Научная статья на тему 'Диагностика готовности несовершеннолетних к будущей семейной жизни как направление деятельности психолога образования'

Диагностика готовности несовершеннолетних к будущей семейной жизни как направление деятельности психолога образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1591
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ / READINESS FOR FAMILY LIFE / FAMILY VALUES / FAMILY ROLES AND RESPONSIBILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жилина Людмила Яковлевна

Автор статьи обосновывает значение психологической готовности несовершеннолетних к семейной жизни. В статье описывается экспериментальное исследование представлений о ценностях семьи и семейно-ролевых обязанностях у старшеклассников, выделяется уровневая структура готовности к семейной жизни, определяются уровни такой подготовки у школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author substantiates the importance of the psychological readiness of minors for family life. The article describes the experimental study of perception of family values and family role responsibilities by students. The author develops the multilevel structure of readiness for family life and determines the levels of such training among schoolchildren

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности несовершеннолетних к будущей семейной жизни как направление деятельности психолога образования»

Раздел II. Психология

Л.Я. Жилина

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К БУДУЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Автор статьи обосновывает значение психологической готовности несовершеннолетних к семейной жизни. В статье описывается экспериментальное исследование представлений о ценностях семьи и семейно-ролевых обязанностях у старшеклассников, выделяется уровневая структура готовности к семейной жизни, определяются уровни такой подготовки у школьников.

Ключевые слова: готовность к семейной жизни, семейные ценности, семейные роли и обязанности.

L.Y. Zilina

DIAGNOSTICS OF MINORS' READINESS FOR FUTURE FAMILY LIFE AS A DIRECTION OF ACTIVITY OF PSYCHOLOGISTS IN EDUCATION

Abstract The author substantiates the importance of the psychological readiness of minors for family life. The article describes the experimental study of perception of family values and family role responsibilities by students. The author develops the multilevel structure of readiness for family life and determines the levels of such training among schoolchildren.

Key words: readiness for family life, family values, family roles and responsibilities.

Нарастание семейного неблагополучия складывается из различных факторов. Учеными выделяются: социальные (бедность, безработица, инвалидность и др.), семейные (алкоголизм, жестокость, семейное насилие), личностные (отсутствие психологического потенциала для преодоления трудностей, несформированные родительские компетенции) факторы.

Физиологическое развитие, сексуальная зрелость современных несовершеннолетних опережает развитие молодежи 60-х годов прошлого столетия в среднем на 2-3 года, в то же время психоэмоциональное созревание - замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения, ориентацию на выполнение социальной роли отца, матери необходимо объединение усилий медиков, педагогов, психологов. В этой связи обучение этике семейно-брачных отношений нам кажется крайне необходимым, а подготовка несовершеннолетних к семейной жизни должна стоять в ряду с наиболее значимыми задачами воспитания.

Теоретический анализ позволил нам определить состояние рассматриваемой проблемы в научной теории (А.И. Зимина, 2005 г.; Н.И. Лащук, 2007 г.; Е.Н. Денисова, 1998 г.; Ю.Г. Королева, 2008 г.; Х. Рахимзода, 2002 г.; Н.М. Галимова, 2000 г.; Т.А. Берсенева, 2008 г.; А.П. Якунин, 2014 г.; и др.); раскрыть предметное значение понятия «готовность к семейной жизни».

Рассматривая сущность ключевого понятия, мы пришли к заключению, что готовность к семейной жизни - это интегральная категория, характеризующаяся наличием у индивида знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для семейной жизни, способности их применения на практике, устойчивых мотивов заключения брака.

Психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь.

Критериями подготовленности к семейной жизни являются: осознание ценности семьи и брака; наличие собственных представлений о семейной жизни, согласующихся с существующей социально-нормативной системой; определенность ролевой позиции личности в отношении будущего брака [1].

Цель исследования: изучить представления несовершеннолетних о ценностях семьи и се-мейно-ролевых обязанностях и на основе этого определить уровень их подготовленности в сфере семейной жизни.

В эксперименте приняли участие учащиеся 10-11 классов в количестве 30 человек (18 девушек и 12 юношей).

Ориентация на старший школьный возраст объясняется тем, что период юности - время осознанного отношения к проблемам брака и семьи. Мы учитывали, что для данного возраста ха-

44

рактерна потребность в самовыражении, проявлении осознанной активности самой личности [2; 3]. На констатирующем этапе эксперимента мы предположили, что низкий уровень подготовленности старшеклассников к созданию собственной семьи объясняется недостаточным вниманием к проблеме формирования будущего семьянина в условиях школы и семьи. Было проведено исследование представлений и полоролевых стереотипов учащихся 10-11-х классов об их будущей семейной жизни. Испытуемым были предложена анкета, содержащая ряд утверждений, с которыми респондентам предлагалось согласиться или не согласиться. Утверждения, представленные в анкете, охватывали основные полоролевые стереотипы, присущие данному возрасту.

Анализ результатов анкетирования позволил сделать ряд выводов относительно представлений учащихся о роли мужчин и женщин в социуме: 66,6% девушек и 83% юношей в нашей выборке считают, что решения в семье должен принимать мужчина. Этот выбор говорит о том, что девушки охотно подчиняются юношам, в связи с тем, что принимают такие стереотипы как неоспоримый статус мужчины, согласно которому мужчина занимает более высокое положение и в профессиональном плане, и в семейной жизни. 94% девушек и 83% юношей находят объективным такое утверждение как: «Настоящие мужчины не плачут».

77,7% девушек и 75% юношей поддерживают мнение о том, что открытое проявление эмоций более необходимо мужчинам, чем женщинам. 94% девушек и 59% юношей считают, что мужчина, который активно демонстрирует свои эмоции, вызывает отторжение у окружающих. Эти показатели соответствуют такому стереотипу, как стереотип эмоциональной твердости мужчины.

11,1% девушек и 91,6% юношей считают, что у мужчин всегда больше практических идей, чем у женщин. С утверждением, что все финансовые вопросы в семье должен решать мужчина, согласны и 77,7% девушек и 75% юношей. Данные показатели характеризуют такой стереотип, как норма умственной твердости, согласно которому мужчина должен нести ответственность за материальное обеспечение семьи, а также принимать жизненно важные решения не только за себя, но и за своих близких.

61% девушек и 66,6% юношей согласны с тем, что вязание, уборка и приготовление пищи -женские занятия и мужчины не должны иметь с ними ничего общего.

38,8% девушек и 66,6% юношей считают, что даже если женщина работает, то она все равно должна заниматься всеми домашними делами.

22,2% девушек и 91,6 % юношей считают, что слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом.

72,2% девушек и 83,3% юношей находят уместным такое утверждение, как: настоящая женщина сама справляется со всеми домашними обязанностями и не обращается за помощью к мужу. Данные утверждения соответствуют стереотипу: работа женщины быть хранительницей домашнего очага.

11,1 % девушек и 83,3% юношей считают адекватным утверждение о том, что высокие должности на работе созданы не для женщин. Это в полной мере характеризует такой стереотип, как: женщины менее ценные работники, чем мужчины.

Таким образом, в настоящее время, у несовершеннолетних существует большое количество половых мифов и стереотипов, согласно которым они стараются строить свои взаимоотношения с противоположным полом. Так, например, девушки полностью отказывают юношам в возможности проявлять свои феминные качества, а юноши рассматривают девушек в качестве домашних хозяек, приносящих в дом уют и не имеющих практически никаких проблем. Отмечено также, что большинство девушек согласны на роль, которую им предлагают юноши, а для последних они готовят роль отца семейства, занимающегося финансовыми вопросами.

Подобное положение вещей не могло не влиять на ценностные выборы учащихся. Согласно своим представлениям, что должен делать «настоящий» мужчина, что должна делать «настоящая» женщина, учащиеся неосознанно будут строить свою семейную жизнь.

При изучении нами представлений несовершеннолетних о ценностях семейной жизни были выделены (по М. Рокичу - С.В. Ковалеву) инструментальные ценности, т.е. личностные черты, которыми должен обладать семейный человек: вежливый, ответственный, интеллигентный, храбрый, честолюбивый, нежный, честный, способный, чистый, прощающий, веселый, независимый, послушный, с широким кругозором, а также - терминальные ценности, т.е. то, к чему стоит стремиться в жизни: полноценная любовь, счастье, безопасность, удовольствие, внутренняя гармония, мудрость, комфортная жизнь, свобода, дружба, красота, признание, уважение, надежная семья, равенство.

Первое место среди терминальных ценностей и у юношей, и девушек занимает здоровье. Девушки также отдают предпочтение материальным ценностям и обеспеченности, что указывает на расценивание ими финансового благополучия как способа решения жизненных проблем. У юношей на втором месте наличие хороших и верных друзей, затем - интересная работа и материальное благополучие.

Таким образом, мы видим, что девушки больше нацелены на материальные блага, а любовь и счастливая семейная жизнь в их представлениях также могут зависеть от обеспеченности. Юношами любовь воспринимается как совершенно самостоятельная ценность, но они не связывают ее со счастливой семейной жизнью.

Среди инструментальных ценностей девушки отдают предпочтения таким качествам, как ответственность, честность, образованность и терпимость, которые одинаково важны как в семейной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Юноши же больше ориентируются на качества, которые помогут в карьерном росте, а чуткость, необходимая в семейной жизни, вовсе относится ими на последнее место (таблица 1).

Таблица 1.

Представления несовершеннолетних о ценностях семейной жизни

Шкала Терминальные ценности Инструментальные ценности

Юноши Девушки Юноши Девушки

«Главное в мо- Здоровье. Здоровье. Эффективность в Ответственность.

ей жизни ...». Хорошие и Материальное делах. Честность.

верные друзья. благополучие. Твердая воля.

«Хорошо если будут...». Интересная работа. Материальное благополучие Развитие. Любовь. Ответственность. Рационализм. Образованность. Терпимость.

«Украшают мою Любовь. Хорошие и вер- Непримиримость к Жизнерадостность.

жизнь...» ные друзья. недостаткам в себе и других.

«Не самое глав- Жизненная Жизненная Аккуратность Независимость.

ное...». мудрость. мудрость.

«Было бы очень Уверенность в Счастливая се- Образованность. Рационализм.

желательно, од- себе. мейная жизнь. Воспитанность. Чуткость.

нако, это не

всем удается».

«Могут даже и Счастье Общественное Самоконтроль. Исполнительность.

не быть в моей других. признание.

жизни».

«Делать из этого Красота приро- Творчество. Чуткость. Непримиримость к

цель своего су- ды и искусства. недостаткам в себе

ществования и других.

просто недос-

тойно...».

Далее мы предложили испытуемым анкету «Выбор брачного партнера». Школьникам было предложено оценить брак родителей. 10% (3) нашли его идеальным; 36,6% (12) отметили его как в целом хороший; эмоциональный разлад в родительских семьях отметили 6,6% (2) учащихся; столько же семей [6,6% (2)] оказались на грани развода; у 40% (12) школьников родители разведены.

На вопрос: «Хотели бы вы строить свою семью по образу и подобию родительской?», 10%(3) ответили согласием; 46,6% (14) ответили отрицательно; 30% (9) хотели быть похожими в некоторых аспектах; 13,3% (4) затруднились ответить.

10% (3) респондентов считают, что жена (муж) должна походить на кого-либо из семьи, 43,3% (13), напротив, не хотели бы этого. 46,6% (14) школьников хотели бы, чтобы их избранник был похож на родителей некоторыми чертами.

На вопрос: «Стремитесь ли вы выбрать бушующую жену (мужа) из семьи выше вашей по экономическим, социальным показателям?» 56,6% (17) школьников ответили положительно. 33,3% (10) хотели бы выбрать брачного партнера с равным экономическим статусом; 10% (3) школьников ответили, что им все равно.

Далее было предложено отметить предполагаемого брачного партнера с учетом его занятий. Среди приоритетных: дипломированный специалист - 33,3% (10) выборов; бизнесмен - 33,3% (10)выборов; с высшим образованием - 16,6% (5) выборов; военнослужащий - 6,6% (2)выборов; для 16,6% (5) учащихся - этот фактор не является важным и не имеет значения.

73,3% (22) предпочитают знакомиться сами, 26,6% (8) - при участии друзей. Примечательно, что никто не предпочел знакомство по Интернету, через родителей или службу знакомств.

Среди причин стремления молодежи к гражданскому браку были названы «желание узнать друг друга поближе», «стремление жить самостоятельно», «попробовать пожить, чтобы точно

знать, что не ошиблись», «можно жить и без штампа». Были и ответы, объясняющие гражданский брак отсутствием средств на свадьбу.

Тем не менее 72,7% девушек и 66,6% юношей отдали предпочтение традиционным брачно-семейным отношениям и хотели бы зарегистрировать свой брак.

Применение «Опросника родительской компетентности» выявило наличие неполной ориентировки учащихся во многих вопросах семейной жизни, в частности связанных со здоровьем и воспитанием ребенка. При анализе практических задач, предлагаемых старшеклассникам, мы наблюдали проявления минимальной компетентности в вопросах владения средствами разрешения конфликтных или неординарных ситуаций в семье. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в юношеском возрасте отсутствие опыта и психологической грамотности мешают найти конструктивное решение семейных проблем.

Взяв за основу исследования Н.М. Галимовой [1], А.П. Якунина [5] мы разработали уровни сформированности готовности несовершеннолетних к семейной жизни, включающие характеристики следующих основных компонентов: нравственно-психологическая готовность, сексуально-гигиеническая воспитанность, хозяйственно-экономическая готовность.

Для выявления нравственно-психологической готовности учащихся к семейной жизни мы предлагаем следующие критерии:

- представления учащихся о ценностях семьи и ее значении для развития личности;

- оценка себя как будущего семьянина;

- осознание себя как будущего родителя;

- знания нравственно-психологических основ семейной жизни и семейно-ролевых обязанностей;

- нравственное поведение, определяющее характер взаимоотношений с родителями и представителями противоположного пола.

Высокий уровень характеризуется достаточно полными знаниями о роли семьи в жизни человека и общества, о нормах взаимоотношений между полами и членами семейного коллектива, реальными представлениями об идеале семьи, брачном партнере, а также умениями применять приобретенные знания в практической деятельности.

Средний уровень обнаруживает неполное осознание значения семьи для развития личности и функционирования общества, фрагментарные, мало осознанные знания о нравственных основах семейной жизни, неточные представления об идеале семьи, будущем брачном партнере, недостаточные умения актуализировать имеющиеся знания, использовать их в решении практических ситуаций.

Низкий уровень выявляет искаженные знания о роли семьи в жизнедеятельности общества и ее значении для развития личности, поверхностные, примитивные знания о нравственных основах семейной жизни, неадекватные представления об идеале семьи, будущем брачном партнере, не сформированные практические умения по рассматриваемым вопросам.

Сексуально- гигиеническая воспитанность предполагает набор знаний, необходимых для прогнозирования последствий сексуальной жизни с целью профилактики социально негативных явлений (нежелательная и незапланированная беременность, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция), развитие чувства ответственности перед партнером и оценка возможных рисков начала половой жизни [4]. Сексуально-гигиеническая воспитанность предполагает наличие у несовершеннолетних знаний об интимных отношениях людей, отношение к предупреждению беременности, профилактике венерических заболеваний, умение практически применять знания санитарно-гигиенических норм.

Высокий уровень сформированности данного качества характеризуется достаточно полными знаниями в этой области жизни и сформированными умениями в вопросах гигиены пола.

К среднему уровню относятся школьники, которые затрудняются однозначно высказаться о многих явлениях интимной жизни: аборт, противозачаточные средства, венерические заболевания. Нерегулярно соблюдают санитарно-гигиенические нормы. Они осознают вред и последствия ранней половой жизни, но на практике этого не придерживаются.

Для группы испытуемых с низким уровнем сформированности сексуально-гигиенической воспитанности свойственны искаженные знания об интимных межличностных отношениях, отсутствие умений санитарно-гигиенического самообслуживания.

Хозяйственно-экономическая готовность характеризуется знаниями:

- о культуре быта;

- о ведении домашнего хозяйства, распределении семейных обязанностей;

- о бюджете семьи, необходимости учета и распределения средств;

- умение рационально вести домашнее хозяйство.

Высокий уровень хозяйственно-экономической готовности к семейной жизни предполагает знания о рациональном ведении домашнего хозяйства, семейном бюджете, участие в его обсужде-

нии. Способность правильно тратить деньги, расставляя приоритеты, исходя из доступных средств; планировать покупки и копить для них средства; умение обустроить свое жизненное пространство, умение применять приобретенные знания в практической деятельности.

К среднему уровню относятся несовершеннолетние, имеющие фрагментарные знания о распределении семейных обязанностей, бюджете семьи, культуре быта, о рациональном ведении домашнего хозяйства, недостаточные умения в обустройстве своего жизненного пространства, знают, но не всегда актуализируют имеющиеся знания на практике.

К низкому уровню мы отнесли несовершеннолетних, имеющих примитивные знания о культуре быта, не умеющих обустроить свое жизненное пространство, распределять семейные обязанности; представления о необходимости рационально вести домашнее хозяйство не сформированы; не умеют правильно тратить деньги, приоритеты расставляют исходя не из доступности средств, а исходя из собственных желаний; не умеют планировать покупки и копить для них средства, не умеют актуализировать имеющиеся знания на практике.

Пользуясь характеристикой разработанных нами уровней, мы пришли к выводу о том, что среди несовершеннолетних в нашей выборке преобладают низкий и средний уровни готовности к будущей семейной жизни (таблица 2).

Таблица 2

Уровни готовности к будущей семейной жизни у несовершеннолетних

Готовность несовершеннолетних к будущей Средний показатель

Уровни го- семейной жизни готовности несовер-

товности к будущей семейной жиз- шеннолетних к будущей семейной жизни

Нравственно- Сексуально- Хозяйственно-

психологическая гигиеническая экономическая

ни готовность (%/количество воспитанность (%/количество готовность (%/количество (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учащихся) учащихся) учащихся)

Высокий 10%/ 3 13,3%/ 4 - 7,8%

Средний 50%/15 46,6%/14 46,6%/14 47,7%

Низкий 40%/12 40%/12 53,3%/16 44,4%

При изучении уровня нравственно-психологической готовности условно были выделены три группы учащихся:

- с высоким уровнем - 10% (3) учащихся,

- средним - 50 % (15) школьников;

- с низким уровнем 40 %/12 школьников.

При изучении уровня сексуально- гигиенической воспитанности школьников экспериментальной группы также выделено три группы:

- с высоким уровнем - 13,3% (4) учащихся,

- средним - 46,6 % (14) школьников;

- с низким уровнем 40 %/12 школьников.

При изучении уровня хозяйственно-экономической готовности:

- с высоким уровнем - 0% (0) учащихся,

- средним - 46,6 % (14) школьников;

- с низким уровнем 53,3%/16 школьников.

Мы предполагаем, что низкий уровень готовности старшеклассников к созданию семьи объясняется тем, что школой и семьей учащихся не уделяется должного внимания организации их подготовки в данном направлении. Отсутствие учащихся с высоким уровнем хозяйственно-экономической готовности и значительное число учащихся низкого уровня по этому показателю может являться следствием излишней опеки родителей и недопонимания последними значения такого рода подготовки.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что старшеклассники не имеют точных и достоверных знаний о брачно-семейных отношениях, которыми должны обладать юноши и девушки к моменту окончания школы. Таким образом, назрела необходимость в психолого-педагогическом обеспечении подготовки несовершеннолетних к их будущей семейной жизни, в создании специальных условий для ее эффективного протекания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимова, Н. М. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни: дис. ... канд. пед. наук/ Н. М. Га-лимова. - М., 2000. - 190 с.

2. Кон, И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина. 2008. - 198 с

3. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. для кл. рук. - М.: Просвещение, 1981.-154 с.

4. Общественное конструирование образа выпускника российской школы 2020 года. - URL: http://construct.crowdexpert.ru/book/node/334 (дата обращения: 25.02.2016).

5. Якунин, А. П. Представления подростков 12 - 15 лет о социальных ролях взрослого: дис. ... канд. псих. наук/ А. П. Якунин. - Санкт-Петербург, 2014. - 345 с.

Н.В. Макарова

ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ

ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. В статье описаны наиболее характерные особенности речевой и неречевой симптоматики у детей со стёртой дизартрией.

Ключевые слова: органы артикуляционного аппарата, речевая моторика, звукопроизноше-ние, просодическая сторона речи.

N.V. Makarova

THE MAIN MANIFESTATIONS OF INSUFFICIENCY OF ZVU-KOPROIZNOSITELNOY OF THE PARTY OF THE SPEECH AT CHILDREN WITH THE DEVELOPMENTAL APRAXIA OF SPEECH

Abstract. In article characteristics of speech and nonverbal symptomatology at children with the developmental apraxia of speech are described most.

Keywords: bodies of the articulation device, speech motility, sound pronunciation, prosodic party of the speech.

Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина)

По статистике, стёртые дизартрии довольно часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в 30-40% случаев; у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате комплексного обследования выявляется данное речевое расстройство (10%).

В специальной литературе при описании данного речевого расстройства используются термины «сложные формы дислалии» (Л.В. Мелехова, О.В. Правдина), «артикуляторная диспраксия», «центральная, органическая или усложнённая дислалия» (Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская); «минимальные дизартрические расстройства» (И.Б. Карелина), «дизартрический компонент» (Л.В. Гуменная). Термин «стёртая дизартрия» впервые был предложен О.А. Токаревой (1969), которая характеризует её проявления как лёгкие (стёртые) проявления псевдобульбарной дизартрии, отличающиеся особой трудностью преодоления.

М.П. Давыдова определяет стёртую дизартрию следующим образом: «Нарушения звуко-произношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций ре-чедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к лёгкой стёртой псевдобульбарной дизартрии». Автор отмечает, что стёртая дизартрия в настоящее время преобладает в детской логопедической практике. Недостатки произношения при данном расстройстве носят самый разный характер, и все же основной их признак - смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи [2, 13].

Многие исследователи указывают на то, что в структуре речевого дефекта при дизартрии ведущим является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц периферического речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов). При этом характер нарушения звукопро-изношения характеризуется как полиморфный (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др.).

Недостатки звукопроизносительной стороны речи у детей со стёртой дизартрией выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих звуков. Кроме того, для дизартриков характерно упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам: щелевые - взрывными, звонкие - глухими, шипящие -свистящими, твердые - мягкими, аффрикаты расщепляются на составляющие их звуковые элементы (О.А. Токарева, Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.