Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в вузе'

Дополнительное профессиональное образование в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2098
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в вузе»

A. ПАХОМОВ, заместитель премьер-министра, министр экономики и промышленности Республики Татарстан

B. ИВАНОВ, профессор,

первый проректор по учебной работе, директор Института дополнительного профессионального образования, руководитель МРЦПК РТ

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) позволяет повышать квалификацию персонала с

учетом конкретных реалии предприятия или предстоящих перспектив изменения профиля деятельности. Оно служит определенным гарантом права на труд и защиты от безработицы, так как профессиональная переподготовка -это еще и гарантия конкурентоспособности работника, его мобильности на рынке труда и успешной адаптации к меняющемуся производству. Система ДПО - важное средство увеличения эффективности производства, фактор обеспечения безопасности жизнедеятельности и - что особенно принципиально -неотъемлемое условие формирования современного мышления в интересах инновационного развития общества.

Дополнительное профессиональное

Дополнительное профессиональное образование в вузе

образование является одним из перспективных направлений развития образовательной деятельности Казанского государственного технологического университета. Оно позволяет интегрировать разные уровни и формы образования в целях формирования более гибкой образовательной траектории конкретной личности, специалиста, чтобы образование действительно проходило через всю жизнь. Необходимость непрерывного образования объясняется все более ускоряющимся процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям и умениям. Непрерывность обучения как принцип государственной образовательной политики в этой сфере проявляется особенно ярко.

Современная российская система ДПО формировалась на качественно

иной основе, чем это было в СССР. До 1991 г. повышение квалификации базировалось на специализированных отраслевых институтах и обязанности администрации предприятия один раз в пять лет повышать квалификацию работника. В условиях кризисных явлений в экономике эта система практически полностью была утрачена. Между тем потребности в быстром обновлении знаний и мобильной профессиональной переориентации несоизмеримо возросли. Потребовались систематические «ликбезы» в новых для руководителей и специалистов сферах -менеджменте, маркетинге, а также психологии и даже педагогике. Изучение зарубежного опыта также свидетельствовало о том, что государство, общество и отдельные граждане ориентированы на «Lifelong learning» - образование через всю жизнь.

Начала складываться новая система дополнительного образования. При этом центр тяжести сместился: основными исполнителями стали вузы. Этот процесс имеет свое логическое объяснение. Во-первых, вузы сохранили высокий научно-педагогический потенциал, богатый методический опыт. Во-вторых, научные исследования, проводимые учеными вузов, носят не только фундаментальный, но и прикладной характер, то есть проблемы той или иной отрасли им также знакомы. И, наконец, вузы имеют тесные связи с предприятиями - потребителями кадров, которые и являются основными заказчиками образовательных услуг ДПО.

Практически во всех регионах Российской Федерации, как правило, на базе ведущих высших учебных заведений или отдельных учреждений ДПО региона были созданы межотраслевые региональные центры профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов (МРЦПК).

Многоотраслевая экономика Республики Татарстан также требовала новых подходов в подготовке и переподготовке кадров. Был взят курс на формирование единой кадровой политики. Главные приоритеты экономики республики - нефтедобыча и нефтехимия, автомобилестроение, авиастроение, машиностроение, энергетика, аг-рокомплекс. Поэтому и в систему ДПО для реализации образовательных программ требовалось привлечь специалистов разных профилей.

Казанский государственный технологический университет, имевший к тому времени достаточно развитую инфраструктуру ДПО, выступил с инициативой объединения научно-педагогического потенциала вузов республики в этих целях. В результате по предложению Совета ректоров вузов РТ, поддержанному Кабинетом министров Республики Татарстан, приказом Минобразования России в 1998 году Институту дополнительного профессионального образования КГТУ был придан статус Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов РТ [1].

Важно подчеркнуть, что идеи, использованные при создании МРЦПК, уже по своей сути были инновационными. Как отмечалось выше, традиционно такие центры в России создавались и функционировали на базе или одного вуза, или отдельного учреждения ДПО. Мы же с самого начала реализовали идею интегрированной системы. Нам удалось соединить тенденции и новации в системе ДПО региона с потенциалом всех вузов республики. Своеобразие и оригинальность нашего МРЦПК состояли в том, что он объединил подразделения ДПО вузов и учреждений ДПО республики. В его состав вошли практически все подразделения

ДПО вузов, а также специализированные учреждения ДПО.

Органы государственной власти республики поддержали инициативные начинания вузов. Именно при поддержке Кабинета министров Республики Татарстан совместным решением ГКИ, Минэкономпрома, Ассоциации промышленных предприятий и Совета ректоров вузов РТ, одобренным впоследствии Межведомственной комиссией по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан (МВК), утверждены Положение о МРЦПК РТ, состав его участников, исполнительная дирекция, определены основные функции.

Накопленный к сегодняшнему дню опыт позволяет констатировать, что идея, заложенная в МРЦПК РТ, себя оправдала. Стратегия, избранная в части развития ДПО республики, позволила в короткие сроки добиться ощутимых результатов, «завоевать» образовательное пространство. Со значительным опережением мы акцентировали свое внимание именно на тех проблемах, которые затем были обозначены как приоритетные направления развития системы образования: учет запросов экономики и социальной сферы, территориального рынка труда, потребностей развития науки, техники, технологий, а также перспективных потребностей их развития как основного фактора обновления профессионального образования; продвижение через дополнительные образовательные услуги различного уровня к реальной многоуровневой структуре непрерывного образования и т.д.

В дальнейшем МРЦПК РТ был аккредитован Министерством экономики и промышленности республики в качестве общественно-государственного органа управления дополнительным профессиональным образованием по реализации дополнительных образова-

тельных программ высшего профессионального образования в Республике Татарстан.

Постоянное внимание и подключение государства в лице региональных органов исполнительной власти - Министерства образования, Министерства экономики и промышленности - к проблемам ДПО позволило системе добиться серьезных успехов. Но, пожалуй, самым активным звеном является Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики. Положение об МВК и ее состав утверждены правительством республики. В комиссию входят министры, руководители предприятий, ректоры ведущих вузов Татарстана; возглавляет комиссию заместитель премьер-министра - министр экономики и промышленности Республики Татарстан. Она носит государственно-общественный характер, и это позволяет рассматривать проблемы с учетом разных позиций всех заинтересованных участников -представителей государства, топ-менеджеров и собственников, руководителей образовательных учреждений. Каждый из них имеет свой интерес и представляет те профессиональные группы, от которых зависит успешное развитие бизнеса и социальной сферы. Поэтому достижение соглашения по любой проблеме в такой сложной многокомпонентной структуре - это гарантия принятия оптимального решения.

Мы полагаем, что систему дополнительного профессионального образования региона характеризуют следующие отличительные черты:

• ярко выраженный государственно-общественный характер;

• последовательная реализация принципа федерализма;

• соблюдение автономии образовательных учреждений;

• наличие координирующего и

организующего центра в лице МРЦПК РТ, аккредитованного в этом качестве Министерством экономики и промышленности республики;

• активное участие органов государственной власти в решении вопросов ДПО;

• регламентация деятельности участников ДПО путем разработки региональной нормативно-правовой базы;

• государственно-общественный контроль деятельности структур ДПО на всех стадиях образовательной деятельности - от лицензирования до итоговой аттестации, в том числе контроль качества образовательных услуг ДПО.

Практика опережающих решений в сфере ДПО в Республике Татарстан позволила именно нам с учетом опыта и оригинальных наработок региона получить право на проведение федерального эксперимента по отработке региональной модели ДПО, который проводится в соответствии с приказом Минобразования Российской Федерации [2].

Программа эксперимента, согласованная с правительством республики, предусматривает выполнение многих этапов - от разработки концептуальных основ эксперимента по созданию региональной модели ДПО до внедрения полученных результатов в масштабе России. Она ориентирована на решение насущных проблем, присущих как регионам, так и федерации в целом. Это, прежде всего, необходимость дальнейшего развития региональной нормативной базы ДПО в условиях отсутствия федерального закона «О дополнительном образовании», укрепление связей образовательных учреждений с реальным сектором экономики и улучшение на этой основе финансирования системы, совершенствование методологической и психолого-педагогической подготовки преподавателей системы ДПО, развитие информационного обеспечения и др.

Участники эксперимента, обозначенные в Программе, - Министерство экономики и промышленности РТ, Министерство образования РТ, Совет ректоров вузов РТ, вузы, средние специальные учебные заведения, образовательные учреждения ДПО, предприятия и организации Республики Татарстан - были утверждены специальным постановлением Кабинета министров Республики Татарстан.

Чтобы Программа стала реальностью, разработаны подробные ежегодные (она рассчитана на три года) планы совместных действий, предусматривающие участие в них министерств, подведомственных им предприятий, образовательных учреждений, с последующим утверждением этих планов на заседании МВК. Раз в квартал подводятся промежуточные итоги.

В контексте идеи непрерывного образования особенно актуальными становятся проблемы оценки эффективности и качества существующей системы повышения квалификации. В Федеральной программе развития образования отмечается, что особой проблемой в системе образования, в том числе в ДПО, является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования. Это стало одной из задач эксперимента.

Хотя в сфере ДПО почти нет государственных стандартов, некоторые необходимые объективные требования могут и должны быть выведены из опыта работы ее структур.

Представляется, что важнейшим показателем эффективности и качества работы системы ДПО в регионе является востребованность услуг. Гарантом качества при этом, наряду с квалифицированным персоналом и соот-

ветствующими образовательными учреждениями, являются:

• необходимые регламентирующие документы как по вопросам организации процесса обучения, так и содержащие требования в части экспертизы образовательных программ;

• орган, координирующий деятельность системы;

• участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем ДПО, в том числе в разработке программ, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку;

• взаимодействие с органами исполнительной власти региона, участие в проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации.

Уже можно говорить о том, что в системе ДПО республики все эти компоненты либо присутствуют, либо находятся в процессе отработки.

Так, в 2004 г. в целях обеспечения высокого качества образовательных услуг Министерство образования Республики Татарстан издало приказ об обязательной экспертизе образовательных программ ДПО через Экспертный совет и экспертные группы МВК РТ. МРЦПК РТ поручено осуществлять постлицензионный контроль качества реализуемых программ. Под эгидой министерства разрабатываются основы формирования системы оценки качества обучения в данной сфере, соответствующей задачам производства и международным стандартам управления качеством.

В свою очередь, Кабинет министров Республики Татарстан в условиях федерального эксперимента рекомендовал руководителям предприятий и организаций - участников эксперимента (их 75) - ежегодно тратить на повыше-

ние квалификации и профессиональную переподготовку персонала не менее 2% от фонда оплаты труда в целях повышения компетентности и профессионализма, а также мобильности рабочей силы на рынке труда и роста на этой основе занятости населения [3]. При этом государственный заказ на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов на 2004 г. составил 3,57 млн. руб. за счет средств бюджета республики [4]. Все это становится хорошей гарантией реализации права работников на ДПО, предусмотренного законом РФ «Об образовании» (ст. 40) и новым Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 2, 21).

В интересах совершенствования правового регулирования отношений в системе ДПО подготовлен для первого чтения в Государственном совете РТ проект республиканского закона «О дополнительном профессиональном образовании». Его разработчики постарались учесть действующее законодательство, недостатки федерального закона «О дополнительном образовании» (на который Президент Российской Федерации наложил «вето»), современные тенденции регулирования образовательных отношений, отразившиеся в проекте Кодекса Российской Федерации об образовании.

В республике обратили государственное внимание и на проблему кадрового обеспечения самих образовательных учреждений ДПО. Минобразования России увеличило бюджетное финансирование специализированному подразделению МРЦПК РТ - Центру профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Урала и Поволжья при Казанском государственном технологическом университете - для подготовки и повышения квалификации преподавателей системы ДПО, в том числе преподавателей внутрифирменного

обучения. Кроме того, уже в стадии согласования - проект постановления Кабинета министров РТ «О финансировании инновационных образовательных проектов профессиональной переподготовки преподавателей вузов и ссузов, занятых в сфере дополнительного профессионального образования». Согласно проекту, на эти цели ежегодно выделяется около 4 млн. руб. МРЦПК РТ поручено определить контингент обучающихся, уровни повышения квалификации и переподготовки преподавателей, разработать учебный план профессиональной переподготовки преподавателей вузов и ссузов, ориентированный на систему ДПО.

О важности для республики мероприятий ФЭП говорит факт обсуждения проблем экспериментальной площадки на совместной коллегии Министерства экономики и промышленности, Министерства труда и занятости и Министерства образования РТ. На прошедших итоговых коллегиях Министерства труда и занятости и Министерства образования Республики Татарстан отмечалось значение этой проблемы для экономики республики. Об этом говорилось и на итоговом республиканском совещании в марте 2004 г.

Но совершенно очевидно, что без активного участия вузов, ссузов и других учреждений ДПО региона эффективная реализация мероприятий ФЭП невозможна.

В качестве примера можно показать деятельность Института дополнительного профессионального образования Казанского государственного технологического университета, на базе которого, как отмечалось выше, и был учрежден республиканский МРЦПК. Институт объединяет в своем составе 21 подразделение: это четыре высшие школы, Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей

вузов (ЦППКП), факультеты психологии, повышения квалификации преподавателей, дополнительного образования для студентов, Центр непрерывного образования ИДПО, центр «Системотехника», автошкола и др.

За 5 лет через ИДПО КГТУ реализовано более 250 образовательных программ ДПО, прошло обучение около 50 тыс. слушателей.

Несмотря на обилие предлагаемых рынком образовательных услуг, каждая из его структур смогла найти свою нишу.

Факультет психологии предлагает программу профессиональной переподготовки и 15 краткосрочных программ повышения квалификации: по ликвидации психологической неграмотности населения, программы для управленцев и бизнес-консультантов, практических психологов.

Высшая школа экономики дает возможность получить высшее образование на базе среднего специального по профилю, а также второе высшее образование в сокращенные сроки.

Высшая школа управления принимает участие в подготовке и переподготовке государственных служащих.

Высшая школа иностранных языков «Лингва» позволяет получить дополнительную квалификацию по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» с выдачей диплома о присвоении квалификации.

Совместная российско-итальянская школа дизайна «Стиль» подготовила по программам «Дизайн одежды», «Дизайн интерьера» около 100 человек, в том числе старшеклассников. Планируется открыть новые направления: «Художественный дизайн тканей», «Ландшафтный дизайн», «Графический дизайн».

В республике реализуется принцип социального партнерства в ДПО, максимально согласуются и учитываются

интересы всех участников, прямо или косвенно занятых в профессионально-образовательных процессах: рабочих и специалистов, образовательных учреждений разных уровней и форм собственности, работодателей и их объединения, органов государственного управления. Образовательные программы ДПО разрабатываются с учетом конкретных потребностей заказчиков. Многообразие программ, разные направления и формы обучения позволяют ИДПО КГТУ найти своего потребителя даже в условиях конкуренции в сфере образования. Хочется особо отметить, что КГТУ, как и другие участники МРЦПК РТ, не «выставляет» себя на рынке, ожидая его милостей, - он активно работает с «действующими» и потенциальными заказчиками, работодателями, устанавливая с ними прямые контакты. Так, нашими постоянными надежными партнерами давно стали ОАО «Нижнекамскнефте-хим», ОАО «Татнефть», ОАО «Ниж-некамскшина». С ними заключены долгосрочные договоры, определяющие направления сотрудничества, виды реализуемых программ и, что особенно важно, объемы денежных средств, запланированные на весь срок действия договора. Значение подобных договоров прежде всего в том, что они, во-первых, создают известные гарантии плановой стабильной загруженности подразделений ДПО и финансового обеспечения их деятельности, во-вторых, обязывают работодателя планировать и исполнять свои обязательства перед работниками в части регулярного повышения их квалификации.

Долгосрочные договоры повышают творческий характер взаимоотношений между образовательными учреждениями и предприятиями, в том числе в области разработки и реализации образовательных программ. Так, совместная работа ученых и преподава-

телей и сотрудников ОАО «Татнефть» способствовала созданию совершенно оригинальной комплексной учебной программы профессиональной переподготовки для специалистов нефтебаз и АЗС, охватывающей химию нефти, нефтехимию, экономику и менеджмент, экологию и управление качеством, промышленную безопасность и управление персоналом. Эта программа родилась при тесном взаимодействии кафедр КГТУ и соответствующих подразделений «Татнефти»; она является предметом нашей особой гордости. Через четыре-пять месяцев слушатели на базе уже имеющегося высшего образования получают диплом государственного образца, дающий право ведения профессиональной деятельности в сфере переработки, хранения, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов. К настоящему времени на таких курсах прошли обучение более 100 человек.

Руководители и специалисты многих ведущих предприятий также обучались по программам повышения квалификации в КГТУ, отзывы о которых самые хорошие. Высоко ценится педагогическое мастерство университетских лекторов. Все это создает неплохие предпосылки для активизации работы вуза в этой области. Сегодня с уверенностью можно сказать: система ДПО вуза стала узнаваемой на образовательном пространстве республики.

В вузе уделяют самое серьезное внимание вопросам повышения квалификации собственного персонала. Обязанности преподавателей и администрации в этой части нашли свое закрепление в целевой программе «Педагогические кадры КГТУ - 1996-2005 гг.». В реализации этого направления значительную роль играет вышеназванный Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей вузов. Возглавляет

ЦППКП действительный член РАО А.А. Кирсанов. За пять последних лет здесь прошли профессиональную переподготовку около 600 слушателей, в том числе по программам «Преподаватель высшей школы» и «Психология». Являясь головным в регионе по подготовке и повышению квалификации преподавателей вузов, Центр обеспечил создание целостной системы непрерывного образования: довузовского, вузовского и послевузовского.

Действующие на базе ЦППКП докторантура, аспирантура и специализированный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций обеспечивают подготовку научных кадров для осуществления комплексных научных исследований по проблемам теории и методики профессионального образования. С 1998 года защищено 16 докторских и 53 кандидатских диссертаций.

Под эгидой МРЦПК РТ ИДПО КГТУ заключены соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Министерством экономики и промышленности РТ, Минсоц-защиты, Минприроды, НПО «Метрология», Центром реформирования предприятий, Поволжским антикризисным институтом, Торгово-промышленной палатой Республики Татарстан и Чувашской республики, Академией труда и социальных отношений (г. Москва). МРЦПК сотрудничает и со структурами ДПО других регионов (Москва, Ярославль, Самара, Пермь, Марий Эл).

Налажено взаимодействие с органами государственной власти Республики Татарстан по повышению квалификации специалистов и совместной реализации программ ДПО: проведены курсы повышения квалификации по заказу Минсоцзащиты и Минобразования, подготовлено рамочное соглашение между МРЦПК РТ и МСЗ Республики Татарстан, по заказу и при участии МЭП проведены семинары по новому Трудовому кодексу РФ и по прак-

тике награждения государственными и ведомственными наградами. Два семинара проведены совместно с прокуратурой Республики Татарстан.

В рамках работы по подготовке и проведению эксперимента университет представил на конкурс Минобразования России по научной программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании» проект «Разработка региональной модели функционирования системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации», где отражены все особенности функционирования государственно-общественной системы ДПО в Республике Татарстан. Вуз выиграл этот конкурс и получил заявленное финансирование.

В процессе взаимодействия системы ДПО с реальным сектором экономики республики ясно обозначилась тенденция к реализации одновременно научно-исследовательских и образовательных функций. На базе учреждений и структурных подразделений ДПО ведутся научные исследования по новым направлениям науки и технологий, результаты которых используются в обучении кадров. ИДПО КГТУ также, наряду с постоянной работой по формированию и реализации образовательных программ, поиску заказчиков и исполнителей, организует процесс обобщения и научного осмысления проблем этой сферы образования.

В процессе становления системы ДПО в регионе многие вопросы приходилось решать эмпирически, исходя из конкретной ситуации, в том числе с учетом субъективного фактора. Поэтому необходимо, чтобы наши ученые - и не только специалисты в области педагогики - инициировали исследования по таким направлениям: проблемы интеграции промышленности и сферы ДПО как одного из факторов повышения эффективности и прибыльности произ-

водства; теоретическое обоснование сопряжения основных и дополнительных образовательных программ, сориентированных на профессиональную деятельность; возможности внедрения в образование стандартов ИСО 9000; реализация интегрированного непрерывного обучения в цепочке «бакалавр - специалист - магистр - аспирант -слушатель системы ДПО»; методология обучения в сфере ДПО; психолого-педагогические особенности взрослого обучающегося (это, кстати, в равной степени актуально и для правильной организации обучения по заочной и очно-заочной формам); специфика продвижения на рынке образовательных услуг в области ДПО и др.

Очевидно, что дополнительное профессиональное образование в значительной степени носит инновационный характер, оно становится неотъемлемой частью системы стабильного развития республики. Подразделения ДПО способны быстро реагировать на актуальные потребности региона, апробировать смелые решения и инициировать соответствующую деятельность основных образовательных структур. При этом в качестве цели нам видится не только подготовка «инновационных менеджеров» по новым образовательным программам, но и профессионализация с акцентом на инновационную направленность специалистов. Подчеркнем, что в соответствии с республиканской программой развития инновационной деятельности в РТ на 20042010 гг. в настоящее время завершается разработка подпрограммы «Развитие инновационного образования в Республике Татарстан на 20042010 гг.». Проектом предусмотрена реализация подразделениями университета комплекса программ дополнительного профессионального образования для студентов («Инновационный ме-

неджмент», «Предпринимательство», «Производственный менеджмент»), организация и проведение профессиональной переподготовки преподавателей системы ДПО и мастеров производственного обучения предприятий, руководителей и специалистов предприятий по специализациям «Инновационный менеджмент» и «Предпринимательство», государственных служащих в области межбюджетного финансирования по специальности «Государственное и муниципальное управление». Актуальным представляется обучение специалистов по программам «Управление инновационными проектами» в химической, нефтехимической, топливной, пищевой, легкой и деревообрабатывающей промышленности. По нашему предложению создана новая рабочая группа Экспертного совета по инновационному образованию для экспертизы образовательных программ в этой области. Есть уверенность в том, что совместными усилиями вузов, министерств и ведомств, промышленных предприятий задачи, сформулированные в этой программе, будут успешно выполнены.

Литература

1. С. Дьяконов, В. Иванов, Л. Овсиенко. Дополнительное образование - новые возможности // Высшее образование в России. - 2003. - № 2.

2. Приказ Минобразования России № 3899

от 14.10.2003 г.

3. Постановление КМ РТ от 4.03.2004 г. № 100 «Об участии предприятий и учреждений Республики Татарстан в эксперименте по разработке региональной модели системы дополнительного профессионального образования».

4. Постановление КМ РТ от 24.02.2004 г. № 85 «О государственном заказе на образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования в Республике Татарстан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.