Научная статья на тему 'Экстремальные факторы, влияющие на качество исполнительской деятельности музыканта'

Экстремальные факторы, влияющие на качество исполнительской деятельности музыканта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
591
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITY / CONCERT PERFORMANCE / EXTREME FACTORS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ванскова Е. Л.

В статье анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на качество исполнения музыкантами концертной программы. Публичные выступления музыкантов рассматриваются как разновидность деятельности в экстремальных условиях, предъявляющих повышенные требования к нервно-психической организации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXTREME FACTORS INFLUENCING QUALITY OF PERFORMING ACTIVITY OF THE MUSICIAN

In article the objective and subjective factors influencing workmanship by musicians of the concert program are analyzed. Public statements of musicians are considered as an activity version in the extreme conditions showing increased requirements to the psychological organization of the person.

Текст научной работы на тему «Экстремальные факторы, влияющие на качество исполнительской деятельности музыканта»

Второй этап - основной. Когнитивный компонент - человек имеет достаточное представление об образах, понятиях, суждениях о межличностных отношениях, о стилях руководства; особенностях межличностных отношений в коллективе; конфликтах и оптимальных способах их разрешения; гармонизации межличностных отношений; иногда способен определить их уровень в зависимости от эмоционального состояния личности. Эмотивно-аксиологический компонент - человек иногда способен сопереживать своему коллективу, принимать его ценности, формировать эти ценности у себя и других членов коллектива; не часто отождествляет себя с коллективом, коллектив с собой. Поведенческо-деятельностный копонент - человек в некоторой мере владеет способами гармонизации межличностных отношений в коллективе, способами оптимального взаимодействия в конфликтах; иногда проявляет навыки руководства своим участком работы.

Третий этап - рефлексивный. Когнитивный компонент - человек имеет хорошее представление об образах, понятиях, суждениях о межличностных отношениях, о стилях руководства;

Библиографический список

особенностях межличностных отношений в коллективе; конфликтах и оптимальных способах их разрешения; гармонизации межличностных отношений, почти всегда способен определить их уровень в зависимости от эмоционального состояния личности. Эмотивно-аксиологический компонент - человек почти всегда способен сопереживать своему коллективу, принимать его ценности, формировать эти ценности у себя и других членов коллектива; всегда отождествляет себя с коллективом, коллектив с собой. Поведенческо-деятельностный компонент - человек хорошо владеет способами гармонизации межличностных отношений в коллективе, способами оптимального взаимодействия в конфликтах; часто проявляет хорошие навыки руководства своим участком работы.

Таким образом, в результате гармонизации межличностных отношений в высокоорганизованной группе достигается равновесие во всех личностных сферах, что способствует осознанию, принятию как ценностей этих отношений, действий и поступков в соответствии с пониманием и ценностями.

1. Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности. - Минск, 2000.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1996.

3. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов. - СПб., 2005.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы - СПб., 2000.

5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М., 2011.

6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко - СПб., 2006.

7. Хлебодарова, О.Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности // Молодой ученый. - 2012. - № 6.

8. Петренко, М.В. Психология и Педагогика: справочное издание [Э/Р]. - Р/д: Ьійр:// metropolys.ru/artic/11/01/h-0091-04022.html

9. Вопросы психологии личности школьника / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежино. - М., 1961.

10. Рубинштей, Л.С. Основы общей психологии. - СПб., 2002.

Bibliography

1. Kolomenskiyj, Ya.L. Psikhologiya vzaimootnosheniyj v malihkh gruppakh: obthenie i vozrastnihe osobennosti. - Minsk, 2000.

2. Ozhegov, S.l. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.l. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1996.

3. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. - SPb., 2005.

4. Iljin, E.P. Motivaciya i motivih - SPb., 2000.

5. Psikhologiya obtheniya. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod obth. red. A.A. Bodaleva. - M., 2011.

6. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / pod red. B.G. Metheryakovoyj, V.P. Zinchenko - SPb., 2006.

7. Khlebodarova, O.B. Obthaya kharakteristika cennosteyj cheloveka, ikh rolj i mesto v strukture lichnosti // Molodoyj uchenihyj. - 2012. - № 6.

8. Petrenko, M.V. Psikhologiya i Pedagogika: spravochnoe izdanie [Eh/R]. - R/d: http:// metropolys.ru/artic/11/01/h-0091-04022.html

9. Voprosih psikhologii lichnosti shkoljnika / pod red. L.l. Bozhovich, L.V. Blagonadezhino. - M., 1961.

10. Rubinshteyj, L.S. Osnovih obtheyj psikhologii. - SPb., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.09.13

УДК 37.013.77

Vanskova E.L. THE EXTREME FACTORS INFLUENCING QUALITY OF PERFORMING ACTIVITY OF THE MUSICIAN. In article the objective and subjective factors influencing workmanship by musicians of the concert program are analyzed. Public statements of musicians are considered as an activity version in the extreme conditions showing increased requirements to the psychological organization of the person.

Key words: musical and performing activity, concert performance, extreme factors.

Е.Л. Ванскова, ст. преп. каф. культурологии и искусств Северо-Кавказского федерального университета,

г. Ставрополь, E-mail: vanskova@mail.ru

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА

В статье анализируются объективные и субъективные факторы, влияющие на качество исполнения музыкантами концертной программы. Публичные выступления музыкантов рассматриваются как разновидность деятельности в экстремальных условиях, предъявляющих повышенные требования к нервно-психической организации человека.

Ключевые слова: музыкально-исполнительская деятельность, концертное выступление, экстремальные факторы.

В современных условиях особую актуальность среди проблем психологии приобретает проблема готовности человека к различным видам деятельности. Зачастую деятельность человека протекает в измененных, отличающихся от обычных, условиях. Публичное исполнение музыкального произведения осуществляется именно в условиях, отличных от обычных репетиционных условий.

Как известно, в любой сфере человеческой деятельности, предназначенной для публики, в том числе и в музыкально-исполнительской, перед выступающим возникают трудности психологического порядка.

Зачастую публичные выступления становятся настоящим испытанием «на прочность» даже для концертирующих исполнителей, признанных мастеров сцены, не говоря уже об учащихся

и студентах-музыкантах. Тем не менее, уже во время обучения учащимся предоставляется уникальная возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-исполнительской деятельности на академических концертах, зачетах, экзаменах, конкурсах, отчетных концертах в учебных заведениях разного образовательного уровня (музыкальная школа, музыкальный колледж, вуз). Именно публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, готовят музыкантов к будущей профессиональной деятельности исполнителя.

Существует множество разнообразных экстремальных факторов, влияющих на характер, содержание и качество исполнительской деятельности музыканта. Наиболее распространенными из них являются физические перегрузки исполнителя; акустические несовершенства концертного зала и музыкального инструмента; возникновение непредвиденных помех; типичные состояния субъекта труда - стресс, напряженное внимание; высокая степень ответственности, боязнь ошибок, неудач и др.

Таким образом, публичные выступления представляют разновидность деятельности в так называемых экстремальных условиях, предъявляющих повышенные требования к нервно-психической организации человека.

Чаще всего в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве исследуется проблема «эстрадного волнения». При этом смысловое содержание самого понятия может быть различным.

Ученые, музыканты-педагоги и методисты рассматривают проблему эстрадного волнения с разных сторон: как негативное состояние, мешающее артисту реализовать свой замысел на сцене, и как позитивное состояние, помогающее артисту максимально мобилизоваться на сцене и блестяще реализовать творческий замысел.

Характеризуя состояния исполнителя, сами исполнители и исследователи нередко используют понятия «страх сцены», «эстрадобоязнь», «сценическая тревожность». Все же известно, что многие музыканты, в том числе Ш. Мюнш, Л. Ауэр, А. Рубинштейн и др., научились управлять собой и подчинять состояние волнения своим художественным задачам.

Выдающийся пианист и педагог Г. Г. Нейгауз подчеркивает не только отрицательные, но и положительные стороны проявления эстрадного волнения. К отрицательным проявлениям он относит чувство «страха и робости, которое часто владеет нео-перившимися пианистами»; к положительным - «высоко душевное напряжение, без которого немыслим человек», называя его «хорошим, нужным волнение» [1, с. 227].

Л.А. Баренбойм описывает состояние волнения как явление, «дезорганизующее и парализующее творческие способности», но в то же время считает, что не всякое волнение ведёт к потере самообладания. В случае, когда исполнитель увлечён сущностью исполняемого произведения, его волнение является вдохновляющим фактором [2].

Г.М. Коган также дифференцирует «хорошие» и «плохие» проявления эстрадного волнения. К первым он относит «волнение-подъем», «волнение в образе», «волнение за композитора», а ко вторым - «волнение-панику», «волнение вне образа», «волнение за себя» [3].

На основе наблюдений, бесед-интервью и анкетирования участников международных конкурсов Л.Л. Бочкарев составил классификацию факторов, влияющих на психические состояния музыкантов-исполнителей в условиях музыкального соревнования [4, с. 263-264]. Указанные ученым факторы свойственны, в частности, и для исполнительской деятельности обучающихся музыкальному искусству, на что неоднократно указывается в исследованиях музыкантов-педагогов, психологов и методистов.

В классификации Л.Л. Бочкарева учтены как объективные факторы (например, масштаб выступления, препятствия, возникающие неожиданно в ходе выступления), так и субъективные (самооценка выступления, отношение музыканта к исполняемым произведениям).

Рассматривая учебную концертно-исполнительскую деятельность студентов согласно данной классификации, следует отметить, что одним из наиболее ярких внешних эмоциогенных факторов для них является новизна ситуации. Главный стрессор для музыканта - осознание того, что каждое его действие прослеживается и оценивается другими людьми в зрительном зале. Публичное исполнение концертной программы во время экзаменов, зачетов, конкурсов оценивается не только аплодисментами присутствующих в зале слушателей, но и баллами экзаменационной комиссии, жюри.

Заметное влияние на деятельность музыканта-исполните-ля оказывает масштаб и место проведения выступления. Известно, что чем ответственнее выступление, тем выше уровень эмоционального возбуждения музыкантов. На особенности и интенсивность переживаний музыкантов влияет характер состава участников концерта, порядок их выступления, а также акустические особенности зала, его освещенность, новые качества инструмента (концертный рояль).

Изменения общего состояния здоровья исполнителя, его «рабочего» аппарата и т.д. также могут оказать неблагоприятное воздействие на эмоциональную сферу участников публичного выступления.

Итак, описанные лишь некоторые внешние факторы, связанные с ситуацией эстрадного выступления, могут отрицательно влиять на психические состояния музыкантов-исполнителей. Основной же причиной так называемого «эстрадного волнения» являются факторы внутренние, обусловленные индивидуальнотипологическими особенностями личности. Поскольку внешние и внутренние факторы для многих могут стать барьером, мешающим реализовать творческие возможности, в музыкальной педагогике важно выявить максимум причин, мешающих в полной мере реализовать творческие задачи, и выработать средства предупреждения их возникновения, регуляции психических состояний и поведения исполнителей на сцене.

Пианист Г.П. Прокофьев подчеркивал: «Формировать исполнителя - это значит формировать умения и личностные качества, необходимые для человека, деятельность которого предполагает неоднократные ответственные выступления на эстраде» [5, с. 445].

В связи с многоплановостью процесса формирования му-зыканта-исполнителя представляется целесообразным рассматривать проблему успешности публичного выступления музыкантов шире, чем эстрадное волнение. На наш взгляд, понятие «надежность музыканта» охватывает более широкий круг проблем подготовки исполнителя к публичному выступлению.

По определению В.Д. Небылицына, надежность человека в целом - это «способность к сохранению требуемых качеств в условиях возможного усложнения обстановки, сохраняемость, устойчивость оптимальных рабочих параметров индивида» [6]. Основным показателем надежности человека в экстремальных условиях является безошибочность деятельности.

Экстремальной ситуацией для музыканта-исполнителя является концертное выступление. Именно в экстремальной ситуации концертного выступления музыканту, согласно определению В.Д. Небылицына, необходимо сохранить требуемые качества, устойчивость оптимальных рабочих параметров. Исполнительская деятельность музыканта должна быть надежной, т.е. безошибочной.

Понятие «надежность музыканта» обстоятельно рассматривается в работах Ю.А. Цагарелли, РФ. Сулейманова, Корля-ковой С.Г.

Ю.А. Цагарелли в своем исследовании приходит к выводу: «Надежность в концертном выступлении - это свойство музы-канта-исполнителя безошибочно, устойчиво и с необходимой точностью исполнять музыкальные произведения в условиях концертного выступления» [7, с. 265].

В структуру надежности музыканта в концертном выступлении Ю.А. Цагарелли включает следующие компоненты: саморегуляцию, помехоустойчивость, стабильность, подготовленность. Каждый из компонентов состоит из нескольких составляющих, а в целом они определяют безошибочность исполнения концертной программы. Важное место в структуре надежности занимает подготовленность музыканта, понимаемая как «синтез специальных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают возможность качественной деятельности» [7, с. 199]. Ю.А. Цагарелли отмечает, что в музыкально-исполнительской деятельности необходимо различать общую профессиональную подготовленность и готовность концертной программы [7, с. 199].

РФ. Сулейманов экспериментально выявил динамику изменения эмоциональных особенностей музыкантов-инструмен-талистов в процессе становления их профессионального мастерства; установил различия в эмоциональных проявлениях у музыкантов-инструменталистов мужчин и женщин [8]. С.Г. Кор-лякова экспериментально доказала, что психомоторная надежность музыканта обеспечивается автоматизированностью и устойчивостью исполнительских навыков, сформированных на всех уровнях построения движения (по Н.А. Бернштейну); зависит от

уровня музыкально-исполнительской подготовки, сценического опыта, общего психомоторного развития музыканта, его общей психомоторной надежности и особенностей нейродинамики [9].

Для повышения концертной надежности нужно моделировать ее главные составляющие в процессе репетиционной ра-

Библиографический список

боты. Задача педагога состоит в том, чтобы формировать стабильность и безотказность исполнительской деятельности ученика, обращая особое внимание на промахи и ошибки во время подготовки концертной программы, а также на индивидуальнопсихологические особенности учащегося.

1. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. - М., 1982.

2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., 1974.

3. Коган, Г.М. У врат мастерства. - М., 2005.

4. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2008.

5. Прокофьев, Г.П. Формирование музыканта-исполнителя. - М., 1956.

6. Небылицын, В.Д. К изучению надежности работы человека-оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. -1961. - № 6.

7. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. - Л., 1989.

8. Сулейманов, РФ. Психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2005.

9. Корлякова, С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2009.

Bibliography

1. Neyjgauz, G.G. Ob iskusstve fortepiannoyj igrih: zapiski pedagoga. - M., 1982.

2. Barenboyjm, L.A. Muzihkaljnaya pedagogika i ispolniteljstvo. - L., 1974.

3. Kogan, G.M. U vrat masterstva. - M., 2005.

4. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2008.

5. Prokofjev, G.P. Formirovanie muzihkanta-ispolnitelya. - M., 1956.

6. Nebihlicihn, V.D. K izucheniyu nadezhnosti rabotih cheloveka-operatora v avtomatizirovannihkh sistemakh II Voprosih psikhologii. - 1961. -№ 6.

7. Cagarelli, Yu.A. Psikhologiya muzihkaljno-ispolniteljskoyj deyateljnosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - L., 1989.

8. Suleyjmanov, R.F. Psikhologiya professionaljnogo masterstva muzihkanta-instrumentalista: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - SPb., 2005.

9. Korlyakova, S.G. Genezis i formirovanie psikhomotornihkh sposobnosteyj muzihkantov: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 10.09.13

УДК 378.016:811

Vorobyeva M.V. TEXT TYPOLOGY FOR THE FORMATION OF CREATIVE SKILLS OF FOREIGN COMMUNICATION. The article is devoted to methodological typology of texts in order to form the creative skills of foreign communication based on the translation. In this regard, the author examines the concept of «text-type», «typology of texts». The author identifies and describes the criteria required for the choice of texts according to the study.

Key words: type of text, the choice criteria, the classifications of texts of translation, methodological text typology, authenticity, aspect of communication.

М.В. Воробьева, ассистент Горно-Алтайского гос. университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: marand75@mail.ru

ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ

Статья посвящена методической типологии текстов в целях формирования творческих речевых умений иноязычного общения на основе перевода. В связи с этим, автор рассматривает понятия «тип текста», «типология текстов». В статье автор выделяет и описывает критерии, необходимые для отбора текстов в соответствии с целью исследования.

Ключевые слова: тип текста, критерии отбора, классификации текстов перевода, методическая типология текстов, аутентичность, сторона общения.

В методике преподавания иностранных языков отсутствует комплексная характеристика и описание возможностей обучения иноязычному общению на основе специально созданной типологии текстов, предназначенных для перевода в учебных целях. Таким образом, возникает потребность в создании методической типологии и характеристике определенных типов текстов, перевод которых мог бы способствовать формированию творческих речевых умений иноязычного общения.

Для разработки методической типологии текстов в целях формирования творческих речевых умений иноязычного общения на основе перевода, необходимо рассмотреть понятия «тип текста», «методическая типология текстов», а также различные критерии классификации текстов и текстов, предназначенных для перевода .

В современной лингвистике для характеристики устойчивых текстовых форм и конкретной реализации данной формы в речи применяют термины «тип текста» (Textsorte) и «экземпляр текста» (Textexemplar). Под типом текста понимается форма текста, в которой реализуется коммуникативное

намерение говорящего и которая строится по определенным правилам и нормам.

Таким образом, каждый конкретный текст (Textexemplar) наряду с грамматическими, лексическими, фонетическими и иными особенностями своей структуры обладает также специфическими для данного типа речевых произведений текстовыми признаками (Textsorte) [1, c. 189-190].

В самом общем плане под различными типами текстов понимаются классы текстов, характеризующихся определенным набором лингвистических и экстралингвистических признаков [1; 2; 3].

Под типом текста понимается модель, образец, схема построения и восприятия аналогичных текстов (Textbildungsmuster, Textschemata, Textentfaltungsmuster) или «структурный прототип» (struktureller Prototyp, Krause 1986), по образцу которого могут создаваться другие тексты с различным содержательным наполнением. В качестве нормативного образца тип текста характеризуется набором обязательных текстообразующих признаков и предполагает их регулярную повторяемость при текстоп-роизводстве - в этом смысле тип текста тождественен понятию инвариантной модели [4, c. 58].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.