Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студентов вуза'

Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2617
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS / HARMONIC PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / HEALTHY LIFESTYLE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Козлова Наталья Юрьевна, Руднева Татьяна Андреевна

Статья посвящена факторам, влияющим на формирование здорового образа жизни студентов вузов. Исследование проведено в трех вузах Кузбасса. К числу опрошенных были привлечены студенты, их родители и преподаватели физической культуры вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касаткина Наталья Эмильевна, Козлова Наталья Юрьевна, Руднева Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS INFLUENCING STUDENTS'' HEALTHY LIFESTYLE DEVELOPMENT

The article is devoted to the factors that influence the development of students’ healthy lifestyle. The research was carried out in three universities in Kuzbass. Students, their parents and PE teachers took part in the survey.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студентов вуза»

в России : материалы науч.-практ. конф. — Ростов н/Д. : АСКО, 2013. — С. 56-68.

24. Зинченко А. П. Тьютор: менеджер — маркетолог — продавец: расширенный взгляд // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. — Жуковский : МИМ ЛИНК, 2002. — Вып. 4. — С. 122-126.

25. Жевакина Н. В. Педагогические основы обучения студентов-иностранцев : моногр. — Минск, 2009. — 232 с.

26. Бизнес-словарь [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?theme=&word_ id=28432 (дата обращения: 08.06.2016).

27. Плахотова А. В. Проблема тьюторства в контексте современной философии образования // Проблемы современного образования: педагогика и психология : сб. материалов Межвуз. науч.-практ. конф. — 2000. — С. 15-20.

УДК/UDC 378:796 Н. Э. Касаткина, Н. Ю. Козлова, Т. А. Руднева

N. Kasatkina, N. Kozlova, T. Rudneva

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

THE FACTORS INFLUENCING STUDENTS' HEALTHY LIFESTYLE DEVELOPMENT

Статья посвящена факторам, влияющим на формирование здорового образа жизни студентов вузов. Исследование проведено в трех вузах Кузбасса. К числу опрошенных были привлечены студенты, их родители и преподаватели физической культуры вузов.

The article is devoted to the factors that influence the development of students' healthy lifestyle. The research was carried out in three universities in Kuzbass. Students, their parents and PE teachers took part in the survey.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, гармоничное развитие личности, учебный процесс, факторы здорового образа жизни.

Keywords: health, healthy lifestyle, physical education and sports, harmonic personal development, educational process, healthy lifestyle factors.

Здоровый образ жизни — это комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья.

Неправильно организованный образ жизни студентов, по нашему мнению, приносит вред их здоровью. Поэтому большое значение для формирования здорового образа жизни студентов вуза имеет изучение факторов, влияющих на формирование их здорового образа жизни.

Как показывает практика, человек, умеющий со студенческой поры правильно организовывать режим труда и отдыха, в будущем надолго сохранит бодрость и творческую активность.

Для того чтобы изучить отношение участников воспитательно-образовательного процесса к здоровому образу жизни, нами было проведено исследование.

Задачами исследования являлись:

— оценить состояние здоровья студентов;

— изучить факторы, позитивно или негативно влияющие на здоровье студентов;

— изучить влияние учебного процесса по физической культуре на здоровье студентов;

— изучить отношение студентов, родите-лей,преподавателей физической культуры (далее — преподаватели ФК) к здоровью, здоровому образу жизни.

Исследование факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни студентов, преподавателей ФК и родителей, проводилось нами в трех вузах: Кузбасском государственном технологическом университете (КузГТУ), Кемеровском государственном университете (КемГУ), Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). Данная работа предполагала выявление уровня знаний о самом здоровье и здоровом образе жизни.

Оценка здоровья студентов вузов определялась с помощью вопросов, задаваемых всем респондентам: студентам, родителям, преподавателям ФК. Анализ ответов респондентов на эти конкретные вопросы позволил оценить ситуацию, сопоставить позиции студентов и их родителей, преподавателей ФК, провести сравнительный анализ, а также сравнить с мнениями и оценками по другим исследуемым проблемам.

Студентам первого и пятого курсов задавался одинаковый вопрос: «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?»; родителям: «Как Вы оцениваете состояние здоровья своего сына (дочери)?»; преподавателям ФК: «Как бы Вы оценили состояние здоровья большинства студентов вуза?».

На эти вопросы были получены следующие ответы (табл. 1).

Из таблицы видно, что в целом особенных различий в оценке здоровья студентами первого курса нет. 28 % студентов пятого курса затрудни-

Оценка состояния здоровья студентов позволила рассмотреть динамику изменений здоровья студентов за последние годы в процессе занятий физической культурой и в течение семестра. «Как Вы считаете, за последние годы состояние здоровья студентов улучшилось или ухудшилось?» — этот вопрос задавался студентам пятого курса (относительно своего здоровья), родителям (относительно здоровья сына (дочери)), преподавателям физической культуры (по отношению к студентам в целом). Данные представлены в таблице 2.

Существенных улучшений здоровья не отмечает никто из респондентов, некоторые положительные сдвиги улучшения здоровья студентов заметили 3 % преподавателей ФК, и это в подавляющем большинстве были студенты,

лись ответить на данный вопрос, 13 % студентов пятого курса ответили, что считают свое здоровье «плохим», и только 7 % студентов пятого курса оценивают свое здоровье как «отличное».

Преподаватели ФК в три раза чаще своих студентов признают их здоровье «плохим» и оценивают состояние своих студентов так: «отличное» — 1 %, «хорошее» — 14,5 %, «не очень хорошее» — 50,2 %, «плохое» — 27,3 %.

Родители также оценивают состояние здоровья своих детей как «плохое», но многие затрудняются с конкретным ответом (14 %).

которые занимались в спортивных секциях вуза. 17 % опрошенных преподавателей ФК затруднились ответить; 65 % родителей негативно оценили динамику состояния здоровья своих детей, и только 15 % из них считают, что здоровье их детей не изменилось. Ответы родителей приблизительно совпадают с ответами студентов пятого курса, но 14 % студентов затруднились ответить на этот вопрос. Студенты пятого курса (48 %) ответили, что за время учебы в вузе их здоровье «существенно ухудшилось», 13 % — считают, что здоровье «немного ухудшилось», 25 % — что их здоровье «не изменилось».

Для изучения факторов, влияющих на здоровье студентов, задавались три вопроса. Первый вопрос касался негативно влияющих факторов на здоровье (факторов, ухудшаю-

Таблица2

Состояние здоровья студентов за последние годы ( %)

Варианты ответа Студенты 5-го курса Родители Преподаватели ФК

Существенно улучшилось 0 0 0

Немного улучшилось 0 0 3

Не изменилось 25 15 23

Немного ухудшилось 13 65 37

Существенно ухудшилось 48 20 20

Затрудняюсь ответить 14 0 17

Таблица 1

Состояние здоровья студентов ( %)

Варианты ответа КузГТУ, 1-й курс КемГУ, 1-й курс РГТЭУ, 1-й курс 5-й курс Родители Преподаватели ФК

Хорошее здоровье 45 51 39,5 25,2 31,1 14,5

Не очень хорошее здоровье 32 22 45 27,5 47 50,2

Отличное здоровье 12,8 19 6,8 7 1,3 1

Плохое здоровье 1,9 3,4 4,3 13 6,8 27,3

Затрудняюсь ответить 8,3 5,3 5 28 14 7,5

щих здоровье), второй — факторов здоровья, зависимых от условий вуза, третий — уточнял отношение к одному из последних. Серия задаваемых вопросов одинаково звучала для всех групп респондентов. Ответы на вопросы представлены в таблице 3.

Все группы опрошенных на первое место по степени негативного влияния на здоровье студентов поставили такой фактор, как состояние экологии, на второе — вредные привычки. Третье же место неоднозначно для разных групп. Так, студенты первых курсов на третье место поставили большую учебную нагрузку (41 % опрошенных). Студенты пятого курса и родители считают, что это недостаток средств на поддержание здоровья. Преподаватели ФК на третье место поставили плохую пропаганду здорового образа жизни и почти в два раза реже упоминают такую причину ухудшения здоровья студентов, как большая учебная нагрузка в вузе

(3 %). Родители на четвертое место определили фактор «плохая пропаганда здорового образа жизни» и мало упоминают о наследственности, а вот студенты пятого курса на четвертое место выводят такой фактор, как наследственность (37 %). С ними согласны преподаватели ФК — 35,5 %, оценка родителей же — 18 %.

Анализ мнений показал, что большое негативное влияние на здоровье студентов оказывают вредные привычки (радует то, что студенты самокритично относятся к этому фактору здоровья), перегрузки в вузе, современный темп жизни.

Важно, что подавляющее большинство студентов фактор перегрузки на занятиях по физической культуре относят к незначительным.

Второй вопрос «Какие из перечисленных условий студенческой жизни отрицательно влияют на состояние здоровья студентов?» изучал факторы, зависящие от условий вуза (табл. 4).

Таблица 3

Факторы, ухудшающие здоровье студентов и оказывающие на него негативное воздействие ( %)

Фактор 1-й курс 5-й курс Родители Преподаватели ФК

Состояние экологии 91 68 98 73

Вредные привычки 45 50 72 80

Большая нагрузка на учебных занятиях 41 12 17,4 3

Недостаток средств на поддержание здоровья 32 42 51 33

Плохая пропаганда здорового образа жизни 23 0 38 50

Современный темп жизни 17 8 23 12

Низкий уровень медицинского обслуживания 14 16 19 26

Наследственность 13 37 18 35,5

Большая нагрузка по физическому воспитанию 5 0 15,3 0

Другое 0 1 0 1

Затрудняюсь ответить 1 0 0 0

Таблица 4

Факторы, влияющие на здоровье студентов и зависящие от условий вуза ( %)

Фактор 1-й курс 5-й курс Родители Преподаватели ФК

Большая продолжительность занятий 37 12 34 17,7

Большая умственная нагрузка 33,9 18 36 30,1

Неудобное расписание 32 33 31 50

Слабая материально-техническая база 27 48 21,9 45

Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия аудиторий 24,1 37.2 21 48,4

Другое 18 28 2,1 4

Затрудняюсь ответить 3 18 1 0

Анализ ответов представителей разных категорий позволяет заключить, что ответы очень разные. На первое место студенты первого курса поставили такой фактор, как продолжительность занятий, на второе — большую умственную нагрузку, далее следуют — неудобное расписание, слабая материально-техническая база и т. д. Преподаватели ФК первостепенным фактором плохого здоровья студентов называют неудобное расписание занятий; родители считают, что на здоровье их детей влияют большие умственные нагрузки. Студенты пятого курса на первое место ставят слабую материально-техническую базу, на второе — неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия аудиторий, затем — неудобное расписание. На второе место преподаватели ФК ставят неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия в вузе (многие отмечают, что в спортивных залах зимой холодно, весной душно и жарко, плохое освещение и т. д.); на третье — слабую материально-техническую базу вузов по физической культуре.

Сравнительный анализ ответов в разрезе интегральных оценок здоровья показал, что все факторы, влияющие на здоровье студентов, зависящие от условий вуза, чаще называют преподаватели ФК и студенты пятого курса и тем самым связывают с критическими оценками состояния здоровья студентов. Студенты первых курсов назвали только три негативных фактора: неудобное расписание, большую продолжительность занятий, большую учебную нагрузку.

Мы предполагали, что, влияя на образ жизни студента, мы сможем существенно изменить состояние его здоровья, его самочувствие. А один из путей достижения здоровья — формирование здорового образа жизни. Как показало исследование, многие студенты видят эту проблему и нуждаются в ее решении.

Чтобы уточнить, насколько студенты информированы о здоровом образе жизни, ведут ли они здоровый образ жизни, им был предложен блок вопросов: «Что такое здоровый образ жизни?» (описать, что, по их мнению, входит в понятие «здоровый образ жизни» и назвать его основные факторы), «Курите ли Вы?», «Как часто употребляете алкогольные напитки?», «Употребляете ли Вы наркотики?».

Такие же вопросы были предложены их родителям и преподавателям ФК, чтобы узнать их мнение относительно здорового образа жизни, узнать, насколько они сами ведут здоровый образ жизни.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: студенты первого курса не владеют знаниями о здоровом образе жизни, необходимыми для укрепления, сохранения собственного здоровья и ведения здорового образа жизни, 30 % студентов первого курса затруднились ответить на поставленный вопрос. Многие испытали трудности при описании факторов, влияющих на здоровый образ жизни, а если и описывали, то связывали это только с отсутствием вредных привычек и пра-

Таблица 5

Здоровый образ жизни в оценке респондентов ( %)

Вопрос и варианты ответа 1-й курс 5-й курс Родители Преподаватели ФК

Знаете ли Вы, что такое ЗОЖ?

Да 50,8 71 58 95,1

Нет 19,2 16 24 0

Затрудняюсь ответить 30 13 18 4,9

Курите ли Вы?

Нет 36,1 42 75,6 89

Да 63,9 58 24,4 11

Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?

Не употребляю вообще 14,5 3 16 24

Очень редко, не более 2 раз в год 25 15,7 32,2 34

Раз в неделю 24,5 31,3 12 14,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раз в месяц 24 33 27 17,1

Крепкие напитки, больше 2 раз в неделю 12 17 12,8 10

Употребляете ли Вы наркотики?

Никогда 79 67 0 0

Пробовал один раз 10,3 24 0 0

Употребляю иногда, когда в этом есть 7,3 9 0 0

необходимость 3,4 0 0 0

Употребляю, потому что нравится

вильным питанием. Приводим данные этого блока вопросов в таблице 5.

При сравнении данных таблицы 5, характеризующих здоровый образ жизни респондентов, напрашивается вывод, что не все студенты, их родители и преподаватели вуза ведут здоровый образ жизни. Знают о здоровом образе жизни 95,1% преподавателей ФК, не курят — 89 %, 58 % — практически не употребляют алкогольные напитки. 58 % родителей знают о здоровом образе жизни, 18 % родителей затруднились ответить на поставленный вопрос. Многие родители не ведут здоровый образ жизни, и на предложенный вопрос «Вредные привычки влияют на здоровье человека?» 23 % родителей ответили: «Да, но слабо», 1,3 % — «Нет, если в меру», 11 % — затруднились с ответом. Можно предположить, что родители не владеют знаниями о здоровом образе жизни и здоровье человека, поэтому из них курят 24,4 %, не употребляют алкогольные напитки только 16 %, и это при том, что 85 % отвечающих — женского пола.

Проанализировав ответы на вопрос о ведении здорового образа жизни студентов первого и пятого курсов, можно выделить закономерность: студенты пятого курса чаще употребляют алкогольные напитки, чем студенты первых курсов. Особую тревогу вызывает статистика по поводу употребления наркотиков как среди первых курсов, так и среди пятых курсов. Общее число студентов, прибегающих к этому зелью, составило 42,6 %, в это число вошли студенты, ответившие на этот вопрос — «Пробовал один раз». На первом месте студенты пятых курсов — 23 %, на втором — студенты Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) — 10,3 %, из них 3,4 % составили студенты, ответившие «Употребляю, потому что нравится», студенты КузГТУ — 7,5 %, студенты РГТЭУ — 3,4 %. Большое количество студентов употребляют ежедневно пиво — 44,5 %, курят — 63,9 %, в том числе девушки (будущие матери, генофонд страны).

Ответы на вопрос «Задумываетесь ли Вы о ценности своего здоровья?» показали интересные результаты. Оказалось, что две трети студентов часто думают о своем здоровье, каждый пятый — достаточно редко, а каждый двадцатый — практически никогда.

Подобный вопрос задавался родителям и преподавателям ФК, только он звучал в другой форме: «Насколько, по Вашему мнению, студенты (Ваш сын, дочь) ценят свое здоровье?». 59 % родителей считают, что «ценят, но не очень», 24 % — «ценят очень сильно», 14 % — «практи-

чески не ценят», 3 % — затруднились с ответом. Зато 78,9 % преподавателей ФК ответили, что студенты практически «не ценят свое здоровье», 22 % — «ценят, но не очень сильно».

Всем респондентам задавался вопрос общего характера по поводу ведения здорового образа жизни: «Можете ли Вы сказать, что большинство студентов Вашего вуза ведет здоровый образ жизни?».

Большинство студентов всех групп (68 %) ответили на этот вопрос, что здоровый образ жизни ведут немногие студенты. Преподаватели ФК (60 %) о студентах думают лучше, хотя нельзя сказать, что мнение студентов и преподавателей ФК сильно расходится. 30 % родителей утверждают, что их дети ведут здоровый образ жизни, 27 % — затруднились ответить на этот вопрос, а 43 % родителей подтверждают отсутствие у своих детей привычки вести здоровый образ жизни.

Чтобы детальнее изучить отношение студентов к здоровому образу жизни, им и родителям задавался комплексный вопрос «Какие факторы здорового образа жизни лично характерны для Вас, а какие нет?». Для родителей этот вопрос звучал относительно его сына или дочери. Полученные данные приводим в таблице 6.

Данные таблицы показывают, что самыми распространенными проявлениями здорового образа жизни у студентов первых курсов всех групп являются положительные эмоции и прогулки на свежем воздухе. На третьем месте — физическая культура. Для студентов пятого курса характерно постоянное занятие физической культурой, на втором — положительные эмоции, на третьем — правильное питание (многие подчеркнули — «дешевое питание»). По признанию родителей, самыми распространенными проявлениями здорового образа жизни являются прогулки на свежем воздухе, на втором — режим сна и отдыха, на третьем — правильное питание. Однако на вопрос «Сколько раз в день Ваша семья принимает полноценную пищу?», только 7 % родителей ответили, что следят за питанием своих детей и семья получает полноценную пищу 5-6 раз в день, 51 % — 3 раза в день, 27 % — один раз утром (вечером), 15 % — затруднились ответить на вопрос.

Самыми незначимыми факторами здорового образа жизни у всех респондентов является закаливание и утренняя гимнастика.

Если сравнивать ответы студентов и родителей, то можно заметить некоторые расхождения в оценках.

Таблица 6

Отношение к факторам здорового образа жизни* ( %)

Фактор ЗОЖ Постоянно Время от времени Не характерно

1-й курс 5-й курс Родители 1-й курс 5-й курс Родители 1-й курс 5-й курс Родители

Положительные эмоции 58 36 35 30 42 25 12 20 15

Прогулки на свежем воздухе 46 29 50 29 34 38 25 9 7

Физическая культура и спорт 40 45 29 27 35 34 13 17 20

Режим учебы и отдыха 37 26 40 34 26 35 13 17 31

Правильное питание 28 30 38 33 37 25 29 32 37

Утренняя гимнастика 18 13 4 31 42 35 65 39 50

Закаливание 7 10 2 29 31 40 53 49 60

* Часть респондентов не ответила на данный вопрос, поэтому сумма в строке не равна 100 %.

Так, родители недооценивают такой фактор здорового образа жизни, как физическая культура, по сравнению со студентами всех курсов. Поэтому многие из родителей на вопрос «Что в Вашей семье предпринимается для поддержания и укрепления здоровья?» ответили: 48 % — «Прием пищевых добавок», 30 % — «Выходные дни на даче» и только 10 % — «Занятия физической культурой в спортивных залах». Радует, что все студенты понимают роль физической культуры как одного из основных факторов здорового образа жизни.

Чтобы выяснить, насколько активно ведется пропаганда здорового образа жизни всего вуза, нами был задан вопрос не только студентам, но и преподавателям ФК: «Насколько Вы информированы об оздоровительной работе своего вуза?».

Почти четверть преподавателей ФК (60 %] признались, что они «не очень хорошо» информированы об оздоровительной работе в вузе, только 17 % преподавателей ФК владеют информацией «очень хорошо». Студенты «плохо» информированы (20 % — студенты КемТИППа, 14 % — РГТЭУ, 28,9 % — КузГТУ, 43,3 % — студенты пятого курса).

Таким образом, проведенное нами исследование показало, что при оценке своего здоровья и своего отношения к здоровому образу жизни у большинства студентов прослеживается недостаточный уровень знаний и умений по проблеме сохранения и развития здоровья и здорового образа жизни. Понимая необходимость здорового образа жизни, они не владеют элементами здорового образа жизни, подвер-

жены вредным привычкам и, оценивая жизненные ценности, не ставят здоровье на первое место. Нужно отметить, что преподаватели ФК и родители не являются для студентов образцом здорового образа жизни, потому что сами подвержены вредным привычкам.

При этом надо отметить, что все студенты понимают, что в современном обществе проблема сохранения и развития здоровья и здорового образа жизни стоит остро. Многие респонденты признают необходимость создания в вузах центра здоровья, где студент любого курса мог бы получить не только медицинскую помощь, но и помощь психолога, пройти курсы «Основы культуры здоровья».

Сегодня имеется реальная возможность улучшения состояния здоровья студентов в современных социально-экономических и экологических условиях за счет внедрения педагогических здоровьесберегающих технологий сохранения и развития здоровья студентов и формирования у них здорового образа жизни в процессе физического воспитания во всех образовательных учреждениях России.

1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : учеб. пособие / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева и др. — 3-е изд., перераб. — М. : Омега-Л, 2016. — 443 с.

2. Образование и здоровье: проблемы, региональный опыт, перспективы : коллективная моногр. / И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин и др. ; под науч. ред. Э. М. Ка-зина. — Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2005. — 185 с.

3. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы / Э. М. Казин [и др.] ; отв. ред. Г. Г. Солодова, Э. М. Казин, С. Н. Петухов. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2005. — 279 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.