Научная статья на тему 'Модель формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности'

Модель формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / MODELING OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE COLLEGE OF MUSIC / AXIOLOGICAL ATTITUDE OF STUDENTS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY / THE COMPONENTS OF THIS MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Юлия Сергеевна

В статье автор описывает структуру модели формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности, внедрённую в образовательный процесс Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио. В статье раскрываются целевые установки формирования ценностно-смыслового отношения студентов к профессии музыканта, основные методологические подходы к проблеме исследования, педагогические условия и принципы, на которых основан образовательный процесс колледжа, содержание модели, включающее различные компоненты учебной и внеучебной деятельности студентов среднего специального учебного заведения в сфере культуры и искусства; формы, методы и технологии обучения; критерии, показатели и уровни сформированности ценностносмыслового отношения студентов к будущей профессии. В статье также приведены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы, полученные в процессе внедрения модели в образовательную среду музыкального колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF VALUE-SEMANTIC RELATIONS STUDENTS OF COLLEGE OF MUSIC FOR PROFESSIONAL WORK

In the article the author describes the structure of the model of the formation of value-semantic relations students of musical college to professional activity. The pedagogical model has been tested on the basis of Petrozavodsk College of music named K.E. Rautio. The article describes the target formation axiological attitude of students towards the profession of a musician, the main methodological approaches to the research problem, pedagogical conditions and the principles on which is based the educational process of the College, the contents of the model, including the various components of academic and creative activities students of secondary special educational institutions in the sphere of culture and art; forms, methods and technologies of education; criteria, indicators and levels of development of value-semantic relations students for their future profession. The article also shows some results of experimental work identified in the process of implementing the model in the educational environment of the College of music.

Текст научной работы на тему «Модель формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности»

^У/СОДЕАЬ ФОРМИРОВАНИЯ цЕнностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности

УДК 377

Ю. С. Крылова

национальная библиотека Республики Карелия

В статье автор описывает структуру модели формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности, внедрённую в образовательный процесс Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио. В статье раскрываются целевые установки формирования ценностно-смыслового отношения студентов к профессии музыканта, основные методологические подходы к проблеме исследования, педагогические условия и принципы, на которых основан образовательный процесс колледжа, содержание модели, включающее различные компоненты учебной и внеучебной деятельности студентов среднего специального учебного заведения в сфере культуры и искусства; формы, методы и технологии обучения; критерии, показатели и уровни сформированности ценностно-смыслового отношения студентов к будущей профессии. В статье также приведены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы, полученные в процессе внедрения модели в образовательную среду музыкального колледжа.

Ключевые слова: моделирование образовательного процесса музыкального колледжа, ценностно-смысловое отношение студентов к профессиональной деятельности, компоненты модели.

Yu. S. Krylova

The National Library of the Republic of Karelia, The Ministry of culture of the Republic of Karelia, Pushkinskaya St., 5, 185670, Petrozavodsk, Karelia, Russian Federation

THE MODEL OF FORMATION OF VALUE-SEMANTIC RELATIONS STUDENTS OF COLLEGE OF MUSIC FOR PROFESSIONAL WORK

In the article the author describes the structure of the model of the formation of value-semantic relations students of musical college to professional activity.The pedagogical model has been tested on the basis of Petrozavodsk College of music named K. E. Rautio. The article describes the target formation axiological attitude of students towards the profession of a musician, the main methodological approaches to the research problem, pedagogical conditions and the principles on which is based the educational process of the College, the contents of the model, including the various components of academic and creative activities students of secondary special educational institutions in the sphere of culture and art; forms, methods and technologies of education; criteria, indicators and levels of development of value-semantic relations students for their future profession. The article also shows some results of experimental work identified in the process of implementing the model in the educational environment of the College of music.

Keywords: modeling of the educational process in the College of music, axiological attitude of students to the professional activity, the components of this model.

КРЫЛОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА — заведующая отделом учёта, регистрации пользователей и сервисных услуг Национальной библиотеки Республики Карелия

KRYLOVA YULIYA SERGEEVNA — Head of Department of accounting, user registration and services of the National library of the Republic of Karelia

e-mail: crechet11@yandex.ru

© Крылова Ю. С., 2015 j39

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^

Выбор профессии студентами музыкального колледжа обусловлен художественно-эстетической деятельностью, в которую они вовлекаются ещё на этапе обучения в детской школе искусств. В учреждении среднего профессионального образования студенты продолжают развивать своё эстетическое восприятие мира. Результатом обучения должно стать сформированное отношение к музыкальной деятельности как к жизненной ценности.

При этом формирование ценностно-смыслового отношения к будущей профессии может осуществляться только в процессе практической реализации полученных знаний, умений и навыков, в условиях выполнения самой профессиональной деятельности в творческих коллективах, учреждениях дополнительного образования детей, иных организациях в сфере культуры и искусства.

Говоря о формировании ценностно-смыслового отношения студентов к будущей профессии, мы имеем в виду сформированную систему ценностей, которая регулирует профессиональное поведение будущего специалиста, его мотивационно-потребностную сферу, помогает им выбрать направления профессиональной деятельности (педагогическая, исполнительская, организационно-просветительская) в области музыки. Разработанная нами модель формирования ценностно-смыслового отношения студентов к профессиональной деятельности, которая была внедрена в образовательный процесс петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио, направлена на достижение указанной цели и решение вышеперечисленных задач. Она состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, теоретико-методологических подходов, педагогических условий, содержания, организационных форм, методов, средств и технологий интерактивного обучения, критериев и показателей сформированности ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к будущей профессии.

Методологическими основами формирования этого отношения являются современные научные подходы: аксиологический, культурологический и компетентностный.

Реализация аксиологического подхода в образовательном процессе музыкального колледжа связана с формированием системы общечеловеческих, национальных и эстетических ценностей у студентов с помощью межпредметных связей.

В контексте культурологического подхода образовательная среда музыкального колледжа априори направлена на воспитание «человека культуры», так как основывается на отношении к воспитаннику как свободному индивидууму, способному к самоопределению и самореализации в сфере культуры в соответствии с присваиваемыми выпускникам колледжа квалификациями.

в основе образовательных программ по всем специальностям лежит формирование у выпускников музыкального колледжа общих и профессиональных компетенций, которые включают навыки исполнительской деятельности, владение методами и технологиями работы с детьми разного возраста, знания в области управления творческим коллективом и работы с общественными институтами, в том числе средствами массовой информации.

Для осуществления образовательного процесса в среднем специальном учебном заведении необходимо соблюдать комплекс педагогических условий, способствующих формированию ценностно-смыслового отношения студентов к профессии музыканта.

в контексте ценностно-гуманистической ориентации образовательного процесса педагогические условия рассматриваются как специально сконструированные (смоделированные) педагогические процедуры, как взаимосвязь совокупности объективных и субъективных факторов, реализация которых позволяет учителю успешно продвигаться в решении определённого класса образовательных задач [1].

Самым главным, существенным условием

обучения и воспитания учащихся музыкального колледжа является гуманистическая, ценностно-ориентационная направленность, при которой эмоциональная тональность учебных и внеучебных занятий является доминантой.

Иа основании этого мы выделили следующие педагогические условия формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности:

1. Формирование интереса и позитивной мотивации студентов к созидательной деятельности в профессиональной области «культура».

2. Обеспечение целостного междисциплинарного содержания учебных дисциплин и курсов ценностно-ориентационной направленности на профессию.

3. Использование современных форм, методов и технологий организации образовательного процесса, способствующих проявлению у студентов творческой активности, в сочетании с педагогическим руководством.

4. Включение студентов в различные виды учебной и внеучебной деятельности на основе выявления их личных интересов и потребностей.

Выделение комплекса педагогических условий было осуществлено при учёте следующих принципов профессиональной подготовки специалиста:

1. Принцип гуманизации, основанный на формировании мировоззренческой позиции обучающихся (уважение к окружающим, отношение к человеческой личности как высшей ценности в мире).

2. Принцип демократизации, предусматривающий свободу выбора музыкальным колледжем педагогических концепций, технологий обучения и воспитания, методов проверки и оценки деятельности студентов; реализацию творческого потенциала преподавателей и учащихся на основе их сотрудничества и диалогового взаимодействия.

3. Принцип культуросообразности, который заключается:

1) в понимании образовательного процесса как составной части культуры общества, культурно-исторической ценности;

2) в обеспечении единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;

3) в формировании творческих способностей и установок обучающихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.

4. Принцип субъектности, означающий развитие способности обучающихся осознавать своё «я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному влиянию, создавать условия для развития индивидуальности и раскрытия духовных возможностей.

5. Принцип сотворчества в межсубъектном взаимодействии. В процессе межсубъектного взаимодействия возникают отношения, предполагающие принятие друг друга как ценности, ориентацию на индивидуальную неповторимость и уникальность каждого, взаимное доверие и уважение. Взаимодействие на этом уровне позволяет субъектам не только актуализировать внутренний потенциал и возможности, но и проникать в глубины Другого, взаимораскрываться и взаимообогащаться в процессе со-бытия.

6. Принцип креативности, в основе которого лежит эвристический подход, основанный на перманентно происходящих открытиях студентами колледжа «нового» в контексте учебно-воспитательного процесса. Ориентация на творческую активность обучающихся позволяет сформировать у них способность самостоятельно находить решения профессиональных задач.

7. Принцип преемственности в музыкальной подготовке, который предполагает сохранение культурного наследия, оптимальный баланс традиций и инноваций (культурно-историческая преемственность), построение конструктивных отношений между субъектами образовательной деятельности в ценно-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2015 ♦ 4 (66) июль-август ^

стном поле культуры (преемственность как диалог), становление личности человека через последовательное освоение и присвоение культурных ценностей (преемственность как непрерывность развития).

содержательный компонент модели формирования ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности включает учебную и внеучебную деятельность, учебно-исследовательскую работу обучающихся. Дисциплины и междисциплинарные курсы профессионального блока, педагогическая практика, промежуточное и итоговое тестирование (выступления на академических концертах и технических зачётах) содержат ценностно-смысловые константы профессии музыканта. Одновременно в рамках реализации вариативной части учебного плана преподаватели Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио разработали элективные курсы по духовно-нравственному воспитанию и основам профессиональной деятельности.

внеучебная деятельность студентов петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио включает демонстрацию результатов музыкально-творческой деятельности на конкурсах и фестивалях исполнительского мастерства, участие в различных проектах, содружество с деятелями культуры и искусства как своего региона, так и с приглашёнными мастерами в области музыки (российскими и зарубежными).

одной из эффективных форм внеучеб-ной деятельности можно считать творческую школу для художественно одарённой молодёжи, основной целью которой является организация интеллектуального досуга обучающихся. Направленность такой школы определяет её содержание, которое состоит из индивидуальных и групповых занятий, общения учащихся с педагогами и мастерами исполнительского искусства, творческого взаимодействия всех участников. Результатом является подготовка творческой программы и её публичное представление.

Учебно-исследовательская работа студентов петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио включает их выступление на конференциях и семинарах, выполнение обучающимися курсовых и дипломных проектов, тематика которых предполагает анализ музыкальных произведений, стилистических направлений в музыкальном искусстве, этапов творческого пути композиторов и т.д. при этом выбираемые для исследования темы недостаточно раскрываются в учебной литературе и монографиях. Такой подход основан на развитии когнитивных качеств студентов, стимулировании их познавательной активности, формировании навыков самостоятельного поиска информации.

процессуально-операционный компонент модели включает формы, методы и технологии, которые формируют у обучающихся способность к диалоговому общению, коммуникативные навыки, эмоциональную устойчивость в процессе публичных выступлений, умение решать творческие задачи и добиваться поставленной цели.

формы, методы и технологии включают:

•индивидуальное занятие по специальности;

• исполнительский конкурс;

• фестиваль молодёжного творчества;

• групповую работу студентов в составе музыкальных ансамблей и оркестров (симфонического, духового, эстрадного, народных инструментов);

• самостоятельную тренинговую работу, в основе которой — многократное повторение музыкального фрагмента или целого произведения с целью активизации мышечной памяти;

• мастер-класс, предполагающий работу с педагогами-музыкантами и одновременно презентацию творческих достижений студентов колледжа.

оценочно-критериальный компонент модели состоит из критериев, по которым определяется уровень сформированности ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности, и показателей сформированности

этого отношения, а именно:

• полнота и системность знаний о профессии;

• готовность к различным видам музыкально-творческой деятельности;

• отношение к музыкальному творчеству как ценности;

• степень осознанности личностной и общественной значимости профессии;

• степень сформированности и полнота реализации профессиональных умений и навыков.

В оценочно-критериальном компоненте модели мы выделяем уровни сформированности ценностно-смыслового отношения студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности: низкий, средний и высокий. низкий уровень характеризуется выраженным индифферентным отношением к будущей профессии, к результатам деятельности, отсутствием мотивации и потребности творческого самовыражения. Для среднего уровня свойственно пассивное поведение студентов в учебной и внеучебной деятельности, их инертность в освоении различных видов профессиональной деятельности, позиция «школяра», неспособного мыслить и действовать вне рамок учебных занятий. Высокий уровень сформированности ценностно-смыслового отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности можно охарактеризо-

вать как осознанно-действенный. Его проявлениями можно считать активную позицию студентов, их инициативность, креативность и стремление к самоактуализации, осознание значимости и ценности приобретаемой профессии.

Результатом внедрения модели становится сформированное ценностно-смысловое отношение студентов музыкального колледжа к профессиональной деятельности. Диагностические исследования, проведённые в Петрозаводском музыкальном колледже имени К. Э. Раутио, позволили сделать на данном этапе выводы.

1. Выпускники колледжа проявляют инициативность на учебных занятиях и активность во внеучебной деятельности, высокую степень самостоятельности при подготовке программ к итоговой аттестации.

2. на экзаменах обучающие показывают хорошую исполнительскую подготовку, знание методик в области музыкальной педагогики, умение играть в ансамбле, работать над произведением в качестве руководителя хорового или инструментального коллектива.

3. студенты IV курса Петрозаводского музыкального колледжа имени К. Э. Раутио идентифицируют себя с образом педагога-музыканта, музыканта-исполнителя, специалиста в области музыкально-просветительской деятельности.

Примечания

1. Конжииеб н. М. Педагогические условия как предмет исследования // Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе. Петрозаводск : Изд-во КГПУ, 2007. C. 10—14.

References

1. Konzhiev N. M. Pedagogicheskie usloviya kak predmet issledovaniya [Pedagogical conditions as a subject of study]. Tsennostno-gumanisticheskaya orientatsiya obrazovatelnogo protsessa v shkole i v vuze [Value-humanistic orientation of the educational process at school and at University]. Petrozavodsk, Publishing house of Karelian State Pedagogical University, 2007. Pp. 10—14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.