Научная статья на тему 'Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий'

Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / EDUCATIONAL ACTIVITY MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арабаджи Андрей Александрович

В статье рассматривается проблема применения информационно-коммуникационных технологий. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на развитие мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арабаджи Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX OF SENIOR PUPILS'' MOTIVATION DEVELOPMENT BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article addresses the problem of information and communication technologies. The essence of the pedagogical environmental complex that influences senior pupils’ motivation development by means of information and communication technologies is revealed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий»

УДК 371.01 ББК 74.202.15

Арабаджи Андрей Александрович

аспирант

кафедра педагогики, психологии и профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Arabadzhi Andrey Alexandrovich Applicant for a Degree Chair of Pedagogy, Psychology and Professional Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогические условия развития мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий Pedagogical Environmental Complex of Senior Pupils' Motivation Development by Means of Information and Communication Technologies

В статье рассматривается проблема применения информационно-коммуникационных технологий. Раскрывается сущность педагогических условий, влияющих на развитие мотивации у старшеклассников средствами информационно-коммуникационных технологий.

The article addresses the problem of information and communication technologies. The essence of the pedagogical environmental complex that influences senior pupils' motivation development by means of information and communication technologies is revealed.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, педагогические условия, мотивация учебной деятельности.

Key words: information and communication technologies, pedagogical environmental complex, educational activity motivation.

Модернизация российского образования ориентирует на исследования, которые приобретают особую актуальность своей направленностью на совершенствование педагогического процесса средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (М.П. Лапчик, Д.Ш. Матрос, Е.С. Полат, И.В. Роберт, И.Г. Семакин и др.), на формирование информационной культуры ученика и учителя (Н.М. Макарова, Н.Д. Угринович и др.), на применение телекоммуникаций в творческой деятельности школьников (Г. А. Андрианова, А.В. Хуторской, Е.В. Якушина и др.), на активизацию их познавательной деятельности с использованием информационных технологий (А.А. Дикая, Е.В. Огородников, С.М. Окулов, Л.Ф. Соловьева и др.).

Исследования российских ученых, направленные на изучение возможностей использования ИКТ [5], выявляют их высокий потенциал в Вестник ЧГПУ 4'2011 16

развитии мотивации к учебной деятельности школьников, однако в образовательных учреждениях этот потенциал используется недостаточно активно. Причиной этому, на наш взгляд, является отсутствие условий, определяющих технологию развития мотивации учащихся средствами ИКТ.

Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий между необходимостью развития мотивации учебной деятельности учащихся средствами ИКТ и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ для решения этой задачи; между растущими требованиями к мотивационной составляющей образовательного процесса и низким уровнем ее реализации в большинстве современных программных средств ИКТ, между увеличением числа компьютерных обучающих программ и отсутствием разработанной совокупности педагогических условий и методик их эффективного использования для формирования мотивации учебной деятельности учащихся.

Термин «информационно-коммуникационные технологии» является общепризнанным на государственном уровне, о чем говорит его использование в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ. Так, министр образования и науки А.А. Фурсенко [8] в своем выступлении на Всемирной конференции министров «образования «The Learning and Technology World Forum» (12 января 2010, Лондон) отметил важность ИКТ и новых образовательных ресурсов для системы образования - «...В эпоху высоких технологий для того, чтобы ими полноценно воспользоваться, чтобы все имели к ним равный доступ - на массовом уровне требуется соответствующий уровень компетенций. «Образование для всех» - эта задача сегодня касается не только начальной школы. Это все в большей степени насущная необходимость для всех видов образования, включая университетское... современные механизмы, позволяют уже сегодня приступить к реализации новых практических задач, стоящих перед образованием. Среди этих инструментов одно из ключевых мест, несомненно, принадлежит ИКТ...»

Согласно И.В. Роберт [6], под средствами ИКТ мы понимаем

программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства,

17 Вестник ЧГПУ 4'2011

функционирующие на базе средств микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, обработке, хранению, продуцированию, передаче, использованию информации, возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальных).

Изучение теоретической и методической литературы показало, что в настоящее время существует два основных направления в трактовке понятия мотивации. Первое рассматривает мотивацию как совокупность мотивов, обусловливающих активность личности (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, А.К. Маркова, А. Маслоу, и др.). Сторонники второго направления (В.Г. Асеев, В.И. Иванников, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Х. Хекхаузен и др.) рассматривают мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. В качестве основы этого процесса рассматривается актуализация имеющихся мотивов, динамический процесс формирования мотивов, взаимодействие мотивов, действие мотива. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович [1], А.К. Марковой [3].

В контексте исследования мы рассматриваем мотивацию как совокупность мотивов, детерминирующих деятельность субъекта, и одновременно учитываем процессуальный, динамический характер мотивации.

Изучая опыт деятельности педагогов, мы выявили, что в различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для старшеклассников необходима учебная деятельность как основа последующего успешного функционирования в обществе. Соответственно необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ являются одними из средств развития такой мотивации.

Учебная мотивация характеризуется специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации учения у школьников разных возрастов обнаружил закономерный ход изменений мотивов учения с возрастом.

Установлено, что на базе общей мотивации учебной деятельности (профессиональной, познавательной, прагматической, социально-общественной и личностно-престижной) у школьников старших классов появляется определенное отношение к разным учебным предметам. Оно обусловливается важностью какого-либо предмета для профессиональной подготовки, интересом к определенной отрасли знаний, качеством преподавания и удовлетворенностью занятиями по предмету, мерой трудности предмета исходя из собственных способностей, взаимоотношениями с преподавателями.

Все эти факторы могут находиться в различных отношениях друг с другом (взаимодействие или конкуренция) и иметь различное влияние на учебную деятельность, поэтому полное представление об особенностях мотивации учебной деятельности можно получить только путем выявления значимости для каждого учащегося всех этих компонентов сложной структуры мотивов.

Старший школьный возраст можно отнести к одному из самых важных в формировании мотивации учебной деятельности. У старшеклассников происходит снижение мотивации учения, посещение школы становится обузой. Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать «борьба за оценку», даже если реальные знания ей не соответствуют. Для учеников старших классов, как считает Л.И. Божович [1], отметка является средством, позволяющим найти свое место среди сверстников.

То есть на смену познавательной мотивации приходят так называемые мотивация достижения или избегания неудач. Результатом, по мнению Е.П. Ильина, является то, что «у таких школьников не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсутствуют убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующего достаточного уровня понятийного мышления» [2. с. 257].

Как показывает практика, внедрение ИКТ позволяет, как повысить эффективность учебной деятельности, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе не

только дает возможность современным старшеклассникам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Процесс обучения с помощью ИКТ возможен как в индивидуальном, так и в групповом режиме работы. Последний позволяет учитывать ведущую деятельность учеников старших классов -общение со сверстниками. В связи с этим ИКТ способствуют решению одной из важных проблем педагогики, а именно, проблемы развития мотивации учебной деятельности.

Рассмотрение вышеизложенной проблемы требует комплексного подхода к ее решению, заключающегося в выявлении совокупности педагогических условий. Результат образовательного процесса зависит от создания специальных педагогических условий. На необходимость осмысления понятия условия обращает особое внимание в своем исследовании Е.Ю. Никитина [4].

Необходимыми являются те условия, которые уже выделялись, рассматривались в отношении исследуемого предмета, но которые не в полной мере обеспечивали решение поставленной проблемы. Без этих условий проблема не может быть решена максимально эффективно. Опираясь на данное положение, мы выявили те необходимые условия, от которых зависит решение проблемы развития мотивации у старшеклассников средствами ИКТ, и дополнили их достаточными условиями, обеспечивающими новизну исследования.

С позиции педагогической науки «условия» определяются через дидактические категории, отражающие основные элементы учебного процесса. Педагогическая практика подтверждает, что условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние характеристики этого процесса [7]. По мнению Сластенина В. А., под педагогическими условиями подразумевается совокупность мер учебно-образовательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучаемого. Он считает, что педагогические условия - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие ее достижения в образовательном процессе [7].

Вестник ЧГПУ42011 20

При определении таковых условий мы ориентировались на критерий их необходимости и достаточности.

Для нашего исследования определенный интерес вызывают новые условия, способствующие развитию мотивации к учебной деятельности средствами ИКТ.

В ходе теоретического анализа различных источников нами выявлена совокупность педагогических условий развития мотивации учебной деятельности школьников с использованием ИКТ:

- активизация творческого потенциала посредством использования информационных ресурсов сети Интернет;

- повышение исследовательской активности с помощью применения проектного метода обучения;

- применение технологий Лего-конструирования.

Первое условие - активизация творческого потенциала посредством использования информационных ресурсов сети Интернет (использование социального сервиса Интернет Prezi.com для создания интерактивных презентаций). Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред и т.д.

Основными дидактическими целями использования подобных ресурсов, получаемых по телекоммуникационным каналам, в обучении школьников являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.

Использование имеющихся на сегодняшний день образовательных информационных ресурсов позволяет:

- организовать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

- применять весь спектр возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных

21 Вестник ЧГПУ42011

видов учебной деятельности, в том числе, таких как сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

- использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

- управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

- создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности школьников, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации.

Второе условие - повышение исследовательской активности с помощью применения проектного метода обучения. Процесс обучения построен так, что ученик усваивает знания и умения через их применение. Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий, также целесообразно рассматривать межпредметные проекты, что помогает формировать у школьников систему научных знаний, обобщенных познавательных умений. К примеру, в 10 классе при изучении текстового процессора, дается краткий теоретический курс по какой-то теме, а затем практическое задание - образец, которое школьник должен получить в результате своей работы. У ученика есть образец, но нет детального руководства по выполнению работы, и тогда ему приходится самостоятельно Вестник ЧГПУ42011 22

осваивать какие-то приемы работы с процессором. По завершении одной работы ученику выдается следующая и т.д. В результате предполагается выполнение самостоятельной творческой работы. В зависимости от возраста, информационная часть вводится либо сразу всем объемом (в старших классах), либо на каждом занятии небольшими порциями. Кроме того, педагогу важно, чтобы ученик научился не только самостоятельно применять тот или иной прием работы, но и находить самостоятельно ответы на вопросы, переносить свой опыт на более сложное задание, осваивать самостоятельно те или иные программные средства.

Таким образом, реализация проектного метода обучения позволяет организовать не изучение компьютерных технологий, а освоение их в процессе практического использования (моторная память); прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми технологиями; реализовать самостоятельный выбор удобного для ученика стиля изучения тем или приемов работы.

Третье условие - применение технологий Лего-конструирования на практических занятиях, в ходе самостоятельной работы и коллективных форм обучения под руководством учителя и во внеучебное время. Развивающие Lego-конструкторы позволяют организовать учебную деятельность по различным предметам: на уроке технологии, информатики, естествознания, биологии, физики как в компьютерном классе, так и в классе с одним компьютером. С помощью наборов Lego, ученики строят работающие модели живых организмов и механических устройств, выполняют физические и биологические эксперименты, осваивают основы информатики и алгоритмики, компьютерного управления и робототехники. Набор «Перворобот» дает возможность приобретать важные универсальные учебные действия в процессе создания, программирования и тестирования роботов.

Конструирование роботов, написание программ для управления машиной развивают у учащихся творческие способности, мышление, социальные навыки. Конструктор Lego помогает старшеклассникам воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Использование Lego-конструкторов повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что эффективность развития мотивации у старшеклассников средствами ИКТ, обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, который разработан нами в рамках данного исследования и определяется выбранной методологией исследования.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1972. - 352 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

3. Маркова, А.К. Формирования мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, Б.А. Орлов. - М.,1993. - 183 с.

4. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М. : МАНПО, 2006. - 154 с.

5. Новиков, С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе [Текст] / С.П. Новиков // Педагогика. - 2003. - №9. - С. 32-38.

6. Роберт, И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И В. Роберт, С В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312с.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 289 с.

8. Фурсенко, А.А. Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации на Всемирной конференции министров образования "The Learning and Technology World Forum" 12 января 2010 года / А. А. Фурсенко // http://www.mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6523/.

Bibliography

1. Bozhovich, L.I. The Study of Motivation Behavior of Children and Adolescents [Text] / L.I. Bozhovich. - M.: Pedagogy, 1972. - 352 p.

2. Fursenko, A.A. Proceedings for Speechification of the Minister of Education and Science of the Russian Federation at the World Conference of the Ministers of Education "The Learning and Technology World Forum", Jan. 12, 2010 [Electronic Resource] / A.A. Fursenko. -Access Mode: http://www.mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6523/

3. Ilyin, E.P. Motivation and Motives [Text] / E.P. Ilyin. - SPb.: Peter, 2006. - 512 p.

4. Markova, A.K. Motivation For Study Forming [Text] / A.K. Markova, T.A. Matis, B.A. Orlov . - M., 1993. - 183 p.

5. Nikitina, E.Yu. Higher School Students' Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: IASTE, 2006. - 154 p.

6. Novikov, S.P. Application of New Information Technologies in Educational Process [Text] / S.P. Novikov // Pedagogy. - 2003. - № 9. - P. 32-38.

7. Robert, I.V. Information and Communication Technology in Education [Text] / I.V. Robert, S.V. Panyukova, A.A. Kuznetsov, A.Yu. Kravtsova. - M.: Drofa, 2008. - 312 p.

8. Slastenin, V.A. Pedagogy: Tutorial [Text] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. -M: Academia Publishing House, 2002. - 289 p.

Вестник ЧГПУ 42011 24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.