Научная статья на тему 'Этико-речевая компетенция участников публичных политических споров в СМИ: постановка проблемы'

Этико-речевая компетенция участников публичных политических споров в СМИ: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭТИЧЕСКАЯ НОРМА / СМИ / ПУБЛИЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СПОРЫ / ТОК-ШОУ / ИНТЕРВЬЮ / ГИПЕРЖАНР / ETHIC-SPEECH COMPETENCE / ETHICAL NORM / MASS-MEDIA / PUBLIC COMMUNICATION / POLITICAL DISPUTES / TALK-SHOW / INTERVIEW / HYPERGENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королькова Э. А.

В статье политический дискурс СМИ анализируется с точки зрения соблюдения/нарушения этической нормы, обосновывается актуальность данного подхода в условиях современной публичной коммуникации, ставится проблема системного описания этико-речевых нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHIC-SPEECH COMPETENCE OF PARTICIPANTS OF PUBLIC POLITICAL DISPUTES IN MASS-MEDIA: STANDING OF THE PROBLEM

In the article political discourse is analyzed in point of violation or observance of ethical norm, proved topicality of this approach in modern public communication, stood the problem of systemic description of ethic-speech violations.

Текст научной работы на тему «Этико-речевая компетенция участников публичных политических споров в СМИ: постановка проблемы»

Двухкомпонентность синтаксической структуры биинфини-тивных предложений соответствует двухкомпонентность выстроенного на основе этой структуры высказывания.

Биинфинитивные предложения характеризуются разнообразием средств актуального членения. Они находятся в постоянном взаимодействии, комбинируются, обусловливая комплексный, многоуровневый характер актуального членения.

Библиографический список

Разграничение актуального и грамматического членения БИП связано с необходимостью разграничения структурно-грамматического и коммуникативного аспектов, границы же структурно-грамматического и актуального членения при этом остаются постоянными, статичными.

Включение биинфинитивных предложений в контекст всегда имеет четко выраженную интенциональную напрвленность.

1. Падучева, Е.В. Биноминативное предложение: проблеме согласования связки. - М., 1997.

2. Герасименко, Н.А. Бисубстантивный тип русского предложения. - М.,1996.

3. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник. - М, 1975.

4. Виноградов, В.В.Исследования по русской грамматике. - М., 1975.

5. Матезиус, В. О системном грамматическом анализе. - М., 1967.

6. Распопов, И.П. Актуальное членение предложения. - Уфа, 1961.

7. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.

8. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982.

9. Распопов, И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. - М., 1970.

10 Арутюнова, Н.Д. Русское предложение. Бытийный тип (структура и назначение) / Н.Д. Арутюнова, Е.Н. Ширяев. - М., 1983.

11. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М., 1955.

12. Юрченко, В.С. Проблемы общей и русской грамматики. - Саратов, 1995.

13. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941.

14. Виноградов, В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.1986.

15. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису разговорной речи. - М., 1960.

16. Маслова, В.А. Современные направления в лингвистике. - М., 2008.

17. Васильев, А.Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены. - Красноярск, 2010.

Bibliography

1. Paducheva, E.V. Binominativnoe predlozhenie: probleme soglasovaniya svyazki. - M., 1997.

2. Gerasimenko, N.A. Bisubstantivnihyj tip russkogo predlozheniya. - M.,1996.

3. Kondakov, N.I. Logicheskiyj slovarj-spravochnik. - M, 1975.

4. Vinogradov, V.V.Issledovaniya po russkoyj grammatike. - M., 1975.

5. Matezius, V. O sistemnom grammaticheskom analize. - M., 1967.

6. Raspopov, I.P. Aktualjnoe chlenenie predlozheniya. - Ufa, 1961.

7. Zolotova, G.A. Ocherk funkcionaljnogo sintaksisa russkogo yazihka. - M., 1973.

8. Zolotova, G.A. Kommunikativnihe aspektih russkogo sintaksisa. - M., 1982.

9. Raspopov, I.P. Stroenie prostogo predlozheniya v sovremennom russkom yazihke. - M., 1970.

10 Arutyunova, N.D. Russkoe predlozhenie. Bihtiyjnihyj tip (struktura i naznachenie) / N.D. Arutyunova, E.N. Shiryaev. - M., 1983.

11. Balli, Sh. Obthaya lingvistika i voprosih francuzskogo yazihka. - M., 1955.

12. Yurchenko, V.S. Problemih obtheyj i russkoyj grammatiki. - Saratov, 1995.

13. Shakhmatov, A.A. Sintaksis russkogo yazihka. - L., 1941.

14. Vinogradov, V.V. Russkiyj yazihk (grammaticheskoe uchenie o slove). - M.1986.

15. Shvedova, N.Yu. Ocherki po sintaksisu razgovornoyj rechi. - M., 1960.

16. Maslova, V.A. Sovremennihe napravleniya v lingvistike. - M., 2008.

17. Vasiljev, A.D. Intertekstualjnostj: precedentnihe fenomenih. - Krasnoyarsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 12.03.12

УДК 811.161.1

Korolkova E.A. ETHIC-SPEECH COMPETENCE OF PARTICIPANTS OF PUBLIC POLITICAL DISPUTES IN MASS-MEDIA: STANDING OF THE PROBLEM. In the article political discourse is analyzed in point of violation or observance of ethical norm, proved topicality of this approach in modern public communication, stood the problem of systemic description of ethic-speech violations.

Key words: ethic-speech competence, ethical norm, mass-media, public communication, political disputes, talk-show, interview, hypergenre.

Э.А. Королькова, соискатель каф. русского языка и речевой коммуникации Сибирского федерального

университета, г. Красноярск, E-mail: korolkova_elina@mail.ru

ЭТИКО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТНИКОВ ПУБЛИЧНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СПОРОВ В СМИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье политический дискурс СМИ анализируется с точки зрения соблюдения/нарушения этической нормы, обосновывается актуальность данного подхода в условиях современной публичной коммуникации, ставится проблема системного описания этико-речевых нарушений.

Ключевые слова: этико-речевая компетенция, этическая норма, СМИ, публичная коммуникация, политические споры, ток-шоу, интервью, гипержанр.

Актуальность исследования, посвященного изучению проблемы этико-речевой компетенции участников публичных споров в СМИ, определяется рядом фактов и тенденций, имеющих место в коммуникативной среде современных электронных и печатных средств массовой информации.

Во-первых, в настоящее время в публицистическом преломлении тексты СМИ, рассчитанные на широкую аудиторию,

отражают интересы и языковые вкусы самых разнообразных социальных групп и нередко стремятся говорить на языке этих групп [1, с. 5], что не всегда согласуется с требованиями этической нормы.

Во-вторых, возрастает диалогичность общения, происходит своеобразная диалогизация информационной жизни общества [1, с. 4]. Нельзя не отметить, что большую роль в этом процессе

играют такие популярные ныне телевизионные гипержанры, как ток-шоу (от англ. talk show - «разговорное шоу»), дискуссия, «поединок» и т.п., а также газетные жанры: интервью, «круглый стол», беседа, сатирический комментарий и др.

В-третьих, лингвисты подчёркивают недостаточную теоретическую разработанность «этического аспекта речевой культуры, или риторической этики, применительно к современному состоянию российского общества» [2, с. 28; 3].

А поскольку дискурс СМИ стал и продолжает оставаться неотъемлемой частью коммуникативного пространства современного социума, то остро встаёт проблема этико-речевой компетенции участников публичных политических споров как соблюдения этической нормы. Важно отметить, что этическая норма -более широкое понятие по сравнению с речевым этикетом. Как отмечает Н.А. Ипполитова, «этические нормы воплощают систему защиты нравственных ценностей в каждой культуре и регулируют формы их проявления в речи» [цит. по 4, с. 14].

Как считают исследователи, изучение истории становления речевой этики неразрывно связано с историей развития философии и собственно этики и риторики [5; 6; 7; 8; 9]. Античная философия является «школой философского мышления для всех последующих времен», поскольку в её многообразных формах «уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений» [10, с. 13]. В античной философии были поставлены важнейшие этические вопросы, намечены различные варианты их разрешения, очерчены главные традиции будущих интерпретаций нравственно-этических проблем. Между тем, в лингвистике исследуются такие вопросы, как язык СМИ и мышление, язык СМИ и общество, язык СМИ и культура, политика, идеология, речевые жанры. А вопрос об этико-речевой компетенции коммуникантов в публичном общении основательно не поднимался (сравнительно редким исключением являются публикации Н.Д. Бессарабовой и Т.И. Суриковой).

Таким образом, несмотря на то, что чрезвычайно остро стоит вопрос об уровне как общей этической, так и собственно речевой культуры, на сегодняшний день нет соответствующих комплексных лингвистических исследований. Если же обратиться непосредственно к исследуемым текстам, то можно обнаружить как положительные, так и отрицательные примеры реализации этико-речевых норм, что свидетельствует об актуальности решаемой нами проблемы.

Большое значение для решения поставленной в заглавии задачи имеют работы, посвящённые этическому аспекту коммуникации (А.К. Михальской, А.П. Сковородникова, Л.К. Грау-диной, Е.Н. Ширяева, Н.А. Ипполитовой, Т.В. Лариной и др.), лингвистической прагматике и средствам речевого воздействия (О.С. Иссерс, Г.А. Копниной, И.А. Стернина и др.), исследованию медиатекста (Т.Г. Добросклонской, Г.Я. Солганика, Н.И. Клушиной и др.), общей теории дискурса и медиадискурса как его разновидности (В.И. Карасика, М.Л. Макарова, Е.И. Шейгал, Ю.Е. Прохорова и др.), а также лингвокультуро-логии (В.А. Масловой, И.Р. Мокаевой, И.Т. Вепревой, Н.Ф. Але-фиренко, О.А. Корнилова и др.).

Главную цель исследования мы видим в выявлении уровня и особенностей этико-речевой компетенции участников публичных политических споров в современных российских СМИ.

Исходя из указанной цели, мы считаем необходимым решить следующие задачи: описать теорию этико-речевой компетенции в историческом контексте и на современном этапе; выявить основные положения теории спора в контексте речевой этики; изучить речевые стратегии и тактики, используемые участниками публичных политических споров в СМИ, в этическом аспекте; выявить основные (базовые) этические концепты и исследовать их реализации в текстах участников публичных политических споров в СМИ; сделать вывод о специфике публичного политического спора как коммуникативного пространства с точки зрения соблюдения этико-речевых норм.

Обратимся к конкретным примерам. Так, в ток-шоу «Поединок» от 26 мая 2011 г. была поднята тема очередного запрета гей-парада в Москве. В целом можно отметить достаточно толерантное, несмотря на диаметральную противоположность позиций, отношение участников (А. Хинштейна и Н. Алексеева) друг к другу.

В частности, пытаясь переубедить собеседника, А.Хинш-тейн использует максимально вежливые формы обращения и приводит совершенно справедливые аргументы (тексты приводятся здесь и далее без какой-либо корректуры - Э.К.):

Для меня совершенно очевидно: такими методами Вы эти проблемы не решите, Вы их усугубите. 28 мая, когда Вы хотите провести своё мероприятие - это, как известно, день пограничника. Также хорошо известно, каким именно образом в Москве проходит день пограничника. Совершенно очевидно, к чему приведёт несанкционированная акция - а она не санкционирована властями - да ещё при таких обстоятельствах. Вы фактически толкаете своих товарищей... Вы толкаете их... Ну ладно там нарушение закона, я сейчас об этом не говорю. Вы толкаете их на очень серьезные для себя проблемы, в том числе и физического характера. Это одна сторона. Вы их просто в топку бросаете.

Другим примером может служить беседа А. Проханова с членами египетской партии «Братья-мусульмане». Использование и интервьюером, и интервьюируемыми положительно маркированных как отдельных лексем, так и вводных конструкций при выражении собственного мнения, даже отличного от мнения собеседника, позволяет создать благоприятную атмосферу для эффективной коммуникации:

Гости. Надо отдавать себе отчет, что турецкая модель развивалась так успешно благодаря поддержке со стороны Соединенных Штатов. <...> Поэтому, с нашей точки зрения, механическое заимствование турецкой модели будет неэффективно для Египта. <...>

Вы сказали, что народ вступил в революцию не потому, что он был беден, а потому что он желал свободы. Нам кажется это не совсем верно: народ захотел быть свободным, чтобы жить лучше. Какие шаги, методы вы предложите, когда окажетесь у власти, чтобы народ стал жить луч-ше?<...>

Хозяева. <...> Но в методах лечения мы не согласимся с вами. Коррупция происходит оттого, что человек слаб, и его можно искусить деньгами.

(«Завтра», № 2, январь 2012 г.)

При этом в СМИ немало ситуаций, в которых наблюдается пренебрежение нормами речевой этики.

Александр Невзоров: Вот так называемым, они ведь как все называются, перед нами сидят три очень обаятельных бородатых человека. И они все знаете как называются - пастыри. Что означает: пастухи. А пастырь - это некто, кто подразумевает наличие стада. Чаще овец. И их замечательная, возможно, вера начинается с того, что люди должны признать себя рабами, овцами, согласиться с этой мыслью. Говорить о том, может ли эта религия быть основой нравственности кого бы то ни было, давайте посмотрим главную книжку священное писание -Ветхий завет и посмотрим, какое количество призывов к убийству детей и инвалидов содержится на страницах этой книжки (ток-шоу «Открытая студия», 14.02.2011). В данном примере происходит отклонение от концепта толерантности за счёт общей ироничной тональности и сниженной маркированности слова «книжка» по отношению к самой важной для христиан Книге. Кроме того, говорящий, описывая своих собеседников, употребляет эпитет «бородатые», который к сути дискуссии не имеет никакого отношения, и с нашей точки зрения, в свете того, что произносится в адрес священнослужителей, является средством нарушения этики. Также отметим, что А. Невзоров, давая определение слову «пастырь», по всей видимости, намеренно примитивизирует аллегорическую основу Библии, что тоже может квалифицироваться как этико-речевое нарушение.

Владимир Овсянников (член фракции ЛДПР), обращаясь к Сергею Миронову: Сергей Михайлович, на протяжении всей Вашей деятельности в политике видно, что Вы не «красный», Вы немножко «розовый». Вы не «синий», а немножко «голубой». Вы открыто заявили на всю аудиторию, что «да, на прошлых выборах, когда страна выбирала Путина, я был техническим дублером». <...> Я хочу задать вопрос другого формата. <...> Скажите, кто из вас дублёр Путина: Вы или Прохоров? (ток-шоу «Поединок», 26.01.2012). В данном примере выделим два обстоятельства. Во-первых, то, что В. Овсянников, говоря о политической деятельности С. Миронова, использует цветовые пары (красный - розовый, синий -голубой), первая из которых вполне оправдана: намёк на то, что Миронов принадлежит не к коммунистам, а к социал-демократам. Другая же цветовая пара используется исключительно для того, чтобы имя оппонента было встроено в один контекст с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, что, естественно, маркируется отрицательно.

Во-вторых, вопрос («Скажите, кто из вас дублёр Путина: Вы или Прохоров?») используется адресантом в манипулятивной функции, так как подобная коммуникативная структура предполагает ответ-выбор из двух предложенных вариантов (А или В), исключая другие возможные.

Стоит отметить, что нарушение этической нормы может происходить и с помощью паралингвистических, не собственно вербальных, средств: интонации, позы говорящего и др. Так, в выпуске телевизионного ток-шоу «Исторический процесс» от 18.08.2011 один из участников команды Николая Сванидзе на-

Библиографический список

рушил этическую норму именно таким образом. Вызывающие поза (сидел, развалившись на стуле, закинув ногу на ногу, раскинув руки) и интонация «звучали» гораздо красноречивее, чем собственно вербальная составляющая его выступления.

Приведённые в данной статье речевые факты - только малая доля тех ситуаций и средств, с помощью которых соблюдаются или, наоборот, нарушаются этико-речевые нормы участниками политических споров в СМИ. Это обусловливает необходимость их описания, систематизации, культурно-речевой квалификации и свидетельствуют об актуальности поставленной проблемы.

1. Пахомова, И.Н. Новые явления в русском речевом этикете (на материале средств массовой информации): дис. ... канд. филол. наук. - М., 2008.

2. Сковородников, А.П. О содержании понятия «национальный риторический идеал» применительно к современной российской действительности // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. - 1997. - Вып. 5.

3. Сурикова, Т.И. Этический аспект языка СМИ // Язык массовой и межличностной коммуникации. - М., 2007.

4. Сковородников, А.П. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения / А.П. Сковородников, Г.А. Коп-нина // Журнал Сибирского федерального ун-та. - 2009. - № 2. - Сер. Гуманитарные науки. Спецвыпуск «Культура речевого общения».

5. Граудина, Л.К. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич. - М., 1989.

6. Граудина, Л.К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова - М., 2001.

7. Михальская, А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике: учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов. - М., 1996.

8. Аннушкин, В.И. История русской риторики. Хрестоматия: учеб. пособие. - М, 2002.

9. Губин, В.Д. Основы этики / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. - М., 2007.

10. Этика: учеб. пособие / Т.В. Миташкина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. - М., 2002.

Bibliography

1. Pakhomova, I.N. Novihe yavleniya v russkom rechevom ehtikete (na materiale sredstv massovoyj informacii): dis. ... kand. filol. nauk. - M., 2008.

2. Skovorodnikov, A.P. O soderzhanii ponyatiya «nacionaljnihyj ritoricheskiyj ideal» primeniteljno k sovremennoyj rossiyjskoyj deyjstviteljnosti / / Teoreticheskie i prikladnihe aspektih rechevogo obtheniya. - 1997. - Vihp. 5.

3. Surikova, T.I. Ehticheskiyj aspekt yazihka SMI // Yazihk massovoyj i mezhlichnostnoyj kommunikacii. - M., 2007.

4. Skovorodnikov, A.P. Modelj kuljturno-rechevoyj kompetencii studenta vihsshego uchebnogo zavedeniya / A.P. Skovorodnikov, G.A. Kopnina // Zhurnal Sibirskogo federaljnogo un-ta. - 2009. - № 2. - Ser. Gumanitarnihe nauki. Specvihpusk «Kuljtura rechevogo obtheniya».

5. Graudina, L.K. Teoriya i praktika russkogo krasnorechiya / L.K. Graudina, G.I. Misjkevich. - M., 1989.

6. Graudina, L.K. Russkaya ritorika / L.K. Graudina, G.I. Kochetkova - M., 2001.

7. Mikhaljskaya, A.K. Russkiyj Sokrat. Lekcii po sravniteljno-istoricheskoyj ritorike: ucheb. posobie dlya studentov gumanitarnihkh fakuljtetov. -M., 1996.

8. Annushkin, V.I. Istoriya russkoyj ritoriki. Khrestomatiya: ucheb. posobie. - M, 2002.

9. Gubin, V.D. Osnovih ehtiki / V.D. Gubin, E.N. Nekrasova. - M., 2007.

10. Ehtika: ucheb. posobie / T.V. Mitashkina, Z.V. Brazhnikova, N.I. Mushinskiyj i dr. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 09.03.12

УДК 811.111

Kochkinekova A.V. PREPOSITIONS THROUGH AND ACROSS AS THE MARKERS OF DYNAMIC MANIFISTATIONS OF PERSON'S PSYCHOPHISIOLOGICAL CHARACTERISTICS. The article is devoted to the review of the prepositions through and across that mark the psychophisiological peculiarities of a person in the light of dynamic relations. The analysis of the prepositions is carried out on the basis of a frame theory taking into account the activation of correspondent types of frames (process-prolonged and process-rapid). The problems and perspectives in this sphere are designated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: prepositions through and across, process-prolonged and process-moderate types of frames, activation, psychophysiological organization of a person.

А.В. Кочкинекова, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: alena_koch86@mail.ru

ПРЕДЛОГИ THROUGH И ACROSS КАК МАРКЕРЫ ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена рассмотрению предлогов across и through, маркирующих психофизиологические характеристики человека в свете динамических отношений. Анализ предлогов производится на основе фреймовой теории с учетом активации соответствующих типов фреймов (процессуально-пролонгированного и процессу-ально-рапидного). Обозначаются проблемы и перспективы исследования в данной области.

Ключевые слова: предлоги through и across, процессуально-пролонгированный и процессуально-ра-пидный типы фреймов, активация, психофизиологическая организация человека.

В настоящее время рассмотрение служебных единиц выходит за рамки их простого формального описания. Полипарадиг-мальный характер современной лингвистической науки расширяет границы исследования предлогов, являющихся по своей семантической структуре сложным образованием и обладающих своеобразным гетерогенным характером.

Основные парадигмальные черты современной лингвистики (антропоцентризм, экспансионизм, экспланаторность, неофункционализм) [1] предопределяют направленность подходов к рассмотрению основного спектра проблем. Так, например, антропоцентризм, привлекая все большее внимание к человеческому фактору, обусловливает анализ многих языковых явле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.