Научная статья на тему 'Институт выдачи преступников в рамках международного уголовного права'

Институт выдачи преступников в рамках международного уголовного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1864
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРАДИЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ / СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ЭКСТРАДИЦИИ / EXTRADITION / INTERNATIONAL CRIMINAL LAW / LEGAL PROCEDURE / HISTORY OF EXTRADITION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пузырева О.

Развитие института выдачи преступников очень интересная тема, поскольку тянется эта практика из глубины веков и оформилась в строгие законы совсем недавно по юридическим меркам. Данная статья посвящается истории развития экстрадиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTION OF EXTRADITION IN THE FRAMES OF INTERNATIONAL CRIMINAL LAW

The development of the institution of extradition is a very interesting topic, as soon as this practice dates back to the depth of the ages and has formed as a legal procedure not long ago up to the legal measures. The given article is devoted to the history of extradition development.

Текст научной работы на тему «Институт выдачи преступников в рамках международного уголовного права»

ПРАВО

fccjs

О. ПУЗЫРЕВА, студентка 4 курса международно-правовой специализации юридического факультета Орловского государственного университета

г. Волхов, ул. Архангельская, 5

институт ВЫДАЧИ ПРЕСТУПНИКОВ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА

Развитие института выдачи преступников — очень интересная тема, поскольку тянется эта практика из глубины веков и оформилась в строгие законы совсем недавно по юридическим меркам. Данная статья посвящается истории развития экстрадиции.

Ключевые слова: экстрадиция, международное уголовное право, юридические процедуры, сопроводительный документ по экстрадиции.

Экстрадиция является одним из самых древних институтов международного права и представляет собой передачу лица государством, на территории которого такое лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение [1, с. 621-623].

В эпоху античности есть информация о договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хеттушилем III, заключённом примерно в XIV-XIII вв. до н. э. В нём помимо прочего говорилось, что «если кто-либо убежит из Египта и уйдёт в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернёт в страну Рамсеса». Из текста договора видно, что речь идет о возвращении не только уголовных преступников, а всех лиц, которые окажутся в стране хеттов и будут затребованы Египтом. Русский юрист-международник Д.П. Никольский говорит о договорах между греческими городами-государствами, в которых содержались положения о выдаче преступников. Он упоминает также о фактах применения института выдачи к уголовным преступникам и беглым рабам Римской империи и Греции.

В средние века особых изменений в практике экстрадиции не было, разве что особенно широко распространилось признание различных мест убежищами, из которых выдачи нет (droit d’asile), хотя в античности такое тоже иногда было. Любой человек от любого преследования был защищён практически во всех монастырях, соборах, храмах, церквах, часовнях и даже у дорожных крестов. Из средневековья до нас дошли сведения о различных международных договорах, регламентирующих выдачу преступников. Одним из наиболее ранних таких соглашений считается трактат, заключённый в 1174 г. между английским Генрихом II и шотландским Уильямом. Последующие западноевропейские соглашения от него далеко не ушли — практически все они касались только бунтовщиков и обоюдных врагов, а также личных врагов монархов. В целом практика сводилась к тому, что бежавшие из дружественных стран выдавались, а из недружественных - нет.

В Новое время был договор — договор 1661 г. обязал Данию выдавать английскому королю Карлу II всякого, кто участвовал в казни его отца Карла I. По этому же договору обоюдными врагами, подлежащими выдаче, считались враги протестантской церкви, еретики и нарушители религиозных обрядов [3, с. 42-49].

Следующим шагом в развитии экстрадиции стала тенденция к заключению многосторонних соглашений о выдаче. Первым из них стал Амьенский договор, подписанный в 1802 г. Великобританией, Голландией, Испанией и Францией.

Заключалось много самых разных договоров, но выдача преступников в это время была обусловлена главным образом политическими мотивами, а также соседством и родственными либо союзными отношениями. Поэтому и постановления о выдаче встречаются в большей части в союзных трактатах о дружбе. Был и такой момент: правительства часто охотно принимали беглых преступников, виновных в обычной уголов-

© О. Пузырева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

щине, потому что считали это приобретением для страны, а их невыдачу расценивали как акт, способствующий ростунаселения.

Ещё можно вспомнить, как в 1808 г. была заключена картельная Конвенция между Россией и Саксонией, по ст. XIV которой выдаче подлежали не только военнослужащие нижних чинов, но и «всякого состояния люди». Русское правительство не особенно настаивало на принятии этой статьи, её инициатором была Саксония. Но раз уж статья появилась, наше правительство изъявило желание, чтобы и Пруссия также подписала постановление о выдаче людей всякого звания и обыкновенных преступников. При этом из доклада представителя России можно понять, что прусское правительство едва ли согласится на экстрадицию ввиду господствующего в Пруссии взгляда, что «прусское население может только выиграть от эмиграции из России», так что в будущем ничего и не вышло.

Ощутимые изменения произошли уже начиная с середины XIX в. С этого времени наконец выдачу уже стали приводить к тому виду, в каком мы её знаем, — она стала актом правовой помощи одного государства другому в области международного общения.

На современном этапе институт выдачи однозначно применяется только к лицам, которые осуждены, или к предполагаемым преступникам, то есть к тем, кто обвиняется в совершении преступления [2, с. 393-396]. Вместе с тем даже сейчас нередки случаи, когда государство обращается к другому государству с требованиями о выдаче на том основании, что лицо, находящееся на территории, является гражданином государства, требующего выдачи. Но в отношениях между государствами действует общепризнанная норма, согласно которой полагается соблюдать право каждого лица покидать любую страну, включая свою собственною, и государства обычно с уважением относятся к этому праву. Они не применяют в отношении иностранных граждан никаких насильственных мер по их выдаче или высылке, если эти иностранцы законным образом находятся на их территории и не совершили каких-либо действий,

влекущих за собой выдворение в соответствии с законодательством.

Как правило, выдачи требуют государство, гражданином которого является предполагаемый преступник, государство, на территории которого совершено преступление, а также государство, потерпевшее от преступления.

Выдача не производится, когда запрашиваемая сторона имеет серьезные основания считать, что требование о выдаче представлено с целью преследования или наказания какого-либо лица по признакам расы, религии, национальности или политических убеждений либо когда положение данного лица может быть усугублено одним из этих обстоятельств.

Государство обычно не выдает своих граждан. Кроме того, во многих странах действует законодательство, согласно которому нельзя выдавать преступников, если в стране, которая требует выдачи, им грозит более строгое наказание, чем в стране, где они находятся. Те страны, которые не применяют смертную казнь, не выдают преступников тем станам, где им грозит такое наказание. Выдача не допускается также, если истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за совершенное преступление, и в ряде других случаев.

Государство, получившее обращение о выдаче, должно удостовериться в том, что речь не идет о лице, которое преследуется по политическим мотивам; данное правонарушение преследуется в уголовном порядке не только в запрашивающем, но и в запрашиваемом государстве; нет никаких веских оснований считать, что просьба о выдаче направлена с целью подвергнуть лицо преследованию по признакам расы, религии, национальности, убеждений, пола или социального статуса; в результате выдачи не будет нарушен принцип недопустимости повторного осуждения лица за одно и то же преступление; в отношении данного лица не возникло какого-либо основания для непривлечения его к ответственности; лицу будет предъявлено обвинение только за то преступление, в связи с которым запрашивается его выдача.

Библиографический список

1. Бекяш К.А. Международное публичное право; Проспект. - М., 2005. - С. 621-623.

2. Колосков Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право; Международные отношения. - М., 1998.

3. Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право; Проспект. - М., 1999. - С. 42-49.

O. PUSIREVA

INSTITUTION OF EXTRADITION IN THE FRAMES OF INTERNATIONAL CRIMINAL LAW

The development of the institution of extradition is a very interesting topic, as soon as this practice dates back to the depth of the ages and has formed as a legal procedure not long ago up to the legal measures. The given article is devoted to the history of extradition development.

Key words: extradition, international criminal law, legal procedure, history of extradition development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.