Научная статья на тему 'Диагностика надёжности студентов-музыкантов в концертном выступлении'

Диагностика надёжности студентов-музыкантов в концертном выступлении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
561
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЁЖНОСТЬ В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ / RELIABILITY IN A CONCERT PERFORMANCE / СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ / MUSIC STUDENTS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EXPERIMENT / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL PROPERTIES / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / EMOTIONAL SENSITIVITY / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / МЫШЛЕНИЕ / THINKING / ПСИХОМОТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / PSYCHOMOTOR PROCESSES / ПСИХОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOMOTOR ACTIVITY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. / MUSICAL ABILITIES.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корлякова С.Г., Ванскова Е.Л.

В статье представлены результаты экспериментального исследования надёжности музыкантов в концертном выступлении на примере музыкально-исполнительской деятельности студентов фортепианного отделения колледжа искусств. Статистический анализ результатов диагностики выявил наиболее значимые характеристики, влияющие на надёжность музыканта в концертном выступлении: стрессоустойчивость, музыкальные и психомоторные способности, мышление, внимание и рефлексию и три значимых фактора: психомоторный, когнитивно-рефлексивный, психоэмоциональный.Abstract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of experimental research of reliability of musicians in a concert performance at the example of the musical activity of the students of the piano Department of the College of arts. Statistical analysis revealed the most important features affecting the reliability of the musician in a concert performance: stress, music and psychomotor abilities, thinking, attention and reflection, and three significant factors: psychomotor, cognitive-reflective, emotional.

Текст научной работы на тему «Диагностика надёжности студентов-музыкантов в концертном выступлении»

ДИАГНОСТИКА НАДЁЖНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

С. Г. Корлякова, Е. Л. Ванскова,

Северо-Кавказский федеральный университет

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования надёжности музыкантов в концертном выступлении на примере музыкально-исполнительской деятельности студентов фортепианного отделения колледжа искусств. Статистический анализ результатов диагностики выявил наиболее значимые характеристики, влияющие на надёжность музыканта в концертном выступлении: стрессоустойчивость, музыкальные и пихомоторные способности, мышление, внимание и рефлексию и три значимых фактора: психомоторный, когнитивно-рефлексивный, психоэмоциональный.

Ключевые слова: надёжность в концертном выступлении, студенты-музыканты, психолого-педагогический эксперимент, психофизиологические свойства, стрессоустойчивость, эмоциональная чувствительность, внимание, мышление, психомоторные процессы, психомоторная деятельность, рефлексия, музыкальные способности.

Abstract. The article presents the results of experimental research of reliability of musicians in a concert performance at the example of the musical activity of the students of the piano Department of the College of arts. Statistical analysis revealed the most important features affecting the reliability of the musician in a concert performance: stress, music and psychomotor abilities, thinking, attention and reflection, and three significant factors: psychomotor, cognitive-reflective, emotional.

Keywords: reliability in a concert performance, music students, psychological-pedagogical experiment, psycho-physiological properties, stress, emotional sensitivity, attention, thinking, psychomotor processes, psychomotor activity, reflection, musical abilities.

57

В условиях публичного выступления перед музыкантом зачастую возникают трудности психологического порядка. В связи с этим в педагогике музыкального образования, психологии и исполнительстве исследуется проблема «эстрадного волнения». В работах Л. А. Баренбойма, Г М. Когана, Л. Л. Бочкарёва и других авторов представлен богатый эмпирический мате-

риал и даются полезные практические советы по преодолению волнения. Однако, на наш взгляд, проблема надёжности гораздо полнее и глубже проблемы эстрадного волнения. Определение надёжности музыканта в концертном выступлении, данное Ю. А. Цагарелли в рамках системного подхода, представляется нам наиболее полным и правомерным: «Надёжность в концерт-Музыкальное искусство и образование

58

ном выступлении - это свойство музыканта-исполнителя безошибочно, устойчиво и с необходимой точностью исполнять музыкальные произведения в условиях концертного выступления» [1, с. 265].

Комплексно исследовать надёжность в концертном выступлении нам представилась возможность на базе Ставропольского краевого колледжа искусств. Испытуемыми стали студенты фортепианного отделения указанного среднего профессионального учебного заведения.

В ходе психолого-педагогического эксперимента была проведена диагностика следующих параметров, включённых нами в целостную структуру надёжности:

• Надёжность в концертном выступлении:

1) саморегуляция (самоконтроль, самокоррекция и самонастройка);

2) помехоустойчивость;

3) стабильность;

4) подготовленность.

• Психофизиологические свойства:

1) сила-слабость нервной системы;

2) лабильность нервной системы:

3) подвижность-инертность нервной системы:

4) баланс нервных процессов.

• Стрессоустойчивость:

1) выраженность реакции на стрессорный фактор;

2) длительность реакции на стрес-сорный фактор;

3) устойчивость реакции на стрес-сорный фактор;

4) частота реагирования на стрес-сорный фактор.

• Эмоциональная чувствительность:

1) фоновая чувствительность;

2) дифференцированная чувствительность.

• Внимание:

1) скорость переключения внимания;

2) безошибочность переключения внимания;

3) избирательность переключения внимания.

• Мышление:

1) устойчивость мышления;

2) саморегуляция мышления.

• Психомоторные процессы:

1) двигательные ощущения пространства;

2) чувство времени;

3) чувство усилия;

4) координация движений;

5) двигательная память.

• Психомоторная деятельность в экстремальной ситуации:

1) психомоторная стабильность в фоновой ситуации;

2) психомоторная стабильность в экстремальной ситуации;

3) устойчивость психомоторной деятельности в экстремальной ситуации.

• Рефлексия:

1) рефлексия поведения;

2) рефлексия мышления;

3) рефлексия деятельности.

• Отношение к конкретной музыкальной деятельности:

1) отношение к исполнительской деятельности;

2) отношение к педагогической деятельности.

• Музыкальные способности:

1) музыкальный слух;

2) музыкально-ритмическая способ ность;

3) музыкальная память;

4) музыкальное мышление;

5) музыкальное воображение;

6) эмоциональная отзывчивость на музыку.

При исследовании результатов диагностики заявленных параметров использовались факторный, многофакторный, корреляционный анализ, ранжирование массивов данных по значимости, анализ нелинейного распределения данных и другие методы математической статистики. В исследовании применена обобщённая шкала измерений от 1 до 100 баллов и определён следующий критерий оценки значимости: 1-37 баллов - низкий уровень, 38-66 - средний и 67-100 -высокий.

Диагностика психофизиологических свойств испытуемых выявила степень выраженности слабости нервной системы в группах (32,7 балла в экспериментальной группе и 30,4 балла в контрольной) в совокупности с высокой лабильностью (73,2 и 74,0 балла соответственно) и низкой её устойчивостью (34,5 и 35,3 балла соответственно).

Результаты исследования баланса нервных процессов, подвижности-инертности нервной системы свидетельствуют об их гибкости. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения в обеих группах испытуемых (59,9 балла в экспериментальной группе и 60,8 балла в контрольной). Стоит отметить, что подобное сочетание показателей характерно для начинающих исполнителей (респонденты - студенты 1-2-го курса фортепианного отделения) [1].

Сочетание высокой лабильности нервной системы (73,2 балла в экспериментальной группе и 74,0 балла в контрольной группе) и низкой её устойчивости (34,5 балла и 35,3 балла соответственно) - показатель высокого порога эмоциональной активности испытуемых, глубины переживае-

мых эмоций. Однако это также может свидетельствовать о низкой стрессо-устойчивости, изменчивости общего эмоционального состояния, склонности к резким всплескам и спадам в музыкальной деятельности испытуемых. Как правило, такое соотношение нервных процессов приводит к спаду активности на момент завершения деятельностного акта, к проявлениям неупорядоченности и несобранности в повседневной и профессиональной деятельности, к сложностям с самоконтролем.

Результаты исследования стрессо-устойчивости говорят о низком уровне её развития в контрольной и экспериментальной группе респондентов. Несмотря на среднюю выраженность (54,8 балла в экспериментальной группе и 52,3 балла в контрольной) и низкую длительность реакций на стрес-сорные факторы (30,2 и 31,6 балла соответственно), устойчивость и частота реагирования крайне высоки. Подобные результаты довольно нетипичны и свидетельствуют о том, что ожидание стрессовой ситуации не менее сильный по значимости стрессор-ный фактор для испытуемых, чем сама стрессовая ситуация.

Исследование эмоциональной чувствительности продемонстрировало высокий уровень фоновой чувствительности (69,4 балла в экспериментальной группе и 70,5 балла в контрольной) и средний уровень дифференцированной чувствительности в обеих группах испытуемых (62,8 и 62,2 балла соответственно). Полученные результаты позволяют сделать предварительный вывод о том, что эмоциональная чувствительность респондентов наиболее остра в предсказуемой и знакомой ситуации, а нети-

59

60

пичные условия могут препятствовать проявлению этого качества.

Результаты диагностики внимания и мышления в обеих группах испытуемых говорят преимущественно о высоком уровне развития данных параметров. Следует отметить, что единственным параметром, находящимся в диапазоне средних значений, оказалась саморегуляция мышления (63,9 балла в экспериментальной группе и 65,5 балла в контрольной). Подобное явление можно объяснить тем, что саморегуляция - динамическая характеристика, а её развитие возможно лишь целенаправленным путём. Высокие показатели особенностей внимания легко объясняются подготовленностью респондентов к исполнительской деятельности, так как внимание - одно из ключевых качеств, необходимых для любого рода музыкальной деятельности.

Результаты диагностики психомоторных процессов и психомоторной деятельности в экстремальной ситуации в обеих группах испытуемых выявили высокий уровень развития психомоторных процессов и преимущественно средний уровень психомоторной деятельности в экстремальной ситуации.

Следует отметить чрезвычайно высокие показатели чувства времени и чувства усилия, что говорит о хорошей профессиональной (музыкальной) подготовленности участников эксперимента. Остальные параметры находятся примерно в одинаковом диапазоне значений.

Анализ результатов диагностики психомоторной деятельности в экстремальной ситуации выявил значительную разницу между психомоторной стабильностью в фоновой ситуа-

ции (72,4 балла в экспериментальной группе и 72,1 балла в контрольной) и в экстремальной (36,2 и 35,9 балла соответственно). Подобное различие можно объяснить низкой толерантностью студентов к стрессорным факторам и незначительным опытом деятельности в стрессовых ситуациях.

Результаты диагностики рефлексии свидетельствуют о среднем уровне развития рефлексии поведения и мышления и о низком уровне развития рефлексии деятельности (32,3 балла в экспериментальной группе и 30,6 балла в контрольной). Рефлексия - это качество, которое во многом определяет успешность обучения и профессионального становления в любом виде деятельности, поэтому очень важно сосредоточить как можно больше усилий на формировании рефлексии в процессе специально организованного формирующего этапа эксперимента.

Диагностика отношения к конкретной музыкальной деятельности испытуемых контрольной и экспериментальной групп показала: у респондентов педагогическая деятельность вызывает положительное отношение (66,3 балла в экспериментальной группе и 64,9 балла в контрольной), а отношение к исполнительской деятельности как к профессии имеет низкие показатели (39,8 балла и 39,2 балла соответственно). Данную позицию можно объяснить низкой самооценкой исполнительских способностей, что характерно для студентов 1-2-го курса среднего профессионального учебного заведения [1; 2], а также недостаточным опытом исполнительской деятельности.

Анализ результатов диагностики музыкальных способностей испытуемых

контрольной и экспериментальной групп выявил высокий уровень их сформированности.

Результаты диагностики надёжности испытуемых в концертном выступлении свидетельствуют преимущественно о среднем или погранично высоком уровне её сформированности. Диапазон значений внутриструктур-ных компонентов неравномерен, что указывает на недостаточно высокую динамику развития надёжности в концертном выступлении, а также на отсутствие симпатического эффекта между внутриструктурными компонентами данного параметра. К наиболее развитым относятся параметры «самокоррекция», «временной контроль» и «подготовленность», что обусловлено чёткой взаимосвязью данных характеристик с высокоразвитыми психомоторными способностями респондентов.

Самый низкий показатель из всех диагностируемых характеристик надёжности в концертном выступлении у параметра «самонастройка» (54,3 балла в экспериментальной группе и 56,9 балла в контрольной). Он наиболее подвержен влиянию негативных факторов, поскольку тесно связан с эмоциональным состоянием исполнителя. Средний уровень сформиро-ванности таких параметров, как самоконтроль, помехоустойчивость и стабильность, может свидетельствовать о том, что для достижения более высоких результатов в концертных выступлениях необходимо изменить условия их развития.

Многофакторный анализ компонентов надёжности в концертном выступлении выявил их неравноценность в целостной структуре надёжности. Довольно высокой взаимной ко-

герентностью обладают такие компоненты, как самоконтроль, самокоррекция и самонастройка. Данное обстоятельство позволяет предположить, что при целенаправленном формировании этих параметров они могут стать единым фактором.

На основании результатов интеркорреляционного анализа можно сделать вывод о том, что внутриструктур-ные взаимосвязи компонентов надёжности в концертном выступлении глубоки, но неравномерны. Следует отметить тесную взаимосвязь между помехоустойчивостью и самонастройкой, а также между стабильностью и подготовленностью ^ > 0,8, p < 0,05). Существует некоторая изоляция компонента «помехоустойчивость» от указанных параметров. Учитывая его сильную взаимосвязь с самонастройкой и слабую с саморегуляцией в целом, можно прийти к заключению, что этот параметр при должном уровне сформированности может играть в концертной надёжности более значимую роль, нежели стабильность и подготовленность.

Постоянная и глубокая взаимосвязь между компонентами «самоконтроль», «самокоррекция» и «самонастройка» с учётом результатов факторного анализа позволяет предположить наличие потенциально возможного становления данных параметров в качестве единого фактора. Сильная связь данных параметров с помехоустойчивостью свидетельствует о возможности их взаиморазвития в ходе формирующего этапа эксперимента.

Интеркорреляционный анализ в совокупности с ранее озвученными результатами факторного анализа позволил определить две группы факторов в структуре надёжности в концерт-

61

62

ном выступлении. Они представлены ниже в порядке убывания иерархии: подготовленность - стабильность - самокоррекция; помехоустойчивость -самоконтроль - самонастройка.

Эти группы не являются устойчивыми, но при этом наглядно демонстрируют особенности внутриструк-турных взаимосвязей компонентов надёжности. На основании такого распределения можно сделать вывод, что надёжность зависит в первую очередь от производных психомоторных и музыкальных способностей, в то время как производные эмоционально-волевой сферы, в силу своей недостаточной сформированности, играют менее заметную роль.

Анализ взаимосвязей компонентов внимания с помехоустойчивостью, стабильностью и подготовленностью позволил выявить следующую тенденцию: подготовленность обусловливает сформированность компонентов внимания, особенно скорость переключения и безошибочность. В свою очередь, скорость переключения и безошибочность внимания оказывают существенное влияние на помехоустойчивость и стабильность выступления. Основанием для подобного заключения служит обширность и высокая степень взаимосвязи между указанными параметрами (1 > 0,6; р < 0,05). Следует также отметить особую роль безошибочности переключения внимания, поскольку этот параметр является своеобразным центром в пространстве данных взаимосвязей. Безошибочность внимания - одно из важнейших качеств исполнителя [3].

Тесная связь самоконтроля со скоростью переключения внимания (1 > 0,8; р < 0,05) и мышлением (1 > 0,6; р < 0,05) обусловливает серь-

ёзное влияние на данный параметр особенностей когнитивной и перцептивной сфер.

Самокоррекция плотно коррелирует с избирательностью внимания (1 > 0,7; р < 0,05), что можно объяснить нацеленностью исполнителя на корректировку алгоритма действий.

Самонастройка - ключевой параметр в иерархии представленных взаимосвязей. Она имеет тесную взаимосвязь с компонентами внимания и саморегуляцией мышления (1 > 0,8; р < 0,05). Полученные результаты позволяют заявить о высокой степени влияния данной характеристики на ход перцептивного и когнитивного аспектов внимания. Связь самонастройки с саморегуляцией мышления указывает на зависимость параметра от рефлексивных умений музыканта-исполнителя.

Исходя из результатов корреляционного анализа взаимосвязей надёжности в концертном выступлении с психомоторными процессами и психомоторной деятельностью в экстремальной ситуации, можно сделать вывод, что психомоторные процессы носят определяющий характер для всех компонентов надёжности в целом. Это обусловлено обширностью выявленных взаимосвязей и масштабностью связи психомоторных процессов с подготовленностью к концертному выступлению, которая, как ранее было установлено, является фундаментом надёжности в концертном выступлении.

Тесная взаимосвязь компонента надёжности «самонастройка» и компонента психомоторики «координация движений» (1 > 0,88; р < 0,05) указывает на сильное влияние состояния эмоционально-волевой сферы

на моторику испытуемых. Негативные эмоциональные проявления могут спровоцировать моторные прерывания, что крайне нежелательно для исполнителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характер взаимосвязей надёжности в концертном выступлении и психомоторной деятельности демонстрирует влияние компонентов надёжности на ход психомоторной деятельности дифференцированно. Такие параметры, как подготовленность и самоконтроль, оказывают влияние на ход психомоторной деятельности, являясь своеобразным гарантом её успешности.

Самонастройка и помехоустойчивость проявляют себя в экстремальной ситуации музыкально-исполнительской деятельности, в то время как самокоррекция характерна для фоновой ситуации. Устойчивость психомоторной деятельности определяется, в первую очередь, самонастройкой музыканта-исполнителя к концертному выступлению и опосредованно - стабильностью результатов в выступлениях, что указывает на ключевую роль параметра самонастройки в успешности психомоторной деятельности в экстремальной ситуации.

Полученные в ходе корреляционного анализа результаты позволяют сделать вывод о том, что ведущими характеристиками в пространстве взаимосвязей являются компоненты надёжности «подготовленность» и «самонастройка». Именно эти параметры имеют наиболее обширные связи с остальными.

Взаимовлияние компонентов надёжности и музыкальных способностей также разнопланово: самокоррекция тесно связана с музыкальной

памятью (1 > 0,85; р < 0,05), отвечающей за исключение в музыкальной деятельности такого явления, как отказы памяти. Самонастройка выступает в качестве ключевого компонента саморегуляции в текущей ситуации, оказывая особо сильное воздействие на психоэмоциональный аспект музыкальных способностей (1 > 0,8; р < 0,05). Специфика взаимосвязей самонастройки и музыкальных способностей указывает на то, что данный параметр фактически автономно отвечает за регуляцию эмоционального состояния и связанных с ним аспектов в процессе музыкальной деятельности.

Успешность музыкальной деятельности зависит от гармоничного включения в процесс исполнения концертной программы самоконтроля и самокоррекции при ведущей роли самонастройки, что может максимально оптимизировать деятельность и добиться её высокой стабиль ности.

Характер взаимосвязи помехоустойчивости и музыкального мышления (1 > 0,8; р < 0,05) говорит о том, что помехоустойчивость, наряду с самонастройкой, выступает своеобразным фильтром для исключения излишней информации. Наличие взаимосвязи данного компонента с эмоциональной отзывчивостью на музыку (1 > 0,55; р < 0,05) даёт основания предположить, что помехоустойчивость выступает в подобном качестве и в случае с эмоциональными проявлениями.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что рефлексия и надёжность в концертном выступлении глубоко взаимосвязаны. Выявлено необычайно сильное влия-

63

64

ние компонентов рефлексии на стабильность. Подобная связь обусловлена тем, что рефлексия, позволяя уменьшить количество погрешностей в ходе репетиционной и исполнительской деятельности, значительно повышает скорость и качество обучения, опосредованно влияя на подготовленность, а также помогает минимизировать энергозатраты во время любого вида сложной деятельности.

Характер взаимосвязей компонентов рефлексии и саморегуляции однозначно говорит об их сильнейшем взаимовлиянии друг на друга. Поскольку данные характеристики имеют родственную природу, они когерентны и при условии их достаточной сформированности могут значительно повысить успешность деятельности, особенно в ситуациях, подверженных сильному воздействию стрес-сорных факторов. Исходя из специфики взаимосвязей компонентов рефлексии и саморегуляции, можно заключить, что для музыкальной деятельности наиболее важны такие компоненты рефлексии, как рефлексия деятельности и мышления.

Стрессоустойчивость и рефлексия - качества, которые при более высоком уровне сформированности способны оказать существенное положительное воздействие на развитие надёжности, гармонизируя взаимосвязи между компонентами данного параметра. Необходимо также отметить, что взаимосвязь надёжности в концертном выступлении и психомоторной деятельности взаимообусловлена и зависит преимущественно от саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности и специфики эмоционально-волевой сферы респондентов.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

• на диагностическом этапе исследования выявлены три фактора, оказывающие серьёзное влияние на надёжность музыканта в концертном выступлении: психомоторный (психомоторные процессы и музыкальные способности - 34 % дисперсии), когнитивно-рефлексивный (рефлексия, мышление, внимание - 22 % дисперсии) и психоэмоциональный (стрессоустойчивость и эмоциональная чувствительность - 29 % дисперсии);

• корреляционный анализ компонентов надёжности и других заявленных параметров позволил определить наиболее значимые характеристики, влияющие на надёжность музыканта в концертном выступлении: стрессо-устойчивость, музыкальные и психомоторные способности, мышление, внимание и рефлексию;

• с помощью интеркорреляционного анализа надёжности выявлены её особенности и ключевые компоненты - стабильность выступления и подготовленность к концертному выступлению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук. - Т. 1 : 19.00.03 / Ю. А. Цагарелли. - Л., 1989. - 425 с.

2. Корлякова, С. Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 - М., 2009. - 431 с.

3. Беляева-Экземплярская, С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке [Текст] / С. Н. Беляева-Экземплярская // Проблемы музыкального мышления. -М. : Музыка, 1974. - С. 303-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.