Научная статья на тему 'Феномен молодежной субкультуры в условиях социальных противоречий современного российского общества*'

Феномен молодежной субкультуры в условиях социальных противоречий современного российского общества* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2510
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / КРИЗИС / ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ / ФАКТОРЫ / ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ / ВИДЫ / YOUTH SUBCULTURES AND CONTRADICTIONS / THE CRISIS IN VALUES / THE FACTORS THAT CAUSE THE APPEARANCE / SPECIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Музыка Оксана Анатольевна, Беляева Ксения Андреевна

В статье рассматривается сущность понятия «молодежная субкультура», получившего актуализацию в период общественных трансформаций и социальных противоречий современного российского общества. Выделяются различные трактовки термина, причины и факторы его появления, виды и сущностные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth subculture phenomenon in the conditions of modern Russian society social contradictions

The article deals with the essence of the concept of «subculture» that has attained mainstream during the social transformation and social contradictions of our country today. Highlighted in different interpretations of the term, the causes and factors of its occurrence, types and intrinsic characteristics.

Текст научной работы на тему «Феномен молодежной субкультуры в условиях социальных противоречий современного российского общества*»

О.А. Музыка, К.А. Беляева

ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА*

В статье рассматривается сущность понятия «молодежная субкультура», получившего актуализацию в период общественных трансформаций и социальных противоречий современного российского общества. Выделяются различные трактовки термина, причины и факторы его появления, виды и сущностные характеристики.

Ключевые слова: молодежные субкультуры, противоречия, кризис, переоценка ценностей, факторы, причины появления, виды.

В период социальных противоречий, возникших в современном российском обществе, происходит переосмысление многих проблем, в том числе исследование специфики молодежной субкультуры, получившее особую актуальность во время перехода от одних традиционных ценностных установок молодежи к другим. Активное изучение субкультур началось в 60-х годах ХХ века в таких областях научного знания, как философия, социология, психология, педагогика, культурология, история и др. Исследователи выявляют различную этиологию возникновения субкультур, а также их особенности. Так, Д. Даунс различает субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные), и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры) [3]. Поскольку молодежь является неотъемлемой частью общества, все процессы, происходящие в нем, в том числе различные противоречия, непосредственно влияют на сущность и специфику молодежной субкультуры.

В научной литературе под молодежной субкультурой понимают культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Что является сущностью понятия «молодежная субкультура»? Каковы причины и факторы появления и функционирования субкультур? Каковы основные признаки и виды молодежных субкультур? Различные ответы на поставленные вопросы, мнения ученых и исследователей, занимающихся изучением данной проблематикой, будут представлены в данной статье.

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Под субкультурой понимают также: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура); особую форму организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер); трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску [2]. Для современного общества, которое основано на социальной стратификации и разделении труда, характерно наличие многообразных субкультур, находящихся в различных, в том числе противоречивых, отношениях друг с другом.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Представители данной груп-

пы считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества [2]. Выделим некоторые причины, детерминирующие возникновение субкультуры: 1) нездоровый психологический, идейно-нравственный климат в семьях, который нередко выталкивает молодых людей «на улицу» в поисках работы, сочувствия, взаимопонимания. Часто в семьях в силу занятости родителей на работе все общение, необходимое детям и подросткам, сводится к запискам-приказам или телефонным разговорам. Подлинные человеческие ценности (нравственные, эстетические, социальные) при таких отношениях трудно привить, а во многих учебных заведениях нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется формально; 2) состояние общественного сознания, способы его формирования. В первую очередь сюда следует отнести многочисленные публикации, авторы которых фактически стоят на позициях сплошного отрицания, а не объективного анализа, конструктивной критики.

Особенности появления молодежных субкультур в России определяются тремя основными факторами:

1. Социальная и экономическая неустойчивость и внутренние противоречия российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России, молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2 %, а в своей возрастной группе доля бедных - 27,9 %. Среди безработных 37,7 % - это молодежь в возрасте до 29 лет [4, с. 189]. Следующие два года отмечался некоторый экономический подъем, но существенных изменений не наблюдалось. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

2. Особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижного социального положения в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь получение образования стало гарантом личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто связанная с криминалом, является тем не менее основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом объясняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, которая в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

3. Аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утрата тех нормативноценностных оснований, необходимых для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [6].

На уровне досуговой самореализации субкультуру в молодежной среде отличают следующие черты: 1) преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры; 2) вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение

ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении; 3) приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.), потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Эта тенденция характерна и для культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах; 4) слабая индивидуализи-рованность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (несогласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения; 5) внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и обусловлена воздействием наиболее влиятельного институционального источника - телевидения. Однако большая часть молодежных и подростковых телевизионных передач отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, формирует те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы - наиболее эффективного культурного коммуникатора; 6) отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в большей степени отличающая, прежде всего, русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной моделях воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем народные традиции включают в себя не только религиозные ценности. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть любовью к Отечеству, а не в знакомстве и приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии [1].

По мнению В.Я. Суртаева, состояние молодежной субкультуры обусловлено следующими факторами: системным кризисом, затронувшим социальную структуру российского общества с началом перестройки и переходом к рыночной экономике, способствовавшим смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Возникшая на уровне массового сознания конкуренция советских, либерально-демократических и так называемых «западных» ценностей стала одной из причин специфического характера культурной самореализации молодых россиян; коммерциализацией культурного процесса, более заметным переходом от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющимся в электронных средствах массовой информа-

ции, отразившимся на специфике формирования системы установок, ориентации и культурных идеалах российской молодежи; сокращением программы гуманитарной социализации молодого поколения, подготовкой узкоспециализированных профессиональных работников по западному образцу, в немалой степени способствовавшими формированию специфической молодежной субкультуры в различных профессиональных группах российского молодого поколения; преодолением социального отчуждения среди сверстников. В подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом, влиянием особенностей поколения на молодежную субкультуру, при этом отчетливо выделяется проявление молодежных форм сознания и поведения [5].

Среди современных молодежных субкультур выделяют следующие:

а) по социально-правовому признаку: просоциальные, или социально активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); социально пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т. п.;

б) по направленности интересов (согласно классификации М. Топалова): увлечение современной молодежной музыкой; стремление к правопорядковой деятельности; увлечение определенными видами спорта; околоспортивные - различные фанаты; философско-мистические; защитники окружающей среды.

С.А. Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур: романтикоэскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками -байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); криминальные («гопники», «люберы»); анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка) или радикально-деструктивные.

З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, «лю-беры» и даже нацисты; с социальной позицией - экокультурные; с образом жизни - «системники» и их многочисленные ответвления; с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др.

Кроме того, субкультуры можно классифицировать следующим образом: связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей (рокеры, металлисты, панки, готы, рэпперы, транскультура); отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни (готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы); связанные со спортом (спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры); связанные с играми, уходом в другую реальность (ролевики, толкиенисты, геймеры); связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры, те же геймеры; враждебно или асоциально настроенные группы (панки, скинхэды, РНЕ, «гопники», «люберы», нацисты, а также футбольные фанаты и металлисты); религиозные объединения (сатанисты, сектанты, кришнаиты, индианисты); группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы); элита (мажоры, рейверы); антикварные субкультуры (битники, рокка-бильшики); субкультура масс, или контркультура (гопники, реднеки); социально активные (общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты).

Таким образом, молодежную субкультуру следует рассматривать, с одной стороны, как результат социально-культурной деятельности молодежи с целью реализации своего творческого потенциала, с другой - как выражение протеста против существующего социального порядка, что приводит к формированию особых групп сверстников, объединенных нормами и ценностями, правилами поведения, стилем одежды и музыки и т. д. Социальные противоречия

общества непосредственно отражаются и в молодежной среде. Главной причиной возникновения разнообразных молодежных субкультур является системный кризис, способствующий смене социальных установок и ориентиров, переоценке ценностей, потере нормативноценностных оснований. Среди факторов, влияющих на развитие, расширение и функционирование субкультур, выделяются следующие: социальная и экономическая неустойчивость, аномия российского общества, которые привели к парадоксальному сочетанию традиционных ценностных предпочтений и их современных интерпретаций и оценок.

Литература

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990.

3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998.

4. Российский статистический ежегодник - 2001: Стат. сб. М., 2001.

5. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб.: Питер, 1999.

6. http://psyfactor.org/lib/зиЬкик. Мт

* Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП. 2.1.3.4842 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта - доктор философских наук, профессор В.В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.