Научная статья на тему 'Этнополитические проблемы как предпосылка экстремизма на Северном Кавказе'

Этнополитические проблемы как предпосылка экстремизма на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнополитические проблемы как предпосылка экстремизма на Северном Кавказе»

Б. Аксюмов,

доктор философских наук Д. Лавриненко,

кандидат политических наук (г. Ставрополь) ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЭКСТРЕМИЗМА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В течение всего постсоветского периода Северный Кавказ (СК) представляет собой ярко выраженную зону этнополитиче-ской и социокультурной турбулентности. Конфликтогенность во многих сферах социальной реальности то повышается, то снижается, но остается все время достаточно высокой. Так, в настоящее время происходит реполитизация этничности после периода ее относительной деполитизации в середине первого десятилетия XXI в. Еще один важный тренд - продолжающийся процесс религиозного возрождения и политизация религиозных процессов в регионе. Оба эти фактора играют все большую роль в социокультурных и политических процессах на Юге России (ЮР), при этом религия часто используется как инструмент нагнетания этнополи-тической напряженности. Острота этнополитических проблем региона СК, общая и весьма высокая конфликтогенность его социокультурного ареала являются благодатной почвой для возникновения и развития экстремизма в самых различных его проявлениях, начиная от ментальной предрасположенности к экстремистской деятельности и заканчивая террористическими актами. Очевидно, что рост экстремизма и терроризма является сегодня важнейшей и наиболее болезненной проблемой СК, проблемой, которая оказывает существенное влияние на ситуацию не только внутри самого региона, но и в Российской Федерации (РФ) в целом.

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимаются пропаганда, публичные призывы, финансирование, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности РФ, захват или присвоение властных полномочий, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности. В законе сказано, что субъектами экстремистской деятельности могут являться организации, СМИ, группы лиц, отдельные граждане, а объектами - государство и социальные груп-

50

пы, равно как и их представители (чиновники, сотрудники правоохранительных органов, граждане).

Важной характеристикой экстремизма является неприятие существующих социальных и политических условий, а также наличие целей по изменению этих условий. При этом данная характеристика не является единственной для анализируемого понятия, поскольку иначе практически любое конфликтное взаимодействие можно было бы считать проявлением экстремизма. Р. Абдулати-пов считает, что «любая форма экстремизма - это есть навязывание своих идей и ценностей насильственным путем с нарушением прав человека, достоинства человека, прав и достоинств народов или других социальных обществ». «Навязывание» не является важнейшей и конечной целью экстремистской деятельности. На наш взгляд, оно является этапом, сопутствующим любой форме конфликтного взаимодействия, однако применение насилия в конфликте происходит отнюдь не всегда. Переход от радикализма к экстремизму происходит посредством целеполагания и выбора средств достижения цели. Одна из конфликтующих сторон может усомниться в способности системы предложить удовлетворяющее решение или рассматривать ее как объективное препятствие. Это в конечном итоге может привести к постановке таких целей и выбору таких средств, которые будут угрожать существованию системы и безопасности граждан. Так, требование коренным образом изменить принципы миграционной политики (например, существенно ограничить въезд на территорию региона трудовых мигрантов из других регионов страны по причинам, не связанным напрямую с их социальной принадлежностью) является проявлением радикализма.

С другой стороны, попытки самостоятельно выдворить мигрантов, применение психологического и физического насилия по отношению к ним как к представителям определенной социальной группы - проявление экстремизма. В первом случае радикализм не обязательно связан с национализмом, наоборот, часто речь может идти о таких изменениях в миграционной политике, которые направлены на защиту прав трудовых мигрантов, принадлежащих к той или иной этнической группе. Более того, можно предположить ситуацию, когда в стремлении оказать давление на органы власти в интересах мигрантов та или иная политическая сила в своей деятельности выходит за рамки правового поля, переходит к применению насилия. Таким образом, вне зависимости от того, какие ценности отстаивает та или иная политическая группа,

51

ставя крайние цели и прибегая к крайним средствам, она тем самым является экстремистской.

Анализируя основные подходы к определению экстремизма, а также российское законодательство в части, касающейся данного явления, мы рассматриваем экстремизм как форму конфликта. При этом основным признаком, отличающим экстремизм от радикализма и умеренной конфликтности, будет отношение субъектов политического или социокультурного конфликта к социальной системе в широком смысле, а также их отношение к применению насилия как инструменту реализации поставленных целей и задач. Э. Улезко, автор статьи «Экстремизм и терроризм» в журнале «Философия права» (2009, № 5), считает, что экстремистскими можно назвать лишь такие действия, которые превышают необходимую степень воздействия, независимо от используемых средств: физического насилия, морального принуждения, экономического давления и т.д. ... Он пишет: «Экстремизм, обостряя ситуацию, доводит ее до крайности, до режущих противоречий, в силу чего спокойное конструктивное решение проблемы, как правило, становится невозможным». Если экстремизм - крайность, то терроризм - крайность крайности, выступающая, скорее, как «логическое, но не обязательное развитие экстремизма». Тем самым экстремизм лишь потенциально способен перерасти в терроризм. В то же время экстремизм может ограничиться сферой идеологических абстракций, тогда как терроризм - явление из области социально-политической практики, хотя и имеющее собственную идеологию. Экстремизм может служить почвой (как идеология, социальная база и т.д.) для терроризма. «Точно так же, как и другая, более "мягкая", дефиниция - радикализм может потенциально перерасти в экстремизм». Мы предлагаем понимать терроризм как метод разрешения возникающих между социальными группами (общностями) и государством противоречий, предполагающий посягательство или угрозу посягательства на здоровье или жизнь людей как средство воздействия на государство. Терроризм - это форма протекания конфликта, которая характеризуется посягательством или угрозой посягательства на здоровье или жизнь людей, направленным на формирование дискурса незащищенности с целью принуждения к выполнению обществом и властью требований определенных социальных групп.

Информация, распространяемая лицами, аффилированными с экстремистскими и террористическими организациями, направлена на формирование дискурса, согласно которому экстремист-

52

ская и террористическая деятельность выступает как «борьба за справедливость», «за права угнетенных». Происходит героизация участников этой деятельности, формирование негативного образа противника, его «демонизация», уничижение. Обоснование этого может фундироваться на политических и религиозных идеях различной направленности, что представляет собой идеологический уровень конфликтного процесса. Есть мнение (В. Чуланов и В. Гурба), что важнейшим фактором легитимации и общественной поддержки терроризма является идея справедливости. «С древнейших времен, - пишут исследователи, - справедливость полагалась в качестве важнейшей добродетели и главного принципа мироустройства. Нормы справедливости соответствуют идеалу общественного устройства и принимаются большинством населения, поскольку они обещают каждому человеку воздаяние по заслугам». Идеал справедливости включает принципы, позволяющие человеку формировать пространство свободной реализации собственных интересов с учетом интересов каждого. Однако принципы справедливости не столь универсальны - они вытекают из универсальной природы человека, но на их содержание оказывают влияние исторические условия, социальные установки, образ жизни социальной группы, общности.

Таким образом, складывается собственная шкала оценки справедливого, заставляющая человека специфическим образом оценивать свои и чужие поступки. Отметим, что, на наш взгляд, такой субъективизации могут быть подвержены ценности, явления социальной среды, социальная система вообще. В результате, срабатывает формула: «То, что для одного - терроризм, для другого -борьба за свободу». В поддержку такого мнения можно привести высказывание полномочного представителя Республики Дагестан в Ставропольском крае А. Омарова. В интервью журналу «Экспертиза власти» он говорит следующее: «Вы видели, по городу (Ставрополю. - Авт.) расклеены фотографии боевиков. Среди них -двадцатилетний уроженец села Айгурский Апанасенковского района Ставропольского края. Так вот, в этом районе лет восемь назад выселялись чабанские семьи. Может, и семья этого боевика была несправедливо обижена, и сын подался в лес именно из-за этой несправедливости? А сейчас мы снова возвращаемся к этой практике... »

Выше уже отмечалось, что одним из важнейших трендов социокультурной трансформации Северо-Кавказского региона в постсоветский период стало религиозное возрождение. Логичным

53

следствием данного процесса является то, что доминантой идентификационного пространства СК сегодня становится религия. При этом отношения между некоторыми этноконфессиональными группами в регионе резко обострились, что создает предпосылки для развития конфликтных взаимодействий. О значимости религии для жителей СК говорят результаты исследования, которое проводилось в 2009 г. на территории четырех субъектов бывшего ЮФО: в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в республиках Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария. Конфессиональная идентичность для молодых жителей ЮР является весьма значимой. Как «очень важную» или «важную» ее определили 76% респондентов. Это третье место в «рейтинге идентичностей» молодежи Юга России и меньшая выраженность этого вида идентичности обусловлена тем, что христианская часть Юга России достаточно секуляризирована.

Резкое увеличение значимости религиозной идентичности способствовало тому, что религия активно стала использоваться экстремистско-террористическим подпольем СК в качестве инструмента в политической и идеологической борьбе. «Для религиозных террористов насилие (или терроризм) - божественный долг, оправдываемый Священным Писанием (будь то Библия или Коран). Насилие, легитимизируемое религией, делается самоподдерживающимся, поскольку насильственные действия сами по себе рассматриваются как "санкционированные" Богом». Однако знакомство с данными RAND Corporation (http://rand.org) позволяет сделать несколько иные выводы относительно влияния религиозного фактора: многочисленные анализы биографий известных членов религиозных террористических организаций показали, что эти люди не получали серьезного религиозного образования и в подавляющем большинстве являются выходцами из семей, придерживающихся весьма умеренных религиозных взглядов. Эти выводы вполне коррелируют с позицией А. Хлопонина, полпреда Президента в Северо-Кавказском федеральном округе, который считает, что «сегодня в исламе не разбираются, в том числе и те, кто им прикрывается». Однако при этом нельзя отрицать тот факт, что многие террористы оправдывают свою деятельность религией и чаще всего в качестве идейной основы терроризма используют те или иные положения ислама.

Как считают некоторые исследователи, осознание мусульманами своей религиозной идентичности потребовало ее закрепления, в том числе и в политической жизни общества. При этом

54

политизация ислама происходила на разных уровнях и в разных формах. С одной стороны, предпринимались попытки встраивания ислама в политическую систему через создание мусульманских общественно-политических организаций, своего рода попытки формирования нового «чистого ислама», с другой - спонтанная политизация, в том числе и радикализация ислама в малых социальных группах. Отмечено также, что в результате неконтролируемых процессов религиозного возрождения социум СК стал чрезвычайно восприимчивым к религиозным идеям, нередко трактуемым в радикалистском духе. В результате этого сформировались благоприятные условия для развития в Северо-Кавказском регионе радикального исламского подполья.

Среди предпосылок распространения исламского радикализма на СК, во-первых, называется национально-территориальное устройство: сам принцип территориально-административного размежевания по национальному признаку противоречит истории народов СК. Разделенными межгосударственными границами оказались два северокавказских народа: осетины и лезгины. Значительное количество северокавказских народов разделено внутренними (межреспубликанскими) границами. Данный фактор разобщил народы трансграничных регионов и позволил исламистам использовать противостояние между народами СК для активизации своей деятельности.

Во-вторых, для СК характерна так называемая «азиатская», или традиционная структура занятости. Коренное население занято в основном в сельском хозяйстве и торговле, «приезжие» (главным образом славяне) - в промышленности. Регион трудоизбыточен, причем безработица в первую очередь характерна для сельской местности, где и проживает подавляющая часть коренного населения. Именно традиционный сельский образ жизни коренного населения способствует, как полагают исследователи, распространению в этих районах радикальных исламских идей и тем самым повышает общий уровень конфликтогенности. Абсолютная и относительная перенаселенность СК и одновременно невозможность большей части коренных жителей участвовать в индустриальном производстве порождают социальную напряженность. Многие межнациональные конфликты на СК произошли из-за пригодных для земледелия территорий - это так называемые «земельные конфликты». Легко объяснимо, почему власти двух горных республик (Северной Осетии и Ингушетии) с таким упорством спорят о территориальной принадлежности Пригородного

55

района. Равнинный, земледельческий Пригородный район был основной житницей для потерявших его ингушей и является одной из наиболее плодородных зон в приобретшей его Северной Осетии.

В-третьих, причина распространения исламского радикализма на СК кроется в привлекательности некоторых идей религиозного фундаментализма для достаточно больших групп населения, придерживающихся традиционных исламских ценностей. Так, например, неоваххабиты считают неподобающим для мусульманина подчиняться светским властям и выступают за создание исламского (живущего по законам шариата) государства. Эти идеи находят наибольшее понимание в регионах широкого распространения неоваххабизма, в которых около 70% жителей живут, по сути, в традиционном обществе с практически не изменившимся за годы советской власти укладом. Важно отметить, что идеи религиозного радикализма и экстремизма находят наибольший отклик в молодежной среде. Как отмечает Р.Г. Ланда, главный секрет успеха фундаменталистов (впрочем, относительного почти на всем постсоветском пространстве) - их ставка на молодежь. Основная предпосылка радикализации северокавказской молодежи - глубокая религиозность, привитая им с детства. Как показывают данные социологических опросов, выросло целое поколение, основой мировоззрения которого выступает религия. Подавляющее большинство участников современного террористического подполья на СК составляют 15-20-летние молодые люди, которые сильно отличаются по своим идейным установкам от поколения 25-30-летних, придерживающихся более светских и умеренных взглядов.

В-четвертых, росту социальной базы исламских радикалов способствует неэффективность государственной власти и правовой нигилизм, что характерно практически для всех мусульманских регионов бывшего СССР. Например, в сегодняшнем Дагестане власть фактически поделили между собой две прослойки общества - бывшая партноменклатура и так называемые «новые дагестанцы», т.е. обладающие собственными вооруженными отрядами криминальные авторитеты. «Конфликт дагестанских ваххабитов из села Карамахи с официальной Махачкалой впервые проявился после того, как они отказались платить дань местному криминалитету». В такой ситуации многие из мусульман теряют веру в эффективность действий светских властей и приходят к убеждению, что справиться с беззаконием можно лишь в том случае, если общество будет жить по нормам шариата.

56

В-пятых, росту влияния фундаменталистов в немалой степени способствует их финансовое могущество.

В заключение следует отметить, что идеологию современного терроризма составляют радикалистские, как правило, религиозно детерминированные взгляды, ставка на насилие и экстремизм в разрешении общественных противоречий и осуществлении социальных преобразований. Комплекс противоречий общественного развития подменяется упрощенными схемами социальной динамики, похожими в большей степени на социалдарвинизм. Признается «революционность» развития, а не развитие как эволюционная трансформация. Видение мира в рамках бинарной оппозиции «мы - они» проявляется в крайней нетерпимости к инакомыслию, сомнениям. Принадлежность к группе выступает в качестве одной из основополагающих ценностей, групповые нормы идеализируются, окружающее общество рассматривается как враждебная среда. Отрицаются общечеловеческие ценности, в первую очередь право других людей на жизнь. Ответные, как правило силовые, действия со стороны общества имеют противоположный результат -укрепляют целостность группы, уменьшают групповые разногласия, создают моральное алиби. Сегодня на СК сформирован дискурс, утверждающий непримиримость к гражданскому светскому обществу, имеющий целью создание государства, правовые нормы которого должны основываться на религии - теократического государства так называемого «Кавказского Имарата». При этом сепаратистской направленностью в отношении России деятельность террористических групп не ограничивается, поскольку речь идет о включении в борьбу с «неверными» всей исламской уммы на территории России и за ее пределами. Прочному утверждению подобных политических и религиозных взглядов способствует апелляция религиозных радикалов к чувствам и вере. Экстремизм и терроризм являются деятельностным продолжением идей радикализма, базой для которого становится религиозное возрождение.

«Научная мысль Кавказа», Ростов н/Д., 2012 г., № 1, с. 35-39.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.