Научная статья на тему 'Электронный и традиционный учебники: сравнительный анализ в педагогическом аспекте'

Электронный и традиционный учебники: сравнительный анализ в педагогическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2572
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный и традиционный учебники: сравнительный анализ в педагогическом аспекте»

ЭЛЕКТРОННЫЙ И ТРАДИЦИОННЫМ УЧЕБНИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В.Г. Ланкин, О.А. Григорьева

Многие глубокие изменения в российской науке и образовании вызваны вхождением России в мировое информационное пространство, с развитием информационных и коммуникационных технологий, с внедрением новых технических средств, которые в значительной мере определяют характер и вектор развития образования, кардинально изменяют образовательную среду. На современном этапе большую актуальность приобрела задача поиска механизмов интеграции традиционных и новейших способов организации средств информационного обеспечения образовательной практики. Одной из узловых точек такой интеграции является современная учебная книга.

Сегодня, когда новые информационные технологии составили конкурен-8 цию печатным изданиям, возникает проблема взаимодействия традиционного учебника и средств новых информационно-коммуникативных технологий. Здесь появляется целый ряд вопросов: в чем новизна функций и условий их реализации, связанных со сменой или дополнением средств передачи учебной информации? Каков в целом статус учебной книги в новом информационном пространстве с большим разнообразием коммуникаций и средств связи? Каковы перспективы - позитивные или, возможно, негативные следствия - современной технологической эволюции в области образования?

Сравнительный анализ традиционного учебника и электронного

позволяет выделить их основные характеристики [1]. В традиционном учебнике присутствует справочный аппарат, который помогает в поиске необходимых сведений. К нему относится оглавление, вспомогательные указатели, списки рекомендуемой литературы по той или иной теме, важная информация выделена жирным шрифтом или курсивом, присутствует система ссылок и отсылок. Эти традиционное аспекты сигнификации и логического аппарата направлены не столько на управление вниманием, сколько на достижение рефлексивного, обдумывающего характера работы с текстом. Традиционный книжный текст в этом качестве - не только источник извлекаемой информации, но и по-особому смоделированный посредник мышления. В электронном учебнике обязательно наличие поисковой системы, с помощью которой возможен анализ содержания книги, поиск нужных сведений по ключевому слову, система гиперссылок, которая в течение доли секунды переносит пользователя в нужный отрывок текста. С этими моментами связано усиление активно-направляющего начала организации книжного материала по отношению к читателю - учащемуся.

Преимущество электронного учебника заключается в его доступности и оперативности использования в режиме реального «тиражирования» информации. Традиционный учебник, при отсутствии его в личном пользовании, в магазине или библиотеке, возможно получить только спустя некоторое время, заказав по межбиб-

лиотечному абонементу в библиотеке или в книготорговой фирме. Электронный учебник можно получить в считанные минуты, заказав его в интернет-магазине или «скачав» из электронной библиотеки. У электронного учебника нет тиража в традиционном смысле этого слова. Такое издание можно копировать неограниченное число раз и при необходимости получить печатный вариант учебника или его части при помощи принтера.

Одно из преимуществ электронного учебника перед традиционным состоит в том, что авторы (педагоги, ученые), выполнив ряд регистрационных правил, могут сами издать свои произведения и распространять их на свое усмотрение, тогда как издание учебника в традиционной форме - достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. С возникновением потребности в корректировке и дополнениях текст электронного учебника исправить легче, чем заняться переизданием традиционного учебника.

При создании электронного учебника издательские расходы сводятся к нулю, что должно отразиться на цене учебника. Создание электронного учебника не требует бумаги, производство которой связано с целым рядом экологических проблем; для создания электронного учебника не используются печатные станки, не расходуется дорогая и вредная краска и т.п.

Несомненное преимущество электронного учебника заключается в его компактности. Учебники, занимающие в бумажном виде целую полку, можно разместить на одном или нескольких дисках.

В традиционном учебнике основную смысловую нагрузку несет текст, сопровождаемый иллюстрациями (рисунками, схемами, таблицами и т.п.). Явное преимущество электронных книг заключается в сопровождении

текста звуком и видеоматериалами. «Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной форме, а инженерные конструкции, устройства, элементы - как движущиеся трехмерные объекты, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия» [2, 20]. При пользовании интернет-учебником возможно прямое общение обучаемого и обучающего. Обучающий может сделать необходимые пояснения, осуществить быстрый контроль знаний, полученных обучаемым. Сказывающийся здесь процесс слияния возможностей электронной книги с возможностями виртуальной медиа-среды, в целом, обещает колоссальные перспективы -не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования - в обретении ею нового технологического качества, где информационно-образовательная среда вбирает в себя учащегося и преподавателя (в виде не вполне реального и не вполне персонального - функционального лектора, инструктора, консультанта и контролера) и где может 9 существенно измениться институциональная структура организации процесса.

При всех перечисленных преимуществах электронного учебника над традиционным есть ряд недостатков, которые необходимо учитывать. Пользоваться электронным учебником можно, только владея навыками работы на компьютере. Физически эта работа сказывается на здоровье. При чтении с экрана, по ряду обстоятельств, снижается скорость и эффективность чтения.

Электронный учебник также находится в зависимости от связи с сетью Интернет и от подачи электричества.

А с традиционным учебником можно работать в любом удобном для читателя месте.

Проблемы пользования электронным учебником возникают в связи с отсутствием форматов электронных книг. Для опубликования электронного издания нужно выбрать определенную программу и подготовить текст с помощью собственных инструментов для издания и распространения. Распечатка на принтере не уступает по стоимости традиционному учебнику и зачастую худшего качества, чем книга. Учебники, построенные с применением видеоматериалов и звуковым оформлением, невозможно «распечатать» на принтере.

Недостаток электронного учебника и в том, что электронные библиотеки и магазины не надежны на сегодняшний день. Сервер, предоставляющий информацию, может быть отключен, испорчен, взломан в нужный читателю момент, в то время как с традиционным учебником подобных проблем не возникнет.

При пользовании электронным учебником может появиться определенный дискомфорт, так как челове-10 ческая психика более приспособлена к последовательному восприятию информации, без передвижений по гиперссылкам. В этом случае традиционный учебник гораздо удобнее. Более того, видеоматериалы, звук, анимация, с одной стороны - прекрасные средства активизации внимания, с другой - они, как свидетельствуют исследования психологов, ведут к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума. Технологии управления вниманием («принудительного ориентирования») не только дополняют, но и способны заменять

культуру мысли, связанную с прочтением и понимающим истолкованием написанного слова. И в этом - одна из проблемных граней слияния образовательно-учебной среды с медиа-средой, равно как и развертывания массовой по своему типу медиа-культуры (социальной медиа-технологии) как таковой. Рост медиа-технологий как интенсивных продолжений человеческой чувственности и реактивности приводит к неизбежному снижению удельного веса рефлексивного центра сознания; человек превращается в вовлеченного оператора системы, теряя креативно-осмысляющее качество. Эта общая болезнь массовой культуры (культуры СМИ и массовых медиа-технологий) способна передаться и на интегрирующуюся с ней систему медиатизированного образования. Образование может перестать быть фактором культуры человека и превратиться исключительно в социальную технологию.

При создании и пользовании электронным учебником возникает проблема защиты авторского права. Пиратская копия электронного продукта зачастую ничем не отличается от настоящего ни по качеству, ни по документации. В свою очередь, в ме-диатизированной системе образования теряет (вызывает подозрение) и аутентичная активность учащегося: мера самостоятельности участия учащегося в этих процессах никогда не может быть точно установлена. Реферируемые и компилированные материалы трудно отделить от просто копированных. Качество виртуальных тестирований и особенно их роль в плане аттестации учащегося сегодня вызывает практически повсеместное сомнение среди реально проводящих их преподавателей.

Проблема пользования электронным учебником заключается и в быст-

ром старении компьютерных технологий, связана с необходимостью обновления системы, лицензионных программ и самих машин, что носит не только (и не столько) морально совершенствующий, а и коммерчески-вы-нуждающий характер.

Учитывая все сказанное, надо признать, что для однозначно прогрессивного развития система медиати-зированной образовательной среды, важнейшим компонентом которой сегодня является электронный учебник, требует принципиального совершенствования. Эта проблема обостряется вследствие неоднозначности мнений педагогов по данному поводу, по причине отсутствия техники должного уровня и гарантий безопасности ее каждодневного применения.

Для работы с электронными учебными изданиями необходимо создание дружественного интерфейса; обеспечение оптимального управления, включая развитую систему навигации и достаточную скорость извлечения информации; обеспечение устойчивости к ошибочным действиям учащегося и т.д. Кроме того, требуется обеспечение такой структуры интерактивности, которая бы не нивелировала персональный характер встречи в медиа-пространстве учителя и ученика и не сводила бы культурное содержание образования к справочному материалу. Технология медиатизирован-ной образовательной среды не должна уступать культуре книги в способности формировать дискурсивный, рефлексивно-осмысляющий тип мышления.

Сторонники создания электронных учебников говорят о том, что, в отличие от традиционных учебных материалов на печатной основе, электронные обладают значительно большими дидактическими и методическими преимуществами: они более динамичны, виртуальны, сложно

структурируемы; облегчают организацию индивидуального обучения, обратной связи и т.д. Все это становится возможным благодаря технологическим особенностям их создания. Чтобы воспользоваться этим, необходимо дополнить систему конструктивных критериев создания учебных материалов (на основе которой выполняются традиционные - печатные) группой технологических, учитывающих особенности создания электронных изданий и специфику работы с ними.

Проблемный характер проведенного здесь сопоставления подводит к мысли, что вопрос о том, что такое учебник сегодня и каким он будет в XXI веке, остается открытым. По существу, дискуссионным остается вопрос, является ли учебник только одним из средств учебного процесса или его правильнее характеризовать как системный фактор образовательной среды? Многие современные ученые считают, что взгляд на учебник как на средство обучения - это предмет истории педагогики. В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, И.Я. Лернер, В.В. Кра-евский придерживаются теоретической точки зрения на учебник как на модель педагогической системы, в ко- Ц торой главную роль играет не столько предметный материал, сколько педагогическая сущность, на основе которой материал включается в систему образовательно-информационной коммуникации. Формируется взгляд на учебник как на образовательную среду, характеризуемую в следующих аспектах: учебник как среда обучения; учебник как среда профессиональной творческой деятельности; учебник как среда накопления знаний и культурных ценностей. При этом сегодня эволюция учебника продолжается, и это заставляет вводить дополнительные категории, организующие исследовательское внимание. Ряд авторов

считают, что учебник постиндустриальной эпохи - это образовательное пространство, поскольку обучаемый и обучающийся являются элементами этого пространства; виртуальный учебник является местом обучения, поскольку он - некая информационная область в более обширном информационном пространстве. Процесс обучения в виртуальном пространстве не зависит от времени. В виртуальном мире обучаемые, общаясь друг с другом и являясь каждый частью учебника, образуют виртуальную группу, обладающую свойством коллективного разума, в свою очередь, являясь частью виртуального учебника [3].

Обучение в виртуальном пространстве несет в себе тенденцию «экстрагирования» преподавателя до записанной лекции, составленного теста и т.п. При этом, с одной стороны, потенциально усиливается, а с другой -делается неявной (дистанционно скрытой) авторская включенность учащегося в образовательное пространство. Хорошо это или плохо? То, что однозначно воспринимается как позитивная новация сегодня, может таить в себе существенные и даже непопра-12 вимые деформации завтра. Вопросы формирования медиа-среды и медиа-пространства образования, показательным феноменом которых выступает электронный учебник в его сопоставлении с учебником традиционным, требуют дальнейшего внимательного осмысления и на этой основе - практического (технологического) решения. Необходимы дальнейшие исследования в области создания виртуальных учебников, разработки методологии их конструирования и использования, выявления их места и статуса в системе средств обучения, и одновременно - определения меры и средств поддержки учебной книги на печатной основе.

В заключение хотелось бы добавить, что учебник будущего - это не текст с иллюстрациями и вопросами к нему, а система дифференцированных знаний по поиску, анализу и обобщению учебной информации. Информация может быть представлена как в виде книг, так и в виде CD-дисков и материалов сети Интернет, т.е. учебник может быть как реальным, так и виртуальным, главное в учебнике будущего заключается в выполнении им функций: информационной, воспитательной, функций мотивации, руководства, стимулирования, упражнений, самоконтроля, координации и рационализации, т.е. учебник должен строиться прежде всего как образовательная система с гуманитарно-педагогической принципиальной основой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева О.А. Книга как синтез искусств: особенности и возможности традиционной и электронной форм книги / О.А. Григорьева / / Модернизация профессионального послевузовского образования: теория и практика подготовки научно-педагогических кадров: материалы Международной научно-практической конференции. -Томск, 2006. - С. 217-219.

2. Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов / О.В. Виштак //Педагогика. — 2003. -№ 8. - С. 19-22.

3. Учебник в постиндустриальную эпоху / В. Кузнецов, Е. Клыгина, Т. Федосова, А. Горбачев // Высшее образование в России. - 2004. - №9. - С. 103-108.

4. Назарова Т.С. Стратегии развития учебной книги / Т.С. Назарова, Ю.П. Господарик // Педагогика. -2005. - № 3. - С. 10-19.

5. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе / Д.В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ, 2002. - 437 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.