Научная статья на тему 'Эпистолярные источники по истории археологического изучения Ставрополья (по материалам переписки Г.Н. Прозрителева)'

Эпистолярные источники по истории археологического изучения Ставрополья (по материалам переписки Г.Н. Прозрителева) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эпистолярные источники по истории археологического изучения Ставрополья (по материалам переписки Г.Н. Прозрителева)»

© 2007 г. М.Е. Колесникова

ЭПИСТОЛЯРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СТАВРОПОЛЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСКИ Г.Н. ПРОЗРИТЕЛЕВА)

Большую ценность для исторического и прежде всего историографического исследования представляют эпистолярные источники. Являясь уникальными по своей природе, они относятся к группе источников личного происхождения, под которыми понимается «группа ... исторических источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и автокоммуникации» [1, с. 466]. По мнению современных исследователей, они наиболее последовательно воплощают процесс самоосознания личности и становление межличностных отношений. Помимо частной переписки (эпистолярных источников) к источникам личного происхождения относятся дневники, мемуары-автобиографии, мемуары - «современные истории», эссеистика, исповеди.

Письма заметно выигрывают по сравнению с другими видами источников личного происхождения, так как позволяют изучать интеллектуальную и социальную историю, историческую повседневность. Они -источник и по исторической антропологии науки, являющейся сегодня одним из перспективных направлений исторических исследований, которое тесно связанно с историей науки, историей исторического познания. Историческая антропология науки - это и изучение менталитета, и «разнообразных форм быта и социальных практик» [2, с. 3]. В ее рамках наука рассматривается как быт людей, именующих себя учеными, уклад жизни, совокупность обычаев, привычек, нравов тех, кто занимается научными исследованиями. Это позволяет увидеть лабораторию ученого «изнутри», процесс рождения идей, мыслей, их реализацию на практике.

Вместе с тем использование писем как источников представляет и определенную сложность. Изначально они не были предназначены для длительного хранения и выполняли главным образом коммуникативную функцию. Это в определенной мере сказывалось на степени их сохранности, сосредоточенности в архивохранилищах и ограничивало возможности их поиска. Письма плохо сохранялись, часто уничтожались самими адресатами или авторами. Система приема документов на государственное хранение в архивы предусматривала и предусматривает сегодня их передачу в составе личных фондов, чаще всего коллекций, что в свою очередь затрудняет их поиск и использование как источников. Письма, относящиеся к одним и тем же историческим событиям и явлениям, часто оказываются рассредоточенными по разным архивохранилищам, фондам, коллекциям. Найти их, составить отдельные комплексы писем, провести их систематизацию и анализ содержания, определить информационную ценность - трудная задача, которая стоит перед исследователем.

В данной статье систематизированы тексты писем известного исследователя Северного Кавказа Г.Н. Проз-рителева1 к выдающемуся русскому и советскому археологу В.А. Городцову2 Они относятся к периоду 1907 - 1928 гг. и тематически связаны с изучением уникального памятника - городища Маджары3. Они были обнаружены в личном фонде В. А. Городцова в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ). Написанные живым, интересным и необычным для сегодняшнего дня языком, характерным для XIX - первой четверти ХХ в., письма содержат информацию, не отраженную в официальных документах, помогают понять мотивы поступков и действий ученых, почувствовать дух той эпохи. Ряд писем прямо указывает на то, что они являлись ответом на соответствующее письмо адресата. Следовательно, могли сохраниться и письма В.А. Городцова к Г.Н. Прозрителеву. Дальнейший поиск эпистолярных источников даст возможность более полно воссоздать страницы истории археологического изучения Ставрополья и истории культуроохранительной деятельности. Ведь многие проблемы, затронутые этой перепиской (методика и организация археологического изучения городища, попытка создания на Мад-жарах археологического заповедника и др.), актуальны и в наши дни.

Наиболее значительными археологическими исследованиями в начале ХХ в. на Ставрополье можно считать исследования Маджар, начатые Г.Н. Прозрителе-вым. Приступая к изучению памятника, он обобщил

1 Прозрителев Григорий Николаевич (1849 - 1933) - ученый, археолог, этнограф, историк, краевед, архивист, археограф, музейный работник, просветитель и общественный деятель Северного Кавказа. Он являлся представителем поколения разночинцев-просветителей, сумевшим не только выявить исторические источники, но и организовать работу по их изучению, создать организации и общества, которые взяли на себя разработку этих проблем. Всю свою жизнь он собирал и хранил историю родного края, своей малой родины. Благодаря его инициативе был создан музей Северного Кавказа (ныне Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), Ставропольская ученая архивная комиссия, позже - Ставропольская этнолого-археоло-гическая комиссия, начата работа по изучению и охране археологических памятников и архивных источников Северного Кавказа.

2 Городцов Василий Алексеевич (1860 - 1945) - выдающийся отечественный ученый, доктор археологии, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, один из создателей научной школы российской археологии, крупнейший организатор музейного дела. Он принадлежал к плеяде археологов уваровского поколения, одним из первых задумался не только о систематическом осмыслении результатов археологических раскопок, но и о необходимости сохранения раскопанных памятников и материалов для последующих поколений исследователей, разработал научную систему хранения и описания музейных археологических коллекций.

3 Городище Маджары - памятник истории и культуры федерального значения, который известен исследователям с начала XVIII века. Он расположен на территории современного г. Буденновска Ставропольского края (в прошлом - в окрестностях заштатного города Святой Крест Ставропольской губернии). Начало археологического изучения этого памятника связывается с именами Г.Н. Прозрителева и В.А. Городцова.

все известные сведения об истории его изучения, старые планы и чертежи, съемки землемерами территории развалин, описал надписи с надгробных плит и найденные находки, особенно монеты. Его постоянные поездки на развалины Маджар, публикации, посвященные их истории и описанию древностей, научные доклады и сообщения, привели к тому, что данный памятник привлек к себе внимание столичных ученых.

В 1907 г. он направил письмо председателю Московского археологического общества (МАО) графине П.С. Уваровой, в котором высказал необходимость проведения систематического изучения городища:

«Присяжный поверенный округа Новочеркасской Судебной Палаты Февраля 21 дня 1907 г. Григорий Николаевич Прозрителев г. Ставрополь

ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО МНОГОУВАЖАЕМАЯ ПРАСКОВЬЯ СЕРГЕЕВНА!

Во Владимире Вы высказали намерение побывать в г. Ставрополе. Надеясь, что Вы осуществите это летом нынешнего года, я снова обращаю Ваше внимание на Маджары и посылаю Вам целый доклад по этому поводу. Очень Вы порадовали бы меня, если бы решили предпринять это исследование.

Лучшим временем для поездки можно назвать июнь, так как следующие месяцы - жарко, а осень -уборка винограда и рабочих труднее достать, да и пьянства больше. Несомненно, что потребуются довольно значительные расходы, так как работы надо производить на большом расстоянии и в частных усадьбах, за что придется платить. Путь из Ставрополя можно сделать и на лошадях около 200 верст и можно сделать по железной дороге, а 80 верст на лошадях; в обоих случаях и лошади, и экипажи хорошие. Остановиться можно в Воскресенском монастыре и все необходимое иметь в достаточном количестве.

Работа, думаю, займет месяц. Для съемки плана и измерений у меня имеется знающий землемер, который рублей за 50 сделает нам всю работу, в качестве фотографа и художника поедет моя дочь- курсистка, она работает очень хорошо. Для прочтения надписей могу взять нашего ученого муллу, знающего арабский, татарский, трухмянский, кумыкский и аварский языки. Таким образом, думаю, что в нашем распоряжении будет все необходимое для более тщательного исследования.

К сожалению, до сих пор не мог прислать Вам фотографии того камня с гробом, о котором Вы писали, так как не был в Святом Кресте за эту зиму. Рассчитываю быть в апреле.

Буду ждать с нетерпением Вашего ответа, сегодня же посылаю Вам и баночку с «таинственною жидкостью», заметку о которой Вы уже получили. Считаю необходимым предупредить, что жидкость от рук прекрасно оттирается коровьим маслом или вазелином. Посылаю ее и в Харьков, профессору Да-нилевичу.

Примите уверения в искреннем уважении и пре-

данности

Григорий Прозрителев» [3, л. 55-56]. К письму был приложен обширный доклад, опубликованный впоследствии в трудах СУАК в 1910 г. [4]. Приглашение квалифицированных специалистов-археологов с целью проведения археологических исследований было одной из форм сотрудничества провинциальных научных обществ и МАО, которое являлось в тот период признанным центром археологических исследований в стране. После рассмотрения доклада на Маджары был командирован сотрудник МАО В.А. Городцов [5]. Его командировке предшествовала переписка с Г.Н. Прозрителевым (сохранилось 5 писем), хранящаяся в личном фонде В.А. Городцова в ОПИ ГИМ, дающая возможность представить условия, в которых происходила подготовка к экспедиции, и задачи, поставленные перед ней:

«Присяжный поверенный округа Новочеркасской Судебной Палаты

Григорий Николаевич Прозрителев Мая 16 дня 1907 г. г. Ставрополь.

МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ!

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ!

Императорское Московское археологическое общество уведомило меня, что оно, заслушав мой доклад о развалинах древнего г. Маджары (Ставропольской губернии, близ г. Св. Креста и с. Прасковеи), постановило командировать Вас для осмотра местности, где предполагаются раскопки и составление потом совместно со мною плана работ.

Вместе с тем, Графиня Уварова письмом от 4-го мая просит меня о необходимом содействии.

Я вчера переговорил с Губернатором, и Вам будет выдан Открытый лист для проезда по Александровскому и Прасковейскому уездам за прогоны. Устроиться для ночлега можно будет в Воскресенском Мамай-Маджарском монастыре, о чем я уже переговорил с архиереем. Вы по приезду обратитесь к игумену или казначею, они будут уведомлены об этом.

К сожалению, Вы не уведомили меня раньше о своей поездке, а я только 13 мая возвратился в Ставрополь из этих мест, куда Вы теперь направляетесь.

При поездке в с. Покойное и Прасковею можете остановиться на общественных квартирах, о чем уже сообщено. Если Вам что понадобится, то пишите мне в Ставрополь, охотно приму все меры, чтобы содействовать в Ваших работах.

В монастыре обратите внимание, между прочим на выемку, где видны склепы, и там валяются разбросанные человеческие кости. Спросите в монастыре монахов Антония, Карпа или Калину, они были со мною на осмотре и покажут Вам это место и канаву (бывший водопровод или ход) и плиты: 2 с арабскими надписями и 1 с выбитым на обратной стороне корытцем. Плиты лежат - одна на переходе у нового кладбища монастыря, около монастырских ворот, другая прикрыта деревянной скамейкой, там же, 3-я лежит у порога дома, где живет старуха в монастырском саду. Плиты эти я просил пере-

нести в сохранное место и предназначил их для перевозки в наш Ставропольский музей.

В с. Покойном, на старом кладбище Вы увидите до 10 плит с арабскими надписями и очень интересный карнизный камень.

На выгоне г. Св. Креста расположены громадные ямы и курганы, остатки бывших построек.

В садах по Куме также много кирпича от разрушенных построек. Я лично не могу выехать из Ставрополя ранее 10-го июня.

Готовый к услугам Вашим

Григорий Прозрителев» [3, с. 57-58].

И еще одно письмо от 2 июня 1907 г.:

«... МИЛОСТИВЫЙ ГОСУДАРЬ, ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ!

Сегодня получил Ваше письмо. Мы ожидали Вас раньше, графиня Уварова писала мне, что Вы выедете 15 мая. Вы вероятно уже получили мое заказное письмо в Св. Кресте, о котором должен был сообщить Вам становой Пристав.

Все предупреждены о Вашем приезде, чтобы было оказано Вам все - возможное содействие, боюсь даже, чтобы местная полиция не переусердствовала.

Я уже писал Вам о намогильных плитах на кладбище с. Покойного, хорошо было бы, пользуясь Вашим приездом, теперь же взять эти «маджарские сокровища» и отправить в г. Ставрополь. У крестьянина Петра Берлева, в с. Покойном, я положил купленную мною плиту с надписью (три куска). Посмотрите.

Только советую пока ничего не покупать, иначе станут ломить цены и трудно будет что-либо приобрести. Надо, по-моему, утвердить жителей в мысли, что они должны все найденное предоставлять и только в виде поощрения давать самое небольшое вознаграждение. Поговорите с о. игуменом и казначеем монастыря о купленной медной медали. Он ее передал часовщику, а это последний не возвращает. Я просил уже произвести дознание и отобрать, иначе погибнет находка.

Склад всего найденного в Покойном можно устроить у крестьянина Петра Берлева, а в Св. Кресте в монастыре. У них есть там, в саду, старая келья.

Пишите. Я так хорошо знаю местность, что очень хорошо разберусь в Ваших указаниях, если Вы меня спросите о каком-либо месте в развалинах.

В Св. Кресте посмотрите старую церковь армянскую, она вся сделана из Мамайского, Маджарского кирпича, там хранится колонна и каменная капитель.

С совершеннейшим почтением и преданностью

Г. Прозрителев» [3, л. 59].

Раскопки на Маджарах проходили с 1 по 30 июня 1907 г. Им предшествовала тщательная подготовка, включавшая в себе составление подробного плана городища и разработку плана работ, что являлось отличительной чертой методики раскопок В. А. Городцова. Говоря о раскопках больших городов, он предостерегал от возможного увлечения «зловредным кладоиска-тельством, поиском богатых сокровищ» и обращал вни-

мание на ценность рядовых находок. Для изучения были выбраны наиболее интересные участки Маджар как на левобережной, возвышенной части городища, так и в низменной его части, в так называемых «Кирках». После его работ был окончательно решен вопрос с определением принадлежности города к эпохе Золотой Орды.

Весь ход раскопок и исследований на Маджарах документировался в полевых дневниках, которые вместе с отчетом, фотографиями и рисунками были отправлены в Императорскую Археологическую комиссию и сегодня хранятся в Архиве Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) [6]. Своеобразную летописную хронику археологической экспедиции представляют и личные дневники В. А. Город-цова за 1906 - 1907 и 1907 - 1908 гг., хранящиеся в ОПИ ГИМ [7]. Они показывают, насколько сложна и трудна была работа археолога, как много проблем ему приходилось решать самостоятельно.

Контакты двух ученых не прекратились и после завершения раскопок, о чем свидетельствует еще одно письмо, от 19 июля 1907 г.:

«... МНОГОУВАЖАЕМЫЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ!

Посылаю Вам 6 фотографических снимков с Мад-жарских плит, найденных мною в селении Покойном, и 3 снимка с произведенных Вами раскопок близ Св. Креста.

Очень мы интересуемся знать, как Ваше здоровье, и как Вы теперь поживаете и где работаете.

Дочка и я шлем Вам сердечный привет.

Примите уверение в совершенном почтении и уважении к Вам Григорий Прозрителев» [3, л. 60].

Результаты своих исследований В. А. Городцов доложил в 1909 г. на XIV Археологическом съезде в Чернигове [8, с. 162-208]. Доклад содержал краткий очерк изучения городища, описание отдельных раскопов и находок, основные выводы. Самым важным был вывод о том, что «Маджары в XIV веке являлись весьма крупным культурным центром всех тюркских народов, осевших в областях Северного Кавказа». В. А. Городцов впервые предположил, что «. город или его развалины были обитаемы в XVI веке». Проблема существования Маджар в поздний период является актуальной и в современной историографии. Материалы раскопок 1907 г. были переданы в музей Северного Кавказа в Ставрополе и в Москву, в фонды Государственного исторического музея [ГИМ. Инв. № 45439. Оп. 184. 646 номеров; Оп. 555. 54 номера].

В сентябре 1909 г. на месте развалин Маджар Г.Н. Прозрителевым совместно с членами Ставропольской ученой архивной комиссии был исследован склеп.

В 1928 г. вновь поднимается вопрос о необходимости изучения Маджар. Центральным бюро краеведения готовилась специальная экспедиция для обследования памятника, в работе которой планировалось участие членов Ставропольской этнолого-археологи-ческой комиссии и прежде всего Г. Н. Прозрителева. В ходе подготовки он вновь обращается за научной консультацией к В. А. Городцову:

«... 22марта 1928 г.

ГЛУБОКОУВАЖАЕМЫЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ!

Глубоко тронут был Вашей телеграммой, Вашим задушевным приветствием.

Сколько отрадных воспоминаний связано в моей жизни с Вашим именем. Наша поездка в «Маджары», Ваши раскопки там, образцовому ведению которых я учился у Вас - все это так живо-живо встает в моей памяти, что я как сейчас вижу Вас с лопатой в руке перед злополучной нишей, так неожиданно обрушившейся перед нами и прекратившей наши работы. Только теперь, через 21 год, обратило на себя внимание это злосчастное городище и есть надежда, что Академия истории материальной культуры пошлет научную экспедицию туда.

Двести лет разграбляют ценности этого городища, и до сих пор еще многое уцелело, на руках у жителей и еще больше лежит в земле в садах с. Покойного. А Ваша богатая мысль исследовать всю р. Куму остается до сих пор неосуществленной. А сколько бы дали эти раскопки, стоящих там курганов, которые я посильно охранял от расхищения. Какой богатый материал получился бы от этих работ для уразумения жизни первых насельников страны. Ведь р. Кума служила «дорогой народов», здесь проходили и темные в истории киммерийцы с своими каменными доспехами, и скифы, и сарматы, и славяне, и другие народности, и татары XIII века, и все оставляли как удостоверение своего здесь пребывания большие и малые курганы.

Все эти народы шли широкой полосой, захватывая огромное пространство и двигаясь на север. Один большой курган, раскопанный мною в 1924 году, дал интересную древнюю керамику с редким орнаментом, золотые и янтарные бусы, усеянные бугорками в виде треугольников, орнамента которого не встречалось раньше в курганах здесь, осуществление Вашей мысли дало бы ключ ко всем вопросам кавказской археоло-

гии. Благодарю еще раз за Ваше приветствие и прошу принять уверение в совершенном к Вам почтении и преданности.

Уважающий Вас Г. Прозрителев» [3, л. 63].

Разрешение на проведение экспедиции было получено, правда, без ассигнования просимых на нее средств. Отсутствие таковых не позволило провести запланированных исследований, и экспедиция носила характер археологической поездки [9].

Археологические работы В.А. Городцова и Г.Н. Про-зрителева на городище Маджары были первым научным изучением этого уникального памятника и единственными в своем роде вплоть до 1989 г. Материалы их раскопок являлись основным источником, к которому обращались Т.М. Минаева, Г.А. Федоров-Давыдов, В.П. Алексеев, Э.В. Ртвеладзе, В.А. Кузнецов, Л.Т. Яблонский, Е.И. Нарожный, В.А. Бабенко и др.

Литература

1. Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория. История, Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 1998.

2. Александров Д.А. Историческая антропология науки в России // ВИЕТ. 1994. № 4.

3. ОПИ ГИМ, ф. 431, оп. 1, д. 426.

4. Прозрителев Г.Н. Развалины древнего хозарского города Маджары близ с. Прасковеи Ставропольской губернии, на реке Куме // Тр. Ставропольской ученой архивной комиссии. Ставрополь, 1910. Вып. 2.

5. ГАСК, ф. 198, оп. 1, д. 36, л. 27об.

6. Архив ИИМК РАН, ф. 4, оп. 1, д. 72.

7. ОПИ ГИМ, ф. 431, оп. 1, д. 329, л. 212-224, 226-239.

8. Городцов В.А. Результаты археологических исследований на месте развалин г. Маджары в 1907 г. // Тр. XXIV Археологического съезда в г. Чернигове в 1909 г. М., 1911. Т. 3.

9. ГАСК, ф. 645, оп. 2, д. 20, л. 1.

Ставропольский государственный университет 8 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.