Научная статья на тему 'Экспорт образования: ведущие страны и вузы'

Экспорт образования: ведущие страны и вузы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / STIMULATION / ANALYSIS / DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедкова Елена Геннадьевна, Гудков Александр Александрович, Коростелкина Ирина Алексеевна, Быкова Екатерина Владимировна

В статье анализируются текущее состояние и тенденции экспорта образования в ведущих странах мира, рассматриваются возможности приложения лучших зарубежных практик для развития отечественной системы экспорта образовательных услуг. Делается вывод о необходимости содействия межстрановой мобильности учащихся с акцентом на развитие экспорта образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дедкова Елена Геннадьевна, Гудков Александр Александрович, Коростелкина Ирина Алексеевна, Быкова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION EXPORTS: LEADING COUNTRIES AND UNIVERSITIES

In this article authors analyzed the current state and trends in the export of education in the leading countries of the world, consider the possibility of applying the best foreign practices for the development of the domestic system of export of educational services. The conclusion is made about the need to promote cross-country mobility of students with a focus on the development of exports of educational services.

Текст научной работы на тему «Экспорт образования: ведущие страны и вузы»

Дедкова Е. Г., Гудков А. А., Коростелкина И. А., Быкова Е. В. Экспорт образования: ведущие страны и вузы // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 167-174.

Dedkova Е. G., Gudkov A. A., Korostelkina I. A., Bykova Е. V. Education exports: leading countries and universities. Bulletin ofPrikamsky Social Institute. 2019. No 1 (82). Pp. 167-174. (In Russ.)

УДК 339.5:378

E. Г. Дедкова, А. А. Гудков, И. А. Коростелкина, E. В. Быкова

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Орел, Россия

ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ И ВУЗЫ

Дедкова Елена Геннадьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: sirena-85@mail. ru

Гудков Александр Александрович — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: sashaworld777@gmail. com

Коростелкина Ирина Алексеевна — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: cakyra_04@mail. ru

Быкова Екатерина Владимировна — магистрант направления «Экономика».

E-mail: ek.bykov@yandex.ru

В статье анализируются текущее состояние и тенденции экспорта образования в ведущих странах мира, рассматриваются возможности приложения лучших зарубежных практик для развития отечественной системы экспорта образовательных услуг. Делается вывод о необходимости содействия межстрановой мобильности учащихся с акцентом на развитие экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, стимулирование, анализ, развитие, конкурентоспособность .

Е. G. Dedkova, A. A. Gudkov, I. A. Korostelkina, Е. V. Bykova

Orel state university named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

EDUCATION EXPORTS: LEADING COUNTRIES AND UNIVERSITIES

Dedkova Elena G. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: sirena-85@mail. ru

Gudkov Aleksandr A. — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: sashaworld777@gmail. com

Korostelkina Irina A. — Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: cakyra_04@mail. ru

Bykova Ekaterina V. — Student of Master's Program "Economics".

E-mail: ek.bykov@yandex.ru

Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов наук МК-404.2018.6 на тему «Налоговое стимулирование несырьевого экспорта в России». © ДедковаЕ. Г., Гудков А. А., Коростелкина И. А., Быкова Е. В., 2019

168

НА УКА И ОБРАЗОВАНИЕ

In this article authors analyzed the current state and trends in the export of education in the leading countries of the world, consider the possibility of applying the best foreign practices for the development of the domestic system of export of educational services. The conclusion is made about the need to promote cross-country mobility of students with a focus on the development of exports of educational services.

Key words: export of educational services, stimulation, analysis, development, competitiveness.

Современный глобальный рынок образовательных услуг занимает отдельную нишу в мировом хозяйстве, характеризуется большими объемами реализации услуг, насчитывающими миллиарды долларов, и имеет своих потребителей, насчитывающих миллионы человек. При этом многие передовые страны расценивают экспорт образовательных услуг в качестве приоритетного направления внешней политики.

Проблемами выхода образования на новые интернациональные и глобальные уровни занимаются теперь не только специалисты в образовательной сфере. Активную позицию в вопросах реализации образовательных услуг на общемировой платформе высказывают общественные организации, представители бизнес-сообщества, политические деятели, средства массовой информации. Помимо этого, как отдельное направление своей деятельности экспорт образовательных услуг выделяют крупные международные организации, такие, как, например, Всемирная торговая организация [3, с. 5-6].

Интернационализация представляет собой системный процесс поступательного развития и эффективной реализации национальных систем высшего образования во взаимодействии и взаимовлиянии друг с другом в соответствии с целями и принципами, диктуемыми мировым сообществом и отвечающими прогрессивным тенденциям нового хозяйственного уклада [1].

Следствием экспорта образовательных услуг является интернационализация образования, результатом которой становится создание прибавочной стоимости.

Экспорт образования осуществляется посредством применения развитых маркетинговых технологий, развития уровня обучения и социальной адаптации иностранных студентов в стране пребывания.

При этом следует отметить, что при составлении рейтинга вузов по различным критериям численность иностранных студентов остается важным показателем, высокое значение которого позволяет положительно характеризовать учебное заведение.

По всему миру учится свыше 5 млн иностранных студентов, и с каждым годом данная цифра все увеличивается. По данным ЮНЕСКО был составлен рейтинг из десяти стран, принявших за 2015-2016 гг. больше всех иностранных студентов (рис. 1).

Неизменный лидер данного списка — Соединенные Штаты Америки, где в 2016 г. получали знания 971 тыс. иностранных студентов, что на 7,07 % больше показателя 2015 г. Согласно данным отчета OpenDoors 2018, в 2018 г. число иностранных студентов в США превысило 1 млн и составило 1,094 млн человек [9]. Такое значительное количество студентов из других стран оказывает огромное влияние на экономику США в целом за счет оплаты учебы, проживания, питания и т. п. Так, в 2016 г. международные студенты оказали значительное влияние на пополнение американского бюджета в сумме 39,4 млрд долл., а в 2017 г. сумма возросла до 42,4 млрд долл. [7]. Следовательно, можно признать, что основным стимулом для зачисления студентов из других стран является получение дохода.

На данный момент, согласно данным OpenDoors 2018, в университетах США обучается больше всего студентов из Китая (363,341 тыс. чел.), Индии (196,271 тыс. чел.) и Южной Кореи (54,555 тыс. чел.).

1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

Рис. 1. Рейтинг стран с наибольшим количеством международных студентов обоих полов, чел. (составлено авторами на основе [10])

Второе место среди самых популярных стран для обучения международных студентов занимает Великобритания. За 2015/2016 учебный год в Объединенном Королевстве обучались свыше 430 тыс. иностранных студентов, в следующем учебном году данный показатель увеличился незначительно и составил 442,375 тыс. человек. Распределение обучающихся международных студентов по частям страны представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение иностранных обучающихся по частям Великобритании [8]

Административно-политическая часть Всего студентов из стран ЕС Всего студентов из стран, не входящих в ЕС Всего иностранных студентов

Англия 104,875 258,710 363,585

Шотландия 21,245 31,045 52,290

Уэльс 6,235 14,970 21,206

Северная Ирландия 2,480 2810 5,290

Всего по Объединенному Королевству 134,835 307,540 442,375

Из таблицы следует, что больше половины студентов приехали из стран, не входящих в Европейский союз. Действительно, большинство приезжающих в Великобританию иностранных студентов составляют граждане Китая (95,090 тыс. человек), Малайзии (16,370 тыс. человек) и США (17,580 тыс. человек). Из стран ЕС три лидирующих места занимают Германия, Франция и Италия с примерно одинаковым количеством студентов (чуть больше 13 тыс. человек), что значительно ниже перечисленных показателей. И данная цифра может значительно уменьшиться уже осенью 2019 г. после политики Вгехк.

Наиболее востребованными у иностранных студентов направлениями обучения в британских университетах являются бизнес, инженерия и технологии, социальные науки, дизайн и право.

в

I ТТЛ

IIIIII

н

^ /

с

у /

■%15 г 2016

у

■у-

В 2016 г. Австралия приняла 335 тыс. иностранных студентов, что на 13,95 % больше показателя предыдущего года. Как и в других исследованных странах, в Австралии превалируют китайские студенты (134 тыс. человек) [7]. Особенностью контингента иностранцев, обучающихся в австралийских университетах, является то, что больший интерес к высшему образованию проявляют представители не только Китая, но и Индии, Малайзии, Непала, Вьетнама и Бразилии. Такой тенденции не наблюдалось ни в США, ни в Великобритании.

В России последние три года наблюдается положительная тенденция к увеличению числа иностранных студентов. В 2016 г. данный показатель вырос на 7,46 % относительно данных 2015 г. По словам тогдашнего министра образования и науки Ольги Васильевой, в начале 2017 г. в России обучалось уже 273 тыс. человек, по прогнозам на 2025 г. данная цифра увеличится до 760 тыс. студентов [2]. Специально для привлечения иностранных студентов был создан интернет-портал Russia study, с помощью которого можно подать документы в университеты нашей страны. Для абитуриентов из других стран в школах за границей уже пять лет проводится олимпиада «Время учиться в России». Победители и призеры этой олимпиады могут рассчитывать на стипендии и бесплатную учебу в пределах квоты.

Больше половины иностранных студентов из стран СНГ (53,4 %) и Азии (25,0 %) заинтересованы в получении высшего образования в российских учреждениях [2]. Такая тенденция объясняется прежде всего территориальным соседством с Россией, а также тем, что в этих странах осталось много русскоговорящих семей. Лидирующее место среди всех стран Содружества занял Казахстан: 32,45 % от всего числа иностранных студентов в России (рис. 2).

Больше всего в Россию за получением высшего образования приехало граждан Казахстана (39,757 тыс. человек), Китая (26,775 тыс. человек) и Туркмении (17,264 тыс. человек). Из всех трех проанализированных стран превалируют над остальными студентами именно граждане Китая.

Иностранные студенты чаще всего поступали на направления и специальности, которые относятся к сферам здравоохранения (20,0 %), экономики и управления, (13,2 %) и гуманитарных наук (11,4 %).

Южная Осетия Украина Узбекистан Туркмения Таджикистан Молдова Киргизия Казахстан Грузия Белоруссия Армения Азербайджан Абхазия

I 519

I 1

3653 14168

■ 767

3967

I 5699

3672

17264

2160

1169

5012

4701

39757

О 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000 40000 45000 Рис. 2. Количество граждан стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 2016/2017 учебном году, чел. [5]

В целом половина всех международных студентов учится в четырех англоязычных странах: Австралии, Великобритании, Канаде и Соединенных Штатах Америки. По количеству иностранных студентов Франция и Германия находятся на более низких позициях, отчасти потому, что эти страны все шире предлагают программы послеуниверситетской подготовки на английском языке.

25 % всех обучающихся за границей в 2016 г. составили студенты из Китая, Индии и Южной Кореи [4, с. 36]. Студенты решают, где им получать высшее образование, в зависимости от наличия мест в лучших национальных университетах, своих финансовых возможностей и относительного качества образования дома и за рубежом.

Самое рейтинговое европейское агентство Times Higher Education (THE) каждый год составляет рейтинг более 1 250 университетов мира на основе тринадцати показателей, которые объединены в пять групп:

1. Академическая среда (Teaching).

2. Исследования (Research).

3. Цитирование (Citations).

4. Международная репутация (International outlook).

5. Способность вуза работать на развитие промышленности (Industryincome) [11].

Times Higher Education оценивает также результативность вузов и их материальное

оснащение посредством применения специальных финансовых показателей. Консалтинговая компания Price water house Coopers проводит независимый аудит методологии и расчетов для оценки. Данные исследования позволяют многим престижным университетам путем сравнения выявить проблемные аспекты, устранение которых приведет к достижению стратегических целей развития.

Для наглядности на рисунке 3 представлены десять лучших университетов мира по рейтингу агентства THE на 2019 г. с данными о доле иностранных студентов в них в сравнении с ведущим вузом России. Из двухсот лучших университетов, согласно данным THE, около половины находятся в Европе. Лидирующие 1 и 2 места в этом году заняли два британских университета, подтверждая тем самым высокое качество европейского образования.

Оксфордский университет является старейшим в Великобритании и до сих пор удерживает лидерство в сфере образования. Экспорт образования в вузе имеет долгую историю, поскольку первый интернациональный студент был зачислен в 1190 г. Оксфорд активно помогает изучающим английский язык за счет собственных словарей и других книг, выпущенных собственным издательством Oxford University Press, представленным в пятидесяти странах. На данный момент 40 % его студентов и 48 % всего преподавательского штата прибыли из других стран [10].

Анализ данных рисунка 3 показывает, что семь из десяти лучших по рейтингу университетов находятся в США, но самым интернациональным из обозначенных на рисунке вузов является Имперский колледж Лондона. В целом во всех указанных университетах наблюдается значительный процент иностранных студентов от общего числа обучающихся, т. к. данный параметр входит в четвертую группу показателей. Однако, рассмотрев более тысячи университетов в рейтинге, мы пришли к выводу, что больше всего иностранных студентов (84 %) обучаются в Eastern Mediterranean University (Кипр) и American University of Shaijah (ОАЭ), занимающих 601 и 801 места соответственно.

Лучшим российским университетом, согласно рейтингу THE, стал Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, занявший высшую строчку (199 место) среди всех отечественных вузов, хотя результат на 2018 г. был лучше — университет занял тогда 194 место. Для помощи иностранным студентам в изучении русского языка в МГУ в середине прошлого столетия было создано специальное подразделение, сейчас — Институт русского

языка и культуры. Именно через распространение русского языка и подготовку интеллектуальной элиты повышается международное влияние России на мировом рынке. Однако опыт США показывает, что экспорт образования является и важным источником дохода.

Процент иностранных студентов

МП/им, М.В< Ломоносова; 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University of Chicago; 25

Imperial College London; 56

Yale University;

0

Princeton University 24

Harvard University;

26

California Institute of Tech nology; 29

Massachusetts Inst, of Technology; 34

Stanford University

23

University of Cambridge; 37

University of Oxford; 40

МГУ им. M.B.

Ломоносова; 52,3

University of Chicago; 90,2

Imperial College London; 90,3

Yale University; 91,3

Princeton university; 92,3

j- ^ ä Harvard University;

Среднии балл "

к 93,6

California Institute of Technology; 94,1

Massachusetts Inst, of Technology; 94,2

Stanford University; 94,7

University of Cambridge; 94,8

University of Oxford; 96

20 40 60 80 100

Рис. 3. Десятка лучших университетов мира по рейтингу агентства THE на 2019 г. и МГУ им. М.В. Ломоносова (составлено авторами на основе данных [11])

Для развития экспорта российского образования в мае 2017 г. была разработана приоритетная программа «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», цель которой — повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке. Согласно этой программе уже к 2025 г. объем дохода от экспорта образования увеличится в пять раз и составит 373 млрд руб. [6].

В цифровом обществе важно в понятие «экспорт образования» включать и количество слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций. Их число должно вырасти с 1,1 млн человек в прошлом году до 3,5 млн к 2025 г.

В целом политика в сфере образования направлена на рост экспорта образовательных услуг. Такая же тенденция наблюдается во всем мире с целью привлечения дохода от зачисления иностранных студентов, продвижения культуры и идеологии страны, а также для сохранения сферы высшего образования в азиатских странах, как, например, в Японии, где рождаемость снижается, а население страны стареет [4, с. 36].

Для содействия мобильности обучающихся образовательные учреждения могут устанавливать сложные партнерские связи и заключать соглашения, касающиеся, например, сдвоенных и совместных программ с присвоением степени, зачета результатов учебного процесса, создания стратегических партнерств и консорциумов. Страны стремятся к обеспечению все большей согласованности стандартов и механизмов обеспечения качества на двустороннем, региональном и глобальном уровнях.

В итоге в мире возрастает интерес к получению студентами образования за рубежом, что приносит принимающей стране дополнительный доход. Около 1 млн иностранных студентов обучается в США; Россия, согласно данным ЮНЕСКО, занимает 6 место в этом отношении после США, Великобритании, Австралии, Франции и Германии. В целом около половины иностранных студентов обучается в англоговорящих странах.

Направлениями развития программ экспорта образовательных услуг в России должны стать обеспечение доступной языковой среды для иностранных студентов, развитие образовательной инфраструктуры, применение практико-ориентированного подхода в образовании. Важным при этом остается достойное позиционирование отечественных вузов в мировом образовательном пространстве.

Библиографический список

1. Дударева Н. А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2010. № 1. С. 1-5.

2. Ивойлова И. Хождение за дипломом [Электронный ресурс] // Российская газета. 2017. № 7423 (257). URL:https://rg.ru/2017/l l/13/chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-vtroe.html (дата обращения: 19.01.2019).

3. Краснова Г. А. Основные направления развития экспорта образовательных услуг в системах высшего образования. Москва : РУДН, 2008.

4. Мигранты, перемещенные лица и образование: наводить мосты, а не возводить препятствия [Электронный ресурс] / Резюме доклада по мониторингу образования. 2019. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0026/002659/265996r.pdf (дата обращения: 15.01.2019).

5. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации : стат. сб. Вып. 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва : Центр социологических исследований, 2018. 30 с.

6. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс]. Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30 мая 2017 г. URL: http://static.government.ru/ media/files/DkOXerfVAnLvOvFKJ5 9ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 15.01.2019).

174

НА УКА И ОБРАЗОВАНИЕ

7. Economic Impact of International Students // The Power of International Education : [сайт]. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Open-Doors/Data/Economic-Impact-of-International-Students (дата обращения: 15.01.2019).

8. International Student Data 2018 // Australian Government. Department of education and training [сайт]. URL: https://internationaleducation.gov.au/research/International-Student-Data/Pages/

InternationalStudentData2018.aspx#Pivot_Table (дата обращения: 16.01.2019).

9. Number of International Students in the United States Reaches New High of 1.09 Million // The Power of International Education : [сайт]. 2018. 18нояб. URL: https://www.iie.org/en/Why-IIE/Announcements/2018/11/2018-11-13-Number-of-International-Students-Reaches-New-High (дата обращения: 20.01.2019).

10. Oxford's international profile // University of Oxford : [сайт]. URL: https://www.ox.ac.uk/ about/international-oxford/oxfords-international-profile?wssl=l (дата обращения: 15.01.2019).

11. World University Rankings 2019 // The World University Rankings : [сайт]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2019/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения: 15.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.