Научная статья на тему 'Факторы развития мотивации учебной деятельности'

Факторы развития мотивации учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4207
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ / EDUCATIONAL ACTIVITY / MOTIVATION DEVELOPMENT / COGNITIVE ACTIVITY / STUDENTS / FACTORS OF MOTIVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собинова Любовь Анатольевна

В статье рассматриваются условия формирования положительной мотивации в процессе обучения, а также приводится классификация групп факторов положительно влияющих на развитие мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOTIVATION DEVELOPMENT FACTORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

The conditions of positive motivation forming are observed in the article, also the classification of positive factors groups which influence on the development of motives is given.

Текст научной работы на тему «Факторы развития мотивации учебной деятельности»

Важным аспектом йоги для воспитания будущих актеров, на наш взгляд, также является отсутствие в ее положениях соревновательных моментов. Подобный тренинг учит не оцениванию себя по сравнению с другими, а принятию собственной природы и осознанию необходимости развития своих качеств и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что занятия актерской йогой оказывают весьма позитивное влияние на формирование положительного отношения студентов к здоровому образу жизни и стимулируют желание самосовершенствоваться как в физическом, так и в духовном плане.

В настоящее время работа экспериментальной студии актерской йоги продолжается, но уже сейчас можно констатировать ряд позитивных изменений в процессе подготовки будущих специалистов в области театрального искусства.

Литература

1. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. / Т.И.Бачелис. - М.: Наука, 1983. 352 с.

2. Грачева Л.В. Актерский тренинг: теория и практика./ Л.В.Грачева. - СПб: Речь, 2004., 168 с.

3. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории./ С.М. Марчукова. -М.:Европейский дом, 2003., 272 с.

УДК 378.14:159.953

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Собинова Любовь Анатольевна, старший преподаватель

кафедры английского языка и технической коммуникации, аспирант Томский политехнический университет, г. Томск, Россия sla_19.82@mail. ru

В статье рассматриваются условия формирования положительной мотивации в процессе обучения, а также приводится классификация групп факторов положительно влияющих на развитие мотивов.

Ключевые слова: учебная деятельность; развитие мотивации; познавательная деятельность; обучающиеся; факторы развития мотивации.

THE MOTIVATION DEVELOPMENT FACTORS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Sobinova Lubov, senior lecturer of English language and technical communication department, postgraduate Tomsk polytechnic university, Tomsk, Russia sla_19.82@mail. ru

The conditions of positive motivation forming are observed in the article, also the classification of positive factor's groups which influence on the development of motives is given.

Keywords: educational activity; motivation development; cognitive activity; students; factors of motivation development.

Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении. В связи с этим необходимо прежде всего определится с соотношением понятий «обучение» и «развитие». В связи с изменением и пересмотром ценностей и целей общего и профессионального образования в современных условиях развитие личности в процессе обучения предполагает формирование творчески активной и социально зрелой личности.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает: «ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается, он развивается, обучаясь, и обучается, развиваясь» [8, с. 45].

Однако не всякое обучение может эффективно решать проблему развития, которое должно вести вперед.

С учетом сказанного рассмотрим факторы, обусловливающие развитие мотивации учебной деятельности.

В психологии и педагогике имеется ряд специалистов, занимающихся изучением данной проблемы, и у каждого существует свое видение как ее можно решить.

A.К. Маркова считает, что формирование мотивации - длительный процесс, связанный со становлением личности в целом, причем познавательные мотивы (проявляющиеся применительно к изучаемому объекту) перестраиваются быстрее и легче, чем социальные (проявляющиеся к другому человеку). К факторам, способствующим формированию познавательных мотивов, А.К. Маркова относит: обновление содержания и укрепление межпредметных связей; совершенствование методов обучения; модернизация структуры урока; расширение форм самостоятельной работы на занятиях. В число приемов самостоятельной работы, положительно влияющих на развитие мотивов учения, входят: приемы поиска дополнительной литературы, рациональной организации времени, формирование обобщенных способов решения задач. [4]

Автор также считает, что формирование устойчивых познавательных мотивов зависит от способности обучаемого к рефлексии своих познавательных возможностей и отвечающего этим возможностям содержания обучения.

Б.Г. Ананьев отмечает влияние педагогической оценки на развитие ориентирующей (воздействует на интеллектуальную сферу личности) и стимулирующей (воздействует на волю, переживание успеха и неудач) сторон обучаемого. Педагогическая оценка выступает важным фактором, обусловливающим развитие личности и его мотивации. Б.Г. Ананьев поддерживает позицию А.К. Марковой о целесообразности установления межпредметных связей между общими и профилирующими дисциплинами как одно из условий развития учебно-познавательных и профессиональных мотивов студентов. [1, с. 146]

B.Ф. Моргун пишет о трех подходах к развитию мотивации учения: индивидуальном, заключающемся в изучении ведущих социально значимых мотивов каждого учащегося и опоре на них в обучении; типологическом, состоящем в опоре на мотивы, свойственные всем учащимся данного возраста; топологическом, предполагающем построение типа учения, позволяющего формировать социально ценные мотивы обучающихся. Оптимальным подходом автор считает топологический, так как он обладает наиболее богатой мотивационной палитрой.

Однако, отмечая, что в педагогической психологии нет теории, полностью отвечающей требованиям топологического подхода, автор считает наиболее адекватной теорию поэтапного формирования умственных действий. Согласно данной теории выделяется три класса образующих ее мотивов: внешние, соревновательные и внутренние; под влияние последних достигается стойкий интерес к обучению.

По мнению М.И. Махмутова, важным является сочетание приемов и способов обучения для стимулирования потребности в познавательной самостоятельности обучаемых. Он отмечает, что система проблемных ситуации, выстроенных в определенной последовательности, является движущим фактором, обеспечивающим активность учащихся. [5, ^ 37]

Им также описаны три группы потребностей, побуждающих познавательную деятельность: профессиональные, удовлетворяемые в процессе приобретения новых знаний и способов применения этих знаний на практике; социальные, удовлетворяемые во взаимодействии со сверстниками и преподавателем; потребности достижения и избегания неудач в решении сложных учебных задач. Ведущим фактором, по его мнению, влияющим на актуализацию потребностей, будет выступать способ организации учебного процесса.

Согласно Ю.Н. Кулюткину, самостоятельность в учебно-познавательной деятельности проявляется в его способности сознательно и активно управлять процессом учения: ставить цели и задачи познавательной деятельности, планировать и организовывать ее, контролировать и оценивать эффективность.[3, ^ 68] По мнению автора, мотивирую учащихся, преподаватель должен регулировать процесс обучения, организовывать профессионально-содержательную деятельность и форму учебной работы.

Таким образом, преподаватель и студент выполняет однородные функции: управления, организации, контроля и оценки. Но для того, чтобы обучаемые овладели средствами осуществления этих функции, необходимо создать условия, «которые бы позволяли ученику проигрывать в совместной деятельности разные функциональные позиции». Продуктом обучения в этом случае становится способность учащегося к саморазвитию, к самостоятельному овладению познавательной деятельности.

Самостоятельность в обучении здесь определяется через такие личностные образования, как самоанализ, саморегуляция, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самомотивация. Эта позиция близка В.А. Иванникову, который определяет мотивационный процесс, как порождение побуждений и придание смысла выполняемой деятельности.

По мнению Г.С. Сухобской, факторами, повышающими познавательную активность студентов, выступают: осознание обучаемыми своих возможностей в решении той или иной учебной ситуации, умение взвешивать разные варианты решения по различным критериям (новизны, оригинальности, простоты, практической целесообразности).

Из всего вышесказанного можно составить определенную классификацию факторов, положительно влияющих на процесс обучения. Одна из таких попыток предпринята Н.М. Симоновой, выделившей пять групп факторов развития мотивации учебной деятельности. [7, ^ 127]

1. Первую группу составляют психолого-дидактические принципы, которые позволяют целенаправленно развивать мотивацию учения:

■ принцип оптимального уровня трудности;

■ принцип проблемности в обучении;

■ принцип последовательного обобщения усваиваемого учебного материала;

■ принцип продвижения материала «от абстрактного к конкретному»;

■ принцип последовательного моделирования профессиональной деятельности.

2. Вторую группу факторов можно выделить на основании подхода к развитию мотивации учения:

■ индивидуальный подход;

■ типологический подход;

■ топологический подход.

3. В третью группу входят факторы, способствующие развитию мотивов учения посредством психолого-педагогических теорий и концепций:

■ поэтапное обучение;

■ проблемное обучение;

■ развивающее обучение;

■ программированное обучение;

■ личностно-деятельностный подход;

■ знаково-контекстное обучение.

4. В четвертую группу факторов входят психолого-педагогические условия организации учебной деятельности:

■ психологические особенности личности преподавателя;

■ особенности личностного, субъек-субъектного, равнопартнерского взаимодействия и общения педагога и обучаемого, организация совместной продуктивной деятельности;

■ формы предъявления учебного материала и способы организации работы обучающихся;

■ специфика содержания учебного материала, обусловливающая разнообразные формы совместной деятельности;

■ учет положительной мотивации учащихся при организации учебной деятельности;

■ структура учебного предмета (построение, содержание, типа заданий);

установление межпредметных связей;

■ педагогическая оценка;

■ соответствие содержания учебного материала потребностям учащихся;

■ перспективы будущей профессии;

■ контекст будущей профессиональной деятельности посредством использования обучающих моделей.

5. Пятая группа объединяет субъективные характеристики обучающихся (психические процессы, состояния, свойства личности) и особенности их проявления в деятельности:

■ осознание учащимися целей, процесса и результатов учебной деятельности;

■ избирательное отношение учащихся к предмету;

■ осознание обучаемыми значимости усваиваемого учебного предмета;

■ самостоятельность студентов в обучении;

■ высокая самооценка, уверенность в своих силах;

■ способность обучаемого к рефлексии своих познавательных возможностей.

Кроме приведенных групп факторов, положительно влияющих на развитие мотивации учения, в литературе также имеется описание факторов негативного порядка:

■ низкая самооценка учащихся, неуверенность в своих силах;

■ наказание как вид отрицательного подкрепления;

■ снижение уровня обучаемости, отрицательное подкрепление учебной деятельности;

■ снижение успешности учебной деятельности.

Наиболее значимым объективным фактором, затрудняющим развитие мотивов учебной деятельности студента, выступают противоречия между содержанием, формами и процессом учебной деятельности студентов и необходимостью формирования в ней принципиально иной профессиональной деятельности. Этим обусловлена актуальность проблемы профессиональных и познавательных мотивов, их взаимообусловленности и трансформации при обучении.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПитерКом, 1998

2. Маркова А.К. Формирование учебной деятельности. М. Педагогика,

1982

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000

4. Моргун В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии. - М. Изд-во МГУ, 1981

5. Махмутова М.И. Педагогическое сопровождение выбора профессии. Екатеринбург, 2007

6. Кулюткин Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. - М. Педагогика, 1971

7. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд-во МГУ, 1991

8. Сухобская Г.С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат. - М. Педагогика, 1990

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.