Научная статья на тему 'Этапы развития предпринимательства в Смоленской области'

Этапы развития предпринимательства в Смоленской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития предпринимательства в Смоленской области»

электронных торговых площадок как supplier-driven (площадки, создаваемые и поддерживаемые продавцами) и third-party-driven (площадки, создаваемые и поддерживаемые третьей стороной).

Опыт развитых стран позволяет констатировать, что развитие и внедрение электронной торговли является эффективным средством обеспечения качественного скачка в экономической, научно-технической и социально-политической жизни общества. Список использованной литературы:

1. Алексеева Н.В. Сущность и особенности конкурентоспособности субъектов малого агробизнеса / Н.В. Алексеева, А.В. Улезько // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2014. - Вып. 4 (43). - С. 179-188.

2. Козье Д. Электронная коммерция / Д. Козье. - М.: Русская Редакция, 1999. - 288 с.

3. Кузенкин В.И Организация закупочной деятельности через электронные площадки / В.И. Кузенкин, Н.Е. Гильц // Логистические системы в глобальной экономике. - 2015. - №5. - С. 518-521.

4. Назарова И.Б. Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении трансакционных издержек / И.Б. Назарова, Т.В. Дианова // Вестник МГИМО Университета. - 2012. - №4 (25). - С. 173-178.

5. Пирогов С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / С.В. Пирогов. - М.: Изд. дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003. - 428 с.

6. Рябов В.П. Тенденции и проблемы развития биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией / В.П. Рябов, П.Б. Корецкий // Современные организационно-экономические проблемы развития АПК: матер. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня создания кафедры организации производства и предпринимательской деятельности в АПК. - Воронеж: ВГАУ, 2015. - С. 150-154.

7. Рябов В.П. Электронная коммерция: курс лекций / В.П. Рябов. - Воронеж: ВГАУ, 2014. -67 с.

8. Улезько А.В. Обеспечение конкурентоспособности малых форм хозяйствования / А.В. Улезько, Н.В. Алексеева. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2015. - 179 с.

9. Улезько А.В. Система планов оптимального развития аграрных формирований: состав и система информационного обеспечения / А.В. Улезько, О.В. Улезько // Моделирование и информационное обеспечение экономических процессов в АПК: сб. науч. тр. - Воронеж: ВГАУ, 2011. - С. 216-220.

10. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции / А.В. Юрасов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 480 с.

© Корецкий П.Б., 2017

УДК 332

Крамлих О.Ю.

к.э.н.,доц.

Российский университет кооперации г. Москва, Российская Федерация

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие предпринимательства в России и, в частности, в Смоленской области происходило в определенной последовательности, состоящей из трех этапов. Каждый из них начинался подъемом и заканчивался спадом.

Первый этап развития предпринимательства (1987 — 1991 годы) можно назвать кооперативным, поскольку в эти годы происходит создание кооперативов в различных отраслях экономики, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве. Объединяются в кооперативы и представители спекулятивного мелкого бизнеса, занимавшегося в основном мелкооптовой и розничной торговлей. В Смоленской области предпринимательство начало развиваться с 1988 г., и основными субъектами этого движения стали

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

кооперативы, сосредоточившиеся в основном в сфере бытового обслуживания, строительстве и производстве товаров народного потребления. В 1988 г. действовало 230 кооперативов, а пика своего развития они достигли в 1990 г., когда действовало 649 кооперативов с числом занятых на постоянной основе 14 тыс. человек. Кооперативы отчасти сокращали дефицит на товарном рынке, хотя цены на кооперативные товары превышали государственные в 2 - 4 раза[2, с.95].

В начале 1990-х годов начинается второй этап, связанный с началом экономических реформ, которые вызвали быстрый подъем предпринимательства. В конце 1980-х годов в частный бизнес влились представители руководства государственных производственных предприятий и научно-исследовательских институтов (46 %), работники министерств и ведомств (15 %), работники других учреждений, в том числе аппарата КПСС и ВЛКСМ. При этом, благодаря корпоративным связям, возникало большое число новых организаций: торговые структуры, банки, совместные предприятия и т.д. В Смоленске появляются первые совместные предприятия, в частности, в ювелирной промышленности: 23 октября 1991 года в Смоленске было зарегистрировано первое в стране негосударственное гранильное предприятие ООО «Кристаллдиам».В Смоленской области в результате развития предпринимательства резко возрастает число действующих предприятий - с 333 до 822, при этом число крупных предприятий сокращается с 333 до 264. В 1991 - 1993 годах, в разгар экономических реформ, начинается массовая приватизация предприятий, а бизнесменами становятся руководители приватизированных предприятий различных отраслей. С 1993 г. начался период, который можно определить как поворотный в отношении государства к малому предпринимательству, -наблюдается переход от разовых мер помощи к долгосрочной политике поддержки.

В 1992 - 1993 годах либерализация цен, налоговый пресс и галопирующая инфляция, привели к обесценению сбережений населения и резкому скачку процентных ставок за кредитные ресурсы. Финансовая база предпринимательства была подорвана. В Смоленской области особенно пострадали предприятия легкой промышленности. В эти годы наиболее высокими темпами растет число малых предприятий, правда, за счет непроизводственной сферы [1, с.284].

В 1995 - 1996 годах наметились тенденции падения темпов роста предпринимательства в результате резкого снижения доходности в традиционных предпринимательских сферах деятельности, например, в торгово-посреднической деятельности.

Большая часть малого бизнеса в 1996г. сосредоточена в г. Смоленске - 1412 предприятий, где больше источников трудовых, сырьевых ресурсов, велик научно-технический потенциал, шире потребительский рынок, Ярцевском р-не - 279, Вяземском, Гагаринском, Дорогобужском, Рославльском, Сафоновском районах и г. Десногорске - от 100 до 200 предприятий.

Доля малого предпринимательства в объеме промышленного производства составила 7,2%, в сельском хозяйстве фермерскими и личными подсобными хозяйствами произведено зерна - 14%, картофеля - 95%, овощей - 93%, мяса скота и птицы - 49,6%, молока - 50,4%, яйца - 41%, доля малых предприятий в общем товарообороте составила 38%.

Третий этап (1998 — 2010 годы) — от кризиса до кризиса. Этот период, начавшийся с российского кризиса 1998 года, закончился мировым кризисом 2010 года. Для российского предпринимательства — это время хозяйственной зрелости малых предприятий, повышение их способности к самоорганизации и созданию новых форм. После массового банкротства в 1998 - 1999 годах начинается медленный рост числа предприятий предпринимательского сектора российской и региональных экономик. Общая численность малых предприятий за период 1997 — 2000 годов выросла на 5,8 % [ 3, с.61].

К концу третьего этапа малыми предприятиями Смоленской области было произведено продукции (товаров, работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму более 34,6 млрд. рублей, что на 23 % больше аналогичного показателя 2006 года. Общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Смоленской области от субъектов малого и среднего предпринимательства составила 890,5 млн. рублей, что на 7 % было больше, чем в 2006 году. В 2007 году в малом бизнесе трудилось 16,4 % от среднегодовой численности занятых в экономике Смоленской области, или более 80 тыс. человек.

По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, по

состоянию на 1 января 2010 года на 100 тысяч жителей Смоленской области приходилось 431 малое предприятие Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта составляет не более 10 % (общероссийский показатель — около 12 %), доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.

2011 год открыл новую страницу в истории не только российского, но и мирового предпринимательства — «посткризисный» этап. Рецессия охватила все сферы экономической деятельности в глобальном масштабе. По данным налоговых органов, на 1 июня 2011 года на территории региона зарегистрировано 36548 субъектов малого и среднего предпринимательства (107 тысяч человек или около 20 процентов от числа экономически активного населения). Вклад этих предприятий в ВРП составляет порядка 12 процентов. Согласно статистическим данным по состоянию на 1 января 2012 года в Смоленской области осуществляют деятельность 13480 малых, 132 средних предприятия.

Несмотря на наметившееся в 2014-2016 гг. улучшения предпринимательского климата в Смоленской области, есть проблемы, тормозящие его развитие. В этих рамках принимаются целевые программы регионального развития на базе приграничного положения. Однако мировой финансовый кризис негативно отражается на развитии страны, а, следовательно, ее регионов. Это тормозит привлечение капитала, сокращает предпринимательскую инициативу, ухудшает инвестиционный климат.

Список использованной литературы:

1. Чудакова С.А. Совершенствование мсфо в 2016 году для развития предпринимательства. В сборнике: Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы// Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. 2016. С. 284-288.

2. Чудакова С.А. Роль государства в развитии малого предпринимательства. В сборнике: Становление и развитие предпринимательства в России: история, современность и перспективы // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции. 2015. С. 94-96.

3. Чудакова С.А. Совершенствование системы управления потребительской кооперацией Смоленской области//Транспортное дело России. 2011. № 4. С. 60-61.

© Крамлих О.Ю., 2017

УДК 351.72

И. К. Куприна

к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», г. Кемерово

Н.В. Смирнова ст. преподаватель ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», г. Кемерово

Т.Г. Корытко студентка 4 курса ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)», г. Кемерово

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация

Наиболее распространенным правонарушением в сфере бюджетного законодательства является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.