Научная статья на тему 'Фамилистическая направленность образовательного процесса школы как аксиологическое основание подготовки выпускников к будущей семейной жизни'

Фамилистическая направленность образовательного процесса школы как аксиологическое основание подготовки выпускников к будущей семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАМИЛИСТИЧЕСКИЙ / ЦЕННОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / КОГНИТИВНЫЙ / СОЦИАЛИЗАЦИОННЫЙ / FAMILISTIC / VALUE / HUMAN FUND / FAMILY INSTITUTE / COGNITIVE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Варфоломеев Николай Витальевич

Формирование фамилистических ценностей выпускников школ представлено одним из факторов создания и сохранения человеческого капитала. Проведенные в ряде школ г. Волгограда исследования выявили недостаточный уровень подготовленности подростков к будущей семейной жизни, что позволило сделать вывод о необходимости развития ориентации выпускников школ на семейные ценности, принятие культурных ценностей фамилизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власюк Ирина Вячеславовна, Варфоломеев Николай Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the necessity of development of family values of school graduates as one of the factors of creating and preserving of human fund. The research carried out in some Volgograd schools revealed the insufficient level of teenager’s readiness for future family life, which allowed the conclusion about the necessity of school graduates’ family values development, accepting family cultural values.

Текст научной работы на тему «Фамилистическая направленность образовательного процесса школы как аксиологическое основание подготовки выпускников к будущей семейной жизни»

- известия вгпу. пе,

и.в. ВЛАСЮК, н.в. ВАРФОЛОМЕЕВ (Волгоград)

фамилистическая направленность образовательного процесса школы как аксиологическое основание подготовки выпускников к будущей семейной жизни*

Формирование фамилистических ценностей выпускников школ представлено одним из факторов создания и сохранения человеческого капитала. Проведенные в ряде школ г. Волгограда исследования выявили недостаточный уровень подготовленности подростков к будущей семейной жизни, что позволило сделать вывод о необходимости развития ориентации выпускников школ на семейные ценности, принятие культурных ценностей фамилизма.

Ключевые слова: фамилистический, ценность, человеческий капитал, институт семьи, когнитивный, социализационный.

В 2008 г. в нашей стране были официально провозглашены переход на инновационный путь развития и модернизация как основа трансформации российской экономики. Модернизация общества предполагает такие изменения, которые затрагивали бы все стороны жизнедеятельности людей, повышали конкурентоспособность. в постиндустриальном обществе, когда экономика служит целям развития и совершенствования человека, ее научной базой является теория человеческого капитала. Международный опыт решения задач инновационного развития показывает, что страны с образованным и здоровым населением наиболее конкурентоспособны. в национальном богатстве нашей страны доля человеческого капитала значительно ниже, чем в развитых странах по основным показателям, а это общественное здоровье, образование, культура и др. Не дают необходимого результата и попытки реформирования отдельных социальных институтов (систем образования, здравоохранения).

Среди социальных институтов центральное место, особенно в условиях социально-

* Материалы Международной сетевой научной конференции РАО «Методология научного исследования в педагогике» (ВГСПУ, Волгоград, 26-28 апреля 2016 г.), проведенной при поддержке РГНФ (проект № 16-06-14037).

гогические науки -

экономической нестабильности, занимает семья, обладающая огромным влиянием на формирование и сохранение человеческого капитала. В семье происходит формирование типичных образцов поведения, понятий о достоинстве, правах и обязанностях, культуре. Велико экономическое значение домашних хозяйств, особенно в кризисные периоды в экономике. Очевидно, что прекращение выполнения семьей своих функций ведет к дестабилизации общества как социокультурной системы [7, с. 3098].

Низкий уровень реализации семейных ценностей говорит об аксиологических проблемах общества на современном этапе. Проявления индивидуализма являются причиной отказа от брака, деторождения, а также разводов [3, с. 141]. В качестве одного из подтверждающих примеров можно рассмотреть популярное в социальной сети сообщество «чайлд-фри». Проведенный среди представителей группы опрос показал, что к «чайлдфри» себя отнесли 50,7% женщин и 18,9% мужчин из 3160 опрошенных. Участниками группы были выделены следующие причины отказа от рождения детей: свобода от обязательств, свободное время для друзей, нежелание подстраиваться под интересы и потребности ребенка [5, с. 3].

В качестве транслятора создаваемого имиджа брака и семьи выступают СМИ. М.В. Медкова исследовала его через описание семей популярных людей: 80% из них состоят в зарегистрированном браке, 57% из всех женатых состоят в первом браке, 43% - в повторном. Как правило, повторный брак следует за разводом. В качестве причины развода выступают: карьера, новая любовь, ссоры в семье. Развод респондентами не рассматривается как трагедия, эмоциональное переживание, внимание, скорее, сосредоточено на разделе имущества, поиске адвокатов, планах на будущую жизнь [6, с. 135].

Подобная информация, безусловно, оказывает негативное влияние на подрастающее поколение, что приводит к значительному снижению значимости семейных ценностей у выпускников школ. Изучение мнения подростков о личностных моделях выпускников школы выявило значительное снижение такого показателя, невысокого изначально, как «человек, способный создать крепкую семью», с 36,2% в 1989 г. до 11,5% в 2010 г. Приоритетными же за указанный период для подрост-

© Власюк И.В., Варфоломеев Н.В., 2016

- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ

ков стали такие личностные качества, как «образованный, культурный человек», «человек, умеющий добиваться в жизни своего», «человек, который способен обеспечить свое благосостояние», «дисциплинированный, добросовестный работник» и др., что свидетельствует о необходимости развития у подростков ценностного отношения к семье.

Трансформация социально-экономической и нравственной систем вызвала обострение таких проблем в семье, как материальное положение, снижение уровня зарегистрированных браков, рост числа разводов, ухудшение здоровья молодежи, снижение воспитательного потенциала семьи, навязывание культа потребления, индивидуализма, денег.

Деструктивные тенденции в институте семьи находятся в противоречии с необходимостью сохранения и повышения качества человеческого капитала как необходимого условия модернизации и инновационных процессов в развитии страны. Поэтому сохранение и приумножение воспитательного потенциала семьи, воспитание здорового поколения, трансляцию семьей моральных норм, формирование и сохранение семейных ценностей необходимо начинать с формирования аксиологического аспекта.

Различные подходы к пониманию ценностей позволяют рассматривать их с разных позиций. Социология описывает «ценности» с позиции проявлений через конкретные предметы, процессы, явления, которые характеризуют воспитание и жизнедеятельность человека. Культурология рассматривает ценности как распространенные убеждения относительно желательного поведения членов общества. В психологии ценности раскрываются как психическое явление познавательного характера со значением, обозначаемым как «позиция», «отношение», «подход». Исследования отечественных аксиологов указывают на отсутствие однозначной трактовки понятия «ценность». Согласно этимологии, ценность -это то, что люди ценят, что важно, значимо. Педагогика определяет пути и способы решения частных воспитательных задач в условиях семьи и школы по формированию культурных ценностей подрастающего поколения.

Приоритет общечеловеческой ценности «семья» перед всеми остальными ценностями входит в содержание термина «фамилизм». Фамилизм является мировоззренческим основанием семейного образа жизни. Как система общественных убеждений он имеет цен-

::сионального образования -

ностную природу, может выступать в качестве ориентира для выбора жизненных целей и способов их достижения.

Таким образом, фамилистические ценности проявляются как приоритет ценности семьи, детей, семейного образа жизни перед всеми остальными.

Формирование фамилистических ценностей у старшеклассников можно рассматривать как педагогическую деятельность, реализующую совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для развития фамилисти-ческих ориентаций и представляющих собой систему ориентаций и убеждений, которые направляют человека на реализацию в своей жизненной программе ценностей семейного образа жизни [4, с. 3].

для определения степени сформирован-ности фамилистических ценностей у старшеклассников нами был использован комплекс диагностических методик. для исследования были взяты следующие критерии, позволяющие выявить различный уровень готовности школьников к будущей семейной жизни и в дальнейшем определяющие содержание сопровождения формирования фамилистиче-ских ценностей у выпускников школы: когнитивный, ценностный, социализационный.

Когнитивный - наличие собственных представлений у старшеклассника о социальных нормах семейной жизни. Сформирован-ность данного компонента системы мировоззрения включает в себя ценности семьи, интерес к пониманию и объяснению событий, происходящих в жизни семьи, противоречий, способам их разрешения, реализации в будущем собственной модели семейных отношений.

Ценностный - ценностные ориентации являются важными элементами внутренней структуры личности, закрепляются жизненным опытом, совокупностью переживаний личности, позволяют разграничить существенное и несущественное для данного человека. Ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности к определенным способам и типам поведения.

Социализационный критерий представляет собой сформированность качеств и свойств личности, которая потенциально является успешной в сфере взаимодействия в семье.

В ходе диагностического эксперимента использовались такие методы исследования, как наблюдение, социологический опрос, индивидуальное собеседование, сочинение. Применялись следующие методики: «Опросник терми-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нальных ценностей» (адаптированный вариант), тест предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса.

В эксперименте приняли участие учащиеся следующих школ г. Волгограда: МОУ СШ № 54 Советского района; МБОУ «Городищен-ская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов», ГКОУ «Волгоградский центр образования детей-инвалидов». В эксперименте приняли участие 154 обучающихся 10-11-х классов.

Сформированность когнитивного критерия исследовалась посредством социологического опроса и написания мини-сочинения «Мои представления о будущей семье». По результатам анализа данных опроса и сочинений учащихся можно сделать вывод о том, что имеющиеся у старшеклассников знания о семье как ценности носят бессистемный, фрагментарный, поверхностный характер. По результатам исследования учащиеся были разделены на группы в соответствии с уровнем сформированности когнитивного компонента: 63% были отнесены к группе с низким уровнем сформированности когнитивного компонента, 26% показали средний уровень, 9% -высокий, что, по всей видимости, связано с недостаточной ориентированностью учебного материала гуманитарного цикла на формирование ценностного отношения обучающихся к семье, неготовностью педагогов работать в данном направлении.

Для выявления преобладающих жизненных целей и сфер жизнедеятельности учащихся (ценностный компонент) в качестве диагностического инструментария был использован адаптированный для подростков «Опросник терминальных ценностей», позволяющий определить иерархию ценностных ориента-ций. Метод дает возможности диагностировать следующие ценностные ориентации личности: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, достижения, развитие себя, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности, а также такие жизненные сферы, как профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная, общественная жизнь, увлечения. В ответах старшеклассников приоритетными явились жизненные сферы увлечений, профессиональная, обучения и образования, что также позволило выявить уровни сформированности ценностного компонента: на низком уровне оказались 31,8%, к среднему были отнесены 44,8% учащихся, к высокому -23,4%.

Для исследования социализационного критерия, представляющего собой сформирован-ность качеств и свойств личности, потенциально успешной в сфере взаимодействия в семье, мы использовали тест предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса. Методика содержит 30 пар утверждений, характеризующих ту или иную модель поведения, позволяет определить конфликтность подростков и выявить пять стилей поведения в условиях конфликта: сотрудничество, компромисс, избегание (уход), уступка (приспособление), соперничество (противоборство).

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что большинство подростков используют наименее продуктивный стиль взаимодействия - соперничество. Незначительный процент подростков предпочитает сотрудничество. у подростков, находящихся на среднем уровне, в качестве стилей взаимодействия присутствуют компромисс, уступка, избегание. Эти данные свидетельствуют о недостаточной социальной зрелости подрастающего поколения.

Формирование фамилистических ценностей выпускников школ как самостоятельное направление в современной педагогике не выделяется. Процесс формирования ценностного отношения к семье реализуется посредством организации совместной деятельности учителя, семьи и учащихся и предполагает решение следующих задач: формирование фа-милистических знаний; становление позитивных установок на сохранение и укрепление семьи и формирование ценностных ориента-ций на семью; формирование хозяйственно-практических и общетрудовых умений и навыков; развитие стремления к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию личности выпускника как семьянина [1, с. 146].

Педагогическое сопровождение формирования фамилистических ценностей выпускников школ в условиях взаимодействия школы и семьи - это процесс взаимодействия субъектов образовательного процесса, в ходе которого происходит становление социальной позиции семьянина как метапредметного результата, направленного на выполнение следующих функций: ценностных (становление ценности семьи, брака, деторождения), индивидуальных (определение себя как будущего семьянина), инструментальных (осознание собственных ценностей, анализ ситуации, прогнозирование последствий). необходимыми условиями являются: создание образовательной среды, спо-

-педагогика общего и проф

собствующей формированию ценностного отношения к семье при изучении различных дисциплин школьного цикла, взаимодействие семьи и школы, способствующие актуализации опыта и ценностей родительской семьи.

В связи с вышесказанным формирование фамилистических ценностей необходимо рассматривать в следующих направлениях: педагогическая работа по привитию ценностей семьи, культуры быта, семейных отношений; педагогическое сопровождение семьи и школы, направленное на создание условий формирования фамилистических ценностей у подростков;образовательный процесс, предусматривающий интериоризацию каждым выпускником школы ценностей семейных отношений [2, с. 4].

Результатом развития фамилистических ориентаций личности является приобщение её к фамилистическим ценностям. Это происходит в том случае, когда человек переводит приобретенный и усвоенный им опыт во внутренний план, где он превращается в собственные взгляды и убеждения, определяющие осмысление своего жизненного предназначения как мужчины или женщины в процессе целенаправленного усвоения культуро-обусловленных смыслов фамилистических ценностей.

Задачей же педагогического сопровождения процесса формирования фамилистических ценностей учащихся является интеграция внутреннего фамилистического потенциала подростков и ресурсов внешней образовательной среды, что позволит обеспечить развитие ориентации на семейные ценности через освоение и принятие учениками культурных ценностей фамилизма в условиях событийной общности педагогов и учащихся в процессе их совместного смыслотворчества.

список литературы

1. Власюк И.В., Генварева Ю.А. Опыт взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленный на самореализацию подростка // Омский научный вестник. 2009. № 5(81). С. 146-148.

2. Власюк И.В., Варфоломеев Н.В. Фамили-стические ценности выпускников школы как мета-предметный результат // современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: www.science-education.ru/127-20418.

3. Гурко Т.А. Актуальные проблемы роди-тельства в России. М.: Ин-т социологии РАН, 2013. С. 139-141.

:сионального образования -

4. Девятых С.Ю. Педагогические условия развития ориентаций учащейся молодежи на семейные ценности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6789 (дата обращения: 13.04.2016).

5. Короткова A.B. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации: автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2007. С. 3.

6. Медкова М.В. Семьи «звезд» шоу-бизнеса (контент-анализ материалов прессы) // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 131-135.

7. Яковлева М.Н. Семья как основа формирования человеческого капитала в условиях современной российской инновационно-модернизационной стратегии // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV очередного Всерос. социол. конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. C. 30953100. 1 электрон. опт. диск (CD - ROM). URL:http://

www.isras.ru/files/File/congress2012/part19.pdf. * * *

1. Vlasjuk I.V., Genvareva Ju.A. Opyt vzaimo-dejstvija sem'i i obrazovatel'nogo uchrezhdenija, napravlennyj na samorealizaciju podrostka // Omskij nauchnyj vestnik. 2009. № 5(81). S. 146-148.

2. Vlasjuk I.V., Varfolomeev N.V. Familistiches-kie cennosti vypusknikov shkoly kak metapredmet-nyj rezul'tat // Sovremennye problemy nauki i obrazo-vanija. 2015. № 4. URL: www.science-education. ru/127-20418.

3. Gurko t.A. Aktual'nye problemy roditel'stva v Rossii. M.: In-t sociologii RAN, 2013. S. 139-141.

4. Devjatyh S.Ju. Pedagogicheskie uslovija razvi-tija orientacij uchashhejsja molodezhi na semejnye cennosti // Sovremennye problemy nauki i obrazova-nija. 2012. № 4. URL: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=6789 (data obrashhenija: 13.04.2016).

5. Korotkova A.V. Formirovanie imidzha sem'i pod vlijaniem sredstv massovoj informacii: avtoref. dis. ... kand. soc. nauk. M., 2007. S. 3.

6. Medkova M.V. Sem'i «zvezd» shou-biznesa (kontent-analiz materialov pressy) // Sociologicheskie issledovanija. 2002. № 1. S. 131-135.

7. Jakovleva M.N. Sem'ja, kak osnova formirova-nija chelovecheskogo kapitala v uslovijah sovremen-noj rossijskoj innovacionno-modernizacionnoj strate-gii // Sociologija i obshhestvo: global'nye vyzovy i regional'noe razvitie: materialy IV ocherednogo Vseros. sociol. kongressa / ROS, IS RAN, AN RB, ISPPI. M.: ROS, 2012. C. 3095-3100. 1 jelektron. opt. disk (CD - ROM). URL:http://www.isras.ru/files/File/ congress2012/part19.pdf.

известия вгпу. педагогические науки

Family orientation of school educational process as the axiological foundation of training for future family life

The article shows the necessity of development of family values of school graduates as one of the factors of creating and preserving of human fund. The research carried out in some Volgograd schools revealed the insufficient level of teenager's readiness for future family life, which allowed the conclusion about the necessity of school graduates' family values development, accepting family cultural values.

Key words: familistic, value, human fund, family institute, cognitive, socialization.

Е.и. САХАРЧУК, Е.В. МАЛАЯ (Волгоград)

формирование речевой культуры будущего специалиста сферы образования

в медиапространстве вуза*

Рассматривается процесс формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования посредством использования ресурсов медиапространства вуза и с соблюдением педагогических принципов, при которых этот процесс наиболее эффективен.

Ключевые слова: речевая культура, федеральный государственный образовательный стандарт, личностный подход, медиапростран-ство.

В условиях модернизации системы высшего образования россии и вступления нашей страны в Европейское образовательное сообщество становится актуальным повышение требований к личностным и профессиональ-

* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.

ным качествам специалистов сферы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на подготовку специалиста, обладающего высоким уровнем речевой культуры. В документе обозначены требования к выпускнику-бакалавру, который должен обладать общекультурными компетенциями, среди них: способность логически верно излагать устную и письменную речь (ОК-6); использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). Также выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3), уметь подготовить и отредактировать текст профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6) [4]. Представляется важной социальная природа проблемы - защита и сохранение государственного языка.

Необходимость повышать уровень речевой культуры будущего специалиста сферы образования обусловлена и запросами студентов по качеству образования, поскольку коммуникативные неудачи, нарушение языковых норм - далеко не редкие явления в их речи. Опросы более 400 руководителей образовательных учреждений различного типа г. Волгограда и Волгоградской области, проведенные научно-исследовательской лабораторией управления качеством подготовки специалистов и Центром мониторинга качества подготовки специалистов ВГСПУ в 20102015 гг., выявили типичные затруднения выпускников вуза в установлении контакта с учащимися, в организации взаимодействия с их родителями, имеющие коммуникативную природу.

Анализ результатов этих опросов, а также исследований В.Д. Бондалетова, Л.К. Грауди-ной, Т.А. Ладыженской, В.П. Чихачева и др. показал, что выпускники педагогических вузов недостаточно хорошо владеют коммуникативной компетенцией, несмотря на то, что высокая речевая культура - важнейшее качество, свидетельствующее о профессиональной культуре специалиста. В своем исследовании мы ориентировались на личностный подход к культуре, который, по мнению Е.В. Бонда-ревской, состоит в рассмотрении ее как среды, растящей и питающей личность [1].

Поскольку центральным понятием нашего исследования является речевая культура буду-

О Сахарчук Е.И., Малая Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.