Научная статья на тему 'Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития'

Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8157
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / КУЛЬТУРА ДОСУГА / МОЛОДЕЖЬ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / СULTURE LEISURE / LEISURE / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Т.В.

В статье рассматривается генезис культуры досуга, а также состояние проблемы культуры досуга современной молодежи и его основные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leisure culture of today''s youth. Problems and prospects

The article discusses the genesis of the culture of leisure, as well as the state of the problem of modern youth culture of leisure and its main features.

Текст научной работы на тему «Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития»

2) Туризм во Франции http://www.youtube.com/watch?v=RgxUxAJgkAY

3) Туризм в России http://www.youtube.com/watch?v=ITZnwwOum1g

4) Туризм в Египте http://www.youtube.com/watch?v=aXJjyw0mAs0

2. Отели, гостиницы

1) Отель Хилтон http://www.youtube.com/watch?v=lid-gKairPY

2) Отель Мариотт http: / /www.youtube.com/watch?v=XRFyyPkmqCw

3) Отель Корстон (Казань) http://www.youtube.com/watch?v=RwvfvEMtzmI

3. Авиакомпании

1) Аэрофлот http://www.youtube.com/watch?v=DXppFrl5AvU

2) Французская авиакомпания http: //www.youtube.com/watch?v=TF1Glt8QqXE

3) Lufthansa http: //www.youtube.com/watch?v=139mVlI0Xr8

4. Туры, экскурсии

1) Туры в Египет http://www.youtube.com/watch?v=uy1AVEs9hvI

2) Туры в Бразилию http://www.youtube.com/watch?v=dGZCEtKuw2M

3) Туры в Индию http://www.youtube.com/watch?v=zSdkkptPBJc

Таким образом, YouTube весьма привлекателен и для небольших независимых телекомпаний и спутниковых телеканалов, а также для туристской индустрии. Через YouTube демонстрируются различные передачи о культуре, истории, программы о природе, экологии. С каждым днем YouTube становится информационным центром для современного туриста. Поэтому мы можем с уверенностью заявить, что инновации в туризме в рамках сайта YouTube становится новой площадкой для реализации проектов продвижения туристической индустрии, информационный центр, расширяющий сознание о культуре туризма.

Литература

1. 51 миллион человек в России смотрят YouTube. rg.ru (24.04.2013) // [Электронный ресурс]. http://tourlib.net/books_tourism/shahovalov23.htm

2. Абдель Вахед Эссам Абдаллах Махмуд Роль телевизионных спутниковых каналов в формировании культуры туризма. Казань: Издательство КНИТУ, 2013. 136 с.

3. Агеева Е.П. , Дырдонова А.Н. Проблемы трансфера технологий в России / / Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 13. С. 380

4. Ронки А. Сотрудничество в сфере обмена цифровыми коллекциями и культурным контентом // Информационное общество. 2010. № 3. С. 50-64.

5. Славкина Т. Популяризация культурного наследия средствами современных информационных технологий на примере международного института антиквариата ASG / / Мир искусства: Вестник Международного института антиквариата. 2013. № 1(01). С. 114-117.

6. Шаховалов Н.Н. Интернет-технологии в туризме / / [Электронный ресурс] http://tourlib.net/books_tourism/shahovalov23.htm

УДК 351.858:001.12

Т.В.Корниенко

КУЛЬТУРА ДОСУГА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается генезис культуры досуга, а также состояние проблемы культуры досуга современной молодежи и его основные черты.

Ключевые слова: досуг, культура досуга, молодежь, развитие

T.V.Kornienko LEISURE CULTURE OF TODAY'S YOUTH. PROBLEMS AND PROSPECTS

The article discusses the genesis of the culture of leisure, as well as the state of the problem of modern youth culture of leisure and its main features.

Key words: development, сЫШге leisure, leisure, the youth

Современное общество характеризуется постоянными и стремительными изменениями во всех сферах жизни общества - экономической, политической, социально-культурной, образовательной, досуговой и, как следствие, требует постоянного развития личности. Этот процесс не является стихийным, он начинается с самого детства, и к молодости закладывается стремление к саморазвитию, изучению новых мировых тенденций и адекватному восприятию действительности. Стоит отметить, что увеличение психологических нагрузок в связи с усложнением культурной жизни в на-

стоящее время влечет за собой потребность в более грамотном распределения времени и сил.

В связи с взрывным развитием коммуникационных и информационных технологий, происходят неизбежные изменения функциональной сущности досуговой деятельности личности, а именно - переориентация преимущественно на отдых и развлечения и вытеснение на второй план функций развития и самореализации человека. В сегодняшней социально-культурной ситуации молодёжный досуг предстаёт как общественно осознанная необходимость. Так как молодежь является движущей силой общества и культурного прогресса, мы рассмотрим культуру досуга молодежи. Молодежь сегодня - важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России. Именно в молодежном возрасте осуществляется осознанный выбор занятий в досуговое время, определяется профориентация (которая непосредственно оказывает влияние на осуществления досуга), самостоятельное принятие решений, стремление к саморазвитию и позитивным изменениям.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н.Иконниковой, И.М.Ильинского, И.С.Копа, В.Т.Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли ГАПруденский, Б.АТрушин, В.Д. Петрушев, В.Н.Пименова, ААГордон, Э.В.Соколов, И.В.Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И.Беляева, А.С. Кар-гин, Т.И.Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М.Андреева, А.В.Петровский и др.).

Рассматривая категорию культуры досуга наиболее значимы труды теоретиков и практиков М.А.Ариарского, А.И.Арнольдова, АФ.Воловик, Г.В.Головиной, АДЖаркова, М.Б.Зацепиной, Т.Г.Киселевой и ЮД.Красильникова, Н.В.Котельниковой, НФ.Максютина, В.В.Попова, А.В.Соколова, Ю.А.Стрельцова, В.Я.Суртаева и др., в работах которых отражена специфика организации культурно-досуго-вой деятельности в России.

Труды вышеперечисленных авторов явились значимыми источниками, которые позволили сформулировать концептуальную модель настоящей статьи. Они представляют собой методологический и общетеоретический фундамент проблемы изучения культуры досуга молодежи.

Ключевым понятием настоящего исследование является "культура досуга". В настоящее время данная категория звучит все чаще в научно-практическом контексте. Изучив труды исследователей социально-культурной деятельности, можно сделать вывод, что досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С.Махов, А.Т.Куракин, В.В.Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э.Вульфов, Л.Н.Николаева, М.М.Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л.К.Балясная, Т.В.Сорокина и др.).

В России исследования свободного времени - как "пространства" досуга - в контексте обследования бюджетов времени насчитывает более чем вековую историю, зародившись еще в 70-80-х гг. XIX в. в период формирования земской статистики [1, с.124-136.]. В советской науке господствовал сугубо объективный подход к изучению свободного времени, трактовавший его как часть внерабочего времени, изучавший его через круг занятий, направленных на развитие личности. Аристотель говорил, что именно в досуге заключается счастье, а Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, делающим человека полным обладателем своего "я". Для современного человека возможность отвлечься от выполнения своих обязанностей - трудовых, гражданских, семейных - и погрузиться в свой собственный мир, заниматься тем, чем хочется, а не тем, что должно, приобретает особое значение. Однако ритм современной жизни и условия достижения успеха таковы, что заставляют человека пренебрегать полноценным досугом. Труд и отдых - два необходимых и вполне равноценных компонента здоровой и счастливой жизни человека, тем не менее, личное свободное время сегодня явно приносится в жертву работе [6, с.56-69].

В данном исследовании мы рассматриваем досуг как деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия -вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия указывают на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

Культура досуга - это такое воплощение досуговой деятельности, в котором отдельная личность или группа в состоянии проанализировать собственные потребности и возможности их удовлетворения, осуществить грамотный поиск вариантов и эффективно провести свое свободное время. Это подтверждается в высказывании В.Я.Суртаева, культура досуга — это «мера реализации социально-культурного потенциала личности в условиях досуговой деятельности, мера приобретенных ею навыков регулирования досугового времени, готовность личности к участию в социально значи-

мых видах досуговой деятельности [7, с.28]. В.С.Русанова отмечает, что культура досуга личности -интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы [5, с.53].

К критериям культуры досуга молодежи мы отнесем:

1. Избирательность в выборе содержания и форм досуговой деятельности

2. Культурные интересы молодежи

3. Ориентацию на творческую составляющую досуга

4. Общекультурную эрудицию

5. Умения и навыки организации досуга

В данном контексте возникает проблема развития культуры досуга молодежи - внутренней культуры человека, предполагающей наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и эффективно проводить свободное время.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь:

• нерегламентированностью,

• добровольностью выбора его различных форм,

• демократичностью,

• эмоциональной окрашенностью,

• возможностью сочетать в ней физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.

Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи, но к этому есть необходимые предпосылки.

В выборе видов досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности, её направленность, степень формирования жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь - чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности. Также приходится констатировать тот факт, что значительная часть молодежи активно вовлечена в процесс потребления массовой культуры, насаждающей культ индивидуализма, лицемерия, развлечений, и не дающей надежной опоры и стимулов для овладения позитивными достижениями мировой культуры.

С другой стороны, в то же время городская культура модерна оказалась неразрывно связана с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами престижа и предметом подражания для всех слоев населения, как преуспевающих бизнесменов, так и среднего класса. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга. Возникает зависимость молодежи от материальных престижных вещей, которые создают определенный имидж молодого человека. Этот факт необходимо учитывать работникам сферы культуры и организации досуга в частности, поскольку традиционные формы досуга, предлагаемые в учреждениях культуры не всегда соответствуют потребностям современной молодежи. Кроме того, создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия на другое. Разумеется, молодежный возраст не сравнится по концентрации внимания с каким-либо другим, но нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры, праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для отдыха и развития.

Данные социологических исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и часто обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия или друзей. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к

концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки) [3, 35 с.].

Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. В этом случае от удовлетворенности досугом зависит удовлетворение жизнью в целом [2, с. 123]. Молодежные субкультуры выступают как альтернативные существующему образу жизни и культуре. Они характеризуются попытками сформировать собственное мировоззрение, собственными манерами поведения, стилем одежды и формами проведения досуга и т.д. Как наиболее популярные у современной российской молодёжи выступают такие субкультуры как:

• Социально активная молодежь: главная цель - общественно полезная деятельность (защитники окружающей среды (гринписовцы), волонтеры);

• Связанные с музыкой - музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей (рокеры, металлисты, панки);

• Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

• Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры;

• Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры и др.;

• Связанные с играми: ролевики, толкиенисты, геймеры;

• Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, геймеры;

• Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты и др.

Таким образом, зная особенности каждой субкультуры современной молодежи, учитывая ее потребности и интересы в настоящее время, выстраивать и создавать досуговые программы становится все эффективней и продуктивней. Однако, необходимо не только следовать потребностям современной молодежи, но и развивать ее культуру досуга. Этого можно достичь только благодаря наличию высокого уровня культуры досуга у самого специалиста социокультурной сферы.

Литература

1. Артемов, В. А. К истории возникновения исследований бюджетов времени [Текст] / / Социол. исслед. -2003.- №5. - С. 124 - 136.

2. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст]: учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 219 с

3. Мосалев, Б.Г. Досуг [Текст] / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 2003. - 85 с.

4. Панфилова, Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования [Текст] / Е. В. Панфилова // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 278-283.

5. Русанова, В. С. Словарь-справочник [Текст] / В.С.Русанова. - Челябинск, ЧГАКИ, 2010. - 297 с.

6. Седова, Н. Н. Досуговая активность граждан. Социологические исследования, № 12, Декабрь 2009, C. 56-69

7. Суртаев, В. Я. Социология молодежного досуга [Текст] - С.-Пб. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Гефест", 1998. - 224 с.

8. Швачко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство преодоления социальной апатии студенческой молодежи: монография [Текст] / Е. В. Швачко. - Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012. -190 с.

УДК 930.25 (470.41)

А.А.Герич

ЗНАЧЕНИЕ ПУБЛИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИХ АРХИВОВ ТАССР 20-90-Х ГГ. XX В. КАК ЧАСТИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

В статье рассматривается историческое и культурное значение архивных публикаций Центрального государственного архива ТАССР в 20-90 гг. XX века, являющихся частью духовного наследия страны. Отмечается, что в целом публикации посвящены культурному строительству, важным событиям и юбилейным датам в истории республики, что стало возможным в результате введения в научный оборот новых архивных источников и совершенствовании подходов к их изучению.

Ключевые слова: архивные публикации, исторические источники, историко-культурное наследие, ЦГА

ТАССР.

Andrey Gerich THE VALUE OF PUBLICATIONS OF THE NATIONAL ARCHIVES OF THE TASSR 20-90-IES. The XX Century AS PART of HISTORICAL and CULTURAL HERITAGE of RUSSIA

The article discusses the historical and cultural value of the archival publications of the Central state archive of the TASSR in 20-90 of the XX century, which is part of the spiritual heritage of the country. It is noted that the overall publica-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.