Научная статья на тему 'Факторы, определяющие ассортимент производственных предприятий на рынке овощных консервов Краснодарского края'

Факторы, определяющие ассортимент производственных предприятий на рынке овощных консервов Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОВОЩНЫХ КОНСЕРВОВ / АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / АССОРТИМЕНТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубинина М. А., Филиппская Д. Д.

В статье рассмотрены общие и специфические факторы формирования ассортимента производителей овощной консервации, определены, приведены примеры по консервной отрасли Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие ассортимент производственных предприятий на рынке овощных консервов Краснодарского края»

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ АССОРТИМЕНТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ОВОЩНЫХ КОНСЕРВОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Дубинина М.А.*, Филиппская Д.Д.*

Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар

В статье рассмотрены общие и специфические факторы формирования ассортимента производителей овощной консервации, определены, приведены примеры по консервной отрасли Краснодарского края.

Ключевые слова: рынок овощных консервов, ассортиментная политика, ассортиментная концепция, факторы, влияющие на формирование ассортимента.

Товар занимает особое место в комплексе маркетинга (поскольку он определяет специфику сочетания остальных трех его составляющих - цены, распределения и продвижения), ассортиментная политика играет одну из ключевых ролей в маркетинговом управлении. Изучение факторов, определяющих ассортиментную стратегию предприятия, представляется весьма актуальным, поскольку управление товарным ассортиментом производственных предприятий призвано обеспечивать сохранение их работоспособности при непредвиденных вызовах окружающей среды.

Ассортиментная концепция предприятия представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при этом учитываются потребительские требования определенных сегментов рынка и необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы реализовать товары с максимально низкими издержками. Ассортиментная концепция выражается показателями разнообразия видов и разновидностей выпускаемых товаров (ширина и глубина ассортимента с учетом типологии потребителей), уровень и частота обновления ассортимента, уровень и соотношение цен на товары данного вида и другие.

Цель современных ассортиментных концепций - сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

Подкрепленная мерами организационного, финансового и иного характера, ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответ-

* Доцент кафедры Технологии торговли и общественного питания, кандидат экономических наук.

* Магистрант кафедры Технологии торговли и общественного питания.

ствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная - систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев рациональности выступают требованиям потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки, культура и многое другое [2, с. 55].

Производство и поставка на потребительский рынок овощных консервов имеют большое значение для населения, поскольку в значительной степени позволяют сократить затраты труда и времени на приготовление их в домашних условиях. Кроме того, использование современных технологий в консервной промышленности дает возможность вырабатывать высококачественную продукцию в широком ассортименте и удовлетворять разнообразные растущие потребности населения.

Общими факторами, влияющими на формирование ассортимента консервированной овощной продукции, являются спрос и рентабельность [4, с. 13]. Спрос - это потребность, подкрепленная платежеспособностью покупателей, которая зависит от сегмента рынка потребителей: их доходов, демографических, национальных и других особенностей.

Спрос на овощные консервы с каждым годом возрастает, и основными факторами являются урбанизация, ускорение ритма жизни и тенденция увеличения занятости женщин, а также популяризации здорового образа жизни, что стимулирует рост потребления овощной и фруктовой продукции в целом. В тоже время необходимо отметить фактор, негативно влияющий на развитие отрасли - наличие домашних заготовок [1].

Рентабельность определяется себестоимостью, затратами производства и обращения, на величину которых влияют внешние и внутренние факторы.

Таблица 1

Динамика экономических показателей работы крупных консервных заводов Краснодарского края, млн. руб. [8, с. 11]

Показатели Годы 2013 г. в % к 2009 г.

2009 2010 2011 2012 2013

Затраты на производство и реализацию продукции, млн. руб. 10874 10554 10114 9857 12859 118,3

Затраты на 1 руб. продукции, коп. 92,8 93,3 86,4 75,2 79,0 85,1

Прибыль, млн. руб. 845,8 757,5 1597,9 3257,1 3413,5 403,6

Рентабельность, % 7,8 7,2 15,8 33,0 26,5 +18,7 п.п.

Производительность труда, тыс. руб. 2192,1 2339,3 2747,2 3338,1 5382,4 в 2,5 раз

Инвестиции, млн. руб. 775,1 354,1 659,0 493,8 851,1 109,8

Из соображений повышения прибыльности многие предприятия консервной промышленности размещают свои производственные площадки в Испании, Китае, Индии, Вьетнаме, Тайланде. Например, большинство корнишонов совершенно под разными торговыми марками производится в Ин-

дии. Значительное число российских производителей размещают производство зеленого горошка в Краснодарском крае.

Говоря об экономической эффективности производства консервной продукции, главную роль играет себестоимость ее производства (табл. 1).

В структуре затрат на производство овощных консервов доля сырья составляет 74,0 %, оплата труда - 9,5 %. Так, с 2009 г. по 2013 г. затраты на 1 руб. продукции сократились с 92,8 до 79 коп., или на 15%, повысилась рентабельность работы крупных консервных заводов края с 7,8 до 26,5 % [8, с. 11].

К специфическим факторам формирования ассортиментной концепции производственных предприятий консервной отрасли относятся:

- сырьевая база, которая определяется наличием природных ресурсов, затратами на доставку и производство;

- материально-техническая база - наличие производственных площадей, необходимого оборудования;

- достижения научно-технического прогресса способствуют появлению новых товаров, не имеющих аналогов;

- специализация торгового предприятия помогает формировать ассортимент с достаточной глубиной и широтой;

- каналы распределения товаров - ритмичность поставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию ассортимента;

- методы стимулирования сбыта и формирования спроса также оказывают влияние на формирование ассортимента [4, с. 13].

Развитию производства овощной продукции в Краснодарском крае благоприятствуют природно-экономические факторы, позволяющие выращивать широкий ассортимент овощей в больших объёмах как для поставок потребителю в свежем виде, так и для консервной промышленности (табл. 2).

В 2014 году всеми сельхозпроизводителями края собрано по предварительным данным 7668,9 тыс. ц овощей или 5,3 % от общего объема производства страны.

Таблица 2

Баланс производства и использования овощных культур в Краснодарском крае, тыс. т [5]

Показатели Годы 2013 г. в % к 2009 г.

2009 2010 2011 2012 2013

Ресурсы 1456,5 1543,8 1837 1733,1 1711,6 117,5

Запасы на начало отчетного периода 252,4 250,6 248,6 315,9 293 116,1

Производство 752,1 739,9 833,8 847,5 803,4 106,8

Ввоз, включая импорт 452 553,3 754,6 569,7 615,2 136,0

Использование

Производственное потребление 42,2 40,6 39,6 41,7 39,7 92,7

Потери 11,8 10,3 10,9 10,9 10,7 90,6

Личное потребление 674,4 681,1 696,2 713,4 722 107,1

Вывоз, включая экспорт 477,5 563,2 774,4 674,1 659,8 138,1

Запасы на конец отчетного периода 250,6 248,6 315,9 293 279,4 111,5

В структуре посевов овощей в сельскохозяйственных организациях края наибольший удельный вес занимает зеленый горошек - 50 %, на тыкву, кабачки и лук приходится - от 6 до 7 %, капуста, огурцы, томаты, столовая свёкла и морковь занимает от 1 до 3 %. Тогда как в крестьянских (фермерских) хозяйствах в структуре посевов овощных культур на первом месте стоят тыква и кабачки, на втором - зеленый горошек, на третьем - лук, томаты. В хозяйствах населения наибольший удельный вес в посевах овощей занимают томаты, огурцы и капуста [6].

За последние годы в крае по многим видам овощных культур открытого грунта повысился валовой сбор в основном за счет роста урожайности (табл. 3).

Таблица 3

Динамика урожайности овощных культур в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края, ц / га [6]

Показатели Годы 2013 г. в % к 2000 г.

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Овощи, всего 66,7 100,1 97,8 125,0 93,9 101,5 152,2

в т.ч. капуста 68,8 133,2 198,2 180,1 153,1 175,1 в 2,5 раза

огурцы 32,9 134,6 133,1 106,6 76,6 78,4 в 2,4 раза

томаты 74,9 137,9 84,2 161,8 135,8 122,7 в 1,6 раза

свекла столовая 98,9 139,6 132,2 80,0 122,6 202,4 в 2 раза

морковь столовая 77,8 104,5 141,2 145,4 218,1 110,8 142,4

репчатый лук 55,9 79,6 213,1 192,1 158,1 142,9 в 2,6 раза

зеленый горошек 45,7 53,8 39,2 47,1 34,6 37,5 82,1

кабачки 101,5 220,4 243,9 419,2 330,0 339,9 в 3,3 раза

прочие овощи 46,2 162,6 114,1 167,5 138,1 160,1 в 3,5 раз

В Краснодарском крае помимо сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств действуют сбытовые кооперативы, заготовительные пункты, 11 сырьевых овощных зон, размеры которых коррелируются с мощностью консервных заводов, выступающих интеграторами и имеющими договорные отношения с производителями овощей. Дальнейшему наращиванию переработки овощей способствует развитие интеграционных связей производителей овощей с консервными заводами, что обеспечивает рост объемов производства овощной продукции (табл. 4).

Данные табл. 4 характеризуют материально-техническую базу консервных предприятий краснодарского края. Площади и мощности производственных площадок растут, вследствие автоматизации производства сокращается численность работников предприятий консервной отрасли. Именно в течение рассматриваемого периода в Краснодарском крае французской компанией «Бондюэль» был осуществлен запуск линий по производству консервов из зеленого горошка и сахарной кукурузы.

Консервные предприятия агропромышленного комплекса Кубани достигли рекорда производства за период существования современной России:

перейден рубеж производства в 1 миллиард условных банок плодоовощных консервов. За 2014 год консервные предприятия края выработали 1133,8 муб, что на 15,9 % превысило уровень производства 2013 года. В производстве маринадов отмечен темп роста 120,3 %, овощных консервов - 112 %.

Таблица 4

Динамика производственной деятельности крупных и средних овощеперерабатывающих организаций Краснодарского края [7]

Показатели Годы 2013 г в % к 2009 г.

2009 2010 2011 2012 2013

Произведено консервов в год, муб. 938,2 874,7 968,1 920,9 976,6 104,1

Мощность производства консервов в смену, туб 1539 1733 1933 1685 2009 130,5

Объем отгруженной продукции, млн руб. 10818 10531 11511 12447 17611 в 1,6 раз

Средняя численность работников, человек 4935 4502 4190 3729 3272 66,3

Среднемесячная зарплата работников, руб 12105 15016 15249 16700 18917 в 1,6 раз

Наибольший вклад в общий объем производства внесли: ООО «Славянский консервный комбинат», ООО «Кубанские консервы», ООО «Техада», ООО «Бондюэль-Кубань», ООО «Кубанский консервный комбинат» и ряд других предприятий.

Развитие новых видов консервированной продукции, новых технологий в консервировании, а также нового оборудования позволяют расширить привычный ассортимент овощных консервов. Так, например, польская продукция под ТМ «Тещины рецепты» предлагает консервированные патиссоны, а также салат «Оливье», в который достаточно добавить майонез, колбасу или мясо по вкусу и любимое лакомство готово к подаче к столу. А ЗАО «Булгарконсерв» является лидером в сегменте мясорастительных консервов.

Перспектива развития ассортимента предприятия консервной промышленности тесно коррелируется со специализацией в производстве овощей. В крае функционирует 17 овощеконсервных заводов, которые размещены в основных сырьевых зонах по выращиванию овощей и различаются по организационно-правовым формам собственности: 11 - общества с ограниченной ответственностью, 6 - акционерные общества, из них 3 входят в состав сельскохозяйственных организаций (табл. 5).

Основную массу овощей на консервные заводы поставляют крупные овощные хозяйства, меньшую долю - малые формы хозяйствования. Производство овощей выступает новым вектором в развитии сельских территорий, обеспечении работой сельских жителей, путем создания гарантированной системы закупок, что позволит повысить конкурентоспособность малых форм хозяйствования и вытеснить с рынка турецкие, голландские и итальянские овощи.

Существенным фактором формирования ассортимента предприятий консервной промышленности выступает цена товара, поэтому важно обеспечить оптимальное сочетание продукции с различным уровнем цен.

Таблица 5

Специализация и мощности основных консервных заводов Краснодарского края, в среднем за 2012-2014 гг. [8, с. 14]

Предприятия Производственная мощность, муб в год Вид сырья Ассортимент овощных консервов

Белореченский завод 50 овощи зеленый горошек, маринады, консервы, томат-паста, сахарная кукуруза, фасоль

ООО «Бондюэль-Кубань» 100 овощи зелёный горошек, соки

ООО «Кубанские консервы» 90 овощи зелёный горошек, сахарная ^куру-за, маринады, фасоль

ООО «Техада» 40 овощи томат-паста, кетчуп, кабачки, баклажаны, перец, зелёный горошек

ООО «Славянский консервный комбинат» 90 овощи огурцы, томаты, тыква, икра кабачковая и баклажанная, зелёный горошек, кетчупы

ЗАО «Полтавские консервы» 70 овощи овощные консервы, томат-паста, маринады, соки, овощное пюре

ООО «Балтимор-Краснодар» 75 овощи, фрукты томаты, кетчупы, томатные соусы, салаты, квашеные овощи, икра, кабачки, овощные и фруктовые соки

ОАО «Русское поле-Албаши» 45 овощи зелёный горошек, баклажаны, морковь, лук

ОПХ «Красноармейский» 50 овощи огурцы, томаты, кабачки, томат-пасты

ООО «КПП Лабинский» 20 овощи зелёный горошек, морковь

ООО «Кубанские консервы» 90 овощи консервы, маринады, квашение, соление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке ассортиментной политики необходимо также учитывать вкусы и предпочтения потребителей. Таким образом, при условии формирования покупательского интереса, преодоления стереотипов и учета вкусовых пристрастий аудитории, можно сформировать оптимальный ассортимент овощной консервации, что потребует также высокой маркетинговой активности для завоевания известности и увеличения норм потребления продукта.

Список литературы:

1. Анализ рынка овощной консервации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uikc.ru/articles/analiz-rinka-ovoshnoi-konservacii.

2. Елкин С.Е., Долгов Д.Л. Современные направления ассортиментной стратегии хозяйствующего субъекта // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - № 9. - С. 55-58.

3. Консервная промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znaytovar.rU/s/Konservnaya-promyshlennost.html.

4. Микулович Л.С. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Л.С. Микулович. - 4-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2010. - 416 с.

5. Министерство экономики Краснодарского края. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru.

6. Территориальный орган государственной статистики по Краснодарскому краю. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru.

7. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

8. Черевко А.В. Развитие кооперации в производстве и переработке овощной продукции (на материалах Краснодарского края): автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М.: ВНИИ Экономики сельского хозяйства, 2014. - 24 с.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ КЕРАМОГРАНИТА

© Маркушина А.А.*, Дубинина М.А.*

Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Краснодар

В статье определены критерии, влияющие на выбор поставщика ке-рамогранита, изучена значимость данных критериев для торговых и строительных организаций-покупателей, выявлены внешние и внутренние факторы, обуславливающие поведение организованных потребителей на рынке керамогранита в целом.

Ключевые слова: организованные потребители, внешние и внутренние факторы потребительского поведения, критерии привлекательности поставщика.

На рынке керамического гранита существует два типа потребителей. Организованные потребители, к которым могут быть отнесены торговые предприятия и строительно-ремонтные фирмы, выступают промежуточным звеном на пути к конечному потребителю. Для организаций-покупателей характерны свои модели поведения, которые взаимосвязаны с моделями поведения конечных покупателей и обуславливают их.

В процессе принятия решения о закупке керамогранита, так же как и другого товара производственного назначения, можно выделить 8 этапов: осознание потребности, общее описание потребности, описание характеристик товара, поиск потенциальных источников закупки, получение и анализ предложений о поставке, выбор поставщика, формирование заказа и оценка эффективности работы поставщика [1, с. 181-182]. В зависимости от ситуа-

* Магистрант кафедры Технологии торговли и общественного питания.

* Доцент кафедры Технологии торговли и общественного питания, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.