Научная статья на тему 'Аптечные продажи БАД - 2011: что в приоритете?'

Аптечные продажи БАД - 2011: что в приоритете? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАДЫ / РИА "ПАНДА" / DSM GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаева Юлия

Кому из производителей биологически активных добавок (БАД) удалось удержать лидерство в продажах, а кому уступить места в рейтингах? Что изменилось в показателях рынка аптечных продаж в прошедшем году, который отмечен аналитиками практически как «год испытаний на выживаемость», и на что стоит обратить особое внимание? На эти и другие вопросы отвечает обзор рынка БАД от аналитического агентства DSM Group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аптечные продажи БАД - 2011: что в приоритете?»

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

ршшиим 20ОГИ157

Юлия НЕЧАЕВА, директор отдела стратегических исследований DSM Group

Аптечные продажи БАД -

2011: ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

Кому из производителей биологически активных добавок (БАД) удалось удержать лидерство в продажах, а кому уступить места в рейтингах? Что изменилось в показателях рынка аптечных продаж в прошедшем году, который отмечен аналитиками практически как «год испытаний на выживаемость», и на что стоит обратить особое внимание? На эти и другие вопросы отвечает обзор рынка БАД от аналитического агентства DSM Group.

Через аптеки в 2011 г. было реализовано около 300 млн. упаковок БАД на общую сумму порядка 18,7 млрд. руб. в оптовых ценах и 26 млрд. руб. в розничных ценах (рис. 1). Прирост в стоимостном выражении составил 13%, в упаковках прирост менее значим +1%. Отметим, что, несмотря на высокий рост в рублях, показатель в упаковках не превысил объемы 2009 г. Стоимость одной условной упаковки БДД составила 62,9 руб., что выше 12%, чем в 2010 г. Динамика цен на БАД была проанализирована с помощью индекса цен Лас-пейреса (рис. 2).

Согласно индексу Ласпейреса в 2011 г. по сравнению с 2010 г. цены на БАД в рублях выросли на 6,3%, тогда как в 2010 г. рост цен был существенно ниже 0,7%. Аптеки компенсировали потери, связанные с изменением системы налогообложения, ростом цен на парафар-мацевтические группы товаров, в т.ч. и БАД. При этом заметим, что если срав-

Юлия Нечаева.

нивать инфляцию на БАД с ростом цен на ГЛС, то на лекарства цены выросли сильнее (8,8%).

В отличие от рынка лекарственных препаратов, на котором доминирует

продукция иностранных производителей, на рынке БАД ситуация прямо противоположная — отечественные производители занимают 70% стоимостного и 86% натурального объемов продаж (рис. 3). Среди импортных производителей лидируют БАД производства Германии (5%), США (4%) и Дании (4%). Список немецких производителей возглавляет Queisser Pharma GMBH & CO.KG (серия БАД Доппельгерц), среди американских наиболее популярна продукция компании Ultra Health Products (серия БАД Лаверон). Среди датских производителей лидирует компания Ferrosan AG (линейка БАД Бифи-фор и витаминных комплексов Мульти-табс).

Импортные препараты, так же как и на рынке лекарств, дороже отечественных БАД: цена одной упаковки импортной БАД составила 133 руб., отечественной — 51 руб. В 2011 г. отечественные БАД дорожали больше (+10%), чем импортные (+7%).

Около 36% стоимостного объема продаж пришлось на БАД, средневзвешенная цена которых за одну условную упаковку находится в диапазоне от 50 до 150 руб. Дорогостоящие БАД (цена за упаковку более 500 руб.) в 2011 г. срав-

рисунокФ^ Объемы продаж БАД в России в 2010-2011 гг.

Стоимостный объем, млн. руб. Натуральный объем, млн. упак.

20000 г +12,5% 300 +0,6%

15 000 10 000 - 16599 18676 250 200 150 - 295 297

5 000 - 100 50 -

0 f

2010 2011 0 2010 2011

Примечание: объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС. Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

158 ffpy РЕМЩЦЦМ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

нялись по доле с самыми дешевыми БАД (стоимостью до 50 руб.) — их доля составляет по 17%.

В натуральном выражении ситуация такая же. Самый емкий сегмент — с ценой до 50 руб. (67%), причем эта картина идентична рынку лекарств, а дорогие БАД занимают всего 1,4%. Заметим, что если делить рынок БАД по импортному и отечественному происхождению, то популярность сегментов противоположная: более 79% стоимостного объема импортных БАД продается в сегменте с ценой более 150 руб., а у отечественных БАД 67% объема приходится на сегменты с ценой менее 150 руб.

Соотношение продаж БАД импортного и отечественного производства в зависимости от ценового диапазона в 2011 г. представлено на рисунке 4. Рейтинг производителей БАД последние годы возглавляет отечественный производитель — это место традиционно принадлежит компании «Эвалар», на продукцию которой приходится около 23% всех аптечных продаж БАД (табл. 1). Компания уверенно лидирует на рынке БАД. Ее прирост сопоставим с ростом рынка в целом (+10,5%). Самым продаваемым продуктом в 2011 г. была линейка продуктов под брэндом Турбослим (линейка продуктов для похудения). Она занимает порядка 20% объема всех продаж «Эвалар». На втором месте слабительный препарат Фи-толакс, который второй год подряд демонстрирует существенные приросты (в 2011 г. +44%). «Эвалар» ежегодно выводит на рынок новые продукты: наиболее успешной новиной 2011 г. от этого производителя стал Глицин Форте Эвалар, который занял 8-е место с долей 4% от общего объема продаж. Помимо этой позиции появилось еще порядка 11 новых брэндов, в т.ч. Омега форте Эвалар и Экспресс волос (наиболее емкие).

РИА «Панда» в 2011 г. поднялась с третьей строчки на вторую, продемонстрировав один из максимальных приростов по Топ-20 (+54%). Доля этой компании составила порядка 7%. Несмотря на такой существенный рост, отрыв от «Эвалар» (первой строчки) остается значительным, и вряд ли в ближайшие годы мы увидим смену лидера.

рисунок Изменение цен БАД на коммерческом аптечном рынке России за 2011 г.

таблица Топ-20 ( зирм-производителей БАД в России в 2011 г.

Рейтинг 2011 Изменение Фирма- производитель Стоимостный объем, млн. руб., 2011 Прирост стоимостного объема Доля

1 0 «Эвалар» 4 284 10,5% 22,9%

2 +1 РИА «Панда» 1 366 56,4% 7,3%

3 -1 «Аквион» 944 -1,1% 5,1%

4 0 «Диод» 792 -7,7% 4,2%

5 0 Ferrosan AG 653 11,1% 3,5%

б +1 Natur Produkt 419 17,0% 2,2%

7 -1 Pharma-Med Inc 415 6,1% 2,2%

8 0 «Экомир» 381 16,8% 2,0%

9 +3 Queisser Pharma Gmbh & Co.Kg 350 54,1% 1,9%

10 -1 ТД «Фарм-про» 325 19,1% 1,7%

11 +3 «Фармстандарт» 317 44,7% 1,7%

12 -2 «Мираксбиофарма» 282 5,2% 1,5%

13 0 KRKA 246 8,6% 1,3%

14 +1 «Алтайфарм» 232 12,2% 1,2%

15 +9 «Леовит нутрио» 220 83,3% 1,2%

1б +2 «Биокор» 200 32,9% 1,1%

17 -б Laboratories Inneov 197 -15,3% 1,1%

18 -1 Dr. Mann Pharma 179 13,9% 1,0%

19 +1 Merck Selbstmedikation (продвижение Dr. Reddy's) 173 31,1% 0,9%

20 +2 Ultra health products 154 22,4% 0,8%

Примечание: объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС. Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ БАД - 2011: ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

РЕМШииМ 20ТИ 159

таблицаТоп-20 продаж брэндов БАД в России в 2011 г.

Стоимостный Прирост

Рейтинг Измене- Брэнд Фирма объем, стоимостного Доля

2011 ние млн. руб., 2011 объема

1 +2 Сеалекс форте РИА «Панда» 826,7 64,5% 4,4%

2 -1 Турбослим «Эвалар» 821,7 9,0% 4,4%

3 -1 Алфавит «Аквион» 583,7 -0,6% 3,1%

4 +1 Фитолакс «Эвалар» 557,4 44,3% 3,0%

5 -1 Гематоген Разные пр-ли 498,7 14,5% 2,7%

6 +15 АЛИ Капс РИА «Панда» 331,2 99,4% 1,8%

7 +7 Ци-Клим «Эвалар» 295,6 58,3% 1,6%

8 0 Овесол «Эвалар» 291,2 -3,5% 1,6%

9 0 Пустырник Разные пр-ли 288,2 -1,4% 1,5%

10 -3 Черника-форте «Эвалар» 286,1 -7,8% 1,5%

11 +2 Бифиформ Ferrosan 264,8 29,4% 1,4%

12 +4 Доппельгерц актив Queisser pharma 262,1 41,9% 1,4%

13 -3 Индинол «Мираксбиофарма» 257,3 4,3% 1,4%

14 -8 Капилар Диод 242,9 -30,6% 1,3%

15 -3 Лютеин Разные пр-ли 235,9 7,7% 1,3%

16 -5 Inneov Laboratories Inneov 196,5 -15,3% 1,1%

17 0 Гепатрин «Эвалар» 182,4 2,7% 1,0%

18 +75 Глицин Форте Эвалар «Эвалар» 179,8 324,0% 1,0%

19 +5 Окувайт Dr. Mann pharma 179,2 13,9% 1,0%

20 +11 Бион 3 Merck Selbstmedikation

(продвижение 172,6 31,0% 0,9%

Dr. Reddy's)

Примечание: объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

рисунокСоотношение продаж БАД импортного производства в зависимости от страны

Натуральный объем ! Стоимостный объем

1 — Россия, 86%

2 — Импорт, 14%

0

Германия 5%

США 4%

Дания 4%

Нидерланды 2%

Китай 2%

Канада 2%

Словения 2%

Другие страны

9%

8

1 — Россия, 70%

2 — Импорт, 30%

Примечание: объемы продаж приведены в закупочных ценах аптек с НДС.

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Основные продажи РИА «Панда» приходятся на два продукта, предназначенных для коррекции специфических нарушений у мужчин, — АЛИ Капс и Сеа-лекс форте — 85% стоимостного объема производителя. Именно успех этих

двух БАД (объем реализации АЛИ Капс увеличился на 100%, Сеалекс форте — на 65%) обеспечил такой хороший суммарный прирост. При этом компания также выводит новинки на рынок. Так, по итогам 2011 г. стоит отметить прода-

жи брэнда Фрутолакс, который занял 1,2% в структуре продаж РИА «Панда» и разместился на 7-й строчке. На 3-е место опустился «Аквион» (со второй позиции), единственный производитель из Топ-3, продажи которого

160 ИТОГИ Р€МШииМ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ ФАРМРЫНКА

таблица Соотношение продаж БАД по разделам в России в 2011 г.

№ п/п Раздел реестра БАД Стоимостный объем, млн. руб. Прирост к 2010 г. Лидер внутри каждого отдела Доля группы, %

1 V БАД, действующие на организм в целом 3 977,3 8,6% Алфавит 21,3%

2 G БАД, влияющие на репродуктивную систему 3 561,3 40,9% Сеалекс форте 19,1%

3 А БАД, действующие на пищеварительную систему 3 211,3 10,0% Фитолакс 17,2%

4 N БАД, влияющие на функции центральной нервной системы 1 623,6 15,3% Пустырник 8,7%

5 Ш БАД для похудения и очищения организма 1 588,5 3,9% Турбослим 8,5%

б С БАД для поддержания функций сердечно-сосудистой системы 1 099,8 -7,4% Капилар 5,9%

7 S БАД, действующие на органы чувств 1 054,7 0,3% Черника-форте 5,6%

8 В БАД, действующие на кроветворную систему 580,1 15,7% Гематоген 3,1%

9 D БАД, применяемые для устранения различных проблем с кожей и волосами 484,8 -2,2% Inneov 2,6%

10 М БАД, применяемые при заболеваниях костной системы 429,3 15,0% Горный кальций 2,3%

11 R БАД, применяемые при заболеваниях дыхательной системы 362,2 -2,5% Доктор Тайсс 1,9%

12 I БАД, поддерживающие функцию иммунной системы 215,0 48,6% ТераФлю иммуно 1,2%

13 и БАД, действующие

на мочевыделительную систему 165,9 7,0% Пролит 0,9%

14 Н БАД, влияющие на функцию желез внутренней секреции 146,9 28,5% Эндокринол 0,8%

15 Т БАД, применяемые при отравлениях и интоксикациях 143,9 9,5% Зостерин-ультра 0,8%

16 0 БАД, применяемые для лечения и профилактики онкологических заболеваний 29,2 21,2% Промисан 0,2%

17 Л БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях 2,7 54,6% Танаксол 0,0%

Источник: «Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ» DSM Group. ISO 9001:2008

в 2011 г. упали (-1%). Этому способствовало уменьшение продаж основного брэнда компании — линейки витамин-но-минеральных комплексов Алфавит (-0,6% к 2010 г.).

Также активно росли обороты производителя «Леовит нутрио». Продажи выросли более чем на 83% и перемещение по рейтингу вверх составило 9 позиций. Такой рост продаж обеспечила линейка продуктов под брэндом Худеем за неделю. Ее рост был в 3 раза. После того как Капилар перестал быть лидером рейтинга БАД по брэндам (последний успех — 2009 г.), борьба за первую строчку ведется ежегодно. В 2010 г. эту позицию заняла линейка Турбослим, а в 2011 г. ситуация опять

рисунок Соотношение продаж БАД импортного и отечественного производства в зависимости от ценового диапазона в России в 2011 г.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ БАД - 2011: ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

РЕмшиим 20ТИ161

изменилась (табл. 2). Максимальный объем продаж продемонстрировала БАД Сеалекс форте (РИА «Панда»), незначительно опередив Турбослим. Отметим, что еще одна БАД от РИА «Панда» существенно продвинулась по рейтингу вверх — АЛИ Капс (+15 позиций и в итоге 6-е место). БАД позиционируются производителями БАД как средства для профилактики и/или лечения различных заболеваний. Использовать существующий официальный классификатор для оценки рынка БАД не совсем удобно — многие БАД, применяемые для профилактики/лечения одних и тех же заболеваний, разбросаны по разным отделам классификатора (например, препараты, улучшающие зрение). Поэтому специалистами компании DSM был создан свой классификатор БАД, который более четко отражает реалии современного рынка БАД (табл. 3). Классификатор БАД состоит из 17 разде-

лов, большинство из которых имеет второй подуровень, а некоторые разделы — третий.

Рейтинг БАД по первому уровню классификатора DSM возглавляет группа V — БАД, действующие на организм в целом (21,3%), в состав которой входят витаминные и общеукрепляющие препараты. Чуть менее популярна группа G — БАД, влияющие на репродуктивную систему (19,1%). Замыкает тройку лидеров группа А — БАД, действующие на пищеварительную систему (17,2%). Самый большой прирост (+54,6%) у самой малоемкой группы J — БАД, применяемые при вирусных, бактериальных и грибковых заболеваниях, благодаря появлению в 2011 г. нового препарата Коллоидные минералы (американского производителя Nittany Pharmaceuticals). Объем продаж за первый год практически сравним с объемом продаж лидера в этой группе (Танак-сол).

Наибольшее снижение продаж демонстрирует группа С — БАД для поддержания функций сердечно-сосудистой системы (-7,4%). Падение объемов связано с сокращением реализации основного брэнда в группе Капилар (отечественный производитель «Диод»). Продажи этого препарата падают уже на протяжении последних нескольких лет, и ранее самая популярная БАД на рынке существенно сдала свои позиции в целом, но пока сохранила лидирующую позицию в группе с отрывом в 30% от позиции, занимающей 2-е место — КардиоАктив («Эва-лар»). Отметим, что объемы продаж препарата КардиоАктив также упали. Таким образом, подводя итоги года, можно отметить рост рынка как в стоимостном объеме, так и в натуральном. Обращает внимание и неснижае-мая активность конкуренции на рынке БАД.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.