Научная статья на тему 'Экспорт образовательных услуг российской Федерации'

Экспорт образовательных услуг российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1727
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / БАРЬЕРЫ ЭКСПОРТА УСЛУГ / BARRIERS TO EXPORT OF SERVICES / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменков Михаил Юрьевич, Левашенко Антонина Давидовна

В современном мире всё более актуальным становится вопрос экспорта образовательных услуг. Развитые страны принимают правовые акты, нацеленные на продвижение образовательных услуг на внешние рынки. В России такой документ был принят в 2017 г. И сейчас перед Правительством РФ стоит задача все большего привлечения иностранных студентов в российские образовательные организации и экспорт образовательных услуг зарубеж. Однако существуют барьеры. Авторы проанализировали лучшие практики стран-членов ОЭСР в области экспорта образовательных услуг и предлагают решения для преодоления существующих барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьменков Михаил Юрьевич, Левашенко Антонина Давидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспорт образовательных услуг российской Федерации»

Экспорт образовательных услуг Российской Федерации

УДК 339.564 : 37 ББК 65.428+74 К-893

Михаил Юрьевич КУЗЬМЕНКОВ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А) - лаборант-исследователь,

E-mail: kuzmenkov.m.u@yandex.ru Антонина Давидовна ЛЕВАШЕНКО, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), Центр Россия-ОЭСР - директор, E-mail: antonina.lev@gmail.com

Аннотация

В современном мире всё более актуальным становится вопрос экспорта образовательных услуг. Развитые страны принимают правовые акты, нацеленные на продвижение образовательных услуг на внешние рынки. В России такой документ был принят в 2017 г. И сейчас перед Правительством РФ стоит задача все большего привлечения иностранных студентов в российские образовательные организации и экспорт образовательных услуг за рубеж. Однако существуют барьеры. Авторы проанализировали лучшие практики стран-членов ОЭСР в области экспорта образовательных услуг и предлагают решения для преодоления существующих барьеров.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, барьеры экспорта услуг, образование, иностранные студенты.

Mikhail Yur'evich KUZMENKOV,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A) - laboratory research assistant,

E-mail: kuzmenkov.m.u@yandex.ru, Antonina Davidovna LEVASHENKO, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Center of Russia-OECD - the Head, E-mail: antonina.lev@gmail.com

In the modern world, the issue of exports of education services is becoming increasingly important. Developed countries adopt legal acts aimed at promoting education services to foreign markets. In Russia, such a document was adopted only in 2017 and now the Russian Government faces the task of attracting foreign students to Russian educational organizations. However, there are barriers to the development of exports of Russian education services. The authors analyze the best practices of OECD countries in the field of education services exports and propose solutions to overcome the existing barriers to the exports of Russian education.

Keywords: export of educational services, barriers to export of services, education, foreign students.

4 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник I I

Education services exports of Russia

Abstract

Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития РФ по заданию Министерства экономического развития РФ в настоящее время разрабатывается проект стратегии развития экспорта услуг до 2025 г. Одним из ключевых направлений проекта стратегии является экспорт образовательных услуг из России. Положения данной статьи, освещающие системные проблемы экспорта образовательных услуг, лягут в основу разрабатываемого проекта стратегии экспорта образовательных услуг.

С ростом мобильности студентов стал очевиден тот факт, что образование - это отрасль, которая не только требует постоянных денежных трат, но и отрасль, которая тоже способна приносить прибыль и работать на экспорт. Так, в 2016 г. иностранные студенты, обучающиеся в США, принесли более 39,4 млрд долл. США в экономику США за счет платы за обучение и проживание [1].

Прежде всего стоит определиться с понятием - что включает в себя экспорт образования?

Согласно ОЭСР [2] экспорт образовательных услуг включает предоставление образовательных услуг иностранным обучающимся очно или с помощью современных коммуникационных технологий (онлайн обучение). В Великобритании экспорт образовательных услуг - это образовательная деятельность, приносящая доход от иностранных источников, которая включает: образовательные процессы на территории и за пределами Великобритании; доходы от научных грантов, контрактов и сотрудничества; взносы от выпускников, находящихся за рубежом; благотворительные пожертвования из-за рубежа; доход от зарубежных самостоятельных образовательных организаций и лицензирование интеллектуальной собственности за рубежом. В РФ отсутствует легальное закрепление понятие экспорта образовательных услуг, но, по смыслу приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [3], экспорт образовательных услуг - это обучение иностранных студентов на территории РФ, онлайн-обучение по российским образовательным программам, предоставление образовательных услуг российскими образовательными учреждениями в других странах (через представительства и филиалы). Цели и задачи названного приоритетного проекта вполне соответствует международным подходам к определению понятия экспорта образовательных услуг, при этом само понятие не закреплено в документе.

Многие страны ведут специальную статистику экспорта образовательных услуг. Например, Евростат предоставляет статистику мобильности студентов в ЕС. Среди индикаторов: количество и доля студентов из-за рубежа, сфера их обучения, количество и доля выпускников, страна происхождения иностранного студента. I-TIP Services (совместная инициатива ВТО и Всемирного банка) содержит статистику экспорта образования различных стран, среди индикаторов: объём экспортируемых услуг в различные страны в долларах США (количество денежных поступлений от экспортируемых услуг), средний рост объёма экспорта,

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2018

количество филиалов образовательных учреждений за рубежом или образовательных организаций, контролируемых резидентами, количество и доля обучающихся иностранных студентов. ОЭСР ведёт статистику мобильности иностранных студентов. Среди индикаторов: доля международной мобильности студентов по странам происхождения и уровню образования, количество зачисленных иностранных студентов по странам, количество иностранных студентов по сферам образования, количество иностранных студентов по полу. В России Центр социологических исследований Минобрнауки выпустил сборник статистических исследований экспорта образовательных услуг РФ [4]. Данная статистика содержит индикаторы: стоимость обучения для иностранцев, динамику численности иностранных студентов, распределение иностранных граждан по программам обучения, российские ВУЗы-лидеры по количеству иностранных студентов, доходы от обучающихся иностранцев, государственные стипендии для иностранных студентов, доля студентов среднего профессионального образования, показатели экспорта образования по странам мира. Таким образом, статистический подсчёт экспорта образования в РФ соответствует международному опыту, потому что статистика Минобрнауки охватывает большой перечень индикаторов экспорта образования, отражающих динамику экспорта образования.

Согласно данным ВТО и Всемирного банка (I-TIP Services) в 2015 г. объём экспорта образовательных услуг был равен: Канада - 112.84 млн долларов США, США- 35760 млн. долларов США, Австралия - 14124.51 долларов США. По данным Центра социологических исследований Минобрнауки, совокупные доходы от оказания российских образовательных услуг иностранным гражданам на территории РФ и за её пределами за 2015 г. - 1462.6 млн долларов США. По данным статистики ОЭСР, количество обучающихся иностранных студентов в 2012 г. составило: США - 740475 человек, Великобритания - 427686 человек, Япония - 136215 человек, Австралия - 249588. В РФ, по данным Центра социологических исследований Минобрнауки, в 2015 г. количество иностранных студентов составило 372073 человека. Таким образом, Россия сегодня не занимает лидирующее положение в мире по количеству обучающихся иностранных студентов и совокупному доходу от экспорта образовательных услуг. Тем не менее, существующий потенциал РФ в сфере экспорта образовательных услуг, при правильном его использовании, сможет обеспечить стране высокие показатели в данной сфере. Для развития экспорта образовательных услуг многие развитые страны принимают правовые акты стратегического характера, которые определяют цели, задачи, ожидаемые результаты и механизмы развития экспорта образовательных услуг. Например, ещё в 2009 г. в Японии была принята стратегия развития экспорта образования, цель которой -увеличить экспорт образовательных услуг в 2 раза. В РФ такие нормы закреплены в приоритетном проекте «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (ПП). IIII утверждён в 2017 г. и будет действовать до 2025 г. За это

4 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

время планируется увеличить количество иностранных студентов в российских ВУЗах более чем в 3 раза (с 220 тыс. в 2017 г. до 710 тыс. в 2025 г.), объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования, планируется увеличить с 70 000 млн руб. до 373 147 млн руб. Количество иностранных слушателей онлайн-курсов планируется увеличить с 1 млн человек до 3,5 млн человек. Однако, очевидно, что увеличение количества иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения на 500 тыс. человек за 8 лет (в 3 раза), а также увеличение иностранных слушателей онлайн-курсов на 2,5 млн человек (в 3,5 раза) представляются слишком амбициозными, нереальными, и поэтому носят декларативный характер. Для сравнения, в Японии стоит задача увеличения количества иностранных студентов в 2 раза более чем за 10 лет. Кроме того, очевиден недостаток бюджетного финансирования приоритетного проекта. Так, приоритетный проект предусматривает планомерное уменьшение финансирования проекта из федерального бюджета, начиная с 2022 г. Если в 2021 г. объём финансирования из федерального бюджета составляет 894,6 млн руб., то в 2025 г. только 28,2 млн руб. В 32 раза меньше за 4 года.

По-прежнему существуют барьеры, препятствующие экспорту российского образования, не охваченные в полной мере в приоритетном проекте, которые носят в основном характер регуляторных изъянов. Одним из важнейших стимулов привлечения иностранных студентов является их надлежащее финансирование. По сравнению с международными аналогами финансовой поддержки Россия не отличается многообразием возможной финансовой помощи иностранным студентам. Согласно данным портала Минобрнауки Study in Russia, Правительство России выделяет гарантированное количество бюджетных мест с предоставлением стипендий для обучения иностранцев в высших учебных заведениях страны (в 2017 г. было выделено 15 000 мест). Госстипендия включает ежемесячную выплату (в течение всего срока обучения, независимо от успехов кандидата). В 2017 г. она составляет около 1500 рублей. В России также существуют двухсторонние стипендиальные программы. Например, утверждённая соглашением министерств образования РФ и Норвегии норвежско-российская стипендия. Однако такая стипендия выделяет небольшое количество квот (15 человек). Также существуют различные стипендиальные фонды. Например, Стипендиальная программа Благотворительного фонда В. Потанина, которая даёт возможность выиграть стипендию в размере до 20 000 руб. в месяц, Фонд Егора Гайдара проводит конкурс на стипендиальное обеспечение в 1500 руб. в месяц. Но данные стипендии распространяются на всех студентов российских ВУЗов, т.е. не направлены исключительно на иностранных студентов. Таким образом, отсутствует разнообразие крупных стипендиальных и грантовых программ для иностранцев, которые покрывали бы все или большую часть расходов студента. В последние годы Великобритания успешно согласовала ряд крупномасштабных стипендиальных программ, например, программу «Наука

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2018

без границ», которая предусматривает выплату стипендий для 10 000 бразильских студентов в течение 4 лет. Во Франции стипендиальная программа «Сердечное Соглашение» является двухсторонней схемой вознаграждения, которая финансирует британских аспирантов, которые хотят учиться во Франции, и французских студентов, которые хотят учиться в Великобритании. Схема финансирования предусматривает денежное обеспечение примерно 20 французских и британских студентов каждый год. Очевидна необходимость надлежащего финансирования иностранных студентов, поскольку существующие схемы финансирования студентов, в том числе из федерального бюджета, из специальных фондов, не рассчитаны специально на иностранных студентов, то есть развитие экспорта образования РФ - не основная цель таких стипендий.

Другой важный барьер - недостаточная информационная поддержка иностранных студентов. При подаче документов в российские образовательные учреждения иностранный студент может столкнуться с проблемой поиска необходимой информации о программах обучения, доступных мерах финансовой поддержки, условиях проживания и т.д. В связи с этим стоит отметить информационный портал Минобрнауки «Study in Russia». Данный ресурс содержит общую информацию по поводу порядка поступления в российские ВУЗы, подробную информацию о некоторых ВУЗах и другие сведения для иностранных студентов. Однако по сравнению с иностранными аналогами, данный ресурс не даёт многосторонней информации по некоторым вопросам. Например, российский ресурс не содержит данных о вакансиях для иностранных студентов, о среднем чеке в студенческих столовых, о стоимости возможных средств связи (средняя стоимость интернета, услуг мобильных операторов). Хотя такая информация содержится на аналогичных интернет-ресурсах Франции и Чехии. Campus France (Французское государственное агентство по продвижению французского высшего образования за рубежом) содержит подробную информацию о вариантах проживания иностранных студентов, предоставляет ссылки на сторонние порталы, содержащие информацию о вариантах совместного найма жилья, программы проживания в семье, проживание в семье в качестве няни и др. В настоящее время открыто более 50 локальных сайтов Campus France, переведённых на 27 языков мира. Другой пример - государственный портал, предоставляющий информацию о порядке получения разрешения на работу и освещающего другие правовые вопросы, связанные с устройством на работу, а также содержащий информацию о вакансиях в различных трудовых сферах для иностранцев. Например, такой портал был создан Министерством труда и социальных дел Чешской республики. Портал содержит правовую информацию по поводу устройства на работу иностранцев, а также интегрированную базу данных вакансий для иностранцев.

В России существует проблема признания отечественных дипломов за рубежом. Для того чтобы получить признание диплома, студенту, как правило, необхо-

4 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

димо пройти 2 процедуры: нострификацию и легализацию. Нострификация - процедура признания образовательных документов иностранных государств, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории данного государства. Легализацией называется совершение ряда определенных формальных процедур для придания документу юридической силы на территории другого государства с целью возможности его представления в официальные органы другого государства. Нострификация и легализация - разные процедуры. Легализация не нужна, если между странами заключён международный договор, отменяющий легализацию. Нострификация - обязательная процедура. Российский диплом об образовании может быть признан за рубежом только после соответствующей процедуры его признания, которая подразумевает под собой сопоставление образовательных программ России и принимающей страны. В случае, если образовательные программы не совпадают, диплом не может быть признан в этой стране. Непризнание российского диплома из-за существенного различия в учебных программах является барьером для студента (в том числе иностранного), получившего российское образование. Например, чтобы студенту, заканчивавшему российский медицинский ВУЗ, признать свой диплом в США, необходимо проходить дополнительный профильный экзамен на английском языке. Чтобы российскому школьнику поступить на программу бакалавриата Норвегии после получения среднего образования ему необходимо сначала поступить в российский ВУЗ, отучиться там не менее года, после этого он получит право на участие в конкурсе на зачисление в ВУЗ Норвегии.

Большинство европейских стран ОЭСР решают проблему нострификации образования через электронную процедуру, а именно через европейскую профессиональную карту (ЕПК), которая была принята в рамках ЕС в 2016 г. [5] ЕПК - это электронный сертификат, выданный через онлайн-процедуру для признания квалификации. При помощи ЕПК представители определённых профессий из всех стран ЕС могут получить признание своей профессии в другой стране через он-лайн-процедуру. С января 2016 г. ЕПК доступна для медсестер, ответственных за общий уход, фармацевтов, физиотерапевтов, горных гидов и агентов по недвижимости. Представители данных профессий заполняют электронную форму карты и получают электронный сертификат признания профессии для работы в другой европейское стране. Например, медицинская сестра из Португалии может получить электронный сертификат на работу в Австрии. В РФ такой системы не существует. Порядок признания других профессий регулируется Директивой 2005/36/ ЕС. Директива устанавливает процедуру нострификации для профессий, которые включены в соответствующую базу данных профессий. Согласно директиве страны-члены ЕС признают квалификацию друг друга в указанных профессиональных областях.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2018

Одной из целей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» является продвижение программ онлайн-обучения российских образовательных организаций для иностранных граждан. Электронное обучение в РФ регулируется ФЗ от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» и ведомственными актами. В развитие закона приняты приказы Минобрнауки N 22 и N 816. Однако данные акты регулируют не все стороны онлайн-образования. Например, Приказ Минобрнауки N 816 не содержит описание возможных способов идентификации личности обучающегося, разрешая проводить идентификацию личности университетами в порядке, который установлен этими же университетами. Приказ Минобрнауки N 22 не устанавливает перечней профессий и специальностей высшего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения. Кроме того, отсутствует единый стандарт требований к дистанционному образованию. Для примера, Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)» устанавливает только то, что при реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Также отсутствуют полноценные образовательные программы полностью на английском языке. В соответствии с документом ОЭСР «Подходы к интернационализации и их последствия для стратегического управления и институциональной практики» [6] смешанные или полностью интерактивные варианты обучения, которые становятся возможными благодаря ИКТ, могут обеспечить наиболее устойчивую реакцию на растущий спрос на высшее образование во всем мире. Во многих стран ОЭСР стратегические документы развития онлайн-образования принимаются на ведомственном или правительственном уровне. Стратегия развития образования Эстонии до 2020 г., опубликованная Министерством Образования Эстонии [7], в качество одной из целей выделяет развитие электронного обучения через создание платформ электронного обучения, цифровых магазины учебных материалов, информационных системы экзаменов, цифровых архивов.

Современное образование должно предполагать интенсивное взаимодействие между учреждениями, учеными, студентами. Создать образовательную сеть - значит организовать многостороннее сотрудничество множества образовательных учреждений, которое может предполагать проведение совместных исследований, обмен опытом, взаимные стажировки преподавателей и студентов, взаимопомощь. Конкурентным преимуществом университетов, участвующих в таких образовательных сетях, является мобильность студентов и преподавателей, возможность создания и реализации совместных исследовательских проектов, повышение осведомленности о вузе за рубежом. Некоторые российские университеты участвуют в

4 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

международных образовательных сетях. Например, в Сетевом университете СНГ (всего включает 27 университетов) участвуют Кыргызский Национальный Университет им. Ж. Баласагына, Московская государственная юридическая академия и др. Но нет разветвлённой системы образовательных сетей по направлениям подготовки (например, медицинская образовательная сеть, инженерное дело). Отсутствие таких сетей препятствует повышению конкурентоспособности российских университетов по сравнению с аналогичными зарубежными отраслевыми ВУЗами, участвующими в таких сетях, т.к. затрудняет оперативное сотрудничество между университетами в сфере крупных совместных исследований. В качестве примера положительной практики создания образовательных сетей можно привести Всемирную сеть университетов, которая является ведущей глобальной сетью высшего образования и исследований, состоящей из 23 университетов, охватывающих 13 стран на 6 континентах. В сети участвуют бразильские, китайские, университеты Ганы, канадские, английские университеты (Россия не участвует). Другой пример - Австралийско-Африканская сеть университетов, в которую включены университеты Австралии и Африки. В рамках данной сети происходит сотрудничество в сферах продовольственной безопасности, добычи полезных ископаемых, здравоохранения.

ОЭСР полагает, что одним из механизмов продвижения экспорта образовательных услуг является реализация совместных образовательный программ. Совместные образовательные программы могут выражаться в краткосрочном обучении в университете-партнёре с получением итогового сертификата или в программах двойного диплома. Программа двойного диплома состоит из двух отдельных утвержденных образовательных программ. Студент получает образование, которое будет признано двумя различными образовательными учреждениями. Совместная программа обучения согласовывается двумя учреждениями, которыми выдаются два диплома, по одному от каждого учреждения. Помимо студенческой мобильности, эти типы программ привлекают высоко мотивированных студентов. Многие новые и инновационные образовательные учреждения используют совместные двойные программы для продвижения своего бренда (например, Международная Бизнес Школа (США) предлагает программы двойного диплома магистрам в сфере инновационного предпринимательства через обучение в других университетах США, Техасский технический университет предлагает международную двойную степень магистра наук совместно с Техническим университетом Дании). ОЭСР отмечает, что положительным будет проведение исследований спроса и предложения на двойные образовательные программы. Это позволит университетам организовать востребованные на рынке образовательных услуг программы двойного диплома. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» содержит положение о необходимости поддержки развития совместных программ. Но данные положения не включают предложение по

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2018

поддержке совместных программ через проведение исследований спроса и предложения на двойные образовательные программы. Некоторые государственные онлайн-площадки иностранных государств предоставляют информацию о программах двойного диплома для иностранных студентов (например, Французское государственное агентство по продвижению французского высшего образования за рубежом). Российский сайт Минобранауки Study in Russia не предоставляет такой подробной информации для иностранных студентов. Положения, направленные на развитие совместных образовательных программ, содержатся в различных стратегиях развития образования разных стран ОЭСР. Например, «Национальная Стратегия Международного образования до 2025 г.» Австралии [8] и стратегия Великобритании «Международное образование: Глобальный рост и процветание» [9] обозначают совместные образовательные программы в качестве положительной практики сотрудничества университетов и ставят задачу развития политик по поддержке такой формы сотрудничества. Для продвижения программ двойного диплома посольство Франции в России создало интерактивную карту России, на которой можно найти российские вузы, заключившие соглашения о создании совместных франко-российских программ двойных дипломов. Данная интерактивная карта была размещена на онлайн портале Французского государственного агентства по продвижению французского высшего образования за рубежом.

Для преодоления описанных выше барьеров для экспорта образовательных услуг России считаемым необходимым предложить:

□ Правительству выявить страны с наибольшим количеством пребывающих студентов в Россию, чтобы разработать план действий по созданию двухсторонних стипендиальных программ для финансирования студентов. В первую очередь проводить мониторинг в отношении студентов из европейских стран. Как пример, стипендиальная программа Франции «Сердечное Соглашение».

□ Минтруду и соцзащиты совместно с Минобрнауки дополнить портал «Study in Russia» базой данных, содержащей информацию о доступных вакансиях для приезжих иностранцев, разместить ссылки на программы и организации, предлагающие различные варианты проживания (проживание с семьёй, совместный наём жилых помещений и т.д.), разместить информацию о предоставляемых университетами вариантах стажировки иностранных студентов в коммерческих компаниях и учреждениях, дополнить портал информацией о питании (средний чек в студенческих столовых в разбивке по городам) и информацией об интернете и телефонной связи (средняя стоимость месячного пакета интернета, перечень мобильных операторов, работающих в стране и соответствующие ссылки на их сайты).

□ Минобрнауки выявить - из каких стран приезжают иностранные студенты для обучения по определённым специальностям. Эту информацию в дальнейшем необходимо использовать для создания стратегии гармонизации отечественных и соответствующих зарубежных образовательных программ. Например, если ино-

4 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

странные студенты, получившие медицинское образование, после окончания ВУЗа связывают свою карьеру с европейской страной, то целесообразно гармонизировать данные образовательные программы с учётом образовательных стандартов конкретных европейских стран.

В рамках ЕАЭС для признания образования сформировать процедуру нострификации. Но, например, согласно соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях» от 27 февраля 1996 г. дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в РФ и Республике Беларусь, признаются эквивалентными и дают их владельцам право осуществлять профессиональную деятельность в обоих государствах в соответствии с присужденной им ученой степенью. В то же время, академические степени, например, в Казахстане, нуждаются в нострификации. Поэтому на соответствующем уровне целесообразно выработать соглашение, гармонизирующее процедуру признания образования в рамках ЕАЭС.

Минобрнауки РФ совместно с Минтрудом России предлагаем внести предложение уполномоченному органу о дополнении приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» задачами по созданию цифровых магазинов учебных материалов, информационных систем экзаменов, цифровых архивов, проведению профессиональной переподготовки и повышению квалификации работников образования в сфере онлайн-обучения. Минобрнауки РФ разработать перечни профессий и специальностей высшего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения. Минобрнауки РФ разработать единый стандарт для онлайн-образовательных программ.

Минобрнауки предлагаем разработать план действий по привлечению российских образовательных учреждений к участию в международных образовательных сетях, в т.ч. в узкопрофильных, (например, сеть медицинских университетов Малайзии и Австралии). План должен включать меры, направленные на разъяснение полезного эффекта участия в таких сетях, создание финансовых мер поддержки университетов, участвующих в таких сетях. План должен уделять особое внимание механизмам развития профильного сотрудничества университетов через международные сети. Например, через поощрение создания и участия в международной сети университетов медицинского направления, как пример, медицинская сеть университетов Австралии и Малайзии.

Минобрнауки совместно с РЭЦ возможно предложить провести исследование спроса и предложения на двойные образовательные программы с целью предоставления данной информации образовательным учреждениям для повышения их осведомлённости о рынке образовательных услуг в сфере совместных образовательных программ. Также Правительству РФ, с учётом опыта Франции, це-

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2018

лесообразно рассмотреть вопрос о внесении в приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» задачи создания интерактивных карт, отображающих сотрудничество российских университетов с зарубежными. Карта может быть размещена на портале Study in Russia. Миноб-рнауки предлагаем разработать план действий по привлечению российских образовательных учреждений к участию в совместных образовательных программах. План может включать меры, направленные на разъяснение полезного эффекта участия в таких программах, создание нефинансовых мер поддержки для совместных образовательных программ (например, поиск университета-партнёра за рубежом).

Таким образом, по нашему мнению, приведённые в статье доводы свидетельствуют о наличии некоторых барьеров для экспорта образовательных услуг. Учитывая приоритетные задачи по развитию экспорта образовательных услуг, целесообразно в кратчайшие сроки устранить данные барьеры. Поэтому, по нашему мнению, необходимо вынести указанные в статье положения на обсуждение компетентных органов. Мы считаем, что разрешение данных проблем станет дополнительным драйвером роста объёма экспортируемых образовательных услуг.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Education service exports [Электронный ресурс] // Export.gov: [сайт]. URL: https:// 2016.export.gov/industry/education/educationandtrainingservicesresourceguide2016/index.asp (дата обращения: 21.03.2018).

2. ОЭСР. Trade in Educational Services: Trends and Emerging Issues // OECD. 2002. URL: http://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/2538356.pdf (дата обращения: 21.03.2018).

3. Протокол от 30 мая 2017 г. № 6 президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Веб-сайт Правительства РФ. 2017. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv-0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 21.01.2018) (Protokol ot 30 maya 2017 g. № 6 prezidiuma Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, Pasport prioritetnogo proekta «Razvitie ehksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazovaniya» // Veb-sajt Pravitel'stva RF. 2017)

4. Центр социологических исследований Минобрнауки. Обучение иностранных граждан в ВУЗАх РФ // Центр социального прогнозирования и маркетинга. 2015. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2015/Arefiev_Sb12_2015_001_200_ispr2.pdf (дата обращения: 14.01.2018) (Centr sociologicheskih issledovanij Minobrnauki. Obuchenie in-ostrannyh grazhdan v VUZAh RF // Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga)

5. База данных регулируемых профессий [Электронный ресурс] // Европейская Комиссия: [сайт]. URL: http://ec.europa.eu/growth/tools-databases/regprof/index.cfm?newlang=en (дата обращения: 24.01.2018) (Baza dannyh reguliruemyh professij [EHlektronnyj resurs] // Evrope-jskaya Komissiya: [sajt])

6. Хенар Ф., ДаймондЛ., Росевир Д. Публикация ОЭСР«Подходы к интернационализации и их последствия для стратегического управления и институциональной практики» 2012.

4 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

URL: http://www.oecd.org/education/imhe/Approaches%20to%20internationalisation%20-%20 final%20-%20web.pdf (дата обращения: 21.03.2018) (Henar F., Dajmond L., Rosevir D. Pub-likaciya OEHSR «Podhody k internacionalizacii i ih posledstviya dlya strategicheskogo uprav-leniya i institucional'noj praktiki» 2012)

7. Стратегия Непрерывного Образования Эстонии 2020 2014. URL: https://www.hm.ee/ sites/default/files/estonian_lifelong_strategy.pdf (дата обращения: 21.01.2018) (Strategiya Nepreryvnogo Obrazovaniya EHstonii 2020 2014)

8. Национальная Стратегия Международного образования до 2025 г. Австралии // Министерство образования Австралии. 2016. URL: https://nsie.education.gov.au/sites/ nsie/files/docs/national_strategy_for_international_education_2025.pdf (дата обращения: 01.03.2018) (Nacional'naya Strategiya Mezhdunarodnogo obrazovaniya do 2025 g. Avstralii // Ministerstvo obrazovaniya Avstralii. 2016)

9. Стратегия Великобритании «Международное образование: Глобальный рост и процветание» 2013. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attach-ment_data/file/340600/bis-13-1081-international-education-global-growth-and-prosperity-revised.pdf (дата обращения: 11.01.2018) (Strategiya Velikobritanii «Mezhdunarodnoe obra-zovanie: Global'nyj rost i procvetanie» 2013)

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

4 - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.