Научная статья на тему 'Этапы бюджетной реформы в Таджикистане'

Этапы бюджетной реформы в Таджикистане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА / INCREASING OF EFFICIENCY / STATE BUDGET: STATE ORDERS / STATE TASKS / BUDGET REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зияев Рустам Джахонович

Цель настоящей статьи поделиться опытом проведения бюджетной реформы в Республике Таджикистан. Данная статья может быть интересной для ученых-экономистов, студентов и исследователей, которые занимаются вопросами экономики в Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зияев Рустам Джахонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of budget reforms in Tajikistan

The purpose of present article to impart experience carrying out of budgetary reform in Republic Tajikistan. Given article can be interesting to scientists-economists, students and researchers who prosecute economy subjects in the Central Asia

Текст научной работы на тему «Этапы бюджетной реформы в Таджикистане»

значительный. В США упрощенные способы закупок также применяются при небольших суммах размещения заказа. К упрощенным способам относятся [5]:

1) запрос ценовых котировок;

2) использование корпоративных закупочных пластиковых карт при особо малых закупках — до 2500 долл.;

3) размещение заказов на закупку;

4) использование рамочных соглашений для регулярных закупок широкого ассортимента продукции (например, канцелярских товаров).

В России необходимо создать новый метод упрощенной закупки или усовершенствовать существующий метод (публичную закупку), который будет основан на использовании расчетов наличными. В этом случае государственное учреждение будет осуществлять небольшие закупки за «наличку», предоставляя контролирующему органу ежеквартальную отчетность. Такой метод государственных закупок, в первую очередь, направлен не на развитие конкуренции, а на удовлетворение текущих, небольших нужд заказчика.

Вышеперечисленные направления совершенствования системы государственных закупок, при адаптированном внедрении их в российскую институциональную среду, могут дать большой положительный эффект как экономического, так и социального плана, способствуя скорейшей модернизации российской экономики и общества в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева О.М. Государственная поддержка через систему государственного и муниципального заказа // Сборник докладов V Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки — 2010». М., 2011.

2. Плотников В.А. Обеспечение конкурентоспособности российского предпринимательства // Экономика и управление. 2009. № 11.

3. Попов А.И. Инновационная экономика России: плановые и рыночные методы формирования // Известия СПбУЭФ. 2009. № 1. С. 7-16.

4. Устименко Е.А. Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности бизнеса (на примере Иркутской области) // Там же. 2010. № 5. С. 156-159.

5. Храмкин А.А. Международный опыт построения системы госзакупок. URL: http://www.roszakupki.ru

Р.Д. ЗИЯЕВ

Рустам Джахонович Зияев — соискатель Института экономики Акаде мии наук Таджикистана.

В 1998 г. окончил Технологический университет Таджикистана.

Автор 16 публикаций.

Область научной специализации — международные экономические от ношения, повышение эффективности государственного управления, госу дарственный бюджет.

^ ^ ^

ЭТАПЫ БЮДЖЕТНОЙ РЕФОРМЫ В ТАДЖИКИСТАНЕ*

Бюджетная система Республики Таджикистан так же, как и системы практически всех стран СНГ, за последнее время претерпела значительные изменения, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения

ГРНТИ 06.52.13 © Р.Д. Зияев, 2011 Публикуется по рекомендации канд. экон. наук, доц. Ш.Ш. Кодирова.

перехода от командно-административной к рыночной экономике [2]. В течение последнего десятилетия для проведения бюджетных реформ в Таджикистане поддержку оказывают различные доноры.

Бюджетная реформа в Республике Таджикистан в своем развитии прошла три этапа: с 1992 по 2002 г., с 2003 по 2005 г. и с 2006 по 2010 г. По поводу начала бюджетных реформ в Таджикистане развернулась дискуссия. В частности, одни утверждают, что период реформ в Таджикистане начался с 2006 г., тем самым исключая период с 1992 по 2005 г. и считая, что реформы, проведенные в данный период, не были связаны с государственным бюджетом. Другие, напротив, указывают на то, что бюджетная реформа в РТ началась с первых дней независимости, но по объективным причинам охватила длительный период времени.

Автор настоящей статьи поддерживает второе мнение, так как если бы не были предприняты необходимые меры, практические реформы в бюджетной системе оказались бы невозможными даже в 2006 г. Известно, что в период войны и политической нестабильности какие-либо эффективные преобразования проблематичны. Именно гражданская война в Таджикистане с 1992 по 1997 г. не позволила проведение активных реформ в экономике. Более того, в Стратегии управления государственными финансами на 2009-2017 гг. указывается, что проведение реформ в государственном секторе является поэтапным и длительным процессом.

Первый этап (1992-2002 гг.) можно условно назвать этапом создания условий для проведения экономических реформ в Республике. Он состоит из двух подэтапов: первый датируется 1992-1997 гг., а второй — 19982002 гг. Такое разделение связано с гражданской войной в Таджикистане (1992-1997 гг.).

Первый подэтап реформ был тяжелым для Республики Таджикистан, поскольку в первые годы независимости в сфере фискальной политики пришлось решать задачи создания собственной бюджетной системы, формирования налоговой политики, адекватной странам с рыночной экономикой.

Резкое снижение валового внутреннего продукта при сохранении действовавшей на тот момент бюджетной сети, полное разрушение хозяйственных связей предприятий, повлекшее снижение доходов в госбюджет, галопирующая инфляция в связи с отсутствием собственной национальной валюты в первые годы независимости, а также неэффективная структура доходов и расходов явились причинами бюджетного кризиса в первые годы независимости.

Реальные реформы в экономике фактически получили импульс после подписания Соглашения о мире в 1997 г. Правительству Таджикистана наравне с установлением общественно-политической стабильности необходимы были антикризисные меры.

Для преодоления кризиса требовалось проведение бюджетного реформирования, первый этап которого должен был создать условия стабилизации экономики и обеспечить основу дальнейшего устойчивого экономического роста.

20 июня 1994 г. был принят Закон Республики Таджикистан «Об основах налоговой системы». Данный Закон явился первым актом в деле укрепления налоговой системы. С принятием в 1994 г. Закона Республики Таджикистан «О бюджетном устройстве» начался новый этап бюджетной реформы и заложены основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Законом были созданы дополнительные правовые основы для формирования, исполнения бюджета и контроля.

Далее важным этапом развития явился Указ Президента Республики Таджикистан от 3 декабря 1994 г. «О первоочередных мерах по обеспечению перестройке экономики и приданию импульса по переходу на рыночные отношения», на основе которого была принята Программа о перестройке экономики Республики Таджикистан на период 1995-2000 гг. В результате реализации данной Программы была создана основа развития рыночной экономики в Республике.

В 1996 г. произошла консолидация средств госбюджета и внебюджетных фондов в единый консолидированный бюджет, что способствовало усилению финансового контроля за их распределением, упрощению сбора и обеспечению прозрачности расходов денежных средств на общегосударственные цели. Одним из направлений обеспечения эффективного использования бюджетных средств явилось поэтапное внедрение казначейской системы исполнения бюджета. Полный переход Республики Таджикистан на казначейскую систему был завершен в 2001 г. с принятием Закона Республики Таджикистан «О казначействе». Данный Закон был полностью пересмотрен в 2008 г.

Второй подэтап (1997-2002 гг.) характеризуется общественно-политической стабильностью, поэтому проведение эффективной бюджетной политики стало составным элементом политики макроэкономической и финансовой стабилизации. Основной отличительной чертой бюджетной политики в эти годы стало стремление любой ценой сократить размер бюджетного дефицита и относительные размеры инфляционных источников его финансирования.

С принятием в 1998 г. Налогового кодекса Республики Таджикистан начался новый качественный этап в налогообложении в Республике.

Дальнейшим шагом в совершенствовании отечественной бюджетной системы стало принятие в 2002 г. Закона Республики Таджикистан «О государственных финансах Республики Таджикистан». Данный Закон сегодня остается основным актом, регулирующим все вопросы государственных финансов в Республике. Кроме того, на

повышение контроля за государственными средствами был направлен Закон Республики Таджикистан от 2 декабря 2002 г. «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан». С 25 ноября 2005 г. был принят новый вариант Налогового кодекса Республики Таджикистан.

Учитывая, что в 1999 г. 81 % населения Республики находился за чертой бедности, в 2002 г. была принята Стратегия сокращения бедности на 2002-2006 гг. Главная цель Стратегии — увеличение реальных доходов населения и справедливое распределение результатов экономического роста.

Второй этап (2003-2005 гг.). В целях координации реализации политики, в 2003 г. был принят Закон Республики Таджикистан «О государственных долгосрочных концепциях и программах для социально-экономического развития Республики Таджикистан».

С 2005 г. началось активное внедрение нормативного бюджетного финансирования, особенно в социальной сфере. В результате были созданы стимулы для рационализации и оптимизации бюджетных расходов (сокращение ненужных штатных единиц, доукомплектование классов и т. д.).

Начиная с 2003 г. и вплоть до 2006 г. Правительство Республики Таджикистан при поддержке донорского сообщества начинает внедрение Среднесрочной программы государственных расходов (СПГР). В связи с этим проводились различные научно-практические семинары, стажировки, осуществлялась разработка нормативных правовых актов, различных положений и инструкций по СПГР. На данном этапе были выбраны пять пилотных секторов по реализации СПГР. Иными словами, разработка СПГР в Таджикистане проводилась на отраслевой основе.

Третий этап (2006-2010 гг.) ознаменовался осуществлением Среднесрочной программы государственных расходов на практике, началом разработки концепции бюджета, ориентированного на результат, и принятием первой стратегии управления государственными финансами. В связи с этим была принята Стратегия реформирования системы государственного управления на 2006-2015 гг.

Первым нормативным актом, призванным обеспечить реализацию СПГР в Таджикистане, было постановление, Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2006 г. № 409 «О внедрении Среднесрочной программы государственных расходов в Республике Таджикистан». В настоящее время данное постановление является основным нормативным актом, регулирующим СПГР в Таджикистане.

В 2007 г. в Республике была утверждена Национальная стратегия развития на период до 2015 г. (НСР) и Стратегия сокращения бедности на 2007-2009 гг. Базовой основой этих стратегий была необходимость успешной реализации Целей развития тысячелетия. В частности, НСР предусматривала меры по обеспечению увязки стратегий и инвестиционных программ с бюджетным процессом.

Так, в 2007 г. в Республике Таджикистан была утверждена СПГР на 2008-2010 гг. Ее основная особенность заключалась в том, что только в секторе образования процесс составления СПГР осуществлялся в соответствии с требованиями технологии СПГР. Однако СПГР не была полностью интегрирована в годовой бюджетный цикл.

В 2008 г. была принята новая СПГР на 2009-2011 гг., в которую в соответствии с поэтапным планом реализации данной программы, наряду с сектором образования, были включены также секторы здравоохранения, социальной защиты населения и сельского хозяйства.

В 2010 г. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем Послании парламенту Республики указал, что «с целью усовершенствования бюджета и обеспечения его прозрачности Министерству финансов необходимо переходить к разработке трехгодичного госбюджета и на этой основе повысить эффективность использования бюджетных средств на основе специальных отраслевых программ». Поэтому в 2010 г. была возобновлена подготовка и утверждение новой СПГР на 2011-2013 гг.

В 2009 г. была принята Стратегия управления государственными финансами на 2009-2018 гг., которая определила основные направления реформы в фискальной сфере.

В заключение отметим, что Республика Таджикистан одна из последних среди стран СНГ приступила к коренным экономическим реформам, включая реформы бюджетной системы. Несмотря на протяженность пройденного пути почти в 20 лет, Таджикистану основные этапы бюджетной реформы еще предстоит пройти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ежегодный анализ Центральной Азии и Евразии. 2008 г. CA & CC Press, Швеция. Фируз Саидов: Республика Таджикистан - Глава об экономике. www.ca-c.org

2. Романовский М.В. Формирование и развитие научной школы финансов СПбГУЭФ // Известия СПбУЭФ. 2010. № 4 (64). С. 64-74.

3. Статистический сборник «Финансы Республики Таджикистан», Государственный комитет по статистике Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.