Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание личности педагога'

Эмоциональное выгорание личности педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гнилицкий С. Ю.

В статье приведены ключевые точки зрения на понимание понятия «эмоциональное выгорание», а также представлен сравнительный анализ протекания данного синдрома у учителей городских и сельских школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание личности педагога»

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

© Гнилицкий С.Ю.*

Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета,

г. Рубцовск

В статье приведены ключевые точки зрения на понимание понятия «эмоциональное выгорание», а также представлен сравнительный анализ протекания данного синдрома у учителей городских и сельских школ

В жизни каждого человека трудовая деятельность занимает важное место. У людей формируется определенное отношение к своей работе, поэтому проблематика стрессоустойчивости человека с давних пор привлекала внимание психологов.

В последние годы в России, так же как и в других странах, всё чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и синдроме профессионального «сгорания», или «выгорания», специалистов, работающих в системе «человек-человек».

Психологическое благополучие педагога - одна из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии.К личности педагога предъявляется ряд самых серьёзных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к учителю, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна [4].

Проблема влияния профессиональной деятельности на личность была обозначена ещё в начале XX в. и впоследствии изучалась многими авторами (Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолова, С.Л. Рубинштейн и др.). Непосредственно изучением синдрома эмоционального выгорания на теоретическом и эмперическом уровне занимались: К. Маслач, В. Бойко, Р. Кочю-нас, К. Кондо, А. Занковский, Т.П. Ронгинская, М. Буриш, Д. Дирендонк, С. Джексон, Б. Перлман, Е.А. Хартман и др. [2].

Одной из серьёзных проблем современного общества является эмоциональное выгорание специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Ему подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. С точки зрения А. Занковского, в

* Студент кафедры «Психология». Научный руководитель: Черноусова У.Н., преподаватель кафедры «Психология».

формировании профессионального стресса значимую роль играет рассогласование, возникающее между уровнем предъявляемых требований и имеющимися у индивида личностными ресурсами. По мнению A.M. Ри-чардсена, данные современных исследований наглядно показали, что эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса. Морроу Л. рассматривал его как «странную психиатрическую химеру». Другие исследователи устанавливали связи с существующими моделями, например, С.Е. Хобфол, Дж. Фриди с теорией общего стресса, С.Т. Миер с заученной беспомощностью, Д.Х. Малан с компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий» [2]. Маслач К. считает, что выгорание - это «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам». Автор подчёркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [3].

Эмоциональное выгорание, по мнению В.В. Бойко [1], представляет собой приобретенный человеком стереотип эмоционального, чаще профессионального поведения, которое позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время оно может вызвать дисфункциональные следствия, отрицательно сказаться на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Бойко В. [1] в развитие синдрома эмоционального выгорания выделил три фазы, каждая из которых содержит по четыре симптома:

1. напряжение включает симптомы - переживание психотравмирую-щих обстоятельств, неудовлетворённость собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;

2. резистенция включает симптомы - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;

3. истощение включает симптомы - эмоциональный дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения.

Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального и психического истощения, которое вызывает деформацию самооценки, отрицательно сказывается на отношении к работе и снижает понимание и сочувствие к клиентам. Такое определение этому понятию дала К. Маслач. Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса по Г. Селье.

Проанализировав психологическую литературу, можно обобщить факторы, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания в три основных фактора: ролевой, личностный и организационный:

1. ролевой фактор включает в себя возраст, пол, стаж работы, семейное положение, образование. Возраст - наиболее чувствительными к выгоранию являются молодые люди (19-25 лет) и более старшие (40-50) лет. Пол - риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работником функции соответствуют их половозрастной ориентации. Семейное положение: более высокая степень подверженности выгоранию у лиц (особенно мужского пола), не состоящих в браке. Образование - причиной выгорания могут служить более высокие притязания у людей с более высоким уровнем образования. Люди со средним образованием имеют более высокие баллы по профессиональным достижениям;

2. Личностный фактор: 1) личная выносливость - определяется, как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на разного рода изменения; 2) индивидуальные стратегии сопротивления - высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу, и наоборот; 3) локус контроля - склонность человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за происходящее. Внутренний локус контроля предохраняет от выгорания; 4) невротизм наиболее тесно связан с выгоранием, особенно с эмоциональным истощением и фактором открытию опыту; 5) экстраверсия, открытость, тревожность, завышенные требования к себе увеличивают восприимчивость к выгоранию [4];

3. организационный фактор: 1) условия работы: повышенные нагрузки и сверхурочная работа стимулирует выгорание; 2) продолжительность рабочего дня способствует развитию синдрома, в то время как перерывы в работе оказывают положительный эффект и понижают уровень выгорания; 3) содержание труда: любая критическая ситуация с клиентами является тяжким бременем для работника, отрицательно воздействуя на него и приводя к выгоранию; 4) социально-психологические факторы - для работников наиболее значимой является поддержка от администрации. Работники, получающие эту поддержку, лучше справляются со стрессовым воздействием и менее подвергаются выгоранию.

В процессе исследования были использованы следующие методы сбора информации: 1) теоретический анализ научных направлений; 2) психодиагностическое тестирование: тест В. Бойко; 3) математические методы обработки данных в программе SPSS 11.5. Эмпирическую базу исследования составили 30 учителей: из них 15 - учителей городской школы и 15 -сельской школы. В результате исследования были получены следующие данные:

Первая фаза - «Напряжение», состоит из следующих симптомов: переживание психотравмирующих обстоятельств (на сколько близко к сердцу человек принимает травмирующие ситуации); неудовлетворенность собой; ощущение «загнанности в клетку»; тревога и депрессия. Фаза напряжения служит «запускающим механизмом» в формировании эмоционального выгорания. Данная фаза у преподавателей из городской школы не сформировалась у 33 %, формируется у 33 % и уже сформировалась у 33 %. У учителей сельской школы не сформировалась у 13,3 %, формируется у 46,7 % и сформировалась у 40,0 %.

Вторая фаза. «Резистенция» - сопротивление давлению внешних обстоятельств, стремление к психологическому комфорту. Вычленение этой фазы в самостоятельную условно, т.к. фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Фаза у учителей городских школ не сформировалась у 13,3 %, формируется 20 %, сформировалась 66,7 %. У учителей сельской школы не сформировалась фаза 23,3 % фаза формируется у 26,7 % и сформировалась 60 %.

Третья фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего тонуса и ослабленностью нервной системы. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности. «Истощение», состоит из следующих симптомов: эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения. Данная фаза у преподавателей из городской школы не сформировалась у 20 %, формируется у 46 %, сформировалась у 33,3 %. И у учителей сельских школ фаза не сформировалась 20 %, формируется у 40 % и сформировалась у 40 %.Для выявления различий между показателями эмоционального выгорания между учителями городских и сельских школ нами был проведен Т-критерий Стьюдента. Статистически значимые различия обнаружены не были. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что эмоциональному выгоранию одинаково подвержены преподаватели городских и сельских школ.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М., 1996.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания диагностика и профилактика. -СПб.: Питер, 2005.

3. Лаврова О. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Социальная работа. - 2006. - № 4. - С. 56-60.

4. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.elitarium.ru/index.php?pid=48&id=2232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.