Научная статья на тему 'Эволюция центроформирующих учреждений элементов общественно-делового центра г. Оренбурга'

Эволюция центроформирующих учреждений элементов общественно-делового центра г. Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
492
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР / ЦЕНТРОФОРМИРУЮЩАЯ ЗАСТРОЙКА / ТИПЫ ЗДАНИЙ / АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ / SOCIAL AND BUSINESS CENTER / BUILDINGS FORMING THE CENTER / BUILDINGTYPESAND ARCHITECTURAL STYLES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иконописцева О. Г.

Рассматривается эволюция типологии центроформирующей застройки, как часть процесса развития общественно-деловой системы города.Установлена периодичностьразвития иразличный генезис архитектуры на региональном уровне.Анализируется стилистика современной архитектуры, выявляется наиболее универсальный тип современного центроформирующего объекта коммерческой недвижимости. Отмечаетсярасширение типологиинедвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION TSENTROFORMIRUYUSCHIH INSTITUTIONS ELEMENTS SOCIAL AND BUSINESS CENTER ORENBURG

Describes the evolution of building typologies forming the city center, as part of the development of social and business system of the city. Set periodicity of various genesis and development of architecture at the regional level. Analyzes the style of modern architecture, reveals the most versatile type of modern commercial real estate. There is a growing real estate typology.

Текст научной работы на тему «Эволюция центроформирующих учреждений элементов общественно-делового центра г. Оренбурга»

Иконописцева О.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: olga.iconpisceva26@yandex.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕНТРОФОРМИРУЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕСТВЕННО-ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА Г. ОРЕНБУРГА

Рассматривается эволюция типологии центроформирующей застройки, как часть процесса развития общественно-деловой системы города.Установлена периодичностьразвития иразлич-ный генезис архитектуры на региональном уровне.Анализируется стилистика современной архитектуры, выявляется наиболее универсальный тип современного центроформирующего объекта коммерческой недвижимости. Отмечаетсярасширение типологиинедвижимости.

Ключевые слова:общественно-деловой центр, центроформирующая застройка, типы зданий, архитектурные стили.

Оренбург - является одним из основных-«узловых центров» обширной сети Уральских городов, играющим важное историческое значение на протяжении трёх столетий.Его архитектурно-градостроительное наследие является частью пространственной системы крупнейшего современного города ина его примере можно проследить периодичность основных этапов развития архитектуры на региональном уровне, смену стилистических тенденций, появление новых типов общественных и жилых зданий, сооружений, комплексов, ансамблей, промышленные предприятий - все это нашло свое отражение в градостроительной структуре Орен-бурга.К сожалению, исследования по историческому архитектурному наследию города единичны и требуют профессионального подхода.

Оренбургу надлежало быть губернским центром неспокойных обширных приграничных территорий и за счёт политико-экономических условий сложившихся на Южном Урале в XVIII столетии, его заложили как крупную крепость с регулярной планировочной струк-туройс индивидуальнымиособенностями, связанными с оборонительной функцией (рис. 1).

Развитие типологии зданий, формирующих индивидуальность городской среды, неотделимо от процессов центроформирования и территориально-пространственного развития города.Пограничное положение Оренбургаи множество других универсальных факторов, повлияли на композиционно-планировочное расположения основных общественно значимых зданий и комплексов в структуре города-крепости.

На первоначальном этапе формирования городской структуры центр Оренбурга выполнял административно-торговые и религиозные

функции, что характерно для городов эпохи допромышленной урбанизации. Поэтому застройка, начавшаяся с главной Губернской (Советской) улицы,к 1746 году представляла собой ряд из основных сооружений необходимых для реализаций основных функций города.

Важное композиционное значение играли высотные доминанты первых храмов построенных на Набережной площади: Преображенского - летнего и Введенского - зимнего (архитектор И.В. Мюллер). Эти постройки располагались с двух сторон площади и хорошо были видны на высоком берегу с противоположной азиатской стороны Урала.

Объёмно-стилистическое решение архитектуры первых центроформирующих зданий начала XVIII выполнялась по типовой схеме, с соблюдением установленных пропорций фасадов и скромным декором, в духе петровского барокко, который соответствовал утилитарному назначению сооружений.Многие постройки крепости не сохранились из-за пожаров и пере-

Рисунок 1. Изменение границ Оренбургской губернии (области) XVIII-XX вв.

строек, а сохранившиеся культовые постройки были разрушены в начале XX века.В стиле классицизма остались довольно скромные по внешнему виду постройки: дом П.И.Рычкова (Советская 4), не очень удачно реконструированный в конце 1990-х дом Тимашева (ул. Советская 32) (рис. 2),бывший Пушечный двор, военный госпиталь. Сохранившееся здание Гостиного двора было перестроено в XIX веке.

На начальном этапе развития города кос-новным типам центроформирующих учреждений относились:

- административно-управленческие здания (дом губернатора или градоначальника, домао-бер-коменданта, кригсцалмейстера, управа, казначейство, пограничный суд, таможня, почта);

Рисунок 4

- постройки для военно-оборонительной функции (гауптвахта, арсенал, пороховые погреба, цейхгауз, казармы);

- культоваяархитектура (церкви, кирха);

- торговыеи хозяйственные постройки (Гостиный двор,провиантские магазины, амбары, винные погреба).

Середина XIX - начало XX в. - это время расцвета дореволюционной экономики российских городов.На этом этапе развития Оренбург уже относился к числу крупнейших центров Российской Империи. Упразднив военную функцию, город вышел за пределы крепости, слившись с пригородами в единое социально-экономическое целое.

Экономический фактор и возросшая деловая активностьобусловилиинтенсификацию строительства в центральной части города путём уплотнение застройкиза счёт появление новых для города типов центроформирующих зданий, являющихся элементами формирующегося общественно-делового центра это - банки (рис. 9), биржи, страховые и кредитные общества, доходные дома (рис. 10, 11, 12), гостиницы (рис. 7), магазины, кинотеатры, промышленные предприятия. Открываются и строятся многочисленные образовательные и благотворительные учреждения, приюты, культовые постройки, железнодорожный вокзал и многое другое.

Именно в этот период в Оренбурге были построены знаковые памятники архитектуры общественного и культового зодчества, по проектам архитекторов из Москвы и Санкт-Петер-бурга.Архитектура новых типов зданий вносила в городской центр разнообразие и решалась в различных жанрах русского дореволюционного зодчества, развивавшегося в контексте мировых архитектурных направлений середины

XIX - начала XX вв.: стилизаторство, эклектика, модерн, неоклассицизм, русско-византийский стиль, псевдоготика.

Стиль русский ампир, как поздний вариант классицизма представлен в Оренбурге выдающимися образцами этоздание Краеведческого музея (Советская 28) (рис. 3), дом учителя (Советская, 17) (рис. 4), бывшее. Дворянское собрание (музей ИЗО).

Большинство из уцелевшей исторической застройки было построено в стиле эклектики из красного кирпича, что отвечало массовому и утилитарному назначению (рис. 5, 6). Это быв-

Рисунок 6. Восточные мотивы в эклектике

Рисунок 7. Бывшая гостиница «Европейская»

Рисунок 8. Изменение облика за счёт покраски и замены оконных и дверных конструкций

Рисунок 9. Здание банка

Рисунок 10. Бывший доходный дом купца Панкратова

Рисунок 11. Бывший доходный дом купца Панкратова

Рисунок 12. Доходный дом страхового общества (городская администрация)

шие городские особняки, гостиницы, промышленные и железнодорожные здания, пожарные депо. Поэтому историческая застройка центральной части Оренбурга в основном состоит из кирпичных особняков от 2-х до 4-х этажей. Яркими представителями эклектики являются дом купца Зарывнова (Хлебный переулок. 2); дом купца Серякова (Чичерина14); бывшая гостиница «Гранд-отель» (Постникова, 27); бывшая гостиница «Биржевая». (Кобозева 31)

Все постройки в стиле модерн в Оренбурге не сохранились в своем первоначальном виде. Большинство подверглись покраске, изменению в конструкциях оконных переплетов идругим изменениям, многие утратили металлические ограждения кровли (рис. 7, 8, 9, 10). Несмотря на нарушения стиля, памятниками архитектуры местного значения можно считать дома по улицам Кирова 11; Краснознаменной 14; Комсомольской 44; Ленинской 28; Советской 48; Чичерина 34; проездуКоммунаров 45; Пионерской 15; торговый дом купца Панкратова по ул. Советской 40 и некоторые другие, а также здание сегодняшней городской администрации, где ранее размещался доходный дом страхового обществапо проекту архитектора И.Ф. Курецкого (рис. 12).

В стиле псевдоготикипростроенагауптвах-та на Набережной площади (музей города Оренбурга), «англиканский»дом на углу Паркового проспекта,два совершенно одинаковых дома по улице Советской (№48, 50).Пятиэтажное здание из красного кирпича в стиле псевдоготики, возведенное в 1903 году для паровых мельниц фабриканта Юрова замыкает главную ось центральной части - ул. Советскую.

В русско-византийском стиле использовавшимся в основном при строительстве культовых сооружений, был построен разрушенный в 1930е годы Казанскийкафедральный собор, который являлся главной доминантой всего дореволюционного города (арх. А.А.Ященко), и зданиедухов-ной семинарии (Челюскинцев, 19).

Новым специфическим типом зданий являлись доходные дома и пассажи, к сожалению, если первые были построены в Оренбурге, то для задуманного строительствапассажа в городе не нашлось средств, а потом помешала рево-люция.Доходный дом это не только новый тип здания для города это по сути, это один из первых арендных бизнесов в сфере недвижимости. ВХІХвеке доходные дома уже составляли осно-

ву застройки крупных городов Европы и Рос-сии.В дореволюционной России доходные дома были широко распространены, пик строительства в Оренбурге пришелся на рубеж Х1Х-ХХ веков. Они строились по проектам лучших архитекторов, и назывались именами владельцев (ул. Кирова, ул. Советская) (рис. 10, 11, 12).

К началу XX в. центр города из административно-торгового превращается в торгово-деловой и культурно-просветительный. За счёт нового строительства главным структуроформирующими элементами центра становится сеть улиц, где сконцентрированы элементы делового центра.Общественно-деловой центрте-ряет компактность, что характернодля города-периода промышленной урбанизации и экономического расцвета в начале XX века.

К основным типам центроформирующих учреждений города периода конца XIX - нач.

XX вв. можно отнести следующие типы зданий:

- административные учреждения (Дворянское собрание, земские управы, суды, народный дом);

- деловые учреждения (банки, биржа, различные страховые и кредитные общества);

- обслуживающие и торговые учреждения (магазины, Гостиный двор, гостиницы, доходные и торговые дома, вокзал);

- культурно-развлекательные учреждения (театр, кинотеатры, библиотеки);

- культовая архитектура (Кафедральный собор, церкви, мечети, лютеранские храмы, синагога).

Все архитектурное наследие дореволюционного периода Оренбурга, не смотря на стилистическое разнообразие застройки,представ-ляло единый градостроительный комплекс с локальными ансамблями,чёткими визуальными ориентирами высотных доминант храмов, церквей, мечетей, шпилей зданий, ветряных мельниц, что в целом составляло разнообразный живописный силуэт городской среды.

С 1920 по 1925 год Оренбург был столицей Киргизской АССР, а в 1934 году стал областным центром. Основной территориальный рост города происходил за счёт присоединения посёлков левобережной части и в районе промышленных предприятий. Первым проектом расширения города в советское время стала застройка «Красного городка» в 1923-24 гг. по проекту И.В. Рянгина. В 1938 году завершилась работа

над генеральной схемой планировки Оренбурга, предусматривающей полную реконструкцию города и его исторического ядра. Полному осуществлению проекта помешала начавшаяся Великая Отечественная война, а затем и некоторое изменение концепции, связанной с сохранением памятников истории и культуры.

После 1930-х возрождающаяся в период НЭПа деловая функция исчезает, а её здания замещаются аналогичнымигосучрежениями. В первые десятилетия советского периода в возводимых объектах использовались новаторские течения, такие как: конструктивизм, функционализм. Позднее изменяется стилевая направленность советской архитектуры в сторону неоклас-сики-«стилю сталинской империи», композиционные принципы которого, позволяли в постройках возвеличивать идеологию новой власти.

С середины 1930-х годов начинается строительство многоэтажных зданий на территории центра. К этому времени значительно изменился силуэт города, так как исчезло большинство высотных сооружений, изменились силуэты городской застройки, а многие центроформирующие гражданские здания лишились характерных архитектурных деталей (эркеры, балконы, шпили, вазоны и др).

Среди довоенных построек выделяются первые капитальные общественные здания второй половины 1930-х годов в стиле монумента-лизированного неоклассицизма. Это Дом Советов по проекту арх. И. Виноградова, в решении объема и фасадов которого автор применил жесткую симметричность композиции и здание гостиницы на углу ул. Советской и Пушкинской, которое возвели на месте разрушенной части Гостиного двора (рис. 13, 14). Первыми образцами жилых домов являлись два четырехэтажных жилых дома в стиле неоклассицизма по обе стороны улицы Советской. Сих архитектурой и объемно-планировочным решением связывали перспективы на лучшую жизнь горожан (рис. 15, 16).

Во второй половине 1950-х годов все шло по разработанному Гипрогором проекту планировки. В проекте сохранялось расположение улиц и существующая застройка. В советское время до 1960-х годов в историческом центре города велось незначительное выборочное строительство в основном это жилые дома, архитектура которых сочеталась с исторической заст-

ройкой. Например, ансамбль в стиле неоклассицизма по улице Б. Хмельницкого по проектам архитектора А.Н. Постникова, два четырёхэтажных жилых дома по ул. Кобозева, одного на Матросском переулке, спуск к р.Урал, здание выставки народного хозяйства, здания театра музыкальной комедии, здания горкома КПСС по ул. Постникова.

Рисунок 13. Здание областной администрации

Рисунок 14. Здание гостиницы

Рисунок 15. Жилой дом

Рисунок 16. Жилой дом

Рисунок 17. Административно-производственное здание

Рисунок 18. Гостиница «Факел»

Рисунок 19. Офис Газпрома

Рисунок 20. Бизнес центр

В 1960-70-х годы разрабатывается типология новых центроформирующих зданий -Дворцов культуры и спорта, музеев, цирков, театров, кинотеатров, планетариев, библиотек, универмагов, домов быта, учебных заведений, НИИ и т. д.Это был период поиска универсаль-ныхархитектурныхформ, когда разрабатывались типовые проекты способные вместить разнообразные функции. Сведений о советском периоде развития архитектуры 1970-80-х гг. в Оренбурге очень мало, в основном они печатались в виде газетных и журнальных очерков и отдельных разделов путеводителей.

К новым типам центроформирующих зданий, игнорирующих контекст окружающей застройки исторического центра за счёт безликих геометризированных форм с большим процентом остекления фасадов можно отнести здания: Дома быта, 9-ти этажного Дома проектных орга-низаций,16-ти этажный административно-производственный комплекс, проектные институты по ул. Краснознамённой, Володарского, Туркестанской. Жилые 9-ти этажные дома, построенные в 1970-е гг. на территории центра возводились по типовым проектам свстроенными блоками магазинов на первых этажах.В целом стилистическое и объёмно-планировочноераз-витие архитектуры центроформирующей застройки развивалось в общемконтексте всесоюзной советской архитектуры.

К основными типами центроформирующих учреждений советского периода относились:

- административно-управленческие и научные организации (Дома советов, административно-управленческие организации, различные НИИ) (рис.17);

- объекты культурно-спортивного назначения (Дворцы культуры и спорта, стадионы);

- объекты культурно-развлекательной и обслуживающейфункции (театры, кинотеатры, цирки, планетарии, музеи, библиотеки, гостиницы) (рис.18).

Реформыв конце XX в.обусловили так же как и на рубеже Х1Х-ХХвв. повышение урба-низированности центральной зоны города за счёт строительного бума связанного с развитием третичного сектора экономики. Начало 1990-х годов характеризуется расширением типологии проектирования, возникновением новых архитектурных объектов коммерческой недвижимо-

сти: офисов, представительств, банков, торговых домов и т. д., а также ростом масштаба мероприятий, связанных с использованием существующего фонда застройки в городе, так как спрос опережал предложения на формирующемся рынке недвижимости.

На современном этапе развития за счёт повсеместности деловой функции в городской структуре и организации новых общественно-деловых зон, принимающих на себя качество, центральности,центроформирующие объекты вышли за пределы исторического центра и районных подцентров города (рис. 19). Они повсеместны и разнообразны по масштабу, функции и классификации, особенно в секторе торговой недвижимости. От небольших объектов до крупнейших многофункциональных комплексов.

Современный тип центроформирующего здания на территории исторического центра Оренбурга - это универсальный относительно небольшой бизнес-центр и специализированный торговый дом со свободной планировочной организацией внутреннего пространства, которая позволяет создать развитую инфраструктуру (рис. 20, 21, 22).

Функция на сегодняшний день не влияет на выбор архитектурной стилистики объекта, которая может быть представлена в различных исторических и современных архитектурных

Рисунок 21. Торговый дом

Рисунок 22. Торговый дом

направлениях. Реализованные в Оренбурге по-стройкив секторе коммерческой недвижимости представлены в:

- модернизированном эклектизме - середина 1990-х - начало 2000-х годов (рис. 21);

- постмодернизме - включающем несколько архитектурных направлений (рис. 19, 20, 22)

3.02.2014

Список литературы:

1. Гельфонд, А. Л. Деловой центр как новый тип общественного здания: Монография // А. Л. Гельфонд; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ. - 2002. - 129 с. ил.

2. Иконописцева, О.Г.Современное строительство и проектирование на территории исторического центра Оренбурга / О.Г. Иконописцева // Дизайн в пространстве национальной культуры: инновации и итрадиции: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Оренбург. - 2011. - С. 181-190: ил.

3. Крашенинникова, Н.Л. Облик русского города XVIII в. На примере Оренбурга / Н.Л. Крашенинникова // Архитектурное наследство. - М. : 1976. - № 24.

4. Райский, П.Д. Путеводитель по городу Оренбургу 1915 года / П.Д. Райский - Оренбург : Оренбургское книжное издательство. - 2000. - 176 с.

5. Смирнов, С.Е. Оренбургу 260 / С.Е. Смирнов, Е.А. Семенов, РШ Ахметов - Оренбург : Оренбургское книжное издательство «Димур». - 2004. - 400с.

6. Соколов, Л.И. Центр города - функции, структура, образ / Л.И. Соколов - М. : Стройиздат. - 1992. - 351 с.

7. Оренбург / Л.И. Футорянский [и др.] - Оренбург : Оренбургское книжное издательство. - 1993. - 270 с.

Cведения об авторах:

Иконописцева Ольга Георгиевна, старший преподаватель кафедры архитектуры Оренбургского государственного университета, кандидат архитектуры 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372521, e-mail: olga.iconpisceva26@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.