Научная статья на тему 'Инновационная модель непрерывного образования: хроника десятилетия'

Инновационная модель непрерывного образования: хроника десятилетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель непрерывного образования: хроника десятилетия»

научных экспериментов, информационных и учебных сайтов, виртуальных кабинетов преподавателя, дистанционных образовательных услуг, самостоятельной работы студента над электронными рабочими тетрадями и пр.

Реализация идеи проектно-деятельностного образования решает проблему сопряжения социального заказа и содержания образования, обеспечивает студентам надлежащую профессиональную компетентность при сохранении фундаментального характера подготовки, ориентирует выпускника на максимальное развитие способностей по решению конкретных задач в областях профессиональной деятельности. Т акой

подход органично сочетается с традиционной установкой высшего технического образования на фундаментальность подготовки и приобретение навыков самообучения и задает возможности дальнейшей специализации в целях последующей эффективной профессиональной деятельности.

Инновационная модель В. иванов, професс°р, первыи непрерывного образования

проректор по учебной работе гг г

хроника десятилетия

еализация национального проекта «Образование» показала актуальность исследований, направленных на обобщение опыта передовых российских вузов в плане анализа многообразия подходов к организации современного образования. В свете возрастающих требований бизнес-сообщества к профессиональному образованию представляется важным интегрировать в вузе как центре образования, науки и культуры образовательные программы и учреждения различного уровня, создать инновационные формы взаимодействия образования, науки и производства для построения целостной системы непрерывного образования. Ин-

тегрированные образовательные системы имеют по сравнению с соответствующими автономными образовательными структурами более высокие социально-экономические характеристики. Особенно наглядно проявляются их преимущества при интеграции общего среднего, многоступенчатого высшего и профессионального образования разных квалификационных ступеней. Подобная трансформация вуза предъявляет особые требования к кадровому обеспечению его деятельности. Решение этих задач требует разработки методических подходов и соответствующей нормативной поддержки, в том числе в виде разнообразных локальных правовых

актов для всех участников инновационной образовательной деятельности.

Особенностям модели непрерывного образования, созданной в КГТУ - одном из крупнейших многопрофильных университетов, нормативным и методическим основам ее реализации уже было уделено немало страниц нашего журнала, она обсуждалась на целом ряде федеральных мероприятий. Хотелось бы, обобщив сделанное, обратить внимание на перспективные идеи. Создание системы непрерывного образования в вузе прошло долгую историю, включающую этапы с 1966 по 1998 гг. (создание ИДПО КГТУ и придание ему функций и статуса Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан -МРЦПК РТ) и далее по настоящее время.

За последние годы в университете проделана большая работа по совершенствованию организационной структуры системы ДПО и расширению спектра образова-

тельных услуг. Из числа проректоров и директоров институтов назначены ответственные по направлениям образовательной и научной деятельности. Совершенствуется структура МРЦПК РТ, созданного на базе КГТУ и объединяющего в своем составе подразделения ДПО вузов. Наряду с зональными центрами в крупных горо-дахреспублики мы создали Нижнекамское представительство МРЦПК РТ, при котором функционирует единый учебный центр, обслуживающий управляющую компанию ООО УК «ТАТНЕФТЬ-НЕФТЕХИМ ». В нее входят семь предприятий нефтехимического комплекса Нижнекамска. Аналогичная структура создана в Набережных Челнах на базе Камского филиала Петербургского энергетического института повышения квалификации.

В рамках ИДПО КГТУ активно функционируют многочисленные структурные подразделения дополнительного образования: Центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений Поволжья и Урала, факультет повышения квалификации преподавателей, факультет дополнительного образования, факультетвоенного обучения и автошкола, социально-гуманитарный факультет, ряд высших школ - экономики, управления, менеджмента и маркетинга, бизнеса, социальных технологий, модельного бизнеса, искусств, иностранных языков «Лингва», российско-итальянская высшая школа «Стиль ». Кроме того, реализацией различных программ ДПО эффективно занимаются многие кафедры КГТУ в соответствии с их направлениями, специальностями и специализациями.

К своему десятилетию ИДПО КГТУ (МРЦПК РТ) вышел на следующие показатели (рис. 1, 2).

В 2007 г. все программы как базового, так и дополнительного профессионального образования прошли лицензирование и аккредитацию в Рособрнадзоре. Се-годняКГТУ имеет лицензии по 97 направ-

Ф

С

Ф

н

си

3

>

С

о

.0

н

о

о

X

X

ф

с

о

т

7000

6000

5000

4000

3000

2000

6591

4028

3129

3560 ✓-----71

^6832

2 3 4

Годы

Рис. 2. Динамика изменения количества слушателей

лениям и специальностям ВПО, по 26 специальностям среднего профессионального образования и может вести повышение квалификации и профессиональную переподготовку как по вышеперечисленным направлениям и специальностям, так и по 19 дополнительным образовательно-профессиональным программам, а также по программам подготовки к поступлению в вуз и профессиональной подготовки водителей категорий «В» и «С».

Ниже мы расскажем о наиболее значимых событиях развития системы непрерывного образования в вузе в 2000-е гг.

2001 год. МРЦПК РТ аккредитован Министерством экономики и промышленности РТ в качестве общественно-государственного органа управления дополнительным профессиональным образованием.

2002-2007 годы. Создание новых высших школ: бизнеса, социальных технологий, модельного бизнеса, искусств.

Успешный опыт республики в сфере подготовки кадров для рыночной экономики вызвал неподдельный интерес образовательного сообщества страны и стал предметом внимательного изучения. Вуз неоднократно инициировал проведение всероссийских мероприятий на своей базе, получал региональные и федеральные гранты для выполнения необходимых исследований. Начало этому процессу положил 2002 год, когда в Казани прошло выездное заседание Координационного совета РФ по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов с повесткой «О развитии кадрового потенциала в Республике Татарстан и задачах системы дополнительного профессионального образования».

В 2003-2005 годы проводился федеральный эксперимент по созданию и функционированию региональной модели дополнительного профессионального образования в РТ (приказ Минобразования России № 3899 от 14.10.2003 г. «О проведении в Республике Татарстан в 2003-2005 гг. эксперимента в области использования современных тех-

нологий построения дополнительного профессионального образования и организации учебного процесса в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров »). Именно в связи с экспериментом на основании предложений и разработок КГТУ в лице ИДПО КГТУ (МРЦПК РТ) были приняты два постановления Кабинета министров РТ: № 85 от 24.02.2004 г. «О государственном заказе на дополнительное профессиональное образование в Республике Татарстан», предусматривавшее выделение 5 млн. руб. на 2004 г. на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, и № 100 от 4.03.2004 г. «Об участии предприятий и учреждений Республики Татарстан в эксперименте по разработке региональной модели системы дополнительного профессионального образования», определившее список предприятий и образовательных учреждений - участников эксперимента и предусматривавшее обязательные затраты в размере не менее 2% от фонда оплаты труда с отнесением их на себестоимость товаров и услуг [1]-

В 2004 году произошли следующие события.

■ ИДПО КГТУ выиграл основные лоты гранта Республики Татарстан по ДПО: разработка проекта республиканского закона «О дополнительном профессиональном образовании »; разработка проектов нормативно-правовых документов, типовых положений, обеспечивающих управление качеством в системе ДПО РТ; создание интернет-сайта о системе ДПО; разработка квалификационных требований к преподавателям и руководящим работникам сферы ДПО, методик их тестирования и аттестации.

■ Проект ИДПО КГТУ «Разработка региональной модели функционирования системы дополнительного профессионального образования Российской Федерации» стал победителем конкурса по российской научной программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании », получен грант для разработки проекта.

■ Проведено Всероссийское совещание по проблемам модернизации и развития дополнительного профессионального образования в регионах РФ и семинар деканов факультетов повышения квалификации преподавателей и директоров центров переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений (14-15 декабря 2004 г.).

■ На базе ИДПО КГТУ в рамках МРЦПК РТ создан Республиканский учебный центр «Экопромтехбезопасность » (приказ по МРЦПК РТ № 1 от 20 июля 2005 г.).

■ На основе гранта Рособразования получено оборудование для разработки электронного образовательного ресурса (ЭОР), в ЦППКП начата масштабная работа по созданию ЭОР нового поколения, использованию дистанционных образовательных технологий в ДПО, обучению проектировщиков и пользователей систем информационной поддержки бизнес-процессов и др.

2006 год:

■ получен грант Рособразования на 2006-2007 гг. по программе «Развитие научного потенциала высшей школы», реализован проект «Разработка региональной модели функционирования системы ДПО Российской Федерации»;

■ принято постановление Кабинета министров РТ «Об учреждении грантов Пр авительства Республики Татарстан на подготовку и переподготовку кадров Республики Татарстан в российских и зарубежных образовательных и науч-

ных центрах» (№ 19 от 26 января 2006 г.). Разработку проекта МРЦПК РТ начинал совместно с Минобразованием РТ. Пять сотрудников ИДПО КГТУ получили грант;

■ ИДПО КГТУ аккредитован в качестве компетентного и независимого органа Системы добровольной сертификации персонала предприятий Поволжского региона;

■ на ОАО «Татнефть» и ОАО «Ниж-некамскшина» проведена работа по формированию корпоративной культуры; кроме обучения сотрудников разработаны проекты необходимых документов;

■ заключены договоры о совместной деятельности с Министерством экологии и природных ресурсов РТ, Министерством труда и занятости РТ, Министерством социальной защиты РТ, Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по РТ, ОАО «СИБУР Холдинг»;

■ на базе ИДПО КГТУ успешно проведен семинар-совещание сОАО «СИБУР Холдинг», подготовлен проект Положения об учебном центре ОАО «СИБУР Холдинг » при КГТУ. Впервые в новой истории вуза начато полномасштабное сотрудничество с крупной компанией по всем формам образовательной и научной деятельности;

■ на базе КГТУ состоялась VII Всероссийская конференция по дополнительному образованию «Актуальные проблемы развития дополнительного образования в условиях реформирования образовательной отрасли» (29-30 ноября 2006 г.);

■ ИДПО КГТУ аккредитован на право подготовки и повышения квалификации аудиторов-экологов и на право осуществления деятельности по экологическому аудиту, внесен в реестр центров по подготовке аудиторов-экологов и экологических аудиторских организаций [2].

2007 год:

■ в соответствии с приказом Рособразования № 1390 от 23.11.2006 г. ИДПО КГТУ велось повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по приоритетным направлениям;

■ заключены договоры о совместной деятельности с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзором), территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан;

■ МРЦПК РТ (ИДПО КГТУ) награжден дипломом VII специализированной выставки «Образование. Карьера» за организацию экспозиции по дополнительному профессиональному образованию;

■ начата работа по созданию образовательного кластера по дополнительному профессиональному образованию в форме ассоциативного объединения подразделений ДПО образовательных учреждений высшего и среднего профессионального

образования республики, образовательных учреждений ДПО;

■ разрабатывалась идея образовательного франчайзинга - формирования интеграционных и междисциплинарных образовательных программ в рамках требований Болонского процесса в интересах развития академической мобильности студентов через совместную деятельность КГТУ, российских и зарубежных вузов путем использования комплекса исключительных прав конкретного вуза (фирменного наименования, образовательных программ, образовательных технологий), а также привлечения преподавателей в КГТУ и направления студентов и преподавателей КГТУ для краткосрочного обучения в вузе-партнере [3].

Поиск новых решений, очередные инновации и преобразования, а значит, и дальнейшие перспективы развития модели непрерывного образования мы связываем с реализацией Болонского соглашения. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» вузы в основном будут обучать по программам подготовки бакалавров. При этом реальные потребности конкретных предприятий - «потребителей» вузов-

ских выпускников - могут быть учтены на этапе дополнительного образования бакалавров. Во многом на решение этой проблемы - «доводки» выпускника до профессионально компетентного специалиста ориентирован наш новый проект -создание в ИДПО в 2007-2010 гг. Центра непрерывного образования корпоративного университета КГТУ на площадке технополиса «Химград».

Переход к многоуровневому образованию и практико-ориентированная модель обучения обусловливают новые требования кподготовке, квалификации и деятельности преподавателей высшей школы. Эти проблемы будут обсуждаться в Казани в ноябре 2008 г . на VIII Международной научной конференции по ДПО, которую планируется провести как системное мероприятие Рособразования. Юбилейная для ИДПО

КГТУ (МРЦПК РТ) конференция должна стать площадкой плодотворных дискуссий и конструктивных решений, которые будут способствовать развитию российского образования в русле мировых тенденций.

Литература

1. См.: ДьяконовС.Г., ИвановВ.Г., Овсеен-

ко Л.В. Дополнительное образование -новые возможности // Высшее образование в России. - 2003. - №2. - С. 3-13.

2. См.: Иванов В.Г. МРЦПК как примета

времени // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 7. -С. 8-11.

3. См.: Овсиенко Л., Дьяконов Г., Иванов В.

Дополнительное профессиональное образование в Республике Татарстан: опыт и перспективы// Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 70-78.

Проблемы формирования л. овсиенко, профессор инновационноинтеллектуальной экономики

Обозначив образование приоритетом национального развития, Россия приступила к практическому строительству экономики знаний. Качественные изменения, произошедшие в системе образования в ходе реализации национального проекта, уже стали «точками роста» необходимых и долгожданных перемен, определяющим фактором формированияосновного национального богатства - человеческого капитала. Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что целостной концепции многостороннего развития человеческого капитала России пока не сложилось, хотя интерес к этой теме заметно возрос.

В этой ситуации особую ценность представляют модели, уже прошедшие практическую апробацию и демонстрирующие положительные результаты. Когда же речь

идет о целом регионе, сумевшем создать конкурентные преимущества именно в этой сфере, подобный опыт становится без преувеличения уникальным.

По оценкам ПРООН, Республика Татарстан выгодно отличается от большинства регионов Российской Федерации по состоянию индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), занимая стабильное третье место после Москвы и Тюменской области. Заметную роль в этом процессе играют лучшие университеты Татарстана, в частности Казанский государственный технологический университет, в котором создаются новые схемы взаимодействия образования,науки и бизнеса, организованы не имеющие аналогов механизмы трансферта наукоемкихтехнологий, найдены современные решения задач взращивания деловой элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.