Научная статья на тему 'Электронная коммерция как инновационная форма ведения снабженческо-сбытовой деятельности'

Электронная коммерция как инновационная форма ведения снабженческо-сбытовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
879
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ПЛОЩАДКА / ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корецкий П.Б.

В статье исследуется сущность электронной коммерции. Раскрываются базовые принципы ее организации. Описывается круг задач, реализуемых в рамках интеграции в систему электронной торговли. Рассматривается содержание категории «электронная площадка»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронная коммерция как инновационная форма ведения снабженческо-сбытовой деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

2. Страхова А. С. , Унежева В. А. Инновационные технологии в строительстве как ресурс экономического развития и фактор модернизации экономики строительства // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2016. № 6. С. 263-272.

© Ищук Я.Л., Абакумов Р.Г.,2017

УДК 339.72

П.Б. Корецкий

аспирант

Воронежский государственный аграрный университет г. Воронеж, Российская Федерация

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЕДЕНИЯ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье исследуется сущность электронной коммерции. Раскрываются базовые принципы ее организации. Описывается круг задач, реализуемых в рамках интеграции в систему электронной торговли. Рассматривается содержание категории «электронная площадка»

Ключевые слова

Электронный бизнес, электронная коммерция, электронная торговля, электронная площадка,

организация коммерческой деятельности.

В последнее время быстрыми темпами растет объем торговых операций, осуществляемых с использованием технологий электронного бизнеса. В широком смысле электронный бизнес рассматривается как совокупность отношений между различными субъектами рынка, взаимодействие между которыми осуществляется на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.

Одним из первых термин «электронная коммерция» ввел в научный оборот Д. Козье [2], определяя ее как специфический способ осуществления коммерческих операций с использованием информационно-коммуникационных технологий. В его трактовке электронная коммерция была практически тождественна электронной торговле. Такой подход к определению сущности электронной коммерции разделяет широкий круг исследователей (например, Д. Эймор, И. Голдовский, Л.С. Климченя, О.А. Кобелев, и др.). Вместе с тем, С.В. Пирогов [5] справедливо отмечает, что понятие электронной коммерции нельзя рассматривать только в качестве аналога электронной торговли, так как она включает в себя и технологии проведения коммерческих операций, и управление процессами обмена с использование современных программно-аппаратных комплексов. Такой взгляд на содержание электронной коммерции предполагает использование системного подхода к решению проблем управления товарообменом и использованию таких систем как MRP, MRP II, CRM, ERP и др., способствующих повышению эффективности управления процессами электронной коммерции.

А.В. Юрасов [10] и Рябов В.П. [6, 7] предлагают рассматривать электронную коммерцию как сферу экономики, включающую в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.

На наш взгляд, электронную коммерцию следует трактовать как форму ведения коммерческой деятельности предполагающую использование информационно-коммуникационных технологий. В качестве базовых принципов организации электронной коммерции можно выделить: принцип полноты (ценность товара или услуги определяется избыточностью его предложения и глобализацией его распространения); принцип обратной связи (обеспечение согласования всех условий сделки в режиме реального времени);

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_

принцип экспоненциального развития (развитие системы электронной коммерции происходит по экспоненциальному закону, предполагающему, что скорость роста пропорциональна значению самой величины); принцип объективного ценообразования (прозрачность электронного рынка и минимальная степень его монополизации обеспечивают установление равновесных цен); принцип минимизации трансакционных издержек (реализуется за счет использования бесплатных сервисов, сокращения времени согласования условий сделки и оформления соглашений и др.); принцип открытости электронного рынка (свободный доступ к сервисам в любое время из любого места); принцип защищенности информации (соблюдение необходимого уровня конфиденциальности и защиты информации); принцип непрерывности (непрерывного режима функционирования систем электронной коммерции); принцип достоверности (вся информация, циркулирующая в системе электронной коммерции, должна быть достоверной); принцип интерактивности (способность системы электронной коммерции немедленно реагировать на любые запросы ее субъектов); принцип дружественности интерфейса (возможности использования технологий электронной коммерции должны быть предельно просты, удобны и доступны всем потенциальным пользователям).

По мнению И.Б. Назаровой и Т.В. Диановой [4] электронной торговле присущ ряд несомненных преимуществ, связанных со следующими моментами: обеспечивается эффект глобального присутствия, проявляющийся в том, что даже субъекты малого предпринимательства получают выход на различные локализованные рынки вне зависимости от их местоположения; создаются предпосылки повышения конкурентоспособности за счет повышения скорости реакции на запросы рынка и возможности информационного взаимодействия с конечным потребителем реализуемой продукции при сокращении цепочки посредников и минимизации трансакционных издержек; практически полная неограниченность объемов передачи информации позволяет повысить качество информации о потребительских свойствах товара, а использование средств мультимедиа резко повысит качество рекламы и ее адресность; аккумулирование информации об изменениях рыночной конъюнктуры на специальных серверах позволяет отслеживать сезонные колебания цен на продукцию, изменения предпочтений потребителей, волатильность предложения товаров и адекватно реагировать на эти изменения; использование он-лайн технологий существенно сокращает время и средства на подготовку договоров купли-продажи, на передачу информации и оплату товаров и т.п.

Развитие системы электронной торговли в АПК ориентировано на решение следующих задач: решение проблемы асимметрии информации на агропродовольственном рынке, обеспечение свободного информационного обмена; организация базы данных о производителях и покупателях сельскохозяйственной продукции; минимизация трансакционных издержек; обеспечение доступа к информации о результатах мониторинга аграрного рынка; вовлечение в сферу электронной торговли все большего числа сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции; обеспечение безопасности информационного обмена и минимизация рисков при заключении договоров и осуществления обменных операций; формирование механизмов обеспечения гарантий легитимности и прозрачности коммерческих операций; повышение качества конкурентной среды [1, 8, 9].

Реализация отношений электронной коммерции, как правило, происходит в рамках электронных торговых площадок. В.И. Кузенкин и Н.Е. Гильц [3] предлагают определять электронные торговые площадки как «комплекс информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие покупателя (заказчика) с продавцом (поставщиком) через электронные каналы связи на всех этапах заключения сделки». Возможности глобальной сети Интернет позволяют определять в качестве электронной торговой площадки практически каждый Интернет-ресурс, с помощью которого производятся операции купли-продажи. Многообразие видов Интернет-ресурсов, использующихся для ведения электронной коммерции обуславливаю выделение нескольких типов электронных торговых площадок. Принято различать электронные торговые площадки для размещения государственных заказов, по реализации имущества банкротов, для размещения заказов в соответствии с федеральным законом 223-Ф3, для коммерческих заказчиков. При этом электронные торговые площадки для коммерческих заказчиков подразделяются на специализированные площадки, созданные в интересах определённого хозяйствующего субъекта, и многопрофильные (с широким ассортиментом товаров и услуг). Можно также выделить такие типы

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070

электронных торговых площадок как supplier-driven (площадки, создаваемые и поддерживаемые продавцами) и third-party-driven (площадки, создаваемые и поддерживаемые третьей стороной).

Опыт развитых стран позволяет констатировать, что развитие и внедрение электронной торговли является эффективным средством обеспечения качественного скачка в экономической, научно-технической и социально-политической жизни общества. Список использованной литературы:

1. Алексеева Н.В. Сущность и особенности конкурентоспособности субъектов малого агробизнеса / Н.В. Алексеева, А.В. Улезько // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2014. - Вып. 4 (43). - С. 179-188.

2. Козье Д. Электронная коммерция / Д. Козье. - М.: Русская Редакция, 1999. - 288 с.

3. Кузенкин В.И Организация закупочной деятельности через электронные площадки / В.И. Кузенкин, Н.Е. Гильц // Логистические системы в глобальной экономике. - 2015. - №5. - С. 518-521.

4. Назарова И.Б. Электронная торговля: преимущества, проблемы и «эффект скольжения» при снижении трансакционных издержек / И.Б. Назарова, Т.В. Дианова // Вестник МГИМО Университета. - 2012. - №4 (25). - С. 173-178.

5. Пирогов С.В. Электронная коммерция: Учеб. пособие / С.В. Пирогов. - М.: Изд. дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2003. - 428 с.

6. Рябов В.П. Тенденции и проблемы развития биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией / В.П. Рябов, П.Б. Корецкий // Современные организационно-экономические проблемы развития АПК: матер. науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня создания кафедры организации производства и предпринимательской деятельности в АПК. - Воронеж: ВГАУ, 2015. - С. 150-154.

7. Рябов В.П. Электронная коммерция: курс лекций / В.П. Рябов. - Воронеж: ВГАУ, 2014. -67 с.

8. Улезько А.В. Обеспечение конкурентоспособности малых форм хозяйствования / А.В. Улезько, Н.В. Алексеева. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2015. - 179 с.

9. Улезько А.В. Система планов оптимального развития аграрных формирований: состав и система информационного обеспечения / А.В. Улезько, О.В. Улезько // Моделирование и информационное обеспечение экономических процессов в АПК: сб. науч. тр. - Воронеж: ВГАУ, 2011. - С. 216-220.

10. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции / А.В. Юрасов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2007. - 480 с.

© Корецкий П.Б., 2017

УДК 332

Крамлих О.Ю.

к.э.н.,доц.

Российский университет кооперации г. Москва, Российская Федерация

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие предпринимательства в России и, в частности, в Смоленской области происходило в определенной последовательности, состоящей из трех этапов. Каждый из них начинался подъемом и заканчивался спадом.

Первый этап развития предпринимательства (1987 — 1991 годы) можно назвать кооперативным, поскольку в эти годы происходит создание кооперативов в различных отраслях экономики, в том числе в промышленности и сельском хозяйстве. Объединяются в кооперативы и представители спекулятивного мелкого бизнеса, занимавшегося в основном мелкооптовой и розничной торговлей. В Смоленской области предпринимательство начало развиваться с 1988 г., и основными субъектами этого движения стали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.