Научная статья на тему 'Естественнонаучное обоснование феномена здоровья'

Естественнонаучное обоснование феномена здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЗДОРОВЬЕ / ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / PEOPLE / HEALTH / HEALTH PHENOMENON / PERSONALITY / DOCTOR / PATIENT / ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анашкин Д.Ю.

В статье рассматривается естественнонаучный подход к обоснованию феномена здоровья в свете его исторического развития и формирования. Дается краткая характеристика современного состояния данного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL SCIENCES STUDY THE PHENOMENON OF HEALTH

The article deals with natural science approach to the justifi cation of the phenomenon of health, in light of its historical development and formation. A brief description of the current status of this approach.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучное обоснование феномена здоровья»

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 1.122/129:159.91 Д.Ю. АНАШКИН

аспирант кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА

UDC 1.122/129:159.91 D.Y. ANASHKIN

graduate student, Department of Humanities and Social and Political Sciences MSTUCA

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЗДОРОВЬЯ NATURAL SCIENCES STUDY THE PHENOMENON OF HEALTH

В статье рассматривается естественнонаучный подход к обоснованию феномена здоровья в свете его исторического развития и формирования. Дается краткая характеристика современного состояния данного подхода.

Ключевые слова: человек, здоровье, феномен здоровья, личность, отношения, врач, пациент.

The article deals with natural science approach to the justification of the phenomenon of health, in light of its historical development and formation. A brief description of the current status of this approach.

Keywords: people, health, health phenomenon, personality, attitude, doctor, patient.

ХХ - ХХ1 века вошли в историю как новый уровень развития цивилизации. Именно в этот период проблемы здоровья человечества приняли глобальный, даже планетарный характер. Данной темой обеспокоены медики, правительство и само население.

Тема здоровья подверглась тщательному изучению и исследованию со стороны специалистов самых разных областей. По данным, к которым пришли ученые со всего мира, стало известно, что на здоровье каждого человека оказывает влияние целый комплекс определенных факторов, в число которых входит не только воздействие на живой организм окружающей атмосферы, климата, солнечного излучения, уровня загрязнения воды, почвы и воздуха, но и экономического состояние общества, а также его социальный уклад в целом.

Ключевым фактором, влияющим на здоровье человека, является именно экологическая обстановка в обществе, однако в гораздо большей степени собственный образ жизни каждый контролирует самостоятельно. Доказано, например, что возбудители большинства заболеваний возникают, исчезают и развиваются под влиянием множества внешних факторов, где далеко не последнюю роль играют экономические факторы и определенные условия общественной жизни. Под воздействием патогенных изменений человеческого организма повышается рождаемость недоношенных детей, увеличивается количество врожденных хронических заболеваний, а также приобретенных профессиональных болезней.

Наряду с объективными факторами не стоит также забывать и о субъективном воздействии, которое в вопросе о формировании здоровья человека играет далеко не последнюю роль. В данном случае имеется в виду не только отношение самой личности к своему образу жизни, но и степень понимания и осознания состояния своего здоровья.

Организм каждого человека существует и развивается в соответствии с законами биологии, заболевания

же происходят в соответствии с законами патологии, которые формируются под воздействием эволюционных факторов. Социальная среда, в которой существует человек, во многом меняет и усложняет биологические закономерности организма.

Здоровье - это определенный порядок, складывающийся внутри системы, контролируемый воздействием внешней информации, нервной системой, зависящий от экосоциума и кодирующийся в генах.

В индустриальных обществах середины ХХ лечение множества заболеваний осуществлялось при помощи общепринятого биосоциального подхода, основанного на аналитических, специализированных и редукционистских методах. Именно в этот период и стали зарождаться междисциплинарные принципы, которые призывали к изучению не только причин болезней, но и связанных с ними субъективных переживаний самих пациентов. Особую роль в развитии такого направления сыграл доктор Джордж Энджел, пропагандировавший свои идеи не только в качестве собственной научной гипотезы, но основополагающей идеологии. Правильно определить причины заболеваний, назначить соответствующее, наиболее эффективное лечение, а также завоевать доверие пациента клиницист, по мнению доктора Энджела, может только в том случае, если будет учитывать биологические, социальные и психологические аспекты болезни в комплексе.

На основании критических доводов Джорджа Энджела можно сделать выводы, которые стали настоящим переворотом в биомедицине.

Любые заболевания человека являются результатом систематического взаимодействия множества определенных факторов, которые выявляются не только на молекулярном, но и на социальном, а также индивидуальном уровне. Изменения на психологическом уровне проявляются не только в форме страданий и переживаний человека но и в виде ряда соматических

© Д.Ю. Анашкин © D.Y. Anashkin

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (58), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol.2 - no. 58. 2014

заболеваний. При этом далеко не всегда биохимические отклонения организма от привычного или обычного состояния человека можно расценивать как болезнь.

Для пациента ни биохимические функции его организма, ни их нарушение не являются симптомами заболеваний. В данном случае ключевую роль играет психосоциальная составляющая, которая и оказывает главное влияние на процесс лечения. Этот процесс можно охарактеризовать своеобразной цепочкой воздействий: лечение заболевания зависит от психологического состояния пациента, которое зависит от методов, применяемых исследователем, исследователь же находится под воздействием психологического состояния пациента.

Джордж Энджел предложил собственные варианты альтернатив трем основным медицинским концепциям:

- серьезной критике подвергся дуализм биомедицинской модели, главным правилом которой является разделение тела и сознания личности (по мнению Энджела, все эмоции человека оказывают непосредственное влияние на здоровье);

- существенные недостатки были выявлены в существующем и преобладающем стиле клинической практики. Энджел призвал медиков отказаться от технического стиля, ориентированного на сугубо биомедицинские показатели при выявлении и лечении заболеваний. Медицина должна учитывать и изучать в первую очередь переживания и страдания человека;

- тщательному исследованию подвергся факт прямого воздействия доктора на пациента.

Своими доводами Джордж Энджел создал некий контраст редукционистским воззрениям, существующим на тот момент в медицинской практике. Клиницистские феномены не могут описываться лишь на основании линейной модели, которая основывается на причинно-следственных связях. Весь комплекс эмерджентных и рекурсивных свойств систем можно выявить только при помощи тщательного системного анализа. Клиницист должен определить именно ту группу факторов, находящихся в тесном взаимодействии друг с другом, непосредственное воздействие которых на организм человека можно проконтролировать при помощи определенных методов внешнего воздействия.

В структурной модели основополагающим фактором является иерархия однотипных причинно-следственных связей. Мировосприятие каждого пациента меняется под воздействием произвольно установленных причин определенных заболеваний. В данном случае если врач выявляет определенный фактор и называет его причиной болезни, при этом в произвольной форме сообщает об этом пациенту, то больной может не только почувствовать свою вину в собственном заболевании, но и в значительной степени ухудшить свое состояние.

Партнерский подход основывается на преобладании взаимоотношений врача и пациента. При этом правильный биомедицинский диагноз не является ключевой ролью врача. Исследователь должен не только выслушать пациента, но и разделить все его опасения, переживания и страхи. Рассказ пациента в данном случае является своеобразным набором определенных дан-

ных, на основании которых устанавливается диагноз, назначается соответствующее лечение.

Главной обязанностью врача является применение умения справляться со своими повседневными эмоциями, проявление терпимости и понимания к пациенту как к личности, исключение классификации пациентов на произвольные категории.

Примечательно, что большинство пациентов склонны к пассивности, независимо от пола, возраста и социального положения. К методам лечения каждый относится по-своему - кто-то старается получить максимум информации от врача, другие предпочитают обсуждать свои переживания с родственниками или знакомыми, третья категория пытается в минимальной степени контактировать с внешним миром по поводу состояния своего здоровья. Нередки также и случаи, когда врач изначально предоставляет больному слишком много информации, возлагая при этом на него преувеличенную степень ответственности и вызывая при этом чувство угнетенности и даже одиночества.

Каждый врач должен дать пациенту возможность самостоятельно выбирать степень своей автономности. Оптимальным вариантом в данном случае является «относительная автономия», когда пациент самостоятельно делает свой выбор при непосредственной поддержке врача.

Как известно, всем контактам, возникающим между людьми, присущи экологические измерения. В данном случае речь идет не только об отношениях пациента и врача, но и о общепринятых социальных нормах в целом. Нередко, например, взаимоотношения между врачом и пациентом превращаются в своеобразный инструмент изменения социальной жизни больного. Врач при этом должен проявлять максимальное уважение к определенным культурным нормам и исключить вероятность совершения скоропостижных выводов.

Джордж Энджел уделял особое внимание стилю работы врачей, процессу его превращения из бездушного технолога в заботливого целителя. В первом случае эм-патия становится банальным набором слов, которые являются способом вызывания у пациента определенных эмоций к методам лечения.

Биопсихосоциально ориентированная клиницист-ская практика зарождается именно на эмоциях, которыми обменивается врач с пациентом. Деятельность исследователя при этом должна выстраиваться на исключительном доверии к больному.

Стоит отметить, что биопсихосоциальная модель поведения врача подразумевает наличие множества специальных навыков. Причем мастерство врача заключается не только в лечении заболеваний, но и максимальном облегчении страданий, которые при этом испытывает пациент. Достигаться такой эффект может только при создании определенной эмоциональной атмосферы. Главным же профессиональным навыком является в данном случае умение врача устанавливать с пациентом такие взаимоотношения, которые не только помогали бы лечению, но и стали способом анализа собственных эмоций. Уважение - главный фактор, который следует иметь в виду в первую очередь.

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

Библиографический список

1. Энджел Д. Необходимость в новой медицинской модели: вызов для биомедицины. Наука. 1977.

2. БехтеревВ.М. Личность и условия для его развития и здоровья. // 2-е изд. - Санкт-Петербург, 1905.

3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции практика. М., 1995.

4. БалахоновА.Д. Фундаментализациямедицинскоеобразованиенаосновесистемы научного знания. Санкт-Петербург,2007.

References

1. Engel G. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine.// Science. 1977.

2. Bekhterev V.M. Personality and the conditions for its development and health. // 2nd ed. - St. Petersburg., 1905.

3. OrlovA.B. Psychology of personality and essence of man: Paradigms, projection practice. // M., 1995.

4. BalakhonovA.G. Fundamentalizatcija medical education based on the system of scientific knowledge. // St. Petersburg, 2007.

УДК 141.32 H.A. ВАГАНОВА

доцент кафедры философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета E-mail: vaganti@mail.ru

UDC 141.32 N.A. VAGANOVA

docent of Philosophy Department, St. Tikhon^s Orthodox

University E-mail: vaganti@mail.ru

СОФИЯ В ИЗГНАНИИ (О. СЕРГИЙ БУЛГАКОВ: ЭМИГРАЦИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ К СОФИОЛОГИИ) SOPHIA IN EXILE (FR. SERGIUS BULGAKOV: EMIGRATION AND RETERNING TO SOPHIOLOGY)

В статье рассматривается вопрос о разочаровании о. Сергия Булгакова в теме Софии в Крымский период его жизни и возвращении к обновленной концепции софиологии в первые годы эмиграции. Эти события духовной жизни философа происходят параллельно с отказом от «эротического» понимания Софии, в значительной степени вдохновленного идеями и личностью А.Н. Шмидт, а также на фоне освобождения Булгакова от увлечения католичеством.

Ключевые слова: Булгаков, софиология, эмиграция, католичество, дневник.

The article examines the question about of S. Bulgakov's refusal from Sophia's theme during the Crimean period of his life and return to the updated sophiology conception in his first emigration years. Then Bulgakov revised the erotic understanding of Sophia, which early was formed in his teaching under the influence of A.N. Smidt, and disappointed in Catholicism.

Keywords: Bulgakov, sophiology, emigration, Catholicism, diary.

Сомнения в необходимости Софии в метафизике о. Сергия Булгакова не раз высказывались в прошлом и продолжают звучать в наше время. Критики его со-фиологической концепции традиционно указывали на Софию как на излишнее «удвоение сущностей», в которых она отождествлялась то с трансцендентальным субъектом Канта, то с всечеловечеством Соловьева, с Вечной Женственностью мистиков, платоновской Душой мира - вплоть до, уже в последних сочинениях, возведения ее в статус Божественной сущности-усии.

О «несостоятельности» Софии, пожалуй, наиболее определенно высказался в своих дневниковых записях прот. Александр Шмеман: «Продолжаю читать номер "Вестника" об о. Сергии Булгакове. Все-таки это - "капризное" богословие, очень личное и в каком-то смысле "эмоциональное". И потому - вряд ли "останется". И это можно, мне кажется, рапространить почти на всю

"русскую религиозную мысль"... Вот возьму и навяжу православию "Софию", покажу всем, во что они на самом деле верят. И вот никому не навязали. потому, что это — не нужно.»[11; 527].

Очевиден какой-то зазор, несовпадение смысла и выражения: что-то не сходится в мысли Булгакова и в ее восприятии современниками - как его, так и нашими. Возможно, София о. Сергия Булгакова не была нужна его оппонентам и критикам, но несомненно, была нужна ему самому - и вовсе не как логико-методологический конструкт, «бог философов», заполняющий собой разрывы между несходящимися гранями мысли. О. Сергий Булгаков не был мистиком-визионером: «София», или то, что он называл этим именем, в отличие от опытов В.С. Соловьева, не являлась ему в видениях, не диктовала посланий «оттуда», и «мистического романа» с Вечной Женственностью в его жизни не произошло ...

© Н.А. Ваганова © N.A. Vaganova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.