Научная статья на тему 'Этническая идентичность подростков как педагогическое явление (на материале Оренбургской области)'

Этническая идентичность подростков как педагогическое явление (на материале Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / РЕГИОН / КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голуб Евгения Викторовна, Паина Людмила Ивановна

В данной статье представлена часть экспериментального исследования этнической идентичности подростков Оренбургской области. Отражена взаимосвязь выраженности этнической идентичности от места проживания и этнокомпетентности как когнитивного компонента этнического самосознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность подростков как педагогическое явление (на материале Оренбургской области)»

РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

УДК 159.922.4 (470.56):37.01

Голуб Евгения Викторовна

Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, старший преподаватель кафедры социологии и социальной работы Оренбургского государственного аграрного университета, golubevgeniy@rambler.ru, Оренбург

Паина Людмила Ивановна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Оренбургского государственного аграрного университета, Li_pine@mail.ru, Оренбург

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Golub Evgeniya Viktorovna

Researcher, Orenburg State Agrurial University, golubevgeniy@rambler.ru, Orenburg

Pine Lidmila Ivanovna

Post-graduate student researcher, Orenburg State Agrurial University, Li_pine@mail.ru, Orenburg

ETHNIC IDENTITY OF TEENAGERS AS THE PEDAGOGICAL PHENOMENON (ON A MATERIAL OF THE ORENBURG REGION)

В настоящее время в России, так же как и во всем мире, сосуществует две противоположные тенденции развития культурного пространства: с одной стороны - глобализация, с другой - дифференциация культурного пространства, выражающиеся в формировании этнического самосознания. Социальные изменения рубежа XX-XXI вв. во многом трансформировали природу этничности, что привело одновременно к затуханию, и, напротив, к актуализации этнических процессов. Это явление нередко называют «этническим парадоксом современности» [9, с. 18].

С учетом новых социокультурных реалий мировая педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом пространстве в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы названа в числе приоритетных. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях образования в XXI в., подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить

людей жить вместе. В этих целях образование, во-первых, должно способствовать осознанию человеком своих корней, во-вторых, способствовать определению места, которое он занимает в мире, в-третьих, призвано привить ему уважение к другим культурам [6].

В общеобразовательных школах дополнительные курсы и факультативы по изучению иностранного языка нацелены преимущественно на углубленное изучение дисциплин федерального компонента, а это, в основном, европейские языки и культура стран изучаемого языка. В то время как знания о «своей» недостаточны, что способствует, по мнению О. В. Черновой формированию «комплекса неполноценности» в отношении своей страны и культуры [12].

Современные условия жизни подтверждают, что одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поли-культурном обществе является этничность, этническая идентичность.

В этнопсихологическом словаре под редакцией В. Г. Крысько, этническая идентичность (этничность) - эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности [14].

Этнопсихолог Т. Г. Стефаненко выделяет в структуре этнической идентичности два компонента: когнитивный и аффективный. А. X. Гаджиев называет три компонента: познавательный, эмоциональный и волевой [3].

Мы не расширяем данную категорию и включаем в этническую идентичность два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы) и аффективный (переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других, значимость членства в ней).

Элементарное представление об этнической принадлежности и её осознание возникает уже в раннем детстве и продолжается на протяжении всего развития индивида. Однако осознание собственной этнической идентичности получает своё развитие в подростковом возрасте, на что указывает Дж. Фанни [15]. Это происходит в силу известных возрастных психофизиологических особенностей, когда вопросы идентичности приобретают жизненно-важное значение. Согласно мнению Г. У Солдатовой «на современном этапе этническая принадлежность по значимости называется вслед за категориями частной жизни, смыкаясь с базовыми принадлежностями (семейной, половой, профессиональной, возрастной) - главными опорами адаптации и выживания в кризисные периоды развития общества» [10, с. 14], что подтверждает необходимость усиления внимания педагогов к проблеме этнической идентичности.

Нарушения этнической идентичности могут обуславливать появление напряженности, конфликтности. Обретение человеком целостной этничес-

кой идентичности обусловливают его психическое созревание, способствует повышению степени адаптации к социокультурной среде [2].

Исследователь 3. В. Сикевич считает, что «в кризисной, нестабильной ситуации значимость этнической идентичности повышается, а в период социальной устойчивости замирает, уступая свое место другим социальным характеристикам» [9, с. 18]. Речь не идет о наличии или отсутствии этнической идентичности, а о степени ее интенсивности, напряженности. По мнению 3. В. Сикевич, этническая идентичность константная категория, но «интенсивность ее переживания изменяется под воздействием внешних социальных воздействий» [9, с. 19]. В ситуациях социальных изменений этническая идентичность становится «единственной константой, противодействующей социопатии и фрустрации» [9, с. 20]. В этом ее защитная функция.

Ситуации этноконфликтов, развивающиеся на фоне этнонационализма, достаточно подробно освещаются в социальной литературе. Однако, причинно-следственные закономерности формирования этнической идентичности толерантных полиэтнических территорий описываются как в социальной, так и в психолого-педагогической литературе, намного реже. Вместе с тем, опыт формирования этнической идентичности, способствующий развитию толерантных отношений между народностями в полиэтнической Оренбургской области может служить важным примером для других регионов страны.

Министр образования Оренбургской области в 2007 г. А. В. Ковалев, отмечает, что «формирование и развитие системы этнокультурного образования в условиях многонационального Оренбуржья является приоритетным направлением деятельности министерства образования» [5, с. 19].

Хотя Оренбургская область сохранила свой статус благополучного региона в плане межнациональных отношений, происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные события в последнее время обострили социальное противоречие «между потребностью этносов изучать родную культуру и отсутствием системы образовательных институтов с квалифицированными кадрами, способных удовлетворить ее» [7].

В нашей многонациональной стране и в Оренбургской области в частности, сохраняется актуальность образовательной задачи по воспитанию человека, способного не только сохранять свой язык, культуру, традиции своего народа, но и признавать право каждого этноса на самобытность, с пониманием относиться к национальным особенностям, уважать культурные ценности других народов, соблюдать общечеловеческие нормы поведения.

С целью подтверждения взаимосвязи этнической идентичности подростков с местом проживания и полиэтничностью социальной среды, нами проведено эмпирическое исследование в Соль-Илецке - приграничном с Казахстаном городе Оренбургской области, в городе Оренбурге и городе Бузулуке Оренбургской области. В опросе приняли участия подростки средних обра-

зовательных учреждений: школы и техникум гидромелиорации. Всего было опрошено 205 человек, учащиеся в возрасте 14-16 лет. Этническую принадлежность подростки определяли сами. В Соль-Илецкой средней школе 70% составляют казахи и татары, 20% - русские, 10% свою национальность не указали. В средней школе № 52 города Оренбурга - 80% составляют русские и в техникуме города Бузулука - 90% указали свою этническую принадлежность как русские. Согласно проведенному опросу только Соль-Илецкая средняя школа имеет многонациональный состав учащихся. По утверждению педагогического состава школы, подростки этнотолерантны, конфликтов на национальной почве не бывает. Учебный процесс в исследуемых образовательных учреждениях не несет этнического акцента.

Исследователи Г. У. Солдатова, А. П. Садохин выделяют семь типов этнической идентичности. Мы использовали методическую разработку Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжова «Типы этнической идентичности», которая позволяет диагностировать типы этнической идентичности исследуемых подростков, такие как: этнонигилизм, этническая индифферентность, норма, этноэгоизм, этноизоляция, этнофанатизм, амбивалентная этничность [11].

Первоначально был проведён опросник Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжова «Типы этнической идентичности», где мы определили, в зависимости от суммы набранных испытуемыми баллов, выраженность доминирующего типа этнической идентичности. Положительная этническая идентичность у подростков приграничного района 80,2%, а у подростков областного центра лишь 60,4%, у учащихся г. Бузулука - 58%. Показатель этнической индифферентности у подростков Соль-Илецка ниже, чем у ребят города Оренбурга (соответственно 7,5% и 10,2%). Это говорит о том, что этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству как городских областных, так и ребят приграничного района и неприграничного районного города, но степень выраженности выше у подростков приграничного района.

Несмотря на то, что во всех образовательных учреждениях отсутствует этнический компонент, у подростков приграничного района более выражена позитивная этническая идентичность, чем у подростков областного центра и г. Бузулука.

Размывание этнической идентичности (этническая индифферентность), проявляющееся в неопределённости этнической принадлежности превалирует у ребят города Оренбурга, а этнофанатизм присутствует только у подростков города Бузулука - 20%, что является тревожным фактором.

В структуру этнической идентичности входит когнитивный компонент (этническая осведомленность, включающая знания об этнических группах,-своих и чужих, их истории и традициях). Методика В. Н. Гурова выясняет когнитивные представления подростков об этнической культуре своего народа, фиксирует чувство принадлежности к своему народу, определяет характер межэтнических отношений [13], и мы использовали опросник этого автора в своем исследовании.

Показателями этнической идентичности, помимо использования в общении национального языка, знаний об историческом прошлом, осознание принадлежности к своему этносу, является культурная вовлеченность.

Л. Н. Бережнова называет этнокультурные традиции элементами социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени [1]. «Традиция (от лат. 1таё1с) - передача, предание - элементы культурного и социального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течении длительного времени» [14]. В качестве традиции выступают обычаи, обряды, ценности, нормы поведения. Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. А. П. Садохин определяет этническую культуру как «совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию» [8]. Именно культура и традиции, формируют этническую идентичность.

Таблица 1

Отношение к традициям своего народа, %

Соблюдаете ли вы традиции своего народа? Оренбург Соль-Илецк Бузулук

Да 28 34 24

Иногда 52 62,2 60

Очень редко 20 3,8 16

Анализируя данные, представленные в табл. 1, мы делаем вывод, что традиции для подростков, которые выбирают ответ «иногда» и «очень редко» обеспечивают лишь специфический способ выражения индивидуальных свойств, как отмечает 3. В. Сикевич, что «человек не фокусирует традиции, и они растворяются в неком автоматизме привычных для него действий»

[9].

Таблица 2

Отношение к культуре других народов, %

Испытываете ли вы интерес к культуре других народов? Да Нет Не знаю

Оренбург 66,5 15,5 20

Соль-Илецк 73,4 11,8 14.8

Бузулук 62 18 20

О сформированности этнического самосознания говорит и отношение подростков к культуре своего и чужого народа. На вопрос: хотите ли вы знать культуру своего народа? 90% респондентов ответили положительно.

Интерес же к культуре других народов, если посмотреть табл. 2, можно увидеть, что все подростки испытывают интерес к культуре других народов, но в разной степени. Так подростки Соль-Илецкой средней школы, где ярко выраженное этническое разнообразие, более заинтересованы в познаниях чужой культуры.

Таблица 3

Информированность о культуре других народов, %

Назовите источники информации о культуре других народов СМИ Родители Литература на этнические темы Школа

Оренбург 42,2 39,8 10 8

Соль-Илецк 27,5 23,7 12,5 10

Бузулук 40 16 14 10

Как мы видим по табл. 3, источниками информации о культурах разных народов подростки берут чаще в средствах массовой информации, а школа играет наименьшую роль. Следовательно, данные свидетельствуют о недостаточной работе системы образования по формированию этнического самосознания молодого поколения, несмотря на то, что в Концепции [4] этнокультурного образования указано о необходимости сохранения этнокультурной идентичности личности с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

С другой стороны подростки являются той аудиторией, которая откликается на усилия воспитателей по формированию позитивного отношения к своей этнической идентичности. Ребята указывают, что хотели бы больше знать о традициях, обычаях своего народа. Развитие у подростков чувства самоуважения, удовлетворённости своей принадлежностью к тому или иному народу, гордость за его достижения можно добиться введением в педагогический процесс курсов народоведения или иными инновационными программами этнокультурного характера, которые ещё недостаточно активно внедряются в систему образования Оренбургского региона.

Следовательно, чтобы развивать этническую идентичность подростков, необходима целенаправленная, систематическая и комплексная работа педагога с такими компонентами этнической идентичности подростков как этнические чувства, ценности, представления, особенности культуры и мировоззрения.

Библиографический список

1. Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика [Текст] : учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - С. 222.

2. Бромлей, Ю. В. Очерки тории этноса [Текст] / Ю. В. Бромлей - М.: Наука, 1983. - 412 с.

3. Гаджиев, А. X. Проблемы марксисткой этнической психологии [Текст] / А. X. Гаджиев. - Ростов, университет, 1982. - С. 37.

4. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации [Текст] // Вестник образования России. 2006. - № 18. - С. 21-33.

5. О реализации государственной национальной политики и совершенствовании системы взаимодействия органов государственной власти: Материалы докладов расширенного заседания рабочей группы общественного Совета при полномочном представителе Президента РФ. - Оренбург: изд. Центр ОГАУ, 2007. - С. 19.

6. Общество и образование в современном мире [Текст] : Сборник материалов из зарубежного опыта / Составитель Г. Е. Еремеев. М. 1993. - С. 36.

7. Рагузин, В. Н. О состоянии и мерах по регулированию этноконфессиональ-ных отношений в Оренбургской области [Текст] / В. Н. Рагузин // Этнокультурная мозаика Оренбуржья. - 2002. - № 3 (22). - С. 6.

8. Садохин, А. П. Этнология: учебник [Текст] / А. П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. - С. 284.

9. Сикевич, 3. В. Социология и психология национальных отношений: учебное пособие [Текст] / 3. В. Сикевич - СПб.; Изд-во Михайлова В. А. - 1999. - С. 18-20.

10. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст] / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова - М.: Генезис, 2000. - С. 14.

11. Солдатова, Г. У. Психодиагностика толерантной личности [Текст] / Г. У Солдатова, Л. А. Шайгерова. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

12. Чернова, О. В. Некоторые аспекты контент-анализа программ этнокультурного компонента школьного образования [Текст] / О. В. Чернова // Реальность этноса. - СПб, 2002. - С. 356-357.

13. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие [Текст] / В. Н. Гуров [и др.] - М., 2004. - 240 с.

14. Этнопсихологический словарь [Текст] / под ред. В. Г. Крысько. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - С. 298.

15. Phinney, J. S. А Three Stage Model of Ethnic Identity development in Adolescence / J. S Phinney // Eyhic Identity: formation and Transmission among Hispanics and Other Minorities. - Albany, 1993. - P. 61 - 79.

16. Tajfel, H. Social psychology of intergroup relation / H. Tajfel // Annual Review of Psychology. - 1982. - V. 33. - Р. 1 - 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.