Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов'

Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5351
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Е. С., Аветисян В. П.

В статье представлены цели и тенденции развития высшего образования, сущность конкурентоспособности вуза, сущность и компоненты конкурентоспособности специалиста в текущих социально-экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS, INFLUENCING THE INCREASING OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

In the work the aims and tendencies of development of higher education are presented; essence of competitiveness of an institute of higher education, essence and components of competitiveness in current social and economic conditions are also presented.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов»

УДК 338

Е.С. Шишкина, В.П. Аветисян* ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

В статье представлены цели и тенденции развития высшего образования, сущность конкурентоспособности вуза, сущность и компоненты конкурентоспособности специалиста в текущих социально-экономических условиях.

Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, развитие, вуз, система подготовки, выпускник, сфера образования.

Проблема повышения конкурентоспособности в сфере образования обусловлена тем, что навыки, знания пециалиста являются фундаментальным социально-экономическим фактором как формирования индивидуальности человека, так и обеспечения экономического роста. В свой черед, необходимость обеспечения динамичного экономического роста вызывает потребность в постоянном совершенствовании системы высшего образования в РФ. Путем создания новой информационно-инновационной модели развития экономики России формируется новая образовательная парадигма, которая представляет собой логически связанную триаду: «От целостной картины Мира к целостному Знанию, и через него к целостной картине Личности».

Практическая реализация этой парадигмы требует создания такой организации системы высшего образования, которая бы вооружила подрастающее поколение фундаментальными и постоянно улучшающимися знаниями, способствующими возникновению потребности в непрерывном, самостоятельном их изучении, самостоятельном развитии умений и навыков — формированию «са-моразвивающегося человека». Подобное индивидуальное развитие и получение общих и специальных знаний важно не только для построения профессиональной карьеры индивида в настоящем, но и в первую очередь для обеспечения его устойчивого социального и политического положения в будущем. В современных геополитических и социально-экономических условиях главной целью образования становится воспитание высокообразованной, свободной и духовной личности, способной к самообразованию и саморазвитию в условиях постоянно меняющегося мира.

Качественно новой характеристикой функционирования образования в глобальном информационном обществе выступает построение системы инновационного опережающего образования, ко-

торая основывается, с одной стороны, на математизации, компьютеризации, интернационализации учебного процесса, а с другой — опирается на такие важные черты, как гуманитаризация образования и экологическая направленность.

Необходимым качеством, присущим высокообразованной личности, является компетентность, входящая в систему ключевых компетенций, включающую социальные (профессиональные), образовательные (познавательные), социальные (общественные), информационно-коммуникативные, культурно-духовные. Для формирования данных компетенций у молодого специалиста необходимо осуществить переход от доминирующей на данный момент в учебных заведениях знаниевой ориентации учебно-воспитательного процесса на ком-петентностную. Это позволит обеспечивать конкурентоспособность подготовки выпускников вузов, способных выполнять свои социальные функции в обществе и участвовать в развитии инновационной экономики, а также реализовать свой профессиональный и личностный потенциал [1].

Для решения поставленной проблемы нужно иметь в виду, что понятие «конкурентоспособность» исходит из понятия «конкуренция» и имеет ряд особенностей. Так, оно является системным, комплексным, междисциплинарным, многофункциональным, многоуровневым и относительным. Закономерно, что проблемами образования, его взаимосвязи с экономикой и развитием общества занимаются ученые из многих научных сфер. Так, например, общеметодологические основы данных проблем раскрываются в трудах

В.И. Андреева, Л.М. Митиной, О.В. Крухмале-вой [2], [3], [4], вопросы философии — в работах Ж. Аллак, В.А. Клименко, М. Хайеггера [5], [1], социально-экономические вопросы — в государственных программах, научных исследованиях Филиппа Г. Кумбса, Н.В. Суша, А.И. Жука и

Н.Н. Кошель [7], вопросы инновационного выс-

* © Шишкина Е.С., Аветисян В.П., 2013

Шишкина Екатерина Сергеевна (kamida@list.ru), Аветисян Владимир Павлович (egmu205@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

шего образования — в статьях З.М. Юк, А. В. Маркова, Г.А. Хацкевича, Б.А. Гедрановича, В.В. Гедра-нович, А.С. Головачева, Н.В. Юровой. Наиболее значимые и глубокие исследования конкуренции и конкурентоспособности представлены в трудах отечественный и зарубежный ученых Т.П. Гоголевой, М. Портера, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юдано-ва и др. Вопросы конкурентоспособности выпускников высших профессиональных учебных заведений исследованы Дж. Бейлеротом, И.В. Вири-ной, Н.В. Волковой и др. [8].

Конкурентоспособность (способность сталкиваться — лат.) — это способность к соревнованию, лидерству, победе [9]. Первым идею конкурентоспособности в экономической литературе, начиная с самых ранних классиков, представил Адам Смит. В 1768 г. он написал свое «Исследование о природе и причинах богатства народов, определив три начальных фактора — земля, капитал, природные ресурсы и труд, которые определяют абсолютные преимущества государств в международной торговле. Также А. Смит полагал, что в идеальных условиях свободного рынка частные предприятия, сталкиваясь друг с другом в войне за потребителя, предлагают все более низкую цену на определенный товар и все более высокий уровень сервиса.

По мнению Р.А. Фатхутдинова, конкурентоспособность — это процесс управления субьек-том своими конкурентными преимуществами с целью достижения победы в конкурентной борьбе, т. е. благодаря конкуренции стимулируются наиболее эффективные и рациональные стороны деятельности вытускника-профессионала [10]. Интересный взгляд на «конкурентоспособность выпускника» представляет Е.В. Максимова, которая считает, что это интегральное качество личности, представляющее собой совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме [11].

С одной стороны, конкурентоспособность определяется такими показателями, как востребованность профессии на рышке труда, уровень квалификации, мобильность, а с другой стороны — это жизненные цели и задачи, принципы, установки, самосознание выпускника. Вместе с тем конкурентоспособность выпускника как способность превзойти конкурентов в заданных профессио-нальныгх условиях является решающим фактором его успеха. Проблема формирования конкурентоспособности будущих специалистов обозначена в Концепции модернизации образования Правительством Российской Федерации как одна из актуальный проблем, стоящая перед высшими учебными заведениями.

Несмотря на все научные изыскания, современные проблемы конкурентоспособности обра-

зования, вузов и подготовки специалистов в их взаимодействии в рамках системы высшего профессионального образования далеко не в полной мере исследованы1. Предметом данной статьи является исследование проблем повышения конкурентоспособности выпускников вузов, которые рассмотрены во взаимосвязи с тенденциями развития высшего образования, с конкурентоспособностью вузов и конкурентоспособностью их выпускников.

Цели и тенденции развития высшего образования

В современных условиях наблюдаются следующие тенденции в развитии высшего образования:

— ужесточение конкуренции, что является следствием, с одной стороны, автоматизации и компьютеризации трудовой деятельности, с другой — перепроизводства отдельных категорий специалистов;

— создание адаптивных виртуальных структур в управлении, определяющих современный подход к организации кадровой политики на предприятиях, который основывается на упреждающей подготовке специалистов по заданным специальностям;

— внедрение электронных образовательных технологий при подготовке кадров;

— повышение роли длительного и устойчивого взаимодействия между образованием, наукой и производством;

— увеличение значения стандартизации образовательных процессов, аттестации вузов и их специальностей;

— повышение роли государственного регулирования подготовки кадров.

С точки зрения современных знаний о перспективах научно-технического прогресса особую значимость приобретает стратегия по обеспечению эффективного приспособления специалиста к постоянным изменениям в экономике, технике и технологиях. В современный: условиях образование должно не только и не столько давать будущему специалисту готовые знания, сколько формировать у него потребность и способность непрерывно, самостоятельно и творчески приобретать их в течение всей жизни.

Актуальность проблемы совершенствования высшего образования в целях обеспечения перспективной подготовки конкурентоспособных специалистов определяется тем, что в условиях глобализации мировой экономики и ужесточении конкуренции на мировыгх рышках важнейшим ресурсом становится человек-профессионал, его творческий потенциал, знания, умения, способности и навыжи разработки новыгх идей и эффективной их реализации. В связи с этим основным приоритетом социально-экономического развития страны выступает система самосовершенствования человека, в первую очередь за счет качественного

преобразования всей системы образования, в том числе и высшего образования. Изменение базовых парадигм восприятия мира, связанных с глобализацией, привело к необходимости формирования концепции знаний, обеспечивающих конкурентоспособность подготовки специалистов в условиях инновационной экономики.

Анализ современных требований и содержания формирования инновационного типа экономики приводит к необходимости организации многоцелевого образования, обеспечивающего социальную функцию и подготовку профессиональных конкурентоспособных кадров для инновационной деятельности, основой которой выступают знания, интеллектуальные ресурсы, качественно новый организационно-технологический уровень экономики, информационные наукоемкие технологии [12].

Первая цель многоцелевого образования, которая является перманентной для всех уровней образования, — социализация, формирование современной личности.

Вторая цель — это формирование необходимых компетенций для будущей трудовой деятельности. При этом полагаться на существующее мнение о том, что рынок сегодня расставит всех по своим местам, является невосполнимой ошибкой. Рышок не в состоянии регулировать подготовку перспективных кадров, несмотря на то что эта функция является стратегической, а поэтому государственной. Она включает государственное регулирование подготовки кадров с ориентацией на будущую потребность страны в квалифицированных кадрах всех ступеней образования. Качественные и количественные параметры подготовки кадров должны быть опережающими и ориентироваться на перспективу и лишь частично на требования сегодняшнего рышка труда.

Третья цель специального образования — это подготовка квалифицированных кадров, прежде всего специалистов для производственной деятельности. Главныш приоритетом государственной политики в социально-трудовой сфере является создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности кадров.

Четвертая цель специального образования — это отбор и формирование профессиональных элит. В связи с этим цель высшего образования трансформируется в подготовку конкурентоспособных специалистов на основе формирования конкурентоспособных вузов.

Безусловно, современному обществу необходимы профессионалы, подготовленные в соответствии с требованиями производства, с запросами работодателя, а также общества и самой личности. В настоящее время произошло принципиальное изменение квалификационныгх требований к выпускникам вузов, что следует учитывать при

подготовке специалистов нового типа, соответствующих современным общемировым требованиям. Также требуется своевременная реакция на запросы рынка и государства, развитие новых технологий и методик в вузовском образовании, формирование определенных качеств у специалиста, позволяющих ему выдержать конкуренцию на рынке труда и достичь успеха в профессиональной и личной самореализации.

Сущность конкурентоспособности вуза

Помимо понятия «конкурентоспособность выпускника вуза» существует понятие «конкурентоспособность вуза». Оба эти понятия тесно связаны между собой. Наиболее конкурентоспособные выпускники, как правило, являются вытускниками учебных заведений, занимающих лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. Конкуренции в данной сфере представляет собой соперничество между образовательными учреждениями за привлечение способных абитуриентов. Ни для кого не секрет, что одним из наиболее важных показателей, влияющих на рейтинг учебных заведений, выступает уровень востребованности выпускников, который определяется количеством вытускников, работающих по специальности. Этот критерий используется при государственной аттестации специальностей и позволяет продемонстрировать востребованность молодых специалистов той или иной специальности.

Конкурентоспособность вуза определяется его конкурентными преимуществами по отношению к другим вузам данного профиля. При этом конкурентные преимущества вуза являются многофакторными: они обусловлены его активностью в области инновационно-инвестиционной деятельности, опережением развития инновационных форм образования над традиционными формами, эффективностью использования всех имеющихся ресурсов, а также трудом профессорско-преподавательского состава.

Решение проблем повышения конкурентоспособности вузов зависит от системы факторов, которые определяются социально-экономическим развитием страны, понятиями и взаимосвязями, которые составляющими основные триады:

1) «человек — общество — природа»;

2) «конкурентоспособность товаров отечествен-ныгх предприятий — конкурентоспособность вузов — конкурентоспособность образовательный: услуг вузов».

Факторы конкурентоспособности вуза подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся следующие:

— институциональные (правовые, политические, экономические);

— уровень качества школьной подготовки абитуриентов;

— уровень конкуренции в экономике страны;

— конъюнктура на рынках интеллектуального труда — соотношение между спросом и предложением образовательных услуг, складывающееся под воздействием конкуренции вузов по показателю оптимизации стоимости и качества подготовки специалистов;

— социальные и политические факторы;

— источники и особенности формирования стоимости на образовательные услуги;

— формы и методы государственного регулирования деятельности вузов.

Внутренними факторами являются:

— эффективность использования трудовых, материальных, информационных и финансовых ресурсов;

— степень адаптации вуза на рынке образовательных услуг;

— уровень развития менеджмента и маркетинга в вузе;

— информационные технологии, которые применяются в учебном и научно-исследовательском процессе;

— инвестиционная и инновационная активность вуза, его восприимчивость к НТП;

— степень престижности вуза;

— финансирование и условия оплаты образовательных услуг;

— уровень развития системы переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов;

— возможность подготовки специалистов по новым направлениям и специальностям, способствующим повышению конкурентоспособности вуза;

— конкурентная стратегия вуза;

— возможность быстрого трудоустройства выпускников по полученной специальности.

Практическая значимость внутренних факторов конкурентоспособности вуза реализуется путем формирования его конкурентных преимуществ, практическое формирование которых сдерживается следующими факторами:

— отсутствием необходимой взаимосвязи между проводимыми реформами и преобразованиями в высшей школе и экономике;

— пассивностью вузов в области повышения их конкурентоспособности и недостаточным обеспечением финансами;

— дисбалансом между подготовкой кадров и перспективной потребностью: перепроизводство одних специалистов и дефицит других;

— низким уровнем мотивации и стимулирования труда профессорско- преподавательского состава;

— затратным подходом к ценообразованию в образ отсутствием единого выработанного системного и комплексного подхода государства к регу-

лированию деятельности государственных и частных вузов и комплексной программы вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

Формирование конкурентных преимуществ вуза предполагает нацеленность каждого его работника на обеспечение конкурентоспособности и повышение качества подготовки вытускников, а также создание творческой атмосферы в вузе, способствующей росту производительности труда благодаря использованию их творческих способностей и желанию хорошо работать.

Сущность и компоненты конкурентоспособности специалиста

Одним из критериев эффективности вузов является такое качество, как конкурентоспособность выпускника. Конкурентоспособность специалиста — это обобщенная и относительная его характеристика в сравнении другим специалистом такой же с ним специальности по степени удовлетворения требований и потребностей субъекта хозяйствования с учетом реальной заработной платы. Конкурентоспособность предполагает формирование у будущего специалиста комплекса качеств, позволяющих ему на основе собственных возможностей, конъюнктуры рынка труда и его социально-экономических потребностей эффективно конкурировать на рынке и реализовать свой потенциал на производстве. Конкурентоспособность определяется его экономическими, техническими, социально-организационными и управленческими навыками. Технические связаны с освоением конкурентной профессии, специальности и специализации (объем освоенной программы, уровень и соответствие подготовки федеральному стандарту). Экономические и управленческие — время и затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов, его заработная плата, способность эффективно управлять деятельностью команд и групп работающих, брать на себя ответственность за принятые решения. Социально-организационные — особенности организации труда специалиста, его коммуникативные навыки, а также структура требований работодателей.

Уровень конкурентоспособности специалиста зависит от степени соответствия его профессиональных знаний и личностных качеств объективным требованиям профессии в заданных социально-экономических условиях. Интегральная характеристика конкурентоспособной личности специалиста включает в себя акмеологическую направленность, компетентность и конкурентоопределяющие личностные качества. Акмеологическая направленность — качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая человека на прогрессивное развитие (в том числе профессиональное), максимальную творческую самореализацию в профессиональной сфере и

жизнедеятельности в целом. Данное личностное качество детерминирует и актуализирует творческую активность человека, «нацеливает» его на самосовершенствование и самореализацию. Содержательную сторону акмеологической направленности личности придает профессиональная направленность, связывающая устремления, интересы и активность человека с конкретным видом деятельности. Она включает в себя мотивы, установки, ценностные ориентации, побуждающие на прогрессивное развитие в любых сферах человеческих и трудовых отношений. В обобщенном виде акмеологическая направленность личности — это ценностные ориентации, мотивы, способности, знания и умения, стремление к успеху, обусловленное мотивацией достижений.

Компетентность личности — это совокупность взаимосвязанных качеств (знаний, умений, навыков, способов выполнения творческой деятельности, опыта практического использования знаний и умений, характеристик мышления, обеспечивающих способность принимать эффективные решения, действовать рационально). Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и профессиональном общении и включает способности, знания умения и навыки, необходимые для осуществления творческой деятельности. Конкурентоопределяющие личностные качества классифицируются на профессионально значимые и социально востребованные. Профессионально значимые качества личности — качества специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять необходимые профессиональные действия, решать творческие задачи, осуществлять профессиональное саморазвитие. К этим качествам относятся:

— профессиональное целеполагание и заинтересованность;

— творческий подход к профессиональной деятельности;

— способность и готовность к непрерывному общему и профессиональному саморазвитию;

— профессиональная коммуникабельность и организаторские способности.

К социально востребованным личностным качествам специалиста относятся качества, которые обеспечивают эффективность отыгрывания специалистом различных социальных ролей, конструктивность социального общения и поведения (включая трудоустройство и построение горизонтальной и вертикальной карьеры) и востребованность выпускников на рынке труда.

Исследование зарубежного опыта [13] (например, Японии) обучения конкурентных специалистов показывает, что особое внимание там уделяется развитию целостного мышления, которое обеспечивается совместными усилиями вузов и предприятий, несущими социальную ответственность

за развитие работника, его самосовершенствование. По опыггу США формирование конкурентоспособности команды руководителей и специалистов основано на эффективности их труда, что и определяет требования к подготовке конкурентоспособной личности.

В мире известны две наиболее распространенные системы подготовки специалистов:

1) естественно-научная (германская), где приоритет отдается математике, химии, физике, биологии и другим естественным наукам;

2) гуманитарная (американская), где приоритет отдается философии, истории, психологии, социологии и другим гуманитарным наукам.

Российская система образования вплоть до 1991 г. имела свою специфику и придерживалась германской системы подготовки специалистов. С переходом страны к рышочным отношениям преимущественное развитие получила американская система подготовки специалистов, проявившая себя в экономическом образовании. В этой связи необходимо отметить, что гуманитарный подход к образованию позволяет лишь отвечать на вопросы: «что?», «кто?», «когда?», «какой быш результат?». Здесь образовательные программы дают сведения в основном о прошлом, но не о будущем. Трудоемкость обучения при этом подходе сравнительно невысокая. Данный подход позволяет обеспечить подготовку большого числа специалистов под потребности реального времени и не ориентируется на перспективные задачи. Однако развитие экономики требует, чтобы экономическое обучение позволяло отвечать в том числе и на вопросы: «почему?», «как работать?», «что это даст в будущем?» (или «ради чего?»). Трудоемкость обучения ответам на данные вопросы в десятки раз выше трудоемкости ответа на вопросы традиционного информационного характера («что?», «кто?», «когда?») [14]. В конечном счете гуманитарная подготовка не в состоянии создать систему образования, отвечающую современным требованиям. Возникает необходимость использования при подготовке конкурентоспособных специалистов, особенно экономистов, в образовательных программах концепции единства естественнонаучной подготовки по вопросам экономической теории, маркетинга, менеджмента, экономики предприятий и т. д., обеспечивающей повышение конкурентоспособности выпускников по данному направлению. Основанный на знаниях тип инновационной экономики предъявляет новые требования к выпускникам вузов, позволяющих успешно организовать деятельность специалистов в широком социальном, экономическом и культурном контекстах.

Таким образом, конкурентоспособносты вытус-кника зависит не только от качества полученного

образования, но и от совокупности личных характеристик, обеспечивающих социальную и профессиональную успешность. В качестве средств формирования совокупности компетенций для будущих специалистов необходимо применять такие средства, как мотивация студентов к самостоятельной работе, развитие творческих способностей в ходе учебных занятий и во внеучебной деятельности, непосредственное взаимодействие теоретического и практического обучения.

Библиографический список

1. Клименко В.А. Образование в современном обществе: проблемы и перспективы развития. Минск: БИТУ, 2007.

2. Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социологические исследования. 2001. № 9. С. 83—89

3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во МОДЭК, 2003.

4. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ,

1992.

5. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / пер. с англ. И.В. Киселева. М.: Педагогика-Пресс,

1993.

6. Хайдеггер М. Философия образования XXI века. М.: Высшая школа, 1992.

7. Кумбс Филипп Г. Кризис образования в современном мире: пер. с англ. М.: Прогресс, 1970.

8. Фатхутдинов P.A. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие. М. : ЭКСМО, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сорочайкин A.H., Ермолина Л.В. Управление персоналом: глоссарий: терминологический словарь. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 104 с.

10. Фатхутдинов Р.Ф. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. 2006. № 9.

11. Максимова Е.В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005.

12. Стефанова H.A., Юрасов A.B. Формирование понятия «интернет-маркетинг» на рынке высшего образования // Креативная экономика. 2012. № 11. С. 75-82.

13. Сорочайкин И.А., Шишкина Е.С. Региональная политика в области государственного регулирования рынка труда молодежи: зарубежный опыт / / Основы экономики, управления и права. 2013. № 3(9).

С. 114-117.

14. Головачев А.С., Головачева М.А. Повышение конкурентоспособности подготовки специалистов -важнейшая задача современности // Инновационные образовательные системы. 2012. № 1(29). С. 4-12.

E.S. Shishkina, V.P. Avetisyan * FACTORS, INFLUENCING THE INCREASING OF COMPETITIVENESS OF GRADUATES OF INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

In the work the aims and tendencies of development of higher education are presented; essence of competitiveness of an institute of higher education, essence and components of competitiveness in current social and economic conditions are also presented.

Key words: competitiveness, higher education, development, institute of higher education, system of training, graduate, sphere of education.

* Shishkina Ekaterina Sergeevna (kamida@list.ru), Avetisyan Vladimir Petrovich (egmu205@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.