личные качества первого потока «покорителей» новых территорий, то можно заметить такую тенденцию: в область приехало много высококлассных специалистов - ученых и практиков из Баку, Башкирии, Томска (районов с устоявшимися методами работы в геологоразведке, нефтяной и газовой промышленности). У многих приехавших были хорошие должности, оклад, статус на прежнем месте работы и жительства. Возможность испытать себя на новом, необжитом месте, испытать нестандартные методы работы привлекла в регион освоения многих специалистов. Субъектами освоения стали в основном представители технической интеллигенции. В своей работе геофизики, геологи, буровики, строители, транспортники опирались на отраслевую, академическую и вузовскую науку.

Обобщенный тип первопроходца в культурологической литературе назван «строителем»: «строитель был целеустремлен, смысл его жизни заключался в наращивании освоения нефтяных ресурсов и обустройстве территории под освоение» [3].

54

Именно в это время - во второй половине ХХ века в Тюмени было создано отделение Союза писателей РСФСР, активно стал работать Союз художников, регулярные художественные выставки «Урал промышленный» были стартом для многих талантливых художников. Стали известны имена таких впоследствии признанных писателей, как Иван Ермаков, Константин Лагунов, Иван Истомин, Юван Шесталов и многих других, чьи произведения завоевали признание читателей не только региона, но и страны. Если бы не было нефтяного «бума» в регионе, внимания страны к этому региону, они едва ли бы стали известны. Многие просто ничего бы и не создали, потому что тематикой их произведений, сюжетами стали реальные события освоения.

В это же время формируется социологическая школа в регионе, каждый год проводятся социологические конференции, посвященные проблемам освоения. Выходят сборники научных статей. Если в 1970-е гг. в Тюменской области не было ни одного доктора социологии, то к концу века их было уже больше десяти. Почти у всех ученых тематика диссертации связана с различными проблемами освоения новых территорий - вахтовым методом, адаптацией молодежи на Севере, проблемами семьи, обустройства северных городов, новыми формами собственности и др. Позже - в 1990-е гг. -в регионе сформировалось культурологическое сообщество, появились доктора и кандидаты культурологии, объектом их исследований в основном является региональная культура. Тюмень становится центром отраслевой, академической и вузовской науки. В отраслевых научных организациях, среди которых Сибирский научно-аналитический центр, ГеоНАЦ, СибНИИНП, Гипротюменьнефте-газ, трудятся тысячи человек.

В то же время освоение новых территорий было связано и с другими, противоположными, идеями и ценностями - это ценности «системы утилитарного смысла» [3], в публицистике именуемые «временщиной» (автор писал об этом в конце 80-х гг. прошлого века в журнале «Сибирские огни». 1988. № 7). Имеется в виду явление, когда человек относится к месту своего проживания, к природе, другим людям как временному, отсюда идет его стремление иметь, взять, обогатиться, не освоить, а присвоить. Большой пласт людей в регионе освоения характеризовался психологией временщиков. Часто работа вахтовым методом (месяц на Севере, месяц - на Большой земле) превращалась в некий «отхожий промысел». Дома, в южном городке, такой временщик подберет каждый гвоздик, замажет царапину на яблоне. На Севере он иной. «Дружбой» повалит столетний кедр, чтобы привезти домой шишки -

экзотический северный подарок. На вездеходе, в поисках кратчайшего пути, загубит ягельное пастбище, на буровой выпустит отходы из отстойника в ближайшую речку, оставит на месте работы сотни ржавеющих метров труб. У временщика даже девиз-идея существует: «взять побольше, с меньшими затратами, чтобы лучше жить». Все работает на одну цель - получить больше денег, думать только о своем благополучии. Надо заметить, что ценности «временщиков» подкреплялись государственной политикой - природные ресурсы, особенно в начальный период освоения, безжалостно потреблялись для сиюминутного выживания, без учета потребностей последующих поколений людей. Одно сжигание попутного газа в течение десятилетий, горение факелов над тундрой чего стоит! Идея - заработать много денег - всколыхнула большие пласты населения со всех уголков страны. Менялся национальный состав жителей: снижалась доля русских, а также коренных народов Севера -ненцев, ханты, селькупов, манси, повышалась -украинцев, белорусов, молдаван, татар, башкир, народностей Кавказа. Особенностью регионов освоения является процесс интеграции культур, который с неизбежностью происходит в таком регионе при тесном взаимодействии представителей различных культур. Процесс интеграции предполагает изначальное сосуществование оригинальных культур, вступающих во взаимодействие, связанное с экономической (чаще всего) или другой деятельностью.

В результате появляется новая общность, «суперэтнос», который называется «сибирским». На процесс образования этой культурной общности влияет несколько факторов: объединяющие идеи, контакты с представителями «чужих» культурных общностей, стремление сохранить свою традиционность (в начальный период освоения в регионе были территории, которые назывались «белорусскими», «украинскими», «таджикскими» и т. д.). В результате общих идей, видов деятельности, ценностей и появляется новая культурная общность. Многие люди, уехавшие из района освоения на Большую землю, в дальнейшем идентифицируют себя с понятием сибиряк, северянин, подразумевая при этом определенный набор личностных качеств. Как правило, у таких людей сильны ностальгические чувства, связанные с периодом освоения, с трудностями, рискованными ситуациями, новизной, необходимостью принимать самостоятельные решения.

Итак, если вернуться к характеристике культуры региона освоения, то основными аспектами, характеризующими ее, являются следующие:

- наличие идей, объединяющих людей, различных по национальному, возрастному, демографическому и другим признакам;

55

- артефакты культуры, результаты деятельности, которыми здесь выступают преображенные природные богатства;

- противоречивость типов личности: с одной стороны, тип строителя, созидателя, героя, с дру-

гой - тип маргинала, «временщика», отчужденной личности;

- процесс формирования новой культурной общности, «суперэтноса».

1. Барбакова, К. Г. Региональный уровень угроз и опасностей: реалии и перспективы. Знания как фактор безопасности общества / коллектив авторов; под ред. Н. Н. Карнаухова (гл. ред.), К. Г. Барбаковой, Ю. М. Конева, В. К. Левашова. - Тюмень: Вектор Бук, 2GGS. - 320 с.

2. Ге, Н. Н. Региональная культура как система / Н. Н. Ге, И. Ф. Петров // Культурное пространство региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14-15 апр. 2GG5 г. / отв. ред. М. А. Капеко. - Тюмень: Мандр и К, 2GG5. - З68 с.

3. Павлов, А. В. Региональная культура как пространство смыслов / А. В. Павлов, Е. Н. Яркова // Культурное пространство региона: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14-15 апр. 2GG5 г. / отв. ред. М. А. Капеко. - Тюмень: Мандр и К, 2GG5. - З68 с.

4. Hinrichs, D.The motivation Crisis. Winding Down and Turning Off / D. Hinrichs. - N. Y., 19S4.

Сдано 21.G2.2G12

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.