ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА РОССИЙСКИХ АПТЕК Т.П. Лагуткина, А.Г. Тср-Газарян
Кафедра управления и экономики фармации, медицинский факультет, РУДН, ул. Миклухо-Маклая, 8, 117198, Москва, Россия
Описывается эволюция социального восприятия образа аптечных организаций с момента их возникновения на Руси. Рассматриваются спады и подъемы в отношениях к аптекам на протяжении грех временных периодов (период до революции 1917 г., советский период и период после распада СССР) и отражается современное состояние социального восприятия аптек.
Все в этом мире подвержено переменам. Эти перемены происходили и происходят повсеместно, они затрагивают каждого, неся что-то положительное или отрицательное. И совершенно понятно, что аптека тоже не стала исключением из общего правила, она стремилась к переменам, повинуясь ходу истории, со дня своего возникновения и до нынешнего момента. Изменялся ее внешний вид, ее внутреннее устройство, личные отношения между работниками, ее целевая аудитория, и как результат, изменялось отношение к ней простых людей и власть имущих.
Литературный обзор источников прошлого и современности позволил представить в эволюционном развитии схему социального восприятия образа аптек. Для анализа нами было выбрано три временных периода: период до революции 1917 г., советский период и период после распада СССР. В каждом рассматриваемом нами временном отрезке наблюдалось изменение социального восприятия образа аптек.
Первая государственная аптека на Руси появилась в 1581 г. Она была организована царем Иваном IV, открыл ее аптекарь Джеймс Френч. Это была царская аптека, она была построена в здании напротив Чудова монастыря и соборов. Снабжалась аптека лучшими лекарствами из-за границы и различных регионов России [2].Отличало ее богатство убранства. Стены были обиты дорогим сукном, на полах находились роскошные ковры, аптечная посуда была изготовлена из благородных металлов. Пользоваться этой аптекой могли только царь и его семья.
Спрос на лекарства постоянно рос, но, несмотря на это, до 1672 г. существовала только одна государева аптека. Поэтому по специальному указу царя Алексея Михайловича от февраля 1673 г. была открыта вторая аптека («Новая»). Эта аптека производила больший по сравнению с первой отпуск лекарств, но она обслуживала лишь приближенных царя и армию [3]. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче издается указ об открытии третьей государственной аптеки в Москве. Аптеку разместили у Никитских ворот в первом гражданском госпитале. Указом 1701 г. предписывалось открыть в Москве восемь частных (вольных) аптек.
Но наибольшее количество аптек появилось в эпоху правления Петра I, и в этот временной период положительное отношение к аптекам достигло своего максимума. Именно в это время закладывались основы российского фармацевтического законодательства, появилось большое количество нормативных документов, регламентирующих работу аптек, открывались новые аптеки, стали обучать россиян аптекарскому делу [4].
С момента возникновения общедоступных аптек и до середины XVIII века отношение к аптекам было сугубо положительное. Аккуратность и чистота помещений, добродушное отношение к посетителям - вот залог успеха аптеки. Никто из заходящих в аптеку людей не оставался незамеченным, обделенным или обиженным, ни у кого не возникало чувства, что его хотят обмануть, каждый посетитель аптеки чувствовал, что находится среди понимающих и сочувствующих людей. Кроме того, в аптеке просто было приятно находиться. Роскошь убранства, завораживающие дух баночки и флакончики, содержащие различные зелья, порошки и пилюли - все это привлекало обыденных посетителей. Именно внутреннее устройство помещения в совокупности с человечностью и пониманием работников создавали позитивное отношение к аптеке.
Однако в середине XVIII века отношение к аптекам коренным образом изменилось, в основном это было связано с возникновением аптекарских магазинов, всячески подрывавших доброе имя аптек. «Ранее аптекарь как в столице и губернских городах, так и в последнем местечке пользовался не только полным доверием, но и надлежащим уважением всех слоев общества, его почитали и уважали и к его помощи прибегали как богатые, так и бедные, и последние всегда находили в нем доброго советника и благодетеля; ни один из них не уходил из аптеки без помощи. Это было у нас почти 200 лет, со времени учреждения у нас первой аптеки, о чем повещают нам аналы и предания. Что же произошло за последние 15-20 лет, что так круго повлияло на аптечное дело России? Ничего особенного, кроме появления аптечных лавок с дробною продажей лекарства, мы не находим», - возмущенно констатирует факт магистр фармации Альтгау-зен Э [1]. Надо отметить, что фельдшеры, работающие в подобного рода аптекарских магазинах, не только подпольно и незаконно изготавливали лекарства, но и подрывали репутацию аптек и аптечных работников. Благодаря своим связям и деньгам, эти «чудо фармацевты» распространяли слухи, портящие авторитет аптеки и даже «насылали» на аптеки различного рода контролирующие инстанции, тем самым «губя» аптеки.
С момента возникновения аптекарских магазинов и до Октябрьской революции аптекам так и не удалось вернуть себе былую положительную репутацию. Во многом это было связано с нарастающим недовольством рабочих, нестабильной политической ситуацией, финансовыми проблемами в России. Негативное отношение к аптечным организациям оставалось и в первые годы прихода к власти советского правительства из-за продолжающегося в стране кризиса. И только после некоторой стабили-
зации политической и экономической жизни СССР образ аптек постепенно стал улучшаться.
В послевоенный период была восстановлена нормативная база, покупалось новое оборудование для аптек, большое внимание уделялось санитарно-эпидемиологическому состоянию аптечных организаций. Стало больше времени и усилий уделяться изучению потребительской психологии и к середине XX века социальное восприятие аптек достигло положительного значения. Однако с таким трудом возвращенное «доброе имя» аптеки было снова потеряно в начале XX века, это явилось следствием смены власти в стране и сопутствующим этому явлениям.
Основной характеристикой периода с 1991 примерно по 1995 был экономический, правовой, политический и как результат, социальный упадок. Инфляция, отсутствие каких-либо правовых норм или их продажность, шаткость правящей верхушки - все это привело к расслоению общества, возникновению волнений в массах. Кроме того, в санитарном отношении все было тоже не слишком благополучно.
С улучшением финансового положения и социальной стабилизацией начался период восстановления аптек, как государственных, так и частных. Восстанавливались и помещения аптеки и ее репутация, правда справедливости ради надо сказать, что внешний вид оказалось реставрировать гораздо проще. К настоящему моменту социальное восприятие образа аптек во многом улучшилось, однако необходимо всячески поддерживать данную положительную тенденцию и стремиться к стабилизации позитивного отношения к аптекам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтгаузен Э. Наши аптекарские магазины // Фармацевт, 1893. - №17, - С. 624-626.
2. Коренблат Г.Д. Организация фармацевтического дела. - М.: Медгиз, 1948. - 195 с.
3. Лахтин М.Ю. Ученые записки Императорского Российского Университета. - М., 1907,- 131 с.
4. Организация фармацевтического дела: Учебник / Н А. Голосова, Л.И.Леменев, А.М. Литинский, Р.Д. Локшина, Т.Д. Семенова, Л.Г. Тарасова, Т. И. Тольцман. \ Под ред. доцента Т.Н. Тольцман. - М.: Медгиз, 1961. - 389 с.
EVOLUTION OF SOCIAL PERCEPTION ON THE IMAGE OF PHARMACEUTICAL ORGANIZATION IN RUSSIA T.P. Lagutkina, A.G. Ter-Gazaryan
Department of management and economics ofpharmacy, medical faculty, RPFU, st. Miklukho-Maklaya, 8, 117198, Moscow, Russia
This article describes the evolution of social perception on the image of pharmaceutical organizations from the moment of their occurrence in Russia. Falls and rises related to drugstores during three periods (period before revolution of 17 year, the Soviet period and period after disintegration of USSR) are examined and also the actual condition of social perception of drugstores is reflected.