Научная статья на тему 'Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования'

Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования»

На шестом курсе студенты высшей лиги выбирают альтернативные модули для подготовки магистерской ВКР в рамках выбранных целевых профессиональных компетенций в составе проектной группы.

По всем вопросам самоорганизации приоритетное право выбора должны иметь студенты высшей лиги, только им по окончании вуза должны выдаваться рекомендательные письма для работодателей. Вертикальная мобильность - основа создания конкурентной среды.

Критерием при установлении потенциала обучаемости и присвоении академического статуса студента является академический рейтинг. Его формально-структурная формула включает веса (объемы) конкретных модулей в часах (или в зачетных единицах) и модульные рейтинги студента по числу учебных модулей, освоенных в соответствии с учебным планом проектной подготовки.

Первый положительный опыт проектного подхода к организации учебного процесса получен в 2007/2008 уч. году в Зеленодольском филиале КГТУ им. А.Н. Туполева. Были созданы две комплексные проектные группы в со-

Б.В. СЁМКИН, профессор В.А. СИНИЦЫН, профессор Л.В. ШЕВЕЛЕВА, доцент Н.П. ЩЕРБАКОВ, доцент Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Разработка программы развития региональной системы профессионального образования (РСПО) с учетом стратегии инновационного развития региона должна учитывать все факторы и тенденции развития как экономики в целом, так и образова-

ставе инженеров-технологов и эконо-мистов-менеджеров. По заданию предприятия ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Г орького » будущими молодыми инженерами и экономистами совместно разработана проектная документация и выполнено экономическое обоснование модернизации двух производственных участков. В процессе работы проектных групп накоплен ценный опыт взаимодействия завода и вуза; выпускные квалификационные работы студентов-дипломников получили высокую оценку Г осударственной аттестационной комиссии.

Литература

1. Приказ Министерства образования и на-

уки РФ от 30.06.2006 г. № 173 «Об образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц».

2. Павлов Б.П., Гортышов Ю.Ф., Мингалеев

Г.Ф., Мельничнов В.В., Бикмуллин И.И. Формирование профессиональных компетенций выпускников КГТУ им. А.Н. Туполева в полипрофессиональных учебно-проектных группах с участием пред-приятий-работодателей. - Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2008.

Этапы разработки программы развития региональной системы профессионального образования

тельной системы и формирующих ее потребностей в образовательных услугах.

Используемый при разработке программы комплексный практический инструментарий должен содержать:

■ требования к разрабатываемым программам развития;

■ рекомендации по определению целей и задач с учетом стратегии инновационного развития региона в части взаимодействия образовательных учреждений с реальным сектором экономики;

■ индикаторы эффективности реализации программы развития;

■ перечень возможных программных мероприятий;

■ рекомендации по выбору организационно-экономических механизмов реализации программы с учетом специфики региона;

■ механизмы вовлечения работодателей и региональных властей в деятельность учреждений профессионального образования, реализующих программы всех уровней.

В настоящей статье предлагается алгоритм разработки программы и ее структура. Процесс разработки программы развития РСПО можно условно разделить на следующие два этапа.

Предпроектные исследования (прогноз региональных потребностей в образовательном потенциале, анализ внутренних и внешних факторов воздействия на развитие региональной системы профессионального образования, изучение стратегических направлений социально-экономического развития региона и его муниципалитетов, анализ существующей региональной системы профессионального образования и ее ресурсов, выявление возможностей ее развития с выделением общих направлений развития и проблемных точек, тормозящих совершенствование процесса профессионального образования).

Собственно разработка программы, состоящей из формулировки миссии, идеи, определения целей, критериев эффективности, точек достижения, сроков достижения целей программы,

структурно-функционального описания модели РСПО, выбора оптимальных вариантов программ по видам образования и целевых программ, детального описания действий и мероприятий для их выполнения, предложений по организационно-управленческому механизму реализации разработанной программы (рис. 1).

Ключевым этапом предпроектных исследований, определяющим общую эффективность функционирования РСПО, является достоверное выявление потребностей в образовательных услугах на период, для которого разрабатывается программа.

Общая потребность в образовательных ресурсах складывается из двух неразрывно связанных и перекрещивающихся составляющих - потребностей экономики и потребностей населения. При этом если потребности экономики удовлетворяются в большей степени посредством реализации единой государственной политики в области развития экономики и образования, то потребности населения часто не находят конечной цели удовлетворения в виде реализации эффективного использования полученного образования (трудоустройства).

Так, по данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, как в государственных, так и в негосударственных вузах наибольшее число студентов обучается по укрупненным группам специальностей (УГС) 080000 «Экономика и управление» и 030000 «Гуманитарные науки» (их доля составляет соответственно 34,5% и 19,2%). Между тем потребности в специалистах для машиностроения, химической промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, которые набирают темпы развития, удовлетворяются не полностью, кадров соответствующих специализаций и квалификации катастрофически

Программа развития региональной системы профессионального образования (РСПО)

Рис. 1. Структура программы развития РСПО

не хватает. Отсюда неэффективность системы образования с точки зрения общественной целесообразности в целом. В этой ситуации невостребованными рынком труда оказываются специалисты, подготовка которых сформирована в основном потребностями населения без учета потребностей экономики, ее реального сектора.

Несогласованность запросов экономики и потребностей населения проявляется и в существующих формах обучения. Интенсивность развития экономики, появление новых отраслей

и производств, инновационная направленность развития экономики приводят к быстрой смене конъюнктуры потребностей в специалистах. В этих условиях длительное очное обучение не дает гарантии, что специалист будет востребован на рынке труда по его окончании. У населения появляется потребность в более быстрых сроках освоения образовательных программ, причем в большей степени направленных на практическую реализацию полученных знаний. Кроме того, социологические исследования выяв-

ляют выраженное стремление родителей раньше приобщать своих детей к трудовой деятельности. Причины этого - и в семейных материальных трудностях, и в желании уберечь своих детей от свободного времяпрепровождения, ведущего к нежелательным последствиям, и в потребности молодежи быть уверенными в своем будущем, и некоторые другие. Поэтому в последнее время приобретают популярность такие формы и технологии получения образования, которые позволяют обучаться в сокращенные сроки без отрыва или с частичным отрывом от производства.

Явная несогласованность того же рода проявляется и в уровнях образования. На сегодня экономика в большей степени нуждается в рабочих кадрах, в выпускниках системы среднего специального образования, в то время как население стремится к приобретению высшего образования.

В этих условиях, с одной стороны, необходима активная государственная политика, направленная на формирование потребностей населения в интересах экономики путем широкого информирования общественности о требуемых специалистах в настоящем и будущем, о гарантированности трудоустройства по специальности, а также посредством создания лучших условий использования специалистов. С другой стороны, экономика должна развиваться с учетом имеющегося образовательного потенциала населения как одного из основных ресурсов.

В настоящее время в нашей стране общий уровень образовательного потенциала достаточно высок, однако из-за его неэффективного использования создается и расширяется рынок вторичных образовательных услуг - услуг дополнительного профессионального образования, потребность в которых год от года растет. Так, в 2007 г. сред-

негодовая численность лиц, прошедших обучение в учреждениях дополнительного профессионального образования, составила более 50 тыс. человек (приведенная численность), что почти в 3 раза больше, чем в 2001 г. С нашей точки зрения, к дополнительному профессиональному образованию (ДПО) следует отнести любое образование, получаемое человеком не впервые. Это и второе высшее, и среднее специальное образование, и традиционные формы дополнительного образования, такие как профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка, проблемные семинары и др. ДПО в большей степени интегрируется с потребностями работодателей и напрямую связано с повышением эффективности использования имеющегося и дополнительно приобретенного образования.

С учетом этих тенденций в формировании потребностей в образовательных услугах и должна развиваться образовательная система. Кроме того, каждый регион имеет свои особенности в развитии экономики, демографии, в социальных приоритетах, что необходимо учитывать при совершенствовании функционирования региональных образовательных систем.

Одна из наиболее ярко проявляющихся тенденций в развитии РСПО -интеграция образовательных учреждений с реальным сектором экономики. Она может проявляться в различных формах. Мы имеем в виду интегрированные с потребностями работодателей образовательные учреждения и образовательные комплексы, в состав которых входят представители работодателей и их сообщества.

Потребности формируются под влиянием не только внешних факторов (развитие экономики, социальных приоритетов населения), но и внутренних факторов развития региональной

образовательной системы, ее реалий. К последним можно отнести существующую нормативно-законодательную базу функционирования региональной образовательной системы, определяющую границы и правила ее действий, а также интересы и возможности образовательных структур, ее составляющих.

Немаловажным предпроектным этапом разработки программы развития РСПО является анализ существующей системы и ее ресурсов (кадровых, учебно-методических, научно-исследовательских, материально-технических, технологических, информационных, инфраструктурных, организационно-управленческих).

Анализ существующей образовательной системы и ее ресурсов, соотнесение ее с выявленными потребностями в образовательных услугах позволяют определить возможности развития образовательной системы и проблемные точки в ее развитии.

Сопоставление возможностей развития системы со стратегическими направлениями развития экономики региона и его территориальных единиц, а также с соответствующими концепциями в области кадровой политики позволят приступить непосредственно к разработке программы развития региональной системы профессионального образования.

Приведем свою трактовку миссии, идеи и цели региональной системы профессионального образования Алтайского края. Миссией может являться «Качественное удовлетворение потребностей населения и экономики Алтайского края в образовательных услугах на основе использования инновационных образовательных технологий мирового уровня и тесной интеграции с реальным сектором экономики ». Идеей РСПО может быть провозглашено обеспечение доступности в

получении качественного образования различных уровней для населения Алтайского края. Глобальной целью можно назвать обеспечение расширенного воспроизводства конкурентоспособного образовательного потенциала для всех отраслей экономики края.

Далее в программе разрабатываются и отражаются критерии эффективности функционирования и развития региональной образовательной системы. В общем виде их может быть множество, но основными, на наш взгляд, являются итоговые, позволяющие судить об эффективности использования созданного образовательного потенциала.

Обобщающим показателем эффективности РСПО может стать показатель создания новых рабочих мест в экономике. Выявить число новых рабочих мест, полученных за счет образовательной деятельности системы, достаточно трудно, однако провести исследование на различных группах, которые обучались в рамках постпро-граммной работы, возможно. А экономическая эффективность создания нового рабочего места определяется вполне достоверно. Для этого авторами настоящей статьи разработана методика, позволяющая определить как индивидуальный, так и общий экономический эффект.

Индивидуальный экономический эффект определяется повышением заработной платы или извлечением дополнительной прибыли за минусом затрат на собственное обучение, а общественный экономический эффект складывается из налоговых поступлений вследствие создания нового рабочего места также за вычетом затрат государства на обучение одного человека. Общий экономический эффект -это сумма индивидуальной и общественной составляющих. Возможна разработка и других критериев, таких

Органы управления образованием региона Ораны управления экономикой региона

Высшие учебные заведения

Университеты

Академии

Институты

Средние профессиональные учебные заведения

Начальные профессиональные учебные учреждения

Профессиональные училища

Профессиональные лицеи

Общеобразовательные школы с профессиональным уклоном

Интегрированные образовательные учреждения

Интегрированное образовательное учреждение ДПО

Отраслевые интегрированные образовательные учреждения

Корпоративные интегрированные образовательные учреждения

Институты ДПО

Центры ДПО

Курсы ДПО

Школы ДПО

Учебно-консультационные учреждения ДПО

Научно-исследовательские структуры

НИИ, КБ

Научные подразделения учебных учреждений

Научные подразделения предприятий

Инфраструктура рынка труда

Кадровые агентства

Агентства

по трудоустройству

Государственная служба

занятости

Рис.2. Структурная модель региональной системы профессионального образования

46 Высшее образование в России • № 1, 2009

как повышение эффективности функционирования экономики региона, рост конкурентоспособности трудового потенциала и др.

Одной из ключевых структурных единиц программы является описание модели региональной системы профессионального образования. Модель должна носить адаптивный характер и быть структурно-функциональной. Адаптивность модели заключается в возможности быстрого реагирования всей образовательной системы или отдельных ее составляющих на внешние и внутренние воздействия.

На рис. 2 приводится проект структурной модели РСПО. Ключевым элементом системы является региональный кадрово-ресурсный центр, на который возлагаются функции обеспечения потребностей экономики региона в кадрах, обладающих необходимыми компетенциями. Этот ресурсный центр является посредником между экономикой и образовательной системой.

Образовательными структурами РСПО являются сети высших учебных заведений средних профессиональных, начальных профессиональных и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Соотношение между объемами подготовки специалистов этих уровней определяется потребностями региональной экономики

В структуре РСПО имеется блок научно-исследовательских организаций, которые непосредственно связаны с профессиональным образованием.

Кроме того, систему профессионального образования необходимо рассматривать, учитывая элементы инфраструктуры рынка труда, которые являются связующим звеном между работодателями (потребителями) и учебными заведениями (поставщиками) образовательных услуг.

Далее разрабатываются варианты развития системы для различных групп учебных учреждений, а также в зависимости от вида их деятельности. Одновременно, исходя из предпрограмм-ных исследований по выявлению проблемных точек в развитии системы, прорабатываются варианты целевых программ по устранению «узких мест» и инновационному развитию региональной образовательной системы, после чего определяется оптимальный путь.

Наиболее трудоемким этапом является разработка конкретных действий и мероприятий по реализации программы. В этом разделе программы должны отражаться сроки выполнения мероприятий, исполнители, ответственность исполнителей по каждому мероприятию.

Обязательным в структуре программы является описание организационно-управленческого потенциала, задействованного в ее реализации. Это органы управления программой развития, принципы и методы управления, система финансирования программы, система мониторинга и оценки эффективности функционирования РСПО, система ответственности управленческих структур за реализацию разработанной программы.

Описанная выше структура и процесс разработки программы развития РСПО отвечают цели создания условий для становления региональной системы профессионального образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития региона, обеспечивающего доступность, высокое качество и эффективность профессионального образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей, запросов личности, общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.