Научная статья на тему 'Факторы адаптированности студентов к образовательной среде'

Факторы адаптированности студентов к образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
YOUTH CONSCIOUSNESS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / MASS COMMUNICATION / ДОСУГ / LEISURE / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / СОЗНАНИЕ МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хизриева А.Р.

Статья посвящена факторам адаптированности студентов к образовательной среде профессионального колледжа. В данной статье рассматриваются такие факторы адаптированности, как коммуникативное взаимодействие студента и содержание досуговой деятельности, поскольку социокультурная среда колледжа, предполагает активное общение субъектов. На основе анализа полученных данных определяется степень адаптации студентов к образовательной среде и уровень проявления активности в учебном процессе и внеучебной деятельности. Статья посвящена комплексному выявлению уровня адаптации к образовательной среде и мониторинга профессионального самоопределения, изменения активности в учебной и внеучебной деятельности профессионального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article studies factors of students' adaptation to the educational environment of a professional college. In the research the author considers such factors of adaptation as students' communicative interaction and content of leisure activities, since the sociocultural environment of a college assumes active communication of subjects. The analysis of the obtained data reveals the degree of adaptation of students to the educational environment and the level of activity in the learning process and extracurricular activities. The article investigates complex identification of the level of adaptation to the educational environment and monitoring of professional self-determination, changes in activity in the teaching and extracurricular activities of a professional college.

Текст научной работы на тему «Факторы адаптированности студентов к образовательной среде»

УДК 378

Khizriyeva A.R., senior teacher, Department of Humanities, MF MADI (STU) (Makhachkala, Russia),

E-mail: albina14.04.1983@gmail.com

FACTORS OF ADAPTATION OF STUDENTS TO EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article studies factors of students' adaptation to the educational environment of a professional college. In the research the author considers such factors of adaptation as students' communicative interaction and content of leisure activities, since the sociocultural environment of a college assumes active communication of subjects. The analysis of the obtained data reveals the degree of adaptation of students to the educational environment and the level of activity in the learning process and extracurricular activities. The article investigates complex identification of the level of adaptation to the educational environment and monitoring of professional self-determination, changes in activity in the teaching and extracurricular activities of a professional college.

Key words: youth consciousness, identification, mass communication, leisure, communication skills, communication.

А.Р. Хизриева, ст. преп. каф. гуманитарных дисциплин МФ МАДИ (ГТУ) г. Махачкала,

E-mail: albina14.04.1983@gmail.com

ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена факторам адаптированности студентов к образовательной среде профессионального колледжа. В данной статье рассматриваются такие факторы адаптированности, как коммуникативное взаимодействие студента и содержание досуговой деятельности, поскольку социокультурная среда колледжа, предполагает активное общение субъектов. На основе анализа полученных данных определяется степень адаптации студентов к образовательной среде и уровень проявления активности в учебном процессе и внеучебной деятельности. Статья посвящена комплексному выявлению уровня адаптации к образовательной среде и мониторинга профессионального самоопределения, изменения активности в учебной и внеучебной деятельности профессионального колледжа.

Ключевые слова: сознание молодёжи, идентификация, массовая коммуникация, досуг, коммуникативные умения, общение.

Процесс становления личности, в особенности среди подрастающего поколения, в качестве самостоятельного субъекта общественной жизни характеризуется особыми способами идентификации, которыми молодёжь утверждает себя в жизнь. Главное значение для молодёжи в его поведении имеет идентификация, для неё главным становится приписывание себя к членству в составе какой-то группы сверстников (и не только), как отождествление своего «я» с каким-то актом коллективного поведения, что бы это требовало максимального приложения своей энергии [1]. Идентификация и выработка своей жизненной позиции существуют, как явления неизбежные. Поэтому очень важно направить идентификацию в сторону позитивного социального развития общества в целом.

Сознание молодёжи носит на себе отпечаток тех институтов, под воздействием которых оно формировалось. В раннем возрасте это семья, затем школа, где в последних классах воздействие на него ослабляется. Тогда её ценностные представления молодёжи больше складываются под влиянием сверстников. Формирование сознания молодых людей происходит в этом возрасте под влиянием двух конкурирующих между собой факторов: массовой коммуникации личности и практического опыта. Роль первого сейчас очень велика, т.к. массовая коммуникация независимо от материального производства весьма значительно формирует сознание молодёжи. В этом плане можно утверждать: чем сильнее в молодёжном сознании отпечаток массовой коммуникации, тем более развито это сознание. Для учащейся молодёжи основой жизнедеятельности является познавательная деятельность и общение. Общение ускоряет процесс развития личности, т. к. социальный опыт легче усваивается в личностной форме (его легче всего позаимствовать или же отвергнуть). Однако личностное общение представляет человеческую деятельность односторонне и формирует лишь отдельные стороны сознания. По этой причине, как следствие, у учащейся молодёжи способности тоже часто формируются односторонне. Наиболее развитыми у нее оказываются преимущественно умственные

способности. Остальные связи молодёжи с социальной действительностью значительно слабее. Отсюда и повышенная роль созерцательного, познавательного отношения ее к действительности (происходит интенсивное познание, восприятие окружающего мира).

Однако эта познавательная деятельность больше носит познавательно-этическую окраску, чем преобразующую, т. е. у молодёжи преобразующая связь с практикой носит не развитый характер и социальная практика представлена в виде общения, личностных отношений. Поэтому много играют, сидят, общаются, присматриваются и т. д., но не пытаются преобразовать мир, так как, видимо, во-первых, сами не знают как, во-вторых, активно вмешиваться у них просто нет желания. Поэтому молодёжь в целом обычно больше повторяет и усваивает, чем открывает, особенно, в социальной сфере [2].

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание образовательной культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности, способной к успешной коммуникации - основная цель обучения в учебном заведении.

В нашем исследовании уделено особое внимание коммуникативному взаимодействию студента и содержанию досуго-вой деятельности, поскольку социокультурная среда колледжа, предполагает активное общение субъектов (студент - студент; студент - преподаватель; студент - сотрудники; студент - администрация). Результаты опроса показывают, что 22,7% студентов предпочитают общаться с людьми любознательными и идейными; 49,3% с общительными и с кем можно развлечься; 33,2% с сокурсниками по учебе; 26,2% с людьми с которыми можно обсудить покупки, повседневные новости и 27,2% с людьми, с которыми их отношения базируются на взаимных услугах (взаимопомощь и т.д.).

Формирующий эксперимент включавший лонгитюдное изучение и диагностику профессиональной направленности личности студента, выявление уровня адаптации к образователь-

Таблица 1

№ п/п Компоненты готовности Высокие (%) Средние (%) Низкие (%) Недостаточные (%)

1 Контрольные 25,4 23,3 22,1 3,8

2 Аналитические 22 22,4 22,3 5,1

3 Коммуникативные умения 22,5 21,1 18 11,7

4 Организаторские умения 24 21,4 17,3 3

5 Способности к умственной деятельности 31,2 24,4 13,1 1,8

ной среде и мониторинг профессионального самоопределения, изменение активности в учебной и внеучебной деятельности осуществлялся в 2008-2016 гг. в Республиканском автомобильно-дорожном колледже, где выборку составили 226 человек (экспериментальная - 112 учащихся и контрольная - 114 человек). На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы по уровню образования достаточно однородны, поскольку одинаков начальный уровень общеобразовательной подготовки, близки показатели обучаемости и т. д.

Уровень адаптированности к образовательной среде колледжа отражен в таблице 1. (Констатирующий этап эксперимента).

Формирующий этап эксперимента выявил следующие результаты, которые отражены в таблице 2.

По данным формирующего эксперимента у учащихся экспериментальных групп произошли изменения в отношении важности развития коммуникативных качеств, влияющих на профессиональную адаптацию.

Данные позволили составить по каждому учащемуся профессиональный прогноз, определить возможность профессиональной адаптации учащихся в условиях открытого рынка (трудовой деятельности на производстве).

Анализ вопроса «С кем вы предпочитаете общаться?» показал: 22,7% студентов предпочитают общаться с людьми любознательными и богатыми идеями; 49,3% - с общительными товарищами, с кем можно развлечься; 33,2% - с близкими и понимающими друзьями, кому можно излить душу; 26,2% - с людьми, связанных сними по учёбе, работе; 27,2% - студентов общаются в основном с людьми с которыми они беседуют о покупках, о повседневных новостях, о знакомых; 16,0% - с людьми, с которыми их отношения базируются на основе взаимных услуг (взаимопомощи в каких-либо делах и т. д.).

По тому, как студент проводит свободное время, можно судить о содержании и степени развития его интересов и потребностей, о направленности его личности и т. п. Способ использования свободного времени во многом определяет уровень развития и характер организации практически всей жизнедеятельности учащейся молодёжи. Основные структурные элементы, мотивы их выбора и обмена свободным временем детерминированы, с одной стороны, социальной средой, с другой, идеалами, ценностными ориентациями, потребностями и интересами молодых людей [3].

Свободное время - сфера активной социализации юношей и девушек. Его особенность - устойчивая направленность на использование досуга. Желательно - для совершенствования, саморазвития, индивидуально-творческой деятельности. Знание и учет интересов, ориентации учащейся молодёжи в свободное время позволяет оптимизировать процесс ее воспитания.

Характерные виды деятельности в свободное время, присущие подавляющему большинству молодых людей и различающиеся по характеру влияния на процесс формирования личности, можно условно разделить на три группы.

Первая группа - это различные виды деятельности по созданию духовных ценностей: учеба, общественная работа, различные формы самообразования, художественного творчества и т. п. Эти формы деятельности наиболее эффективно могут влиять на процесс развития личности.

Вторая группа - это деятельность по употреблению духовных ценностей: чтение литературы, посещение театров, концертов, выставок, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач. Данные формы уже не столь однозначны в плане позитивного развития молодого человека.

В третью группу включаются занятия, объединяющие различные виды отдыха и развлечений: спорт, общение с друзьями, посещение вечеров, танцев, дискотек и т. д.

Как показало исследование, большинство студентов РАДК предпочитает проводить свободное время с друзьями (58,3% опрошенных); слушать радио, смотреть телевизор, читать газеты (36,5%); посещать ночные клубы, дискотеки (13,4%). Также из числа опрошенных респондентов 27,5% -ходят в кино, театр, на концерты; занимаются физкультурой и спортом (31,8%); общаются с любимым человеком (22,4%); читают литературу (12,3%); выполняют общественную работу (14,8%); имеют какое-либо увлечение, хобби (33,2%). Так, в структуре свободного времени учащейся молодёжи в группе занятий, объединяющей различные виды отдыха и развлечений, большое внимание молодых людей уделяется общению с друзьями.

Таблица 2

Обращает на себя внимание сравнительно незначительное место в свободном времени учащейся молодёжи таких видов деятельности, как посещение театров, концертов, направленных на наиболее сложные формы потребления культурных ценностей. Эти данные не могут не вызывать беспокойства. Однако, было бы незаслуженно обвинять в этом только самих учащихся. Между высокими эстетическими потребностями, интересами и их удовлетворением находится такое, как активность в этом отношении самого человека, а её необходимо формировать и развивать с помощью системы воспитания и самообразования. Невыработанные устойчивые интересы у молодёжи к высокому театральному и изобразительному искусству являются следствием слабой организации системы эстетического воспитания в семье, школе. Нередко эстетические интересы молодёжи вступают в противоречие с реальными возможностями их удовлетворения, что также порождает отрицательные настроения.

Это идёт ещё и от того, что в искусстве часто не достаточно широко представлены проблемы реально волнующие молодёжь. В отдельных спектаклях, кинофильмах, картинах, скульптурах, музыкальных произведениях это можно восполнить, но в целом «массовая культура» почти не затрагивает серьезные молодёжные проблемы, а значительная часть действительно серьезного театрального, музыкального и изобразительного искусства остается в стороне от интересов учащейся молодёжи Республики Дагестан.

На вопрос «Участвуете ли Вы (или участвовали) в каком-либо кружке, клубе по интересам?» студенты РАДК ответили следующим образом: В кружке или клубе с технической направленностью принимают участие 8% опрошенных; в кружке химии, биологии, географии 6 %; в кружке физики, математики 9,6%; в кружке истории, языка, литературы 10,0%; в художественном кружке 8,1%; в спортивной школе 29,3%; в музыкальной школе (кружке) 9,3% опрошенных. Результаты экспериментального исследования показали, что участие обучающихся во внеучебных мероприятиях возросло на 14,7%.

Наибольший интерес у студентов вызывает спорт. Это объясняется распространенностью в республике традиционных видов спорта, таких, в частности, как вольная борьба, имеющая в прошлом и настоящем большую традицию. Так спортом очень интересуются 42,8 % студентов; в значительной мере - 23,2 %; не очень интересуются - 12,2 %; совсем не интересуются - 7,6% студентов. Анализ ответов на вопрос «Имеете ли Вы спортивный разряд?» показал, что 28,3% студентов имеют юношеский разряд; 5% - имеют третий разряд; 6,3% имеют второй и выше разряд.

С целью получения данных по результатам проведенного исследования нами разработаны и использованы анкеты, которые заполняются учащимися и позволяют оценить их рефлексию по поводу проявления собственной активности в учебном процессе и внеучебной деятельности.

№ п/п Компоненты готовности Высокие (%) Средние (%) Низкие (%) Недостаточные (%)

1 Контрольные 26 25,3 20,1 2,8

2 Аналитические 27 24 17,2 4

3 Коммуникативные умения 24 22,3 18 10,3

4 Организаторские умения 25,6 23,5 15 2

5 Способности к умственной деятельности 35,2 26,1 10,2 1,3

На вопрос «Входите ли Вы в какую-нибудь общественную молодёжную организацию?», 23,8% студентов РАДК ответили утвердительно, 70,1% - отрицательно.

Анализ вопроса «Сколько у Вас в настоящее время общественных поручений?» показал следующее: 41,7% студентов не имеют общественных поручений; 11,5% - имеют разовые поручения; 12,3% - имеют одно постоянное поручение; одновременно выполняют два и более общественных поручений - 23% опрошенных.

Анализ основных особенностей использования свободного времени молодым поколением свидетельствует о недостаточно четкой ориентации на усвоение реальных общественно значимых ценностей. Учащаяся молодёжь не очень много времени уделяет занятиям, связанным с такими ценностями.

В целом относительно содержания досуговой деятельности студентов РАДК можно сделать некоторые общие выводы.

Для студентов колледжа характерна преимущественно развлекательная направленность досуговой деятельности. Это можно связать со спецификой досуговых занятий, в основном восстанавливающего характера, с помощью которых удовлет-

Библиографический список

воряются физические, психологические, духовные (прежде всего коммуникативные) потребности. Вместе с тем, для многих студентов досуг выполняет рекреативную функцию (ничегонеделание), чему способствуют и ценности массовой культуры, распространяемые с помощью средств массовой информации. Познавательная, креативная функции досуга реализуются явно недостаточно.

Уровень материального достатка оказывает влияние на содержание культурно-досуговой деятельности вне стен учебного заведения. Одни используют все возможности индустрии отдыха и развлечений, другим доступны лишь общение и просмотр телепередач; однако такие способы самореализации, как чтение, художественное творчество оказываются на периферии интересов большинства студентов.

Исследования по изучению свободного времени, проведенные среди студентов РАДК, свидетельствуют об их достаточно высоких духовных запросах. Это способствует тому, что досуг студентов становится более содержательным. Вместе с тем анализ показывает, что не все сферы досуга развиты в достаточной степени.

1. Алижанова Х.А. Профильное обучение в рамках удовлетворения современного социального заказа общества на профессии. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2011; 4: 31 - 33.

2. Алижанова Х.А. Экономическая подготовка как фактор социально-трудовой адаптации учащихся. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Махачкала, 2013; 1 (22): 21 - 25.

3. Омарова М.О., Алижанова Х.А. Мотивация как ключевой фактор выбора педагогической профессии. Экономика и социум. Саратов, 2014; 4-4 (13): 229 - 233.

References

1. Alizhanova H.A. Profil'noe obuchenie v ramkah udovletvoreniya sovremennogo social'nogo zakaza obschestva na professii. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2011; 4: 31 - 33.

2. Alizhanova H.A. 'Ekonomicheskaya podgotovka kak faktor social'no-trudovoj adaptacii uchaschihsya. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. Mahachkala, 2013; 1 (22): 21 - 25.

3. Omarova M.O., Alizhanova H.A. Motivaciya kak klyuchevoj faktor vybora pedagogicheskoj professii. 'Ekonomika isocium. Saratov, 2014; 4-4 (13): 229 - 233.

Статья поступила в редакцию 17.10.17

УДК 378

Abdulov M.R., lecturer, Derbent branch of Dagestan State University (Derbent, Russia), E-mail: gulia.abdulova7@mail.ru

PHYSICAL EDUCATION AND SPORT IN COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM. The article describes the physical culture and sports as a way of combating extremism. Currently becoming more and more important problem is extremist behaviour of young people. The analysis of the problem shows that extremism in Russia occurs more frequently among younger generation. This determines the necessity of finding ways to resist the extremist behavior among adolescents and young people, using such important field of activity as physical education and sports. Physical education and sport make a significant contribution to countering extremism and has great educational potential for young people, but even this is not enough. Counter-terrorism is a complex and multidimensional problem, which should involve all social institutions.

Key words: physical education, sports, extremism, society.

М.Р. Абдулов, преп., Дагестанский государственный университет, филиал в г. Дербенте,

E-mail: gulia.abdulova7@mail.ru

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ

Рассматривается физическая культура и спорт как способ противодействия экстремизму. В настоящее время всё более важным становится проблема экстремистского поведения молодёжи. Анализ проблемы показывает, что к экстремизму в России склонно более молодое поколение. Это определяет необходимость нахождения путей противодействия экстремистскому поведению среди подростков и молодёжи с использованием такой важной сферы деятельности, как физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт вносит свой весомый вклад в противодействие экстремизму и обладает огромным воспитательным потенциалом для молодёжи, но этого недостаточно. Противодействие терроризму - проблема комплексная и многоаспектная, в которой должны быть задействованы все социальные институты.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, экстремизм, общество.

Сегодня одной из основных угроз национальной безопасности России выдвинулось террористическая агрессия. В 2016 году в новой Концепции внешней политики Российской Федерации отмечается глобальная террористическая угроза, которая приобрела качественно новый характер с появлением такой международной террористической организации, как «Исламское государство», а также подобных ей объединений, поднявших насилие жестокости на невиданный человечеству уровень, пре-

тендующих на создание собственного государства. Это организация, которая пыталась усилить своё влияние на территории от Атлантического побережья до Пакистана, тем самым знаменуя начало новой эпохи.

Решить эту проблему можно путём устранения корней экстремизма. В его основе идеология, выражением которой являются разнообразные социальные мифы, демонстрируемые в обществе. Конечно же, можно противостоять данному процессу,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.