Научная статья на тему 'Этапы развития международного сотрудничества по борьбе с преступностью с древних времен до конца XVII в'

Этапы развития международного сотрудничества по борьбе с преступностью с древних времен до конца XVII в Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2131
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития международного сотрудничества по борьбе с преступностью с древних времен до конца XVII в»

Пихов Аслан Хазрет-Алиевич

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России, г Краснодар

Шеуджен Нурдин Асланович

адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В.

Б

орьба с международной преступностью издавна обуславливала необходимость объединения усилий различных государств в оказании помощи друг другу по расследованию, розыску и экстрадиции преступников.

Точное начало возникновения институтов правовой помощи наукой до сих пор не определено, и полемика по этому вопросу продолжается. Особых возражений ни у теоретиков, ни у практиков не вызывает то, что следствием суверенизации государств международного права явились и потребности в сотрудничестве.

Становление международного сотрудничества восходит к глубокой древности, когда еще не было ни стройной системы норм международного права, ни развернутого учения о нем, но уже возникли первые признаки дипломатии. При этом меры национального характера играли решающую роль. В это самое время и зарождались некоторые международные согласованные и упорядоченные действия государств в борьбе с преступностью.

Исследования данного вопроса показывают, что в каждый исторический период международная борьба с преступностью отражала черты своей эпохи.

Так, по мнению Ф.Ф. Мартенса, можно выделить три таких периода1:

1) с древних времен до конца XVII в.;

2) с начала XVIII в. до конца 40-х гг. XIX в.;

3) с начала 50-х гг. XIX в. и по настоящее время.

В свою очередь, американский ученый Шериф Бассионни, соглашаясь с первыми, начало третьего периода относит к 1948 г., когда на первый план выходит необходимость построения системы международной безопасности и предупреждения преступлений против мира и человечества2.

Рассмотрим первый период зарождения международного сотрудничества по борьбе с преступностью с древних времен до конца XVII в.

Несмотря на высказанное некогда мнение о том, что в древнем мире не существовало примеров международного сотрудничества, так как не существовало международно-правовых отношений между различными государствами3, многие исследователи все же находят факты такого сотрудничества,

1 Мартене Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1883. Т. 2. С. 383-393.

2 Bassiouni Cherif M. International extradition and world public order. N.Y., 1974. P. 4.

3 См.: Симеон Э.О. О невыдаче собственных подданных: международно-правовое исследование. СПб., 1892. С. 40.

имевшие место и в то время.

Свидетельством существования такой практики является, в частности, договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хеттушилем III, заключенный в 1296 г. (1278) до н. э. В нем говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса»1. Так же израильтяне требовали выдачи жителей города Гиза, которые после изнасилования и убийства женщины в Израиле-вом колене укрылись в пределах Вениаминова колена. Как известно, отказ выдать и наказать виновных привел к войне и поражению Вениаминова колена2.

Таким образом, в условиях, когда возникающие между государствами разногласия часто разрешались с помощью военных действий, основным регулятором международных отношений оставалось все то же право сильного, которое в IV в. до н. э. весьма емко сформулировал древнеиндийский философ Каутилья: «Кто слабее другого, тот должен заключить с ним мир, кто сильнее, тот должен вести войну»3.

Если все же невозможно было решить проблему силой оружия, в ход шли сила золота и искусство дипломатии. Так, в 144 г. до рождества Христова иудейский первосвященник Симон отправил послов, которые одарили Рим золотым щитом и договорились о выдаче беглых иудеев4. При этом, о равноправии договаривающихся субъектов, а тем более об учете интересов третьих сторон во взаимных отношениях, тогда говорить еще не приходилось.

Таким образом, всеобщая раздробленность феодальных государств, обусловленная отсутствием сильной централизованной власти, доминирование во взаимных отношениях силовых средств в решении вопросов и личных целей - все это препятствовало формированию и развитию международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

В данных обстоятельствах, своеобразным объединяющим началом, способным оказать серьезное влияние, в том числе и на развитие межгосударственного взаимодействия, как ни странно, стала церковь, сыгравшая решающую роль в международном преследовании, а затем и выдаче еретиков, которые считались врагами всех западно-европейских государств.

Не менее значима роль церкви и в расширении права убежища, известного уже в классической древности, но получившего широкое распространение в Средние века, когда возникает и утверждается мнение о том, что известные священные места должны считаться оберегающими от преследования всех укрывшихся там лиц. Такими местами стали монастыри, соборы, храмы, церкви, часовни и даже кресты, стоящие на дорогах.

Не ставя под сомнение утверждение о том,

что право убежища служило смягчению варварства, все же заметим, что в основе его лежала не только христианская мораль, но и стремление средневековой церкви, а также удельных князьков, к самостоятельному решению вопросов международного сотрудничества.

Не случайно, Чезаре Беккариа, задаваясь в свое время вопросом, справедливы ли убежища, писал: «В пределах данной страны не должно быть места, на которое бы не распространялось действие законов. Сила их должна следовать за гражданином как тень за телом. Безнаказанность и убежище мало чем отличаются друг от друга... Увеличивать число убежищ - значит создавать такое же число небольших самостоятельных государств, так как там, где не действуют законы, могут приниматься новые, противоречащие действующим в стране. Вся история свидетельствует о том, что убежища являлись источником великих переворотов в государствах и во мнениях людей»5.

Однако, по мере укрепления национальных государств и закономерного усиления центральной власти, которая стала способной к установлению и поддержанию внутреннего правопорядка, право убежища все больше теряло свой смысл, пока вовсе не было отменено.

Анализ древнерусских источников позволяет сделать вывод о том, что институт экстрадиции возник ранее других видов международного сотрудничества и регулировался как международными нормами, так и внутригосударственным законодательством.

Уже в Х в. н. э. Древней Руси заключались договоры, устанавливающие процессуальные правила выдачи русских другими государствами.

В исторических документах упоминается о грехе международных договоров с Византией. Наиболее известен Договор киевского князя Олега 911 г. Согласно этому Договору русские, совершившие преступления в Византии, должны быть выданы для наказания отечеству, а греки отсылаться в Византию.

С принятием в 1649 г. Соборного Уложения получили развитие нормы о порядке выкупа пленных (ст. 1-3), на основе которых формировалось законодательство о выдаче. Пленный, добровольно сдавшийся противнику, считался преступником, а совершенное им деяние признавалось государственным преступлением, которое жестоко каралось, вплоть до смертной казни. Данная категория пленных подлежала выкупу, после чего решался вопрос о привлечении их к ответственности. Россия в данном случае использовала свою юрисдикцию на их уголовное преследование.

Совершенствованию выдачи правового регулирования способствовали также правовые акты о возврате владельцам беглых крестьян и холопов в период крепостнического права в России. Крупней-

1 Цит. по: Тураев Б.А. История Древнего Востока. М., 1935. Т. 1. С. 306-307.

2 См.: Книга судей. Гл. 15. Ст. 9; Гл. 20. Ст. 13.

3 Цит. по: Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С. 8.

4 См.: Никольский Д.П. О выдаче преступников по началам международного права. СПб., 1884. С. 45.

5 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 210-211.

89

ший памятник права XVII в. - Наказ сыщикам беглых крестьян и холопов 1683 г. кодифицировал все законодательство предшествующих периодов, регламентирующих розыск и выдачу беглых крестьян.

Наказ 1683 г. в какой-то мере заложил основы для множества институтов, регулирующих международное сотрудничество - международный розыск, выдачу, накопление и использование информационных банков данных о личности преступника, передвижении, правила взаимодействия по уголовным делам.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что большое влияние на международное взаимодействие в сфере уголовного судопроизводства на Руси оказало внутреннее законодательство. Общность целей способствовала созданию правовой базы для решения внутренних про-

блем каждого княжества, разрешения споров между ними и достижения общих политических, экономических и военных интересов.

Полемика по истории международного права в сфере борьбы с преступностью имеет множество точек зрения. Но возникновение и развитие международного права как следствие суверенизации государств и взаимной потребности в сотрудничестве особых возражений не вызывают. Идея соблюдения национальных интересов во взаимоотношениях договаривающихся стран прослеживается довольно четко и характерна для всех видов и форм внешних связей, включая уголовную юстицию. Эта идея имеет принципиальное значение в области международных отношений в наше время и государственную политику в борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.