Научная статья на тему 'Методические аспекты изучения архитектурных стилей в общеобразовательной школе'

Методические аспекты изучения архитектурных стилей в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ARCHITECTURE / ARCHITECTURAL STYLE / ARCHITEC¬TURAL HISTORY / SECONDARY SCHOOL / FINE ARTS LESSONS / RECOMMENDATIONS ON TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русакова Татьяна Геннадьевна, Бреусова Татьяна Александровна

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что «изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры». Архитектура самый масштабный из всех видов пластических искусств, с его произведениями мы соприкасаемся чаще, чем с любыми другими. Архитектурные сооружения, создавая своеобразную архитектурную среду, позволяют изучать культурные и исторические процессы в контексте художественного мировосприятия. Архитектура окружает нас, на ее примере можно изучать историческое развитие людей, города, рассматривать меняющееся со временем мировоззрение. В программах общеобразовательной школы знакомство с архитектурой на уроках изобразительного искусства предусматривает самые разные формы: знакомство с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению. Изучение архитектуры предполагает наличие у школьников определенного багажа знаний, полученных в курсе других дисциплин: истории, литературы, черчения. Предлагая для восприятия произведения архитектуры, изучая со старшеклассниками ее художественный язык, можно поновому раскрыть интеграционные связи с этими учебными предметами. Это дает перспективу сложения системы образования с учетом культурного наследия родного края, неотъемлемой составной части опыта всего русского народа. В статье отмечается специфика архитектурных стилей города Оренбурга (классицизм, ампир, неоготика, модерн и др.), характерная именно для местных построек и предлагаются методические рекомендации по ознакомления учащихся 8 класса общеобразовательной школы с архитектурными стилями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE STUDY OF ARCHITECTURAL STYLES IN SECONDARY SCHOOL

In the federal state educational standard of general education it is noted that “the study of fine arts at school aims at inculcating an artistic way of understanding the world, giving a system of knowledge and values on the basis of their own artistic and creative activities and experiences of initiation of the outstanding phenomena of Russian and foreign art and culture”. Architecture the biggest of all kinds of plastic arts, we come into contact with its works more often than with any other. Architectural structures, creating a distinctive architectural environment, allow to explore the cultural and historical processes in the context of artistic perception of the world. Architecture surrounds us, it makes it possible to study the historical development of people, cities, to consider the changing worldview. In the school curricula introduction to architecture at fine arts lessons provides a variety of forms: the rules of linear perspective, drawing architectural objects from nature, drawing from memory and performance. The study of architecture implies the existence of a certain school of baggage of knowledge obtained in the course of other disciplines: history, literature, drawing. Offering for the perception a work of architecture, studying its artistic language with high school students can reveal a new connection with the integration of these academic subjects. This makes the prospect of adding the education system taking into account the cultural heritage of the native land, an integral part of the experience of the entire Russian people. The article analyzes the architectural styles of the city of Orenburg (classicism, Empire, Neo-Gothic, Art Nouveau, and others.), examines their specificity, characteristic of the local buildings and suggests guidelines for teaching architectural styles to pupils of 8 forms in secondary schools.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты изучения архитектурных стилей в общеобразовательной школе»

УДК 372.874

Русакова Т.Г., Бреусова Т.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: rus-tg@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что «изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры». Архитектура - самый масштабный из всех видов пластических искусств, с его произведениями мы соприкасаемся чаще, чем с любыми другими. Архитектурные сооружения, создавая своеобразную архитектурную среду, позволяют изучать культурные и исторические процессы в контексте художественного мировосприятия. Архитектура окружает нас, на ее примере можно изучать историческое развитие людей, города, рассматривать меняющееся со временем мировоззрение.

В программах общеобразовательной школы знакомство с архитектурой на уроках изобразительного искусства предусматривает самые разные формы: знакомство с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению. Изучение архитектуры предполагает наличие у школьников определенного багажа знаний, полученных в курсе других дисциплин: истории, литературы, черчения. Предлагая для восприятия произведения архитектуры, изучая со старшеклассниками ее художественный язык, можно по-новому раскрыть интеграционные связи с этими учебными предметами. Это дает перспективу сложения системы образования с учетом культурного наследия родного края, неотъемлемой составной части опыта всего русского народа.

В статье отмечается специфика архитектурных стилей города Оренбурга (классицизм, ампир, неоготика, модерн и др.), характерная именно для местных построек и предлагаются методические рекомендации по ознакомления учащихся 8 класса общеобразовательной школы с архитектурными стилями.

Ключевые слова: Архитектура, архитектурный стиль, история архитектуры, основная школа, урок изобразительного искусства, методические рекомендации.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается, что изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественную картину мира, систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры [15].

Архитектура - самый масштабный из всех видов пластических искусств, который, создавая своеобразную архитектурную среду, позволяет изучать культурные и исторические процессы в контексте художественного мировосприятия. На материале архитектурных построек можно изучать историческое развитие города и его жителей, рассматривать меняющееся со временем мировоззрение народа, трансформации эстетического вкуса и взаимоотношений человека и пространства.

Несмотря на то, что в программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы знакомство с архитектурой на

уроках изобразительного искусства начинается с первого класса и решает ряд образовательных задач (знакомство с правилами линейной перспективы, рисование с натуры архитектурных объектов, рисование по памяти и представлению образов зданий, городских и сельских улиц [9]), более подробное изучение архитектурных стилей связано с необходимостью решения ряда проблем: отсутствием системности и комплексности в подаче материала; недостаточным вниманием педагогов к культуро-творческому потенциалу гуманитарных дисциплин; неготовностью реализовывать на уроке региональный компонент образования; низкой мотивацией обучающихся [1], [2], [13].

Анализ уроков изобразительного искусства в школах города и тестирование учителей изобразительного искусства Оренбурга и Оренбургской области показал слабое знание учебного материала для 8 класса, связанного с архитектурными стилями, их спецификой, историческим развитием, а также проблемными оказались вопросы, касающиеся выявления специфических стилевых элементов в зданиях,

которые многие десятилетия украшают улицы города. В частности, у более чем 60% опрошенных вызвали затруднения вопросы, требующие самостоятельного художественного анализа известных архитектурных сооружений города [4], [7], [13]. Это является одной из причин снижения качества подготовки обучающихся по предмету «Изобразительное искусство».

Уникальность архитектуры Оренбурга заключается в том, что он изначально был задуман и закладывался как город-крепость, т. е. не имеет «деревенских» корней. И возводимые архитектурные постройки, соответственно, отражали стиль, дух и, в некоторой степени, моду времени. На основе изучения искусствоведческих источников и самостоятельного художественного анализа стилей архитектурных построек города Оренбурга, мы установили ряд специфических особенностей, позволяющих более точно определить стиль того или иного здания. Результаты нашего исследования не претендуют на окончательность, поскольку большинство из архитектурных сооружений Оренбурга достаточно эклектичны. Мы условно соотнесли описываемые здания с известными стилями, подчеркнув наиболее выраженные характеристики отдельных элементов постройки или декора.

Для стиля классицизм характерно обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности; регулярность планировки и четкость объемной формы; наличие ордера, в пропорциях и формах близкого к античности; симметрично- осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки города. В качестве украшения входа - портик, увенчанный фронтоном или аттиком. В Оренбурге, как и других небольших городах России, в городских особняках заменой портику часто служил простой мезонин. При этом стены нижнего яруса обычно обрабатывались рустикой, а на верхних ярусах преобладали гладкие поверхности [3], [11]. В Оренбурге к данному стилю можно отнести дом Рычкова (ул. Советская, 4), Военный госпиталь (пер. Госпитальный, 3), Гостиный двор (ул. Советская, 23), здание в переулке Матросский, 22, Дом советов (ул. Советская, 60).

Ампир (поздний классицизм) предполагает обязательное наличие колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, в декоре используются мотивы, практически без изменений повторяющие античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиные лапы и тому подобные скульптурные конструкции. Элементы располагаются упоря-доченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Монументальные формы, богатый декор с элементами военной символики отражают прямое влияние художественных форм Римской империи, частично Древней Греции были призваны подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличие сильной армии [11]. Образцами данного стиля в Оренбурге являются здание Краеведческого музея (ул. Советская, 28), Оренбургский областной музей изобразительных искусств (пер. Каширина, 29), ул. Советская, 28 - бывш. дом купца Еникуп-цева, Институт усовершенствования учителей (бывшая канцелярия оренбургских генерал-губернаторов), Дом учителя (ул. Советская, 17), здание под №31 в переулке Каширина.

Эклектика - свободное сочетание декоративных форм разных стилей в одном здании, общая измельченность форм (вместо монументальных портиков «большого ордера» -плоские поярусные пилястры), появление на фасадах атлантов, кариатид, герм. Характерно изобилие декора по сравнению с ампирной скупостью, мелкая рустовка всего фасада вместо крупной рустики цокольной части. Для эклектики характерна также отделка фасадов и интерьеров в ренессансном, греческом, римском, готическом, древнерусском, романском и даже мавританском или китайском стиле. В Оренбурге эклектичный стиль можно наблюдать на примере здания Дома пионеров (Хлебный переулок, 2), здания бывшего Жандармского управления, сейчас это центр планирования семьи (ул. Гая, 13), корпуса Торгового института (ул. Пушкинская, 51), здания, где сегодня располагается один из корпусов Облавтоу-правления (бывший Николаевский женский институт, Хлебный пер, 4), дома купца Се-рякова (ул. Чичерина, 14), бывших гостиниц «Гранд-отель» (Постникова, 27) и «Биржевая» (ул. Кобозева, 31).

Псевдоготика (ложная готика) отличается от монохромной европейской готики широким использованием красного кирпича с белокаменными деталями, чугунных конструкций и полихромии. Примерами данного стиля можно считать здание бывшей гауптвахты (Музей города Оренбурга), домну углу Паркового проспекта и улицы Рыбаковской, дома по ул. Советской №48 и 50.

Русско-византийский стиль отличает отсутствие портиков и других классических форм с фасадов. Использование характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов: полуциркульные арки и арочные проемы, ки-левидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры; нарочитая массивность и весомость архитектурных форм, измельченный характер обработки фасадов [10]. Эталоном данного стиля был Казанский кафедральный собор.

Кирпичный стиль. Рациональность и экономичность кирпичного стиля позволили применять его в самых различных архитектурных модификациях (готической и романской, древнерусской и ренессансной), в зданиях массового и утилитарного назначения кирпичный стиль представляет собой рационализацию эклектики для массового строительства. Кирпичная кладка выполняет декоративное значение, украшая здание узорами из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, терракотовых вставок, нередко использовался природный камень. Отличительной чертой стала замена лепных украшений и штукатурки декором из нештукатуренного кирпича [12]. Постройки в этом стиле были относительно недороги и более «неприхотливы», что в условиях резкоконтитентального климата Оренбурга оказалось востребованным. Поэтому образцов данного стиля в Оренбурге можно встретить достаточно много: дом купца Серякова (ул. Чичерина, 14), пятиэтажное здание, возведенное в 1903 году для паровых мельниц фабриканта Юрова (сейчас один из корпусов мелькрупза-вода по улице Ташкентской), ул. Чичерина, 49, ул. Кобозева, 25, 27, 24, 30, 31; дом по улице Кобозева, 31 (бывшая гостиница «Биржевая»), здания по ул. 9 Января, 40, 48, 54, 57, 58 и т.д.

В специфическом для построек исторического Оренбурга купеческом стиле, отличающемся исключительной внешней нарядностью и обилием декоративных лепных форм, нашла отражение присущая тому времени ностальгия по русским национальным формам. Пышное убранство зданий с изощренной декоративной обработкой фасадов было характерно, например, для русской «узорочной» архитектуры XVII века [3]. Иногда это обилие переходит в аляповатость, но было бы ошибкой считать купеческий стиль только негативным явлением. По-видимому, эти идеи декора соответствовали провинциальным вкусам: здесь причудливо переплетены весьма вольные интерпретации форм классического типа, мотивы барокко, украшательские «кудрявые» орнаменты древнерусского типа и совершенно своеобразные местные архитектурные детали и приемы. Купеческий стиль характерен в основном для небольших и средних городских особняков, которые, к сожалению, отличаются крайней запущенностью - по причине распространения мнения, что выстроенные в этом стиле здания не представляют художественно-исторической ценности. Вызывает интерес и цветовое оформление домов купеческого стиля: поверхности стен окрашивались, как правило, в красно-коричневые, охристо-желтые, изумрудно-зеленые цвета различный оттенков, а лепной декор выделялся белилами или светло-серым колером. Здание бывшего представительства Эмира Бухарского в Оренбурге (Бухарский переулок, 21), дом по улице Пролетарской, 80, бывший Торговый дом (ул. 9-го Января, 40), центральная часть дома по ул.Чичерина, 63 выполнены именно в купеческом стиле.

Нарочитая асимметрия фасадов и объемов изломанность форм на фасадах и в интерьерах, разнообразные размеры и формы окон, дверей, лестниц, перил ограждения, эркеры всевозможных очертаний; плоские карнизы с большим выносом на изящных изогнутых кронштейнах; сложные силуэтные формы в венчающих частях зданий, живописная (а не архитектурная) обработка фасадов с изображением извивающихся растений, женских голов с длинными развевающимися волосами, а также привлечение скульптуры, монументальной живописи, цветных

вставок, облицовка фасадов лицевым кирпичом в сочетании со штукатурными лепными деталями, виртуозное владение материалом и высокое качество отделки, умение придать декоративным элементам любую, самую сложную форму («текучие» металлические ограждения, изогнутые кровли и козырьки, сложнейший орнамент остекленных оконных и дверных переплетов) - все это черты «нового стиля» - модерна [8]. Образцов данного стиля в Оренбурге сохранилось также значительное количество, например здание Госбанка (ул. Ленинская, 28), здание, где сегодня помещается детская больница № 2 (ул. Пионерская, 15), Главный почтамт (ул.Кирова. 16), здания по ул. Советская, 52, Пролетарская, 20, проезд Коммунаров, 45, Номера Коробкова (ул. Чичерина, 34), Дом Панкратова (ул. Кирова, 9), дома по ул. Кобозева, 32, 43, 54.

Неорусский стиль охватывает все множество зданий, начиная от имитаций русского классицизма, ампира, до неузнаваемо «модернизированных» построек, «классических» лишь по весьма отдаленным ассоциациям. По творческому методу это та же эклектика, что и в середине XIX века, однако на иной основе, испытывающей сильное влияние модерна и обогащенной новыми техническими возможностями завершения угловых ризалитов пирамидальными шатрами бочкообразные полуколонны «тройного» окна четвертого этажа в угловых ризалитах крыша центрального ризалита, крытая стальным штампованным листом типа «рыбья чешуя», общая нарочитая массивность здания, особенно его цокольной части [3], [6]. Примерами неорусского стиля можно считать здание на углу улицы 9-го Января и переулка Свобо-дина (неоклассицизм здесь тесно переплетён с модерном и даже кирпичным стилем); здание на пересечении улиц Пролетарской и Рыбаков-ской, пятиэтажное здание на углу улицы Кирова и Матросского переулка.

Изучение архитектуры в школе предполагает глубокую подготовку педагога в данном вопросе и наличие у обучающихся определенного багажа знаний, полученных в курсе других дисциплин: истории, литературы, черчения. Предлагая для восприятия произведения архитектуры, изучая со старшеклассниками ее художественный язык, можно по-новому раскрыть

интеграционные связи с этими учебными предметами. Это дает перспективу формирования системы образования с учетом культурного наследия родного края как неотъемлемой составной части опыта всего русского народа [13].

С позиции средового подхода, целеполага-ние учителя и обучающихся может строиться как процесс освоения и присвоения ценностей и смыслов художественно-эстетической среды [14]: развития её компонентов в динамике, исторических, социальных и эмоциональных связей, складывающихся в пространственно-временном континууме исторических зданий и современных построек, понимание и осознание себя как части живого организма под названием «город». В этом случае оптимальным средством изучения учебного материала может стать образовательная экскурсия.

Интересную интерпретацию урок может получить при применении метода проектов. Для этого классу в качестве задания следует предложить создать образы архитектурных построек, созвучные с реальными зданиями города, или выполнить макеты реальных зданий. Для этого необходимо собрать предварительную информацию об изучаемом здании (историю, первоначальный вид, возможны проектные материалы). Индивидуально-коллективная форма работы на уроке обеспечит заинтересованность подростков не только в художественно-творческой деятельности, но и мотивирует дальнейшее изучение материала самостоятельно.

Традиционный урок с применением информационно-коммуникационных технологий способен дать обучающимся систематизированную и более объемную информацию, но степень их творческого участия снизится, что скажется и на снижении качества знаний. В ОГПУ на кафедре художественно-эстетического воспитания под руководством Т.Г. Русаковой студентка отделения изобразительного искусства Т. Жирнова разработала проект рабочей тетради, включающий информацию об архитектурных стилях, вопросы для самоконтроля, формулировки заданий. Ценность данного пособия заключается в наличии информации по региональной архитектуре - с фотографиями и зарисовками с натуры, выполненными студенткой. Данный материал, пере-

веденный в формат презентации, также может повысить качество образовательного процесса по изобразительному искусству в основной общеобразовательной школе. Один из разворотов тетради представлен на рисунке 1.

Любой из перечисленных подходов будет более эффективным при соблюдении ряда педагогических условий: соблюдение принципа единства впечатлений; «уникальность встречи» - предъявление, по возможности, во время каждой встречи только одного «шедевра»; создание «момента удивления», то есть стимулирование смыслотворческой деятельности обучающегося. Такой «момент удивления» возникает чаще всего тогда, когда ученик обнаруживает красоту в неброском внешне, а иногда и привычном предмете, в данном случае - постройке, мимо которой он постоянно проходил, не останавливаясь и не вникая в детали.

Изучение художественно-исторического материала (архитектурные стили) в непосредственно архитектурной среде города обеспечивает формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; развитие художественного вкуса и способности к эстетической оценке произведений искусства, умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры окружающей жизни;

понимание значения искусства в жизни человека и общества.

Теоретический анализ и изучение передового педагогического опыта показывает, что эффективность формирования представлений обучающихся о стилях архитектуры обусловлена соблюдением ряда методических аспектов изучения данной темы [5], [9]:

- задачи каждого урока должны отражать дифференцированный подход к формулировке заданий для учащихся, учитывающий уровень подготовленности, творческие способности и мотивационную готовность к изучению темы;

- наглядно-дидактическое сопровождение уроков должно активизировать все способы визуального восприятия информации обучающимися - информационно-коммуникационные технологии (слайд- и диафильмы, презентации, видеосюжеты, аудиозаписи и проч.) способны создать на уроке определенного рода смарт-среду; учебники и рабочие тетради обеспечат формирование учебных метакомпетенций; дидактические таблицы, раздаточный материал, технологические карты, наглядные пособия будут способствовать более качественному усвоению материала и развитию самостоятельных навыков творческой работы;

- свобода выбора способов выполнения поставленных задач на этапе самостоятельной работы обучающихся, разнообразие ви-

Рисунок 1. Скриншот страницы рабочей тетради

дов художественно-творческой деятельности (изображение на плоскости и в объеме разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами) - важное средство не только стимулирования творческих способностей, но и активизации познавательной деятельности;

- система контроля усвоения знаний и обобщение результатов деятельности обучаю-

щихся по изучению архитектурных стилей, выстроенные с учетом особенностей региональной архитектуры, способны стать своего рода точкой смыслообразования, когда накопленные знания и опыт позволяют человеку выйти на постижение духовных смыслов изучаемых культурных явлений.

10.04.2015

Список литературы:

1. Бычкова, Н.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Н.В. Бычкова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011: - №27. - С. 95-97

2. Ганжа, Н. И. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время [Текст] / Н.И. Ганжа // Молодой ученый. 2015. - №1-2 (81). - С. 7-9.

3. Дорофеев, В.В. Архитектура г. Оренбурга XVIII - ХХвеков [Текст] / В.В. Дорофеев. - Оренбург: Южный Урал, 2007. - 176 с.

4. Дубцова, Е.К. Проблемы исследования художественной культуры Оренбуржья [Текст] / Е.К. Дубцова //Приволжский научный вестник. 2013. - № - С. 142-145

5. Ермолинская, Е.А. Как грамотно выстроить урок изобразительного искусства в школе [Текст] / Е.А. Ермолинская // Педагогика искусства. 2010. -Том: 1. - С. 61-76

6. Иконописцева, О.Г. Современные структуроформирующие факторы городской среды (на примере Оренбурга) [Текст] / О.Г. Иконописцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург: ООО ИПК «Университет». 2014. - С. 660-662.

7. Камскова, Т.А. Актуальные вопросы истории культуры Оренбуржья [Текст] / Т.А. Камскова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. - № 5 (141). С. 47-52

8. Кобер, О. И. Некоторые особенности стиля модерн в архитектуре Оренбурга [Текст] / О.И. Кобер // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. - № 5 (166). С. - 186-193

9. Особенности проектирования и конструирования уроков и рабочих программ по изобразительному искусству в современном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие / Составитель: Торлопова Н.Г. - Сыктывкар, 2011. - 60с.

10. Пономаренко, Е.В. Архитектура храмов Оренбурга XVIII - середины XIX века [Текст] / Е.В. Пономаренко // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2013. - С. 86-89

11. Пономаренко, Е.В. Классицизм в культовой архитектуре южного Урала и классические черты в современной архитектурной практике [Текст] / Е.В. Пономаренко // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2009. - № 32 (165) - С. 52-55

12. Пономаренко Е.В. Особенности «красно-кирпичного» стиля на южном Урале [Текст] / Е.В. Пономаренко // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. - № 23. - С. 175-179

13. Речкова, С.В. Реализация национально-регионального, этнокультурного компонента через урок изобразительного искусства в условиях введения ФГОС [Текст] / С.В. Речкова // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2013. - С. - 116-117

14. Русакова, Т.Г. Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии оценки [Текст] / Т.Г. Русакова, Т.А. Бреусова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2011. - №9 (128), - С.125-129.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf

Сведения об авторах:

Русакова Татьяна Геннадьевна, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета,

доктор педагогических наук, профессор rus-tg@yandex.ru

Бреусова Татьяна Александровна, доцент кафедры художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета,

кандидат педагогических наук tatyanabreusova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.