Научная статья на тему 'Филологические журналы и их роль в становлении традиций отечественного лингвистического образования'

Филологические журналы и их роль в становлении традиций отечественного лингвистического образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / METHODS OF TEACHING RUSSIAN / СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONTENT OF SCHOOL LINGUISTIC EDUCATION / PHILOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Телкова Валентина Алексеевна

Статья посвящена истории становления традиций лингвистического образования в России XIX в. и роли в этом процессе специализированных периодических изданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philological journals and their role in native linguistic education traditions

The article is devoted to the history of forming traditions of linguistic education in Russia of the XIX th century and to the role of specialized periodicals in this process.

Текст научной работы на тему «Филологические журналы и их роль в становлении традиций отечественного лингвистического образования»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ И ИХ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.А. Телкова

ЕГУ им. И. Бунина Елец, Липецкая обл., 399770

Статья посвящена истории становления традиций лингвистического образования в России XIX в. и роли в этом процессе специализированных периодических изданий.

Ключевые слова: филологическая наука, методика преподавания русского языка, содержание школьного лингвистического образования.

Журналы и повременные издания, предназначенные для учителей словесности и содержащие наряду с другими отделами специальный раздел, посвященный вопросам лингвистики и ее преподаванию в школе, играли и играют очень большую роль в деле становления отечественного лингвистического образования. Все эти издания ставили перед собой две основные цели: поднятие теоретического уровня и передачу опыта широким учительским массам.

До революции в России издавался целый ряд таких журналов, среди которых наиболее известны «Известия императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности» (СПб., 1852—63), «Филологические записки» (Воронеж, 1860—1917), «Сборник Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук» (СПб., 1867—1928), «Русский филологический вестник» (Варшава, 1879—1914; М., 1915—16; П., 1917; Казань, 1918), «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук» (СПб., 1896—1927). Одни из них равномерно уделяли внимание обеим названным задачам, другие делали акцент на одной из этих двух целей. И те, и другие заслуживают того, чтобы современный учитель-филолог знал о них и время от времени в них заглядывал. К сожалению, молодое поколение учителей мало знакомо с подобными журналами прошлого времени. Настоящая статья ставит задачей напомнить как преподавателям, так и студентам о некоторых таких журналах, в частности «Филологических записках» и «Русском филологическом вестнике».

Журнал «Филологические записки» был основан и издавался в течение 38 лет — 1860/61—1899 гг. — учителем Михайловского кадетского корпуса г. Воронежа А.А. Хованским, который сам редактировал его и нередко выступал как автор. Сегодня мы с большой признательностью вспоминаем этого удивительного человека, который вдали от столицы, в отсутствие стабильного финансирования, полагаясь только на собственные силы и поддержку коллег, решился на такое отчаянное предприятие — организовать издание филологического журнала, адресованного учителям словесности различных учебных заведений России. Недаром в 1886 г. в связи с 25-летним юбилеем журнала он удостоился следующих приветственных слов от просвещенцев Воронежской губернии: «Чти отца твоего,

русский язык, и мать твою, русскую словесность, и да долголетен будеши на земли — это заповедует нам ваше четвертьвековое безсеребряное служение русскому слову на поприще редактора „Филологических записок"» [4. С. 6].

В середине XIX в. назрела необходимость создания филологического научно-методического органа, каким и явился журнал «Филологические записки», объединивший вокруг себя единомышленников: ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. Свидетельством этого является появившаяся в 1858 г. статья известного филолога того времени Н.П. Некрасова «О преподавании Словесности в средних учебных заведениях», где автор говорит, что полезно было бы «издавать учебный журнал по предмету Словесности, в который бы входили только те статьи, или уроки, которые окажутся более того достойными. — Этот журнал мог бы служить некоторым образом руководством для всех учебных заведений (и должен бы быть обязательным); тогда и учители могли бы получать вознаграждение за свои статьи на общепринятых условиях, а между тем этим средством можно пробудить жизнь в деле преподавания и возбудить соревнование в преподавателях» [3. С. 471]. Основное содержание шести ежегодных выпусков журнала обычно составляли филологические заметки, учебные материалы для детей и обсуждение вопросов обучения как русскому (родному) языку, так и литературе.

Появление «Филологических записок» сразу стало знаменательным событием и привлекло к себе внимание общественности. Все экземпляры за 1860— 1861 гг. разошлись без остатка по подписке, что говорит о несомненном успехе устроителей этого издания. Журнал выписывали книгопродавцы, библиотеки, индивидуальные подписчики Парижа, Лейпцига, Иены, Упсале, Граца, Вены, Страсбурга, Берлина, славянских столиц, Северной Америки. Многое становится понятным, когда вчитываешься в строки, в которых сформулирована главная задача журнала: «Мы желали бы пустить в оборот ту массу знаний, которая есть у нас в наличности... Нет сомнения, что наука тогда только вполне плодотворна, тогда только может правильно и быстро развиваться, когда она твердо коренится в обществе, когда содержание ея становится, так сказать, общественною атмосферой; (не одни школы воспитывают молодое поколение, на воспитание его имеет большое влияние и общество, — оно часто довоспитывает его и даже перевоспитывает); тогда всякое новое поколение наследует богатый запас знаний, когда всякий самостоятельный труд делается достоянием не одних ученых, а становится новым приобретением общественного капитала знаний» [6. С. 3]. Для достижения данной задачи редакция журнала предложила несколько целей. Во-первых, «следить за всеми явлениями и усовершенствованиями языка, развивать и разъяснять разные научные вопросы, — разрабатывать науку о слове, упрощать самое изложение ея и преподавание и делать ее более доступною и популярною наукою» [6. С. 1]. Другая немаловажная цель — «доставлять учащим пособие для преподавания Русского языка и Словесности в средних и особенно в низших учебных заведениях» [6. С. 1]. Последняя цель обозначена как желание «привести в известность, — что сделано у нас по предмету Русского языка... и что делается в настоящее время разными преподавателями и любителями роднаго слова» [6. С. 1]. В этом отно-

шении редактор особенно подчеркивал, что журнал должен стать «живым органом и проводником всех современных вопросов, касающихся разработки и изучения роднаго языка» [6. С. 2]. Представленная серьезная научно-методическая программа, которая была заявлена авторским коллективом во главе с редактором А.А. Хованским, не могла не заинтересовать читателя.

С первого года издания журнала вокруг него сплотились лучшие педагогические и научные умы того времени. С «Филологическими записками» сотрудничали Ф.И. Буслаев, В.П. Шереметевский, А.А. Барсов, А.Н. Дмитрюков, Ф. Деларю, П.М. Беляевский, А.Н. Чудинов, П.А. Лавровский, В.М. Гуссов, А.А. Дмитриевский, В.А. Половцев, В.Н. Куницкий и многие другие ученые и преподаватели учебных заведений.

А.А. Хованский как главный редактор постоянно уделял серьезное внимание не только новым тенденциям в развитии филологической науки, но и интересовался тем, как эти тенденции могут повлиять на развитие методики преподавания русского языка и литературы. На страницах журнала глубоко обсуждались проблемы различных лингвистических школ в языкознании и вопросы методики преподавания русского языка.

Заслуживает внимания тот факт, что многие проблемы, оказавшиеся в центре внимания издателя и редакции, не потеряли своей актуальности и в наши дни. Это вопросы содержания обучения, подготовки учебных книг, публикации самих учебных материалов с целью обсуждения и совершенствования, материалы об историческом подходе к преподаванию родного языка и путях его осуществления в школе того времени, о правописании, о грамматическом разборе и т.п.

Примечательной чертой журнала было активное стремление к общению не только с известными учеными, но и провинциальными учителями-практиками. Одним из таких учителей был А.В. Барсов — преподаватель словесности Воронежской гимназии, который в 1889 г. начал публиковать в журнале свое пособие «Живое слово для изучения родного языка. Методика русского языка в рассказах и объяснениях по литературным образцам, в связи с логикой, грамматикой и словесностью, для всестороннего развития и воспитания учащихся, согласно с требованиями педагогических принципов» [1]. Это были примерные разборы произведений с описанием уроков по каждому из них.

Труд А.В. Барсова не остался незамеченным. Отзывы преподавателей о книге «Живое слово» были опубликованы в «Филологических записках» в 1894 г. Учителя отмечали новаторство и мастерство Барсова, искреннюю любовь его к русской литературе, бережное, благоговейное отношение к детским душам, пестовать и направлять которые призван педагог-филолог. В качестве положительных моментов также отмечалась краткость, компактность, конспективность его пособия. Наконец, считалось, что именно находки Барсова могут помочь поддержать на уроках сосредоточенное внимание учеников, создать в них «благоприятное настроение души».

Так благодаря журналу самобытная и интересная авторская методика провинциального педагога стала одной из самых популярных и применяемых в Рос-

сии в последней трети XIX в. До конца века в журнале были опубликованы все четыре книги «Живого слова».

На страницах «Филологических записок» находим целый ряд публикаций, которые позволяют более детально проследить основные вехи становления исторической идеи в преподавании русского языка. Так, временной промежуток между публикациями Ф.И. Буслаева и лекцией академика А. А. Шахматова (1903) заполняет «Мнение проф. П.А. Лавровского о преподавании русского языка с церковнославянским», выражающего такое же мнение, как и Ф.И. Буслаев, и мнения ряда учителей участников учительских съездов 1866 г. Так, подводя итоги работы съезда учителей русского языка и словесности, проходившем в Казани, А.А. Хованский сожалеет, что «решение вопросов, поднятых на заседаниях, склонялось большею частию к тому, что уже было известно». Между тем, по мнению редактора, «если бы съезд установил напр. изучение Русского языка сравнительно с Старым Церковно-Славянским, чтобы грамматика наша шла параллельно с славянской, как того требует в настоящее время г. Буслаев..., тогда явились бы и другие требования, открылся бы иной взгляд на преподавание языка». Далее следует вывод о том, что лишь историко-сравнительное изучение языка «с другими наречиями было бы более разумное, осмысленное и отличалось бы от настоящей методы» [7. С. 11]. Из этого следует, что редактор журнала и члены редколлегии были не только в курсе последних событий в области школьного филологического образования, но и пытались влиять на ход их развития.

В 1879 г. в Варшаве был основан еще один филологический журнал — «Русский филологический вестник». Выходил он ежегодно в количестве четырех номеров. Его основателем был преподаватель Варшавского университета Митро-фан Алексеевич Колосов, известный русский филолог-славист и педагог, который еще в 1877 г. в своем письме к А.А. Потебне высказал мысль о необходимости создания журнала: «Обращаюсь к Вам за советом и просьбою. Дело в следующем. Я намерен с будущего, 1878 г., начать издание филологического журнала. Существование „Филологических записок", конечно, не делает лишним такое предприятие. Я даже думаю, что осуществление его было прямо полезно для науки» [5. С. 548].

Первоначальное название журнала — «Русско-славянский филологический вестник» — определяло его содержание. Это все, что касалось русско-славянского языка, мифов и литературы (древней и народной). Позже в результате обсуждений новый печатный орган получил название «Русский филологический вестник», а его содержание определялось в статье первого номера «От редакции» значительно точнее — «язык, народная поэзия и древняя литература славянских племен, преимущественно русского народа» [2. С. I]. Наряду с довольно обширным научным отделом несколько листов в журнале отводилось педагогическому отделу, куда входили статьи о преподавании русского языка и словесности в средних учебных заведениях, рецензии на учебники по этим предметам, пробные листы новых учебников по языку и словесности.

Именно в «Русском филологическом вестнике» впервые появились работы таких известных лингвистов, как Е.Ф. Будде «Основы синтаксиса русского язы-

ка» (1910, 1913), В.А. Богородицкий «Курс русской грамматики» (1883—1887), его же «Краткий очерк сравнительной грамматики индо-европейских языков» (1892, 1894), А.И. Соболевский «Из истории русского словарного материала» (1913)и др.

Помимо филологических вопросов, как указывалось выше, журнал на протяжении многих лет предоставлял свои страницы для статей, посвященных методике преподавания русского языка и литературы. Тогда это был единый предмет — русская словесность. В числе авторов были как известные ученые-лингвисты (Ф.И. Буслаев, Я.К. Грот, И.И. Срезневский, В.Я. Стоюнин), так и учителя-практики, уделявшие особое внимание вопросам изучения разделов курса русского языка («Заметки о преподавании словообразования» И.С. Соломоновский (1879), «О преподавании отечественного языка в наших гимназиях» А.С. Будилович (1882), «К вопросу о преподавании языка. Грамматика» А.В. Барсов (1883) и др.), методике проведения письменных работ («Материалы для диктанта и других грамматических упражнений» И.С. Соломоновский (1881), «К вопросу о письменных упражнениях» А.В. Барсов (1882), «Рациональный метод обучения письменному изложению мыслей» И.С. Соломоновский (1883), «Начальная ступень ведения сочинений в реальных училищах, в связи с изучением правил русской стилистики» С.В. Преображенский(1888) и др.), пунктуации («Употребление знаков препинания в русском письме» П.И. Богданов (1879) и др.)

Таким образом, на страницах филологических журналов, прежде всего «Филологических записок» и «Русского филологического вестника» разрабатывались не только вопросы лингвистической науки, но и методики преподавания словесности. Публикации журналов — это неисчерпаемый источник не только научных, но и методических идей, основные данные для создания истории методики преподавания русского языка в школе. Для современного учителя журналы могут быть интересны созвучностью идей и возможностью использования для работы с учащимися.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Барсов А.В. Живое слово для изучения родного языка // Филологические записки. — 1889. — Вып. III. [BarsovA.V. Zhivoe slovo dlya izucheniya rodnogo yazyka // Filologicheskie zapiski. — 1889. — Vyp. III.]

[2] Колосов М.А. От редакции // Русский филологический вестник. — 1979. — Т. I. — № 1. [Kolosov M.A. Ot redakcii //Russkij filologicheskij vestnik. — 1979. — T. I. — № 1.]

[3] Некрасов Н.П. О преподавании Словесности в средних учебных заведениях // Атенея. — 1858. — № 43. [Nekrasov N.P. O prepodavanii Slovesnosti v srednix uchebnyx zavedeniyax // Ateneya. — 1858. — № 43.]

[4] Филологические записки. — 1899. — Вып. I. [Filologicheskie zapiski. — 1899. — Vyp. I.]

[5] Цит по: Франчук В.Ю. Из писем М.А. Колосова к А.А. Потебне // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1985. — Т. 44. — № 6. [Cit po: Franchuk V.Yu. Iz pisem M.A. Kolosova k A.A. Potebne // Izvestiya AN SSSR. Seriya literatury i yazyka. — 1985. — T. 44. — № 6.]

[6] Хованский А.А. От редакции // Филологические записки. — 1860. — Вып. I. [Xovanskij A.A. Ot redakcii // Filologicheskie zapiski. — 1860. — Vyp. I.]

[7] Хованский А.А. Съезд учителей русского языка и словесности в Казани // Филологические записки — 1867. — Вып. I. [Xovanskij A.A. Sezd uchitelej russkogo yazyka i slovesnosti v Kazani // Filologicheskie zapiski. — 1867. — Vyp. I.]

PHILOLOGICAL JOURNALS AND THEIR ROLE IN NATIVE LINGUISTIC EDUCATION TRADITIONS

V.A. Telkova

The Chair of the Modern Russian Language and Methods of its Teaching I. Bunin Elets State University Elets, Lipetsk region

The article is devoted to the history of forming traditions of linguistic education in Russia of the XIXth century and to the role of specialized periodicals in this process.

Key words: philology, methods of teaching Russian, the content of school linguistic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.