138 20ТГ ршшицм
параллельный взгляд на фармрынок
Сергей ШУЛЯК, генеральный директор DSM Group
Фармрынок - 2011:
«ВСЕ БЫЛО ДОСТАТОЧНО ПРОЗАИЧНО...»
То, на что надеялись, не произошло. Надеялись на чудо, на то, что рынок, вопреки прогнозам, будет расти, как и 5 лет назад, на 20% и более. Но все было достаточно прозаично...
Фармацевтический рынок в 2011 г. перенял тенденцию 2010 г. — вырос на 12% в стоимостном выражении и составил 824 млрд. руб. (рис. 1). Если говорить в разрезе сегментов, то наибольший прирост показали аптечные продажи лекарственных препаратов (15%) — 468 млрд. руб., на 10% увеличились продажи в аптеках парафармацевтических товаров — 130 млрд. руб., наименьший прирост показал рынок государственных закупок — +7% (225 млрд. руб.). Рост
рынка в упаковках по сравнению со стоимостным выражением выглядит очень скромно — 1% прироста (рис. 2). Для тех, кто привык измерять рынок в долларах и евро, сообщу, что прирост составил 16 и 10% соответственно (рис. 3). Внушительные цифры, учитывая, что мировой прирост фармацевтического рынка в среднем составляет 5% в год. По итогам 2011 г. мы находимся на 8-м месте среди ведущих мировых фармацевтических рынков и 3-м — по темпам прироста в процентах (рис. 4).
DSM GROUP на рынке с 1999 г. Агентство предлагает компаниям фармацевтического рынка России комплекс маркетинговых услуг. DSM Group осуществляет розничный аудит фармацевтического рынка РФ (СМК соответствует требованиям ISO 9001:2008), проводит маркетинговые исследования, регулярно анализирует емкость и тенденции рынка, освещая их в ежемесячном справочном издании, проводит опросы аптечных учреждений, фокус-группы, осуществляет заказные исследования, а также оказывает рекламные услуги. С 2006 г. DSM Group входит в Европейскую ассоциацию исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR).
Более подробная информация доступна на сайте www.dsm.ru
Сергей Шуляк.
Самый большой рынок в США, только розничные продажи лекарственных препаратов составляют 230 млрд. долл., несмотря на небольшой прирост (3%), фармацевтический рынок США лидирует и по абсолютному объему прироста — 6,7 млрд. долл.
Российский фармацевтический рынок (розничные продажи + льготные ЛП) показывает в 2 раза меньшие показатели абсолютного прироста 2,7 млрд. долл., но все равно это 5-й показатель прироста в мире (рис. 5). Конечно, та-
рисунок Итоги 2011. Емкость фармрынка, млрд. руб. в ценах конечного потребителя
1000 г
800 - 735
600 - 406
400 -
200 118
211
0
2010
824
□ — Государственный сектор ГЛ С | |— Коммерческий сектор пара-фармацевтики | |— Коммерческий сектор ГЛС
2011
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
+15%
+10%
+7%
рисунок Рубль vs иностранные валюты
30 27% "" 27% 28% 27% 28%
25 - □ U □ 24%
20 25% □ 18% 23% 17% □ 16% 16%
15 - 11% 19% П И% 12% □
10 D □ □ 10%
5 - 8% 6%
0 -5 1 | ill 1 |
_ □ -4%
-10 -9%
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Прирост в долл. I |— Прирост в евро Q— Прирост в руб.
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
таблица ф^ Топ-10 производителей на коммерческом рынке ГЛС по итогам 2011 г.
Корпорация Объем 2011, млн. руб. Прирост 2011/2010 Доля
Фармстандарт 17 048 13,8% 4,8%
Sanofi-aventis 15 054 10,7% 4,2%
Berlin-Chemie 13 100 5,8% 3,7%
Novartis 13 046 30,5% 3,7%
Nykomed 12 027 15,4% 3,4%
Bayer 11 526 11,3% 3,2%
Gedeon Richter 10 974 15,7% 3,1%
Pf'zer 9 479 21,3% 2,7%
Servier 8 882 12,6% 2,5%
Lek D.D. 8 838 15,6% 2,5%
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
рисунок Объем розничного рынка ГЛС России и других стран мира в 2011 г.
250 200 150 100 50 0
18%
19%
17%
3%
6%
Nf i ,3 9, 2 9,9 ,3 —
3 2% Г I 38,3 L 0% ,5 2 П 1% ,8 8, п 6, 1% 4,4 '4%ч 1 1 ,3 4, 1%
и :т >s S и и л S и с с и го и :Е S * S го
© LQ о_ о со ^ б
20 15 10 5 0
Объем фармрынка России - за 2011 г., по данным DSM Group. Остальные рынки по данным IMS Health за ноябрь 2010-октябрь 2011. Аптечный рынок ГЛС = коммерческий сегмент ГЛС + ДЛО
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
ф^ Изменение емкости рынка в абсолютных
рисунок
и относительных величинах
кие показатели не могут нас не радовать — нам есть куда стремиться. В России стоимостное потребление лекарственных препаратов на 1 человека исчисляется в 131 долл. (рис. 6), меньше — только у Бразилии и Китая (106 и 29 долл., соответственно). Пока мы, как и прежде, отстаем от среднеевропейского уровня потребления лекарственных препаратов в 3 раза и в 5 раз от потребления лекарственных средств (ЛС) в США.
Главным драйвером роста рынка, как и в предыдущие годы, стал рост индекса цен на лекарственные препараты (рис. 7). Он опередил индекс потребительских цен Госкомстата (6,1%) на 2,8% и составил 8,8%. Уровень цен на лекарственные препараты повышался неравномерно — основной рост пришелся на осень. Свою лепту в рост индекса внесло падение рентабельности по всей товаропроводящей цепочке (в связи с изменением налогообложения) и регулирование цен на ЖНВЛП. Если на ЖНВЛП индекс цен составил всего 3,3%, и это было связано с особенностью регистрации импортных препаратов и ростом стоимости валюты, то индекс на лекарственные препараты, не входящие в список ЖНВЛП, составил 10,8% за 2011 г. (рис. 8). Только таким образом рынок смог хоть как-то компенсировать выпадающие доходы по регулируемым препаратам. Разница в
140 ИТОГИ Р€МШииМ
параллельный взгляд на фармрынок
таблица ф^ Топ-10 брэндов на коммерческом рынке ГЛС по итогам 2011 г.
Брэнд Объем 2011, млн. руб. Прирост 2011/2010 Доля
Арбидол 4 805 6,0% 1,3%
Эссенциале 3 668 6,7% 1,0%
Виагра 3 186 16,7% 0,9%
Нурофен 3 081 20,6% 0,9%
Актовегин 2 909 10,5% 0,8%
Конкор 2 825 17,5% 0,8%
Линекс 2 602 15,0% 0,7%
ТераФлю 2 196 13,8% 0,6%
Алфлутоп 2 129 22,5% 0,6%
Мезим форте 2 026 3,4% 0,6%
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
50 руб. за последний год упала на 1,6% (рис. 10), а падение доли этих препаратов в списке ЖНВЛП составило 0,9% (рис. 11). Заметим, однако, что перераспределение покупательских предпочтений в сторону более дорогих и более эффективных ЛС — характерная черта нашего рынка в течение последних 10 лет, которая напрямую не связана с регулированием цен. Наиболее быстрорастущая ценовая группа продаж ГЛС на коммерческом рынке как в стоимостном, так и в натуральном выражении — препараты стоимостью от 150 до 500 руб. Доля этой группы увеличилась как в денежном (1,4%), так и в натуральном (2,1%) выражении. Но потребление
росте цен так же обусловила разницу в приросте стоимостного прироста продаж препаратов списка ЖНВЛП (+10,2%) и препаратов, не входящих в этот список (+14,1%). Доля препаратов ЖНВЛП на аптечном рынке составила 39% в рублях и 37% в упаковках (рис. 9). Наибольшее опасение вызывала возможность вымывания дешевых препаратов из ассортимента дистрибьюторов и аптек. Опасения были напрасны, т.к. ассортимент в большей степени связан с потребителем и аптеки всегда стараются закрыть позиции по дефектуре. Разрыв между ассортиментом аптеки и потребностью покупателей неминуемо ведет к потере последнего. Тем не менее доля объема продаж в денежном выражении препаратов стоимостью ниже
Мировой рынок vs Россия
250 200 150 100 50 0
735
776
I—I " 131
i 1.п.п.п
228 —
800 700 600 500 400 300 200 100 0
3 I
Э 1
Объем фармрынка России - за 2011 г., по данным DSM Group. Остальные рынки по данным IMS Health за ноябрь 2010-октябрь 2011. Аптечный рынок ГЛС = коммерческий сегмент ГЛС + ДЛО
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
рисунок ф^ Рост цен на лекарства vs инфляция. Индекс цен
2006
2007
2008
2009
2010 2011
□ 9,0
□ 2,1%
□ 3,6%
□ 0,7%
8,8
6,1%
□
11,9%
13,3% 14,0%
16,2%
0 5 10 15 20
| |— В целом Q— На лекарства
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
рисунок ф^ Инфляция на лекарства за счет препаратов не-ЖНВЛП
| |— Индекс цен ГЛС И—Индекс цен на ЖНВЛП □ —Индекс цен на не-ЖНВЛП
110,8%
^ са са œ
<и :r <D то с
^ s re
>s -û -û то ^ ^ S 2 2
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
рисунок
рисунок ОД ЖНВЛП vs не-ЖНВЛП
Доля ЖНВЛП 39% в стоимостном выражении, 37% в натуральном
ЖНВЛП Не-ЖНВЛП ЖНВЛП Не-ЖНВЛП
Стоимостной объем, руб. Натуральный объем, упак.
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
рисунок 10 Структура продаж ГЛС на коммерческом рынке по ценовым сегментам
рисунок фф Структура продаж ЖНВЛП на коммерческом рынке по ценовым сегментам
100
80
60
40
20
0
2010 2011 2010 2011 Объем, руб. Объем упак.
□ — Свыше 500 руб. Ц— 50—150 руб.
□ — 150—500 руб. □ — До 50 руб.
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
40,8%
16,5%
рисунок фф Прогноз 2012. Емкость фармрынка. Млрд. руб. в ценах конечного потребления
1000 г 824 + 910
□ — Государственный сектор ГЛС | |— Коммерческий сектор пара-фармацевтики
800 600 400 - 468 +12% 524
| |— Коммерческий сектор ГЛС
130 +12% 146
200 225 +6% 1 1 240 1 1
0 2010 2011
Источник: ежемесячный мониторинг фармацевтического рынка DSM Group
препаратов стоимостью до 50 руб. составляет более 60% в упаковках. Лидером на розничном рынке, как и в прошлом году, стала компания «Фарм-стандарт», занимающая долю 4,8% с объемом продаж около 17 млрд. руб. (табл. 1). Первую строчку в рейтинге
препаратов занимает препарат все того же «Фармстандарта» — Арбидол, имеющий, как и сам производитель, не менее внушительное преимущество перед преследователями (табл. 2). Прогнозы на 2012 г.? Думаем, что около 10% прироста при общем объеме про-
даж около 910 млрд. руб. (рис. 12). Такой прирост будет одним из самых высоких в мире, что, несомненно, будет, как и прежде, способствовать развитию интереса к российскому фармацевтическому рынку.
Ф
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД