Научная статья на тему 'Экстремизм: теоретико-методологический анализ'

Экстремизм: теоретико-методологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
248
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / РАДИКАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РАДИКАЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / КУЛЬТ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EXTREMISM / RADICALISM / RADICAL IDEOLOGY / RADICAL PRACTICE / EXTREMIST IDEOLOGIZATION / CULT / EXTREMIST ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петракова Анна Сергеевна

В статье автор рассматривает проблему экстремизма как результата манипуляционного управления массами, анализирует субъекты и объекты радикальной идеологии и радикальной практики, исследует механизмы реализации и популяризации экстремистской активности через деятельность неформальных культовых организаций. Уделяет внимание причинам и последствиям распространения радикальных идеологий, способам предотвращения их внедрения в общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extremism: theoretical and methodological analysis

In the article the author considers the problem of extremism as result of manipulative control of mass, analyzes the subjects and the objects of radical ideology and radical practice, also author researches mechanisms of realization and popularization of radical activity by means of activity of non-formal cult organizations. Also author pays attention on the causes and the results of spreading of radical ideologies, and on ways of prevention of their introduction in the social consciousness.

Текст научной работы на тему «Экстремизм: теоретико-методологический анализ»

Петракова Анна Сергеевна

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России

(тел.: +79180523611)

Экстремизм: теоретико-методологический анализ

В статье автор рассматривает проблему экстремизма как результата манипуляционного управления массами, анализирует субъекты и объекты радикальной идеологии и радикальной практики, исследует механизмы реализации и популяризации экстремистской активности через деятельность неформальных культовых организаций. Уделяет внимание причинам и последствиям распространения радикальных идеологий, способам предотвращения их внедрения в общественное сознание.

Ключевые слова: экстремизм, радикализм, радикальная идеология, радикальная практика, экстремистская идеологизация, культ, экстремистская организация.

A.S. Petrakova, Master of Philosophy, Senior Lecturer of the Chair of Humanities, Socio-economic, Informational and Legal Subjects of the Novorossiysk branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180523611.

Extremism: theoretical and methodological analysis

In the article the author considers the problem of extremism as result of manipulative control of mass, analyzes the subjects and the objects of radical ideology and radical practice, also author researches mechanisms of realization and popularization of radical activity by means of activity of non-formal cult organizations. Also author pays attention on the causes and the results of spreading of radical ideologies, and on ways of prevention of their introduction in the social consciousness.

Key words: extremism, radicalism, radical ideology, radical practice, extremist ideologization, cult, extremist organization.

Понятие «экстремизм», к сожалению, довольно прочно вошло в нашу жизнь, обозначая такие негативные стороны действительности, как массовые беспорядки, убийства, пропаганда национальной, этнической, религиозной вражды и др. Как правило, действия, которые называют экстремистскими, детерминируются общественностью как антигражданственные, антипатриотические, антидемократические, носящие деструктивный характер, связанные с ущемлением прав и свобод личности, разрушением основ государственного строя. Тема экстремизма неоднократно поднималась средствами массовой информации, политиками, социологами, политологами. Не обошли этот вопрос и ученые, посвятившие исследованию проблемы экстремизма свои работы (С. Хассен, Э. Цветков, Е.С. Гундарь, А.Н. Гадиева, П.М. Егоров, Э.М. Ибрагимова и др.).

Определение экстремизма является многоаспектным. Об этом свидетельствует тот факт, что Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремист-

кой деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г, 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г) не дает точное и однозначное определение экстремизма, а предлагает целый перечень тех действий, которые подпадают под понятие экстремистской деятельности, а также отдельно определяет понятия экстремистской организации и экстремистских материалов [1].

Между тем в науке экстремизм понимается как крайняя форма радикализма [2]. В свою очередь, и к понятию радикализма в современной науке существует два подхода: первый связан с определением радикализма как политического течения, критикующего существующий режим и предлагающего реализовать программы социально-политических преобразований путем реформирования; второй рассматривает радикализм как использование набора крайних методов борьбы с существующей социально-политической ситуацией.

Таким образом, понятие экстремизма подпадает под второй подход, поскольку экстремизм в современном его проявлении и предлагает кардинальные, даже насильственные меры

207

борьбы с социально-политической ситуацией в мире или отдельных государствах. Иными словами, экстремизм - это любое проявление приверженности крайним взглядам или мерам, имеющее целью разрушить основы конституционного строя, подорвать безопасность государства через создание экстремистских организаций, которые занимаются террористической деятельностью, пропагандируют вражду на национальной, религиозной и иной почве и призывают к насилию.

В экстремизме как крайней форме радикализма традиционно выделяют радикальную идеологию и радикальную деятельность [2].

Идеология в данном случае - это система идей, ценностей, взглядов, принципов поведения, через реализацию которых может быть достигнут некий социальный идеал. В основе идеологии, таким образом, лежит некая идея социального преобразования, преображения, иногда связанная с разрушением имеющегося социального фундамента. При этом само по себе радикальное разрушение во имя общего блага несет в себе, помимо деструктивного, также вполне конструктивный аспект - создание нового типа социальной организации на основе иных ценностей, норм, приоритетов, нежели предыдущая. Именно эта идея, как правило, чаще всего лежит в основе деятельности современных экстремистских организаций.

Однако не стоит забывать, что радикальная идеология, опирающаяся даже на идеи всеобщего блага и спасения мира, тем не менее далека от радикальной практики, где идея в процессе своего достижения использует аморальные средства и тем самым сводит на нет ценность самого идеологического ядра.

Кроме того, как в любой системе социальных отношений, в радикальной идеологии и радикальной практике есть свои субъекты и объекты. Если говорить о радикальной или экстремистской идеологии, субъекты здесь - те, которые разрабатывают само идеологическое ядро и стремятся извлечь выгоду из социальной деструкции, даже, если в основе идеологии будет лежать идея общего блага; объектами же радикальной идеологии становятся те, чьими руками будет «твориться история», т.е. те, кто сам лично будет реализовывать радикальные социальные преобразования. В свою очередь, в отношении радикальной практики (деятельности) объекты воздействия экстремистской идеологии становятся уже субъектами, т.е. организаторами и исполнителями ее реализации; объектом же является та социальная реальность, которую «преобразователи» стремятся изменить «во имя общего блага».

На наш взгляд, опасность для общества представляют одновременно и идеологи радикальных подходов, и их реализаторы. Если первые ставят цели, продумывают ход, средства и результаты социальных изменений, то вторые фанатично следуют идеям первых, не оставляя шанса объектам социальных преобразований.

Современная реальность такова, что исполнителями, воплощающими экстремистские идеи в жизнь, чаще всего становятся молодые люди из числа учащихся школ, студентов системы профессионального образования. Практика показывает, что причинами вовлечения в деструктивные экстремистские организации являются несформированная система нравственных ценностей, социальная дезориентация и разобщенность, отсутствие практического социального опыта, недостаток знаний, нестабильная социально-экономическая ситуация, личная неустроенность, провоцирующая неудовлетворенность в тех или иных отношениях.

Как отмечает Е.П. Олифиренко, «в момент значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм, в том числе религиозный, становится одной из наиболее опасных негативных характеристик социально-политического процесса» [3, с. 7].

Исследования показывают, что в последние несколько лет членами экстремистских организаций все чаще становятся молодые люди из благополучных семей, имеющие высокий уровень образования и благоприятные профессиональные перспективы [4]. Массовая экстремистская идеологизация происходит в основном в виртуальном пространстве через различные социальные сети и интернет-сообщества. Именно там, по мнению исследователей, происходит так называемая параллельная социализация, обеспечивающая повышение самооценки и облегчающая процесс самоидентификации. «Стремление к виртуализации процесса самоидентификации приводит к тому, что в реальной жизни молодой человек начинает искать социальные группы с максимально упрощенной системой взаимодействия, позитивным настроем, строгой иерархией и строгими правилами, напоминающими игровые в виртуальных пространствах. В некоторых слу-

208

чаях, таких как желание познать истину, выразить протест по отношению к обществу, проявить свою оригинальность и неординарность, найти круг общения и т.д., именно религиозные объединения закрытого типа (секты) позволяют удовлетворить потребность в проявлении социальной, одобряемой членами микрогруппы активности, и, как следствие, построении позитивных компонентов образа "Я"» [5].

Как свидетельствует практика, чаще всего в социальной реальности встречается не экстремизм вообще, а религиозный или религиозно-политический экстремизм, где стремление к социальному преобразованию вполне коррелирует с идеей религиозной нетерпимости и необходимости политических изменений на самом высоком уровне. При этом субъекты радикальной идеологии в данном случае не ясны и не могут быть достоверно определены из-за ограниченности сведений, однако периодически выявляются объекты, транслирующие идеи социальных трансформаций с использованием крайних мер, в том числе насилия и убийства, на массовую аудиторию. Они же выступают субъектами радикальной практики, организующими, а иногда и самостоятельно реализующими воплощение экстремистских идей в жизнь.

Как указывает известный психолог Э. Цветков, процесс вовлечения в религиозную или псевдорелигиозную организацию закрытого типа (секту) довольно прост для умелого манипулятора. Еще Ф. Ницше писал, что в жизни человеку свойственно руководствоваться двумя инстинктами: власти и подчинения [6, с. 587-589]. В соответствии с данной формулой технология вовлечения в экстремистскую организацию включает в себя такие этапы, как овладение воображением, формирование доверия, включение в собственную систему верований.

Так, первое, к чему обычно прибегает манипулятор (субъект радикальной деятельности, имеющий целью привлечение новых сторонников и реализаторов экстремистских идей), -это овладение воображением манипулируемо-го. «Любой опытный оратор прекрасно знает, что успех слова зависит не только от уст говорящего, но и от ушей слушающего» [7]. При этом чаще всего манипулятор взаимодействует не один на один с объектом, а организует массовую встречу или переписку, поскольку «гипнотизеру хорошо известно, что чем больше людей собирается вместе, тем легче на них воздействовать... Поскольку человеку присуще свойство подражать, то остальные, глядя на первых, тоже потихонечку перейдут в измененное состояние сознания» [7]. Психологи

указывают на закономерность: чем более массовая аудитория становится объектом воздействия манипулятора, тем быстрее происходит процесс «заражения идеей» и тем больше у нее появляется сторонников.

Однако на вовлечении в экстремистскую организацию процесс трансформации сознания не заканчивается. Далее манипулятором начинает активно применяться формула, которую структурировал С. Хассен: «поведение -информация - мысли - эмоции» [8]. Она раскрывает сущностные основы манипуляции сознанием и, как следствие, поведением объекта, уже ставшего частью экстремистской организации. Так, основное правило контроля поведения включает «регулирование физической реальности индивида» [8] через управление привычками, кругом общения, выбором одежды, прически, пищи, формирование финансовой зависимости от организации или отдельных ее членов. При этом управление временем осуществляется таким образом, чтобы исключить или минимизировать досуг, развлечения. Все эти меры позволяют сформировать зависимость индивида от организации. Далее сфера контроля постепенно расширяется: «для принятия важных решений необходимо спрашивать позволения, старшим необходимо сообщать о своих мыслях, чувствах. индивидуализм не поощряется, преобладает групповое мышление», в жизнь нового члена экстремистской организации прочно входят жесткие правила и предписания [8].

Организация контроля поведения не может осуществляться автономно и независимо от контроля поступающей индивиду информации. Члены экстремистской организации начинают активно отслеживать, какие книги, журналы, статьи, рубрики, интернет-сайты находятся в поле зрения объекта. Для поддержания мани-пулируемого в состоянии повиновения используются обман, утаивание, искажение информации, не входящим в круг «истинных» доступ к сведениям постепенно ограничивается и в конечном итоге превращается в запрет. При этом реализуется такая информационная загруженность объекта манипуляции, что его общение с членами бывших референтных групп (друзьями, семьей, коллегами по работе) предельно ограничивается. Информационный контроль постепенно начинает охватывать все сферы жизни индивида, в организации поощряется доносительство друг на друга, которое позиционируется как верность идее и своему лидеру.

Следующей сферой манипуляционного управления становится мышление. Подготов-

209

ленное информационным и поведенческим контролем со стороны организации сознание индивида уже становится неспособным отличить ложь от истины. Индивид без критики усваивает основные ценности группы, при этом его сознание постоянно подвергается воздействию различных психотехник, что позволяет снизить порог сопротивляемости и не дает возможности объективно осмысливать и оценивать реальность. На этом этапе действуют четкие, уже усвоенные индивидом правила: лидера и идею нельзя критиковать, поскольку они истинные, все мысли, противоречащие основной идее, следует рассматривать как ложные, «неправильные», все альтернативные системы верований, убеждений нужно рассматривать как не имеющие права на существование.

Завершающим этапом в процессе трансформации сознания будущего «экстремиста» является контроль над чувствами и эмоциями. При этом особенно активно манипуляторами эксплуатируются чувства вины и страха: если что-то негативное происходит в жизни индивида, он виновен в этом сам; в «подлинную» семью индивида входят только члены организации, объединенные общей идеей; нельзя мыслить независимо, поскольку это может привести к изгнанию из «настоящей» семьи - экстремистской организации; вне группы человек не сможет жить и реализовывать свои цели, стремления. Иными словами, экстремистами, названными так за реализацию экстремистской деятельности, становятся люди из числа мирных граждан, забирающие и отдающие жизни за псевдорелигиозные идеи, чужие амбиции и идеалы, в то время как подлинные экстремисты, которыми являются идеологи радикальных направлений, организующие и направляющие весь процесс социальных преобразований средствами радикализма, остаются в тени и реализуют чужими руками собственные политические цели.

В современной науке встречается термин «объем религии», характеризующий в процентном соотношении долю состоящих в каких-либо культовых организациях, религиозных, политических и иных, от общей численности населения страны (Р. Старк, У. Бейнбридж и др.) [9, с. 216-223]. При этом исследователи отмечают, что «показатели доли людей в обществе, считающих себя верующими, могут колебаться, однако увеличение... будет происходить до тех пор, пока не приблизится к точке насыщения,

равной «объему религии» в данном обществе -количеству религиозно-ориентированной части населения. Каждая новая альтернатива не будет вести к увеличению религиозности» [10]. Данная мысль не противоречит, а, напротив, подтверждает исследования проблемы экстремизма С. Хассена, Э. Цветкова и др., указавших, что в культовую организацию вступает только тот, кто уже имеет внутреннее, еще не осознанное стремление следовать за манипулятором. Однако проблема здесь, по мнению большинства исследователей, не в склонности людей к культовым организациям и не в стремлении стать экстремистом, а в общей социальной разобщенности, отсутствии единой государственной идеи, имеющей духовно-практический смысл и консолидирующей народ. В частности, И.Г. Каргина отмечает, что большая часть населения России начала XXI столетия позиционирует себя как православные, однако при этом отмечает слабое влияние православия на свою повседневную жизнь и неготовность рассматривать свою веру как основу для интеграции. Такую позицию многие связывают с неэффективной работой РПЦ [10].

Подводя итог исследованию, стоит отметить, что реализация экстремизма начинается с формирования и внедрения деструктивных идей в сознание личности, а потому для предотвращения любого радикализма необходимы совместные усилия государства и каждой отдельно взятой личности. Со стороны государства необходима разработка единой национальной масштабной по значимости и характеру реализации идеи, которая была бы способна выполнять функцию интеграции российского общества. При этом идея только тогда сможет играть социально консолидирующую роль, когда мероприятия по ее реализации перестанут носит формальный, бессодержательный характер. Для воплощения в жизнь идеи национального масштаба необходима четкая система нравственных координат каждого индивида, в формировании которой должны участвовать семья, общество и государство. Стоит также помнить, что податливость манипулятору обратно пропорциональна уровню образования и нравственной культуры индивида. Иными словами, способность и желание критически оценивать то, что происходит вокруг нас, становится значимым барьером на пути к реализации любых экстремистских идей.

210

1. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.rU/12127578/#ixzz3qStU05e9 (дата обращения: 24.05.2016).

2. Современный политический экстремизм. М., 2009. URL: http://www.ekstremizm.ru (дата обращения: 10.07.2016).

3. Олифиренко Е.П. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления (на материалах СКФО): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Краснодар, 2012.

4. Маздогова З.З. Молодежный религиозный экстремизм в современной России и пути его преодоления // Теория и практика общественного развития. 2015. № 13. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/13/ sociology/mazdogova.pdf (дата обращения: 10.07.2016).

5. Лушпай С.А. Социально-психологические аспекты влияния самоидентичности на склонность вступления в закрытые религиозные группы // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/1/ psix/lushpay.pdf (дата обращения: 10.07.2016).

6. Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М., 1996. Т. 1.

7. Цветков Э. Тайные пружины человеческой психики: книга-тренинг. URL: http://www. csgped.ru/psix_pmoosh-rekomend_litra-cvetov-prugini.html (дата обращения: 10.07.2016).

8. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. URL: http://royallib. com/book/hassen_stiven/osvobogdenie_ot_ psihologicheskogo_nasiliya.html (дата обращения: 11.07.2016).

9. Руткевич Е.Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro и Contra // Вестн. Ин-та социологии. Вопросы теории. 2013. № 6.

10. Каргина И. Г. Влияние кризиса на протестантские конфессии в современной России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2014/2/sоciоlоgiyа/kargina.pdf (дата обращения: 11.07.2016).

1. On counteraction to extremist activity: fed. law d.d. July 25, 2002 № 114-FL (as amended on March 8, 2015). Access from legal reference system «Garant». URL: http://base.garant. ru/12127578/#ixzz3qStU05e9 (date of access: 24.05.2016).

2. Modern political extremism. Moscow, 2009. URL: http://www.ekstremizm.ru (date of access: 10.07.2016).

3. Olifirenko E.P. Youth religious extremism in modern Russia and the ways of its overcoming (on the materials of North Caucasus Federal District): auth. abstr. ... Master of Political Sciences. Krasnodar, 2012.

4. Mazdogova Z.Z. Youth religious extremism in modern Russia and the ways of its overcoming // Theory and practice of social development. 2015. № 13. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2015/13/sociology/mazdogova. pdf (date of access: 10.07.2016).

5. Lushpay S.A. Socio-psihological aspects of self-identity influence on the propensity of joining the closed religious groups // Theory and practice of social development. 2014. № 1. URL: http:// teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/1/ psix/lushpay.pdf (date of access: 10.07.2016).

6. Nitshe F. Works: in 2 vol. Moscow, 1996. Vol. 1.

7. Tsvetkov E. Secret springs of human psychics: the book-training. URL: http://www. csgped.ru/psix_pmoosh-rekomend_litra-cvetov-prugini.html (date of access: 10.07.2016).

8. Hassen S. Liberation from psychological violence. URL: http://royallib.com/book/hassen_ stiven/osvobogdenie_ot_psihologicheskogo_ nasiliya.html (date of access: 11.07.2016).

9. Rutkevich E.D. «Newparadigm» in sociology of religion: pro and contra // Bull. of institute of sociology. Questions of theory. 2013. № 6.

10. Kargina I.G. Crisis influence on protestant denominations in contemporary Russia // Theory and practice of social development. 2014. № 2. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2014/2/sоciоlоgiyа/kargina.pdf (date of access: 11.07.2016).

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.