Научная статья на тему 'Фармацевтическая реклама по итогам 2012 г'

Фармацевтическая реклама по итогам 2012 г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / БАД / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

Компания «Ремедиум» публикует ежегодный обзор сегмента фармацевтической рекламы по различным рекламным носителям. В нем представлены итоги размещения рекламы в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки» в 2012 г. (по данным TNS Россия, рассчитанным на основании официальных прайс-листов без учета скидок и налогов, но с учетом надбавок за позиционирование и цветность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическая реклама по итогам 2012 г»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА

ршшиим 155

Фармацевтическая реклама

ПО ИТОГАМ 2012 г.

Компания «Ремедиум» публикует ежегодный обзор сегмента фармацевтической рекламы по различным рекламным носителям. В нем представлены итоги размещения рекламы в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки» в 2012 г. (по данным TNS Россия, рассчитанным на основании официальных прайс-листов без учета скидок и налогов, но с учетом надбавок за позиционирование и цветность).

Сегмент фармацевтической рекламы является одним из самых весомых на российском рынке, доля которого в целом по России по итогам года выросла с 10,2 до 11,0% (рис. 1).

Тем не менее количество рекламодателей в сегменте фармацевтической рекламы продолжает снижаться — в 2012 г. общая численность рекламодателей, размещавших рекламу в СМИ1, сократилась на 9% с 422 компаний до 385 (рис. 2).

Самыми активными периодами по количеству рекламодателей стали весенний и осенний периоды, приходящиеся на II и IV кварталы года. Наибольшее предпочтение фармкомпании отдавали печатным изданиям — реклама в прессе была размещена 342 рекламодателями. Примерно равное количество компаний использовало рекламу на телевидении и радио. Популярность наружной рекламы в сегменте фармацевтической рекламы самая маленькая и со-

рисунок Топ-10 категорий по объемам бюджета на рекламу

1 — ретейл, 16,5%

2 — продукты питания, 12,5%

3 — косметика/парфюмерия, 11,3%

4 — лекарственные препараты/БАД, 11,(

5 — транспорт, 8,4%

6 — связь, 5,0%

7 — развлечения, 4,9%

8 — безалкогольные напитки, 4,6%

9 — финансовые услуги, 4,6%

10 — СМИ, 4,1%

11 — остальные, 29,3%

рисунок Количество рекламодателей в категории «Лекарственные препараты и добавки»

600 500 400 300 200 100 0

533

476

422

385

2009

2010

2011

2012

ставляет 2,3%. В топ-3 печатных изданий, лидирующих по объему размещаемой фармацевтической рекламы, 1-е и

2-е место по-прежнему занимают отраслевая еженедельная газета «Фармацевтический вестник» и еженедельник, рассчитанный на более широкий круг читателей, «Комсомольская правда». На

3-м месте по итогам 2012 г. находится

таблица Топ-3 изданий

-3 печатных

№ Издание Пресса, объем рекламы ^2)

1 «Фармацевтический вестник» 151,74

2 «Комсомольская правда» 120,66

3 «Аргументы и факты» 118,32

1 Здесь и далее приведены данные мониторинга СМИ (телевидения, прессы, радио и наружной рекламы) по Московскому региону (с учетом национального размещения).

TNS Россия — ведущая исследовательская компания на российском рынке, представляющая три направления исследовательской деятельности: синдикативные медиа-измерения, мониторинг рекламы и СМИ, заказные маркетинговые исследования в таких секторах, как потребительские рынки, медиа, финансы, B2B-услуги, П и телекоммуникации, автомобили, фармацевтика и здравоохранение. Деятельность компании основана на международных стандартах проведения медиа- и маркетинговых исследований. На российском рынке клиентами TNS Россия является большинство рекламных агентств, телевизионных каналов, радиостанций, издательских домов, а также компаний-рекламодателей, ведущих производителей товаров и услуг. Подробнее на www.tns-global.ru.

1

156 20°1Г2 РШЩццм

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА

таблица 2 Топ-10 рекламодателей в печатных изданиях

№ Рекламодатель Пресса, объем рекламы (A2)

1 «Эвалар» 396,47

2 «РИА «Панда» 196,92

3 Bayer AG 91,86

4 «Материа Медика» 89,93

5 «Травы Приморья» 84,25

6 Novartis 69,91

7 «Фирн М» 64,91

8 Pharma Med inc. 58,31

9 STADA CIS 45,54

10 Teva 41,33

таблица Топ-10 рекламодателей на телевидении

№ Рекламодатель ТВ, объем рекламы (секунд)

1 Novartis 1 223 835

2 Reckitt Benckiser 729 140

3 «Фармстандарт» 695 345

4 Sanofi Aventis 587 965

5 Teva 528 955

6 Berlin-Chemie/ Menarini Group 504 935

7 «Эвалар» 436 650

8 Bayer AG 416 250

9 Johnson & Johnson 356 810

10 «Тэском» 247 340

таблица Топ-10 брендов, рекламируемых в печатных изданиях

№ Бренд Пресса, объем рекламы (A2)

1 Эвалар 396,47

2 Травы Приморья 84,25

3 Гриппферон 32,31

4 Алфавит (БАД) 26,56

5 Фужуньбао 25,32

6 Аквалор 22,32

7 Lady's Formula 21,69

8 B-protect 20,50

9 Леовит 18,32

10 Офтальмоферон 17,31

таблица 6 Топ-10 брендов, рекламируемых на телевидении

№ Бренд ТВ, объем рекламы (секунд)

1 Эвалар 436 650

2 Nurofen 382 605

3 Тонгкат 230 550

4 Vicks 189 600

5 Эссенциале 178 075

6 Гевискон 164 525

7 ТераФлю 159 505

8 Strepsils 151 360

9 Арбидол 150 400

10 Coldrex 140 375

таблица Топ-3 телевизионных

каналов

№ Национальная телекомпания ТВ, объем рекламы (секунд)

1 «Россия 1» 1 096 635

2 «ТВ Центр» 908 245

3 Первый канал 783 505

газета «Аргументы и факты», заняв место издания «Телепрограмма» (табл. 1). Среди рекламодателей, чаще размещавших рекламу в печатных изданиях, лидируют российские компании «Эвалар», «РИА «Панда» и иностранная компания Bayer AG (табл. 2). Совокупный объем размещенной рекламы продукции под брендом «Эвалар» в печати составил 396,47 полосы формата А2. Объем рекламы БАД под брендом «Травы Приморья» составил 84,25 полосы (табл. 3). На 3-м месте по объему размещенной рекламы в СМИ находится Гриппферон (32,31 полосы). Самым эффективным и вместе с тем дорогим

таблицаТоп-3 радиостанций

№ Радиостанция Радио, объем рекламы (секунд)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 «Радио Шансон» 202 051

2 «Ретро FM» 162 236

3 «Авторадио» 160 498

таблица Топ-10 рекламодателей на радио

Радио,

№ Рекламодатель объем рекламы (секунд)

1 «Фармстандарт» 345 321

2 «Тэском» 235 712

3 Berlin-Chemie/ Menarini Group 190 919

4 «Фирн М» 114 203

5 STADA CIS 83 534

6 Terpol 71 948

7 «Материа Медика» 68 908

8 «Диод» 60 793

9 «Эвалар» 56 372

10 Johnson & Johnson 50 584

таблица 9 Топ-10 брендов, рекламируемых на радио

№ Бренд Радио, объем рекламы (секунд)

1 Тонгкат 153 979

2 Афобазол 94 817

3 Гриппферон 86 275

4 Ярсагумба 81 733

5 Пенталгин 67 056

6 Эвалар 56 372

7 Амиксин 51 346

8 Аципол 41 166

9 Быструмгель 36 665

10 Компливит 36 226

таблицафо^ Топ-10 рекламодателей во всех СМИ, включая наружную рекламу

Все СМИ,

№ Рекламодатель количество

выходов

рекламы (шт.)

1 Novartis 84 228

2 «Фармстандарт» 57 397

Berlin-Chemie/ 57 114

3 Menarini Group

4 «Эвалар» 47 261

5 Reckitt Benckiser 38 908

6 Sanofi 35 221

7 Bayer Ag 30 916

8 «Фирн М» 29 040

9 Teva 24 473

10 «Тэском» 24 055

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА ПО ИТОГАМ 2012 г.

PfMtffUUM 20О1ГИ 157

каналом распространения остается телевидение, здесь размещали свою рекламу 119 компаний. Среди телевизионных каналов наибольшее количество рекламы было размещено на телеканале «Россия 1», объем рекламы на нем составил свыше 300 часов (1 096 635 секунд; табл. 4). Также в тройку вошли «ТВ Центр» и Первый канал. Последний поднялся на строчку выше, заняв 3-е место, тогда как телеканал «Домашний», наоборот, остался за пределами тройки лидеров — на 4-м месте. Наибольшие объемы рекламы на телевидении приходятся на компании Novartis, Reckitt Benckiser и «Фармстандарт» (табл. 5). Самыми продвигаемыми брендами на телевидении стали продукты компании «Эвалар»: обезболивающее средство

Nurofen и БАД для повышения мужской потенции Тонгкат. Рекламный ролик этого БАД с участием известной певицы по причине излишней откровенности был запрещен к показу на федеральных каналах, после чего был выпущен более скромный вариант рекламы. Хотелось также отметить массивную рекламу на телевидении нового бренда Vicks — линейки препаратов от простуды и гриппа, занимающего 4-е место в рейтинге (табл. 6). Продвижением марки занимается крупнейшая компания в сегменте потребительского рынка Procter & Gamble совместно с фармацевтической компанией Teva, которая является прямым рекламодателем в СМИ. Такой союз позволит бренду подняться в лидеры в сегменте противо-простудных средств.

Среди радиостанций наибольшей популярностью у рекламодателей пользовались «Радио Шансон», «Ретро БМ» и «Авторадио» (табл. 7). Наибольшую активность на радио продемонстрировали компании «Фармстандарт», «Тэском» и Berlin-Chemie/Menarini (табл. 8). Самым рекламируемым брендом на радио стал Тонгкат: его объем рекламы за год составил 153 979 секунд (табл. 9). В целом лидером по количеству выходов размещенной рекламы во всех СМИ стала компания Novartis, активно размещавшая рекламу на телевидении (табл. 10). Примерно одинаковое количество выходов рекламы было зарегистрировано у компании «Фармстандарт» — лидера в сегменте рекламы на радио и у Berlin-Chemie/Menarini (основной канал размещения ТВ и радио).

Ф

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.