Научная статья на тему 'Эволюция трудового воспитания в отечественной педагогике в XIX- XX веке'

Эволюция трудового воспитания в отечественной педагогике в XIX- XX веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1599
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / LABOR EDUCATION / ТРУД / LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степченко Екатерина Валерьевна, Иванова Елена Александровна

В нынешнем обществе обесценивается роль труда. Но ведь трудовое воспитание играет большую роль в воспитании подрастающего поколения. Именно в труде человек развивается духовно и физически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The evolution of labor education in the national pedagogy in XIX - XX century

The role of labour is devalued in today's society. But labour education plays a big role in the upbringing of the younger generation. It is in labor that man develops spiritually and physically.

Текст научной работы на тему «Эволюция трудового воспитания в отечественной педагогике в XIX- XX веке»

Эволюция трудового воспитания в отечественной педагогике в XIX- XX веке The evolution of labor education in the national pedagogy in XIX - XX century

Степченко Екатерина Валерьевна Stepchenko Ekaterina

Иванова Елена Александровна

Кандидат педагогических наук

Ivanova Elena

Candidate of pedagogics

Аннотация.

В нынешнем обществе обесценивается роль труда. Но ведь трудовое воспитание играет большую роль в воспитании подрастающего поколения. Именно в труде человек развивается духовно и физически.

Annotation.

The role of labour is devalued in today's society. But labour education plays a big role in the upbringing of the younger generation. It is in labor that man develops spiritually and physically.

Ключевые слова: трудовое воспитание, труд.

Key words: labor education, labor.

Цель исследования: раскрыть педагогические идеи К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко о трудовом воспитании.

Методы: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, сравнительный анализ.

Вывод: в современности стоит учитывать идеи К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко в воспитании подрастающего поколения, так как воспитывая через труд, можно добиться положительных результатов в формировании личности.

Авторы статьи: студент Степченко Екатерина Валерьевна и кандидат педагогических наук Иванова Елена Александровна

Актуальность проблемы трудового воспитания обусловлена тем, что в нынешнем обществе обесценивается роль труда. Современный человек воспринимает трудовую деятельность лишь как средство улучшения материального благосостояния, трансформируя свой труд в денежные единицы и забывая об этической, духовной составляющей труда. Связано это с искаженным восприятием труда как выполнение работы, за которую должны платить. Но ведь не всякий труд есть работа. К тому же, такая ситуация, условно назовём её как труд-работа, за которую платят деньги, объясняется нарушением модели трудового воспитания в раннем возрасте. А ведь именно труд играет огромную роль в становлении личности. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее, более скоординированы. Труд требует от ребенка сообразительности, тренирует память, развивает мышление, заставляет проявить природную смекалку. В процессе труда воспитывается самостоятельность, развивается инициатива,

ответственность.

Проблеме трудового воспитания уделяли внимание такие великие отечественные педагоги как К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Зарубежные педагоги, такие как И.Г.Песталоцци и Г.Кершенштайнер также не обошли вниманием этот вопрос. Рамки статьи не позволяют так глубоко изучить идеи трудового воспитания, поэтому остановимся на идеях отечественных педагогов - К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко.

Основатель отечественной научной педагогики К.Д.Ушинский вывел цели воспитания - формирование активной и творческой личности, посредством труда [9]. При этом он не рассматривал труд обособленно, а предполагал подготовку к труду, как умственному, так и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. К.Д.Ушинский рассматривал

труд учащихся в школе в различных его формах в качестве главнейшего фактора воспитания и образования. Он решительно выступал против «забавляющего» обучения, против желания некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким [2]. Само стремление некоторых педагогов облегчить труд детей вполне понятно, но в перспективе это окажет более деструктивное влияние. Дети в процессе обучения должны привыкать к труду, к преодолению трудностей. Учить, играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжелый, быстро изнуряет непривычного [3, С.23]. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Этот тезис служит основой для других педагогов.

В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский делает акцент на огромном значение роли труда в формировании личности [10]. В данной статье он отрицательно высказывается о праздности и призывает в первую очередь ценить труд, пишет, что именно труд создает те самые ценности: нравственные и моральные, а не материальные. В труде воспитываются качества человека как личности. Он не единожды отмечал, что труд служит главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Труд, по мнению К.Д.Ушинского, необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья [1].

По словам К.Д.Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни» [11, С.20]. Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.

Физический труд, К.Д.Ушинский считал очень полезным, подчеркивая необходимость совмещать физический и умственный труд в своей деятельности. В своих работах он говорил о труде и указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли» [10,С.54].

Среди когорты педагогов, которые занимались изучением проблемы трудового воспитания, особое место занимает А.С.Макаренко.

Труд, по мнению А.С.Макаренко, является необходимым фактором воспитания во всей педагогической системе. Основной его работой посвященной проблеме трудового воспитания являются «Лекции о воспитании детей» [5]. В ней он писал: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов» [8, С.9]. Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным. Более того, труд в широком смысле является основной формой проявления личности, личностных качеств и заложенных в ней способностей [12].

В самом же процессе трудовой деятельности детей, говорил А.С.Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать свою работу, формировать бережное отношение ко времени, к орудиям производства и к материалам, а так же добиваться высокого качества работы. Чтобы избежать ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида трудовой деятельности на другой [7].

Отдельного внимания заслуживают указания А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети долгое время несли ответственность за назначенную им работу. Например: поливать цветы; вытирать пыль; кормить котенка или щенка; отвечать за порядок в шкафу; помогать матери в определенных хозяйственных функциях (каждая семья в зависимости от условий своей жизни и возраста детей сможет исправить и дополнить этот список) [6]. В данном примере именно такое личностное качество как ответственность формирует отношение к труду, а, следовательно, воспитывает.

По мнению А.С.Макаренко, начинать трудовое воспитание нужно, прежде всего, с игры. Не стоит и говорить, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Поэтому воспитание будущего деятеля должно происходить, прежде всего, в игре. Потому что, какой ребенок в игре, такой он будет и в работе, когда вырастет. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры, в её постепенном переходе из чего-то развлекательного

непосредственно в работу. Этот переход совершается довольно медленно. В самом младшем возрасте ребенок только и делает что играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы так называемого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, одеваться. Но даже и в эту работу он еще вносит много игры. И именно с этого момента начинается приспособление к труду.

В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребенку даются все более и более сложные задания, сначала только в целях самообслуживания, а потом и такие работы, которые имеют значение для всей семьи. Но игра в это время составляет главное наиболее увлекательное занятие ребенка. В школьном возрасте трудовая деятельность уже занимает очень важное место, она связана с более серьезной ответственностью, а так же и с более определенными и ясными представлениями о будущей жизни ребенка, это уже такая работа, которая близко стоит к общественной деятельности [7].

Самое главное в детской игре добиться следующего:

1. Чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил и комбинировал.

2. Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.

3. Чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, берег ее. В месте хранения игрушек всегда должен быть полный порядок, должна производиться уборка. Игрушки не должны ломаться, а в случае поломок должен производиться ремонт; если он труден, то с помощью родителей [8].

Как мы уже увидели К.Д.Ушинский и А.С.Макаренко придавали труду важное значение в формировании личности ребенка. Они оба считали, что в воспитании обязательно должен присутствовать труд. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у детей в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Подводя итог, сделаем вывод о том, что современным педагогам стоит учитывать идеи К.Д.Ушинского и А.С.Макаренко в воспитании подрастающего поколения, так как воспитывая через труд, можно добиться положительных результатов в формировании личности.

Наша работа на этом не закончена, планируется дальнейшее рассмотрение данной темы.

Список используемой литературы:

1. Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. - М.: Просвещение, 2002. - 312 с.;

2. Белозерцев, Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге / Е.П. Белозерцев. - М.: Роман-газета, 1994. -191 с.;

3. Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского. - М.: Просвещение, 1984. - 270 с.;

4 Климов Е.А. Вопросы психологии труда в творчестве К.Д. Ушинского. - М.: Академия, 2001. - 83 с.;

5 Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 354 с.; 6 Макаренко А. Лекции о воспитании детей: Учебное пособие / А.Макаренко. -М.: Знание, 1940. - 120 с.http://www.makarenko.edu.m/ЫЫю.htm;

7 Макаренко А.С., «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда», 1987. - 2208 с.;

8 Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1986. - 612 с.;

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998. - 86 с.;

10. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии.

4. 2. - М.: Изд-во УРАО, 2002. -91 е.;

11. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./ Под ред. А. И. Пискунова. - М., 1974. -79 е.;

12. Фролов А.А., «Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко» под редакцией В.А. Сластенина и Н.Э. Фере, Горький, ГГПИ им М. Горького. - М.,1976. - 42 е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.