Научная статья на тему 'Феномен «Нового автобиографизма» в прозе А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина'

Феномен «Нового автобиографизма» в прозе А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
867
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"НОВЫЙ АВТОБИОГРАФИЗМ" / СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / РЕАЛИЗМ / РОМАН / "NEW AUTOBIOGRAPHIES" / MODERN FICTION / POSTMODERNISM / REALISM / ROMANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Личманова Татьяна Олеговна

В статье рассматривается проблема «нового автобиографизма» современной отечественной прозы. Раскрывается понимание содержания данного термина разными литературоведами, а также формулируется определение «нового автобиографизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF “NEW AUTOBIOGRAPHY” IN PROSE A. VALAMOV, O.PAVLOV, M. SHISHKIN

The article discusses the problem of "new autobiographical" contemporary russian prose, expands understanding of the content of this term is different literary critics, and formulated its own definition of the term "new autobiography".

Текст научной работы на тему «Феномен «Нового автобиографизма» в прозе А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина»

УДК 821.161.1 Л-66

ЛИЧМАНОВА Татьяна Олеговна, соискатель кафедры отечественной филологии и журналистики, Армавир, Россия Yashic2@yandex.ru

ФЕНОМЕН «НОВОГО АВТОБИОГРАФИЗМА» В ПРОЗЕ А. ВАРЛАМОВА, О. ПАВЛОВА, М. ШИШКИНА

В статье рассматривается проблема «нового автобиографизма» современной отечественной прозы. Раскрывается понимание содержания данного термина разными литературоведами, а также формулируется определение «нового автобиографизма».

Ключевые слова /«новый автобиографизм», современная проза, постмодернизм, реализм, роман.

LICHMANOWA Tatiana Olegovna, applicant of the Chair of Russian Philology and journalism, Armavir, Russia Yashic2@yandex.ru

THE PHENOMENON OF "NEW AUTOBIOGRAPHY" IN PROSE A. VALAMOV, O.PAVLOV, M. SHISHKIN

The article discusses the problem of "new autobiographical" contemporary russian prose, expands understanding of the content of this term is different literary critics, and formulated its own definition of the term "new autobiography".

Keywords: "new autobiographies", modern fiction, postmodernism, realism, romance.

Начиная с 2000-х гг. появляется ряд исследований, освещающих тенденцию усиления автобиографичности современной прозы. Среди таковых можно назвать: статью М. Липовецко-го «ПМС (постмодернизм сегодня)»[1], И. Куклина «Про мое прошлое и настоящее» [2], книгуН. Ивановой «Русский крест. Русский читатель в начале нового века», словарь С. Чупри-нина «Русская литература сегодня: жизнь по понятиям». Данный феномен современной литературы М. Липовецкий называет термином «новый автобиографизм», опираясь на концепцию позднего постмодернизма нидерландского ученого Д. Фоккемы. «Новый автобиографизм» проявляется как результат «ревизии традиционной (модернистской) концепции личности как некой целостности»[1]. Более полное объяснение понятия «новый автобиографизм» отражено в учебном пособии Н. Лейдермана, М. Липовецкого «Русская литература XX в.: 1950-1990-е годы». «Новый автобиографизм» понимается как: «Нарушение "абсолютной эпической дистанции" ... авторы вспоминают повседневность, а не события, помеченные печатью "Большой Истории", и вспоминают не через много лет, а с достаточно близкой временной дистанции, превращая в персонажей мемуаров живых и активных коллег современности» [3, с.593], при этом литературоведы делают акцент, что данное течение развивается в рамках постреализма, к которому относятся тексты Д. Галковского «Бесконечный тупик», С. Гандлевского «Трепанация черепа» и «НРЗБ», С. Довлатова, А. Сергеева «Альбом для марок», мемуары Е. Федорова.

Несмотря на частоту употребления термина «новый автобиографизм», среди исследователей нет единства в отношении его содержания. Так, С. Чупринин видит в «новом автобиографизме» синоним термина «филологический роман»[4], предложенный В. Новиковым: «Филологическим, по преимуществу, можно считать такой роман, где филолог становится героем, а его профессия - основой сюжета» [5, с.196]. И. Куклин определяет автобиографизм в литературе 1990-х как метод письма, Н. Иванова, отмечает, что «новый автобиографизм» развивается как «новая художественная система» [6]. К этому явлению она причисляет прозу и пьесы Е. Гришковца.

В связи с масштабностью проявления «нового автобиографизма» в современной отечественной литературе и одновременной размытостью содержания данного термина в современном литературоведении, мы формулируем его собственное определение с учетом вышеперечисленных признаков. На наш взгляд, «новый автобиографизм» - это отражение в художественном мире произведений писателя событий из его биографии и жизни окружающих его людей. Основными признаками «нового автобиографизма» выступают: 1) формирование образа автора-героя, понимание жизни которого максимально приближено к авторскому, что приводит к доминированию личности автора в тексте и монологичности повествования; 2) биографические факты присутствуют не в отдельном тексте, а в широком ряде произведений писателя; 3) четкое проявление элементов мемуарно-биографического жанра - рассказ о самом себе, о пережитом и увиденном; 4) формирование в художественном мире произведений писателя единого метатекста. Каждое произведение затрагивает определенный жизненный период автора-героя, а объединение всех произведений создает цельную картину биографии писателя, глазами которого воспринимается окружающая реальность; 5) «новый автобиографизм» является отражением постмодернистского сознания, несет в себе категорию игры, то есть, превращает текст в игру смыслов.

Обратимся к прозе наших современников - А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина - и отметим проявление «нового автобиографизма» в их произведениях.

Исследуя тексты А. Варламова, сопоставляя их с биографией и интервью писателя, беремся утверждать, что его творчество «основано на реальных событиях» и несет в себе, прежде всего, лично пережитое самим автором. Проза А. Варламова воспроизводит многие автобиографические факты его детства, юности, взрослой жизни. Например, в образе маленького Ко-люни из романа «Купавна» и событиях, происходящих с ним, запечатлелись знаковые события детства писателя. Попытки Алексея, молодого интеллигента из Москвы, обрести свой дом в северной деревне отражают аналогичные поиски молодого писателя Алексея Варламова, а история рождения ребенка отчасти воспроизведена в повести «Рождение», о чем признается сам писатель. «Зашифрованный» роман «Затонувший ковчег» также основан на лично пережитом автором. На вопрос, адресованный писателю, «Где вы брали материал для романа?» А. Варламов отвечает: «Прикинулся неофитом, завел знакомства и дурачил хитрых и расчетливых людей в одной секте, после чего унес оттуда ноги» [7,с.116].

Отпечаток жизненных фактов писателя проявляется и в ситуациях, в которые попадает герой или очевидцем которых становится. Такова, например, история с мальчиком, попытавшимся выиграть в наперстки, свидетелем которой был Алексей Варламов. Фраза «Учись, лох!»[8, с. 53] взята из жизни и выражает ощущения автора к современной действительности, одновременно отразившись и в названии романа.

Также особую смысловую нагрузку несут топонимические названия, встречающиеся неоднократно в разных текстах, с ними связаны важные события в жизни писателя. К таковым можно отнести: поселок «Сорок второй», Купавну, Бисерово озеро, Филевский парк, деревню Падчевары, озеро Вожега. Указывая определенные географические названия, повторяющиеся в различных произведениях, автор интертекстуально связывает их между собой. При этом каждый топоним расширяет границы образности произведения за счет контекста, в котором он употребляется в другом тексте. Вследствие чего все произведения складываются в единый мета-текст, а изобилие автобиографических черт позволяет говорить о том, что образ автора становится центральным и перевоплощается в ребенка или взрослого, однофамильца или персонажа под другим именем.

На биографическом материале строится и проза О. Павлова. Сам писатель отрицает присутствие в своей прозе биографических фактов, отмечая, что у него «только одна книга автобиографична - "В безбожных переулках"» [9]. Однако внимательное прочтение произведений в сопоставлении с биографией писателя и с его интервью позволяет сделать вывод о том, что проза О. Павлова более автобиографична, нежели он пытается это представить. Таков, например, сборник рассказов «Степная книга», написанный на основе увиденного в Карабасе - месте службы О. Павлова (книга начинается с «биографической записки», в которой отражены основные вехи из жизни писателя). «Степная книга» сосредоточила в себе основные вопросы, проблемы, первичные зарисовки образов, сюжетных линий, которые в дальнейшем найдут свое воплощение в последующих произведениях автора. Рассказ «Земляная душа» перерастет в «Казенную сказку», а «История водочной вышки» станет частью сюжета «Дела Матюшина». В «Степной книге» обозначен экзистенциальный взгляд на существование человека - движение от бытия к небытию, осознание неотвратимости грядущей смерти.

Примечательно, что в творчестве О. Павлова отдельные автобиографичные эпизоды произведений, а порой и целые сюжеты можно встретить в других текстах писателя. Рассказ «Конец века» стал одним из эпизодов «Дневника больничного охранника». Рассказ «Учитель входит в класс» нашел свое воплощение в романе «Асистолия» в воспоминаниях Михаила об учителе рисования.

Можно утверждать, что каждое произведение писателя имеет биографическую основу. На этот факт также указывают такие исследователи, как П. Басинский, К. Кокшенева, Ю. Щербинина. Все творчество О. Павлова можно охарактеризовать как единое повествование о своей жизни, начиная от воспоминаний о детстве, службе в армии, работе охранником и санитаром в больнице, рассказе о своем литературном опыте («Яблочки от Толстого») до повествования о нелегких семейных отношениях самого писателя, что отражено в романе «Асистолия».

Аналогичная ситуация возникает и в творчестве М. Шишкина. В одном из интервью писатель отмечает, что для него важно пространство вокруг слов, пустота, которая должна быть заполнена чем-то живым, чтобы слова могли пустить там корни и ожить. «... Пространство я заполнял собой, любимыми людьми, всем, что делает меня живым» [10]. Данное высказывание как нельзя лучше объясняет творческое кредо М. Шишкина - художественное воплощение автобиографических фактов. Если сопоставить содержание романов писателя с его биографией, то станет заметным, что в основе сюжета заложены события, пережитые самим М. Шишкиным.

Специфическим свойством автобиографизма М. Шишкина является «расщепление» авторского «я» и наделение биографическими фактами разных героев. Отголоски из жизни писателя встречаются у многих персонажей произведений. При этом писатель может выступать в роли «я» - персонажа, говорить и размышлять от первого лица. В первом романе «Взятие Измаила» читатель находит сведения об учебе в школе, разводе родителей - сюжеты, развивающиеся в параллельных линиях повествования, подтверждающие свою подлинность авторскими воспоминаниями в конце романа. В следующем романе - «Венерином волосе» - биографические факты детства писателя иначе преобразуются в художественном осмыслении. В тексте также возникают воспоминания о детстве в Староконюшенном, образ матери - Галины Петровны (Гальпетры - такое прозвище придумали ей ученики), учительницы, над которой всегда жестоко подшучивали школьники. Автор является в «Венерином волосе» уже не как сын, а предстает обычным школьником, таким же, как и все, подтрунивающим над Гальпетрой. Данный прием воскрешения реальности осмысляется как шанс, предоставленный самому себе попросить у матери прощения, чего не успел сделать автор при ее жизни. Толмач просит прощения у своей учительницы от имени всех ребят.

В «Венерином волосе» воспоминания о матери воплощаются не только в образе строгой советской учительницы Галины Петровны, но и находит отражение в характере эстрадной певицы Беллы Юрьевой. Многие критики предполагают, что записи, воспроизведенные в романе, принадлежат непосредственно певице, однако их основой явились дневники матери писателя, которые она передала перед «своей последней операцией» [11] сыну Михаилу. Об этом говорит сам М. Шишкин в рассказе «Пальто с хлястиком».

Мельчайшие вкрапления биографических фактов в общую ткань художественного произведения прослеживается во всех текстах. Так, в одном из интервью, вспоминая детство, писатель говорит о запомнившейся на всю жизнь фразе воспитательницы: «Баловники спят стоя». Это изречение находит воплощение в сцене воспитания юного Ларионова (роман «Записки Ларионова»). «Помню, как нянька, измучившись со мною в отсутствие матушки, говорила, что баловники спят стоя, и заставляла меня стоять рядом с кроваткой, сложив под щекой ладошки» [12,с. 16]. В романе «Письмовник» воспоминания детских впечатлений обретают онтологическое звучание. Так, в интервью «Смерть, как жизнь, внесловесна» писатель говорит следующее: «Когда-то в школе старшеклассники на переменах любили хлопнуть меня по ушам. И я, начитавшись, как мудрые шуты, задавая каверзные вопросы королям-тиранам, ставили их впросак, решил так же изысканно отомстить моим мучителям. Но те не дослушали моего вопроса и хлоп мне по ушам!» [13]. Этот биографический фрагмент неоднократно встречается в романе «Письмовник», но теперь с помощью его автор «уравнивает» себя со «златоустами» всех религий и пытается найти свой ответ на главный вопрос бытия - что такое смерть? «Так вот, златоусты, с их упованием на продление себя во времени, это такие же глупые начитанные мальчики, как я, пытающиеся всю свою жизнь заговорить витиеватыми разговорами смерть, а она, в конце концов, не дослушав, все равно хлопнет их по ушам»; «Вот эти мудрецы всю жизнь учили о том, что смерти нет, о воскрешении, о реинкарнации, а им - хлоп по ушам!» [14].

Романы М. Шишкина можно назвать особым видом исповедального автобиографизма, автор наполняет текст глубинными и сокровенными началами собственной личности. Все, что происходит, связано с автором и имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешнее - биографические факты, внутреннее - повторы деталей, мыслей, несущих определенную смысловую и психологическую нагрузку в биографии самого писателя и встречающихся в разных его произведениях.

Таким образом, на примере анализа прозы А. Варламова, О. Павлова, М. Шишкина можно сделать вывод, что «новый автобиографизм» является характерным признаком творчества ряда авторов современной отечественной прозы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Липовецкий М.Н.ПМС (постмодернизм сегодня) //Знамя.- 2002.- № 5. URL:http://magazines.russ.ru/znamia/2002/5/lipov.html (дата обращения 03.07.2011).

2. Куклин И.В. «Про мое прошлое и настоящее» //Знамя.- 2002.- № 10. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2002/10/kuk.html (дата обращения 11.09.2011).

3. Лейдерман Н.Л.Русская литература XX века: 1950-1990-е годы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т./Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. - М.: Академия, 2003. Т.2. - 688с.

4. Чупринин С.И.Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям.- М.: Время, 2002.URL:http://www.libros.am/book/read/id/147813/slug/zhizn-po-ponyatiyam(дата обращения 20.09.2012).

5. Новиков В.И. Филологический роман. Старый новый жанр на исходе столетия. // Новый мир.- 1999.- № 10.

6. Иванова Н.Б. Русский крест. Литература и читатель в начале нового века.- М.: Время, 2011. URL:http://libatriam.net/read/119567/ (дата обращения 05.10.2012).

7. Варламов А.Н.Послесловие // Октябрь.- 1997.- № 4.

8. Варламов А.Н.Лох //Роман-газета.- 2003.- № 20.

9. Павлов 0.0. Одиночество - это работа //Российская газета.- 2010.

№ 10.URL:http://www.rg.ru/2010/06/10/pavlov.^тКдата обращения 15.01.2011).

10. Шишкин М.П.Писателем-профессионалом себя не считаю. //WFFW.INFO.- 2011.- 30

ноября.URL:http://wffw.info/345121/mixail-shishkin-pisatelem-professionalom-sebya-ne-schitayu/ (дата обращения 19.02.2012).

11. Шишкин М.П. Пальто с хлястиком. // Сноб.- 2010.- № 7-8. URL: http://www.snob.ru/magazine/entry/20546?preview (дата обращения 02.02.2012).

12. Шишкин М.П.Записки Ларионова.- М.: АСТ: Астрель, 2010.

13. Шишкин М.П.Смерть, как жизнь, внесловесна. // Timeout.- Москва.- 2010.- № 3.URL: http://www.timeout.ru/msk/feature/15074?city=3 (дата обращения 09.010.2012).

14. Шишкин М.П. Письмовник.- М.: АСТ: Астрель, 2010. URL:http://www.libtxt.ru/chitat/shishkin_mihail/25719-pismovnik.htmlhttp://ratings.7ya.ru/books/article.aspx?id=25 (дата обращения 19.08.2012).

REFERENCES

1. Lipovetsky M. PMS (post-modernism today). Banner, 2002, no. 5. URL:http://magazines.russ.ru/znamia/2002/5/lipov.html (accessed 03.07.2011).

2. 2.Kuklin I. C. "About my past and present" //Banner, 2002, no. 10 URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2002/10/kuk.html (accessed on 11.09.2011).

3. Leiderman N. L.Russian literature of the XX century: 1950-1990-ies: textbook.book for students. the Supreme. the textbook. institutions: 2 Tons/Leiderman N. L., Lipovetsky. Moskva: Academy, 2003. So 2. pp.

4. 4.Chuprinin S. I. Russian literature today: Life on the concepts. Moskva: Time, 2002.URL:http://www.libros.am/book/read/id/147813/slug/zhizn-po-ponyatiyam (20.09.2012 date of access).

5. 5.Novikov Century. And. Roman Philology. Old new genre at the end of the century. // A new world, 1999, no. 10.

6. Ivanova N. B. Russian cross. Literature and the reader at the beginning of the new century. Moskva: Time, 2011.URL:http://libatriam.net/read/119567/ (accessed on 05.10.2012).

7. Varlamov A. N. Epilogue. October, 1997, no. 4.

8. Varlamov A. N. Loch. Roman-Gazeta, 2003, no. 20.

9. 9.Pavlov s.r.o Loneliness is the work of. the Russian newspaper, 2010, #10.URL:http://www.rg.EN/2010/06/10/pavlov.html(accessed 15.01.2011).

10. Shishkin M. P. Writer, I do not consider myself a professional. //WFFW.INFO. 2011, on 30 Novem-ber.URL:http://wffw.info/345121/mixail-shishkin-pisatelem-professionalom-sebya-ne-schitayu/ (accessed on 19.02.2012).

11. 11.Shishkin M. P. Coats with half-belt. Snob, 2010. no. 7-8. URL: http://www.snob.ru/magazine/entry/205467preview (accessed on 02.02.2012).

12. Shishkin M. P. Notes Larionov. Moskva: AST: Astrel, 2010.

13. Shishkin M. P. Death, like life, naslovna. Timeout. Moscow, 2010, no. 3.URL: http://www.timeout.ru/msk/feature/15074?city=3 (date of access 09.010.2012).

14. Shishkin M. P. Manual Of Letter Writing. Moskva: AST: Astrel, 2010. URL:http://www.libtxt.EN/chitat/shishkin mihail/25719-pismovnik.htmlhttp://ratings.7ya.EN/books/articles.aspx?id=25 (accessed on 19.08.2012).

Информация об авторе

Личманова Татьяна Олеговна, соискатель кафедры отечественной филологии и журналистики Армавирской государственной педагогической академии, Армавир, Россия Yashic2@vandex.ru

Получена: 15.10.2014

Information about the author

Lichmanowa Tatiana Olegovna, the applicant of the Department of Russian Philology and journalism of Armavir State Pedagogical Academy,

Armavir, Russia Yashic2@yandex.ru

Received : 15.10.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.