Научная статья на тему 'Мировой рынок образовательных услуг: современные тенденции развития и политика России'

Мировой рынок образовательных услуг: современные тенденции развития и политика России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1450
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / INTERNATIONAL EDUCATION MARKET / STATE POLICY / RUSSIA / FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куцых Дарья Евгеньевна

Рассматриваются тенденции развития мирового рынка образовательных услуг и место в нем Российской Федерации. Анализируется государственная политика по расширению экспорта российских образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International education market: modern trends and Russian policy

The modern trends of international education market and the place of the Russian Federation at this market are considered. The state policy in expansion of Russian educational services is analyzed.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок образовательных услуг: современные тенденции развития и политика России»

ное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС). - 2003. - №4. - С. 50-59.

6. Певцова Е.А. Правовое образование в России // Основы государства и права. - 2002. - №6.

7. Смоленский М.Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры. - М.: МарТ, 2о0з.

Саргаев Алексей Вячеславович, аспирант кафедры связей с общественностью, социологии и политологии Бурятской государственной сельскохозяйственной академии, г. Улан-Удэ, e-mail: epaylo@mail.ru. Sargaev Alexey Vyacheslavovich, postgraduate student, department of public relations, sociology and political science, Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude, e-mail: epaylo@mail.ru.

УДК 378

© Д.Е. Куцых

МИРОВОИ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ПОЛИТИКА РОССИИ

Рассматриваются тенденции развития мирового рынка образовательных услуг и место в нем Российской Федерации. Анализируется государственная политика по расширению экспорта российских образовательных услуг.

Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, государственная политика, Россия, федеральный университет.

D.E. Kutsykh

INTERNATIONAL EDUCATION MARKET: MODERN TRENDS AND RUSSIAN POLICY

The modern trends of international education market and the place of the Russian Federation at this market are considered. The state policy in expansion of Russian educational services is analyzed.

Keywords: international education market, state policy, Russia, federal university.

Период конца XX - начала XXI в. ознаменовал собой эпоху важных перемен во многих сферах: экономике, политике, культуре. К их числу относится существенное увеличение значимости знаний, информации, а вместе с ними и человеческого капитала, которые превращаются сегодня в один из главных факторов дальнейшего развития общества.

В таких условиях современное образование приобретает особую значимость и характеризуется новыми тенденциями. К числу последних, по мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, относятся гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, коммерциализация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундамента-лизация, информатизация, индивидуализация и непрерывность. Данная статья посвящена рассмотрению одной из них, а именно коммерциализации высшего образования, а точнее, международной торговле образовательными услугами и участию в ней российских вузов.

В 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО) было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Оно содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы торговли услугами, а также Классификационный перечень секторов

услуг. С этого момента можно говорить о формировании в основных своих чертах мирового рынка образовательных услуг и упорядочении принципов его регулирования. Мировой рынок образовательных услуг, по И.А. Айдрусу и В.М Филиппову, представляет собой «совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках»

[1, с. 5].

Образование в XXI в. стремительно превращается в один из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами. По данным Института статистики ЮНЕСКО в 2009 г., количество студентов, выезжающих за рубеж с целью получить высшее образование по сравнению с 2006 г. выросло на 22% и достигло 3 369 242 человек [14, с. 198]. К 2025 г., согласно прогнозу ЮНЕСКО, численность иностра-ных студентов достигнет 7,2 млн человек [14, с. 10].

Лидерами мировой торговли образовательными услугами являются страны Северной Америки, Западной Европы и некоторые другие государства АТР. Почти 60% от общего количества иностранных граждан, получающих образование за рубежом, приходится на США (19,6%),

Великобританию (11%), Австралию (7,6%), Францию (7,4%), Германию (6%), Японию (4%), Россию (4%) [14, с. 194]. Несмотря на то, что список ведущих стран в мировой торговле образовательными услугами на протяжении последних десятилетий практически не меняется, существует тенденция к сокращению их доли на рынке. Например, по сравнению с 2006 г. доля США сократилась на 1,6%, Великобритании -на 1%, Германии - на 3,4%, Франции - на 2,6%. Одновременно с этим появляются новые страны-лидеры по обучению иностранных граждан -КНР (1,8%), Республика Корея (1,5%), Малайзия (1,2%) и Сингапур (1,2%) [14, с. 196]. Практически 30% всех иностранных студентов, выезжающих сегодня за рубеж, приходится на 4 страны: КНР (15,1%), Республика Корея (3,7%), Индия (5,8%), Германия (2,7%) [14, с. 204]. Специальности, которые студенты выбирают для обучения за рубежом, - это бизнес и управление (23%), инженерные науки (14%), гуманитарные науки и искусство (14%), социальные науки и право (13%) [16]. Основными сегментами мирового рынка образовательных услуг являются услуги в области начального, среднего, высшего образования, услуги по образованию для взрослых и иные не включенные в другие сегменты образовательные услуги.

В соответствии с положениями ГАТС торговля образовательными услугами осуществляется четырьмя способами, в число которых входят [13]:

1. «Потребление за рубежом». Предполагает перемещение потребителя в страну, где производится услуга. В отношении образовательных услуг это получение образования лицами на территории иностранного государства. Данный способ наиболее распространен на мировом рынке образовательных услуг.

2. «Трансграничный» способ. В этом случае границу пересекает только сама услуга, а потребитель и производитель в этот момент находятся на территории разных государств. Применительно к образованию - это получение дистанционного образования. Такой способ поставки услуг стал возможным в результате развития коммуникационных технологий.

3. «Коммерческое присутствие». Организация поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга. Например, учреждение филиалов, представительств на территории других государств. Данный способ становится все более привлекательным для стран-экспортеров, т.к. позволяет охватывать те группы иностранных граждан, которые не име-

ют возможности выехать за рубеж для получения образования. К примеру, с сентября 2006 г. количество филиалов кампусов зарубежных университетов в мире увеличилось на 43% [4].

4. «Присутствие физических лиц» предполагает перемещение физических лиц с территории одного государства на территорию другого для оказания услуги. В отношении образовательных услуг это - мобильность преподавателей для работы за границей.

Расширение экспорта образовательных услуг стало одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики многих стран. Растущий интерес государств к развитию данного сегмента мирового рынка услуг можно объяснить рядом причин. Во-первых, обучение иностранных граждан в вузах страны в настоящее время приносит все большие экономические выгоды в виде платы за обучение, проживание, питание, транспорт, развлечения и т.д. Например, в 2008 году образование было третьей по величине статьей экспорта в Австралии, пятой статьей - в США и Великобритании [15]. В 2008 г. доходы от обучения иностранных граждан в Австралии составили 12,6 млрд долл. США [15], в Соединенных Штатах - 20 млрд долл.

США [17], в Великобритании - 14,1 млрд фунтов стерлингов [12].

Во-вторых, в борьбе за привлечение иностранных студентов учебные заведения стремятся обеспечить качество образования в соответствии с международными требованиями. Включение в образовательный процесс международных компонентов неизбежно приводит к реформированию системы подготовки специалистов и повышению конкурентоспособности образовательного учреждения в международном образовательном пространстве.

В-третьих, подготовка кадров для зарубежных стран приобретает все большее значение в части распространения государством в мире своих достижений в области науки и технологий, языка, ценностей и культуры, которые тем или иным образом оказывают влияние на формирование имиджа и положения страны в мировом сообществе.

Наконец, как отмечают Л.Ю. Горшкова, И.Н. Зорников, О.В. Воинова, иностранные студенты становятся также важным источником увеличения численности населения, средством улучшения демографической ситуации и трудового потенциала страны [6]. Так, проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн высококвалифицированных

специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств [11].

В конце 1980-х гг. СССР занимал третье место после США и Франции по количеству обучаемых иностранных студентов (126,5 тыс. человек или 10,8% от общемировой численности иностранных студентов) [3, с. 350]. Основной контингент иностранных граждан, получающих российское образование, приходился на дружественные СССР страны. Доля студентов из Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы составляла практически 80% [2]. Наиболее популярными специальностями, которые выбирали для обучения иностранные студенты, являлись инженерно-технические (53%), естественнонаучные и социально-гуманитарные (18%), медицина и фармацевтика (17%) [3, с. 29]. Основным способом предоставления советскими учебными заведениями образовательных услуг было обучение иностранных граждан по программам среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения, а также в качестве слушателей и стажеров на территории СССР.

Кроме того, СССР довольно активно проводил политику по обучению иностранных граждан на территории страны проживания, оказывая экономическое и техническое содействие странам социалистического лагеря в создании высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, учебных центров профессионально-технического образования, общеобразовательных школ. Таких учебных заведений в 1989 г. в дружественных СССР странах насчитывалось порядка 500. По данным, приведенным в работах А.Л. Арефьева, с участием советских преподавателей и по изданной в СССР учебно-методической литературе обучались более 60 тыс. человек [2, с. 58]. Также поощрялось открытие за рубежом филиалов советских высших учебных заведений. Например, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина имел филиалы в 14 странах мира [2, с. 58].

К середине 90-х гг. XX в. ситуация изменилась, и Россия стала утрачивать лидирующие позиции на мировой арене в части подготовки кадров для зарубежных стран. В 1996 г. в вузах на территории Российской Федерации обучалось всего 66,9 тыс. иностранных граждан - практически в два раза меньше, чем в 1991 г. [3]. Такое снижение количества иностранных студентов объясняется теми явлениями, которые повлек за собой распад СССР. Во-первых, были утрачены тесные экономические и научно-технические связи со многими государствами - бывшими

союзниками. А в вузах бывших советских республик обучалось порядка 30% иностранных студентов [3]. Во-вторых, начавшийся переход к рыночной экономике привел к сокращению государственных расходов на содержание системы образования. В связи с этим уменьшилось количество государственных стипендий зарубежным странам для обучения и повышения квалификации их граждан, были закрыты многие зарубежные филиалы и представительства российских вузов. Недостаточное финансирование образовательной сферы привело к устареванию материально-технической базы многих учебных заведений (учебных аудиторий, научных лабораторий, общежитий), а также к оттоку квалифицированных российских кадров за рубеж. Все это не могло не сказаться на снижении качества российского образования и его престиже на мировом рынке образовательных услуг. Кроме этого, расцвет в 1990-х гг. криминализации российского общества, проявление расовой неприязни и экстремизма по отношению к иностранным гражданам сделали российское образование еще менее привлекательным и популярным за рубежом.

Только к 2006 г. России удалось достигнуть уровня советских времен по обучению иностранных граждан. В 2009 г. в РФ обучалось уже порядка 140 тыс. иностранных студентов (7-е место в мире по количеству иностранных студентов) [14]. Сегодня основной объем оказания платных образовательных услуг для граждан других государств приходится на высшие учебные заведения. Важнейшим сегментом этого рынка является очная форма обучения иностранных граждан, так как она приносит наибольшие доходы. Основными импортерами российских образовательных услуг выступают страны СНГ (35,6%) и Азии (38,7%) [3, с. 68].

Крупным сегментом экспорта отечественного образования является деятельность зарубежных филиалов и других структурных подразделений российских вузов. В настоящее время они есть в 10 совместных университетах, институтах, колледжах, в 50 зарубежных филиалах и более чем в 190 различных зарубежных структурных подразделениях российских вузов (как государственных, так и негосударственных) или ассоциированных с ними национальных образовательных учреждениях [2, а 108].

Все эти перемены в значительной степени были обусловлены провозглашением Россией в начале 2000-х гг. подготовки национальных кадров для зарубежных стран в качестве важной составной части внешнеэкономической деятельности. Данное положение было закреплено в

принятой Правительством РФ в 2002 г. Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях, которая представляет собой систему взглядов на цели, задачи, приоритетные направления международной деятельности Российской Федерации в области подготовки специалистов для зарубежных стран. Приоритетные направления международной деятельности в этой сфере включали (1) научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение экспорта образовательных услуг; (2) расширение доступа иностранных граждан к получению российского образования; (3) расширение спектра экспортируемых образовательных услуг и развитие способов их предоставления; (4) обеспечение международной оценки качества образовательных услуг; (5) обеспечение признания документов об образовании и ученых степенях; (6) информационно-рекламные и организационные мероприятия по продвижению экспорта образовательных услуг.

Одновременно с этим в последние годы Российская Федерация пытается проводить модернизацию системы образования на всех уровнях, призванную способствовать повышению качества и конкурентоспособности российского образования на мировой арене. Одним из приоритетных направлений модернизации высшего образования является создание крупных региональных образовательных и научных центров, а именно 29 национальных исследовательских и 9 федеральных университетов. Стратегическая задача этих высших учебных заведений заключается не только в формировании и развитии конкурентоспособного человеческого капитала для экономики страны, но и в интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство.

Научно-исследовательские и федеральные университеты должны сыграть ключевую роль в расширении Российской Федерацией экспорта образовательных услуг, о чем свидетельствуют программы развития федеральных университетов. Например, к 2020 г. доля иностранных студентов, обучающихся в Балтийском федеральном университете им. Иммануила Канта, должна составить 21% [7]; предполагается, что доля иностранных граждан, обучающихся на бюджетной основе по очной форме обучения, в общем количестве таких студентов в Казанском федеральном университете достигнет к 2019 г. 3,2% [9]; доля иностранных студентов, обучающихся в магистратуре и аспирантуре, в общей численности магистрантов и аспирантов Север-

ного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова ожидается к 2020 г. на уровне 5% [10].

Особая миссия в части интернационализации российской высшей школы и расширения экспорта образовательных услуг отводится Дальневосточному федеральному университету. Создание на Дальнем Востоке «интегрированного комплекса образования, науки и бизнеса, который станет центром инновационнотехнологического развития и подготовки кадров международного уровня» будет мощным фактором, способствующим интеграции Российской Федерации в этом регионе.

В соответствии с установками Программы развития Дальневосточного федерального университета к 2019 г. количество иностранных студентов в общей численности обучающихся по очной форме должно достигнуть 25% (или 7,5 тыс. человек). Кроме того, Программа развития предполагает вхождение университета к 2019 г. в топ-300 международного рейтинга вузов QS, доведение количества публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus), до 400, ежегодное проведение порядка 60 международных мероприятий (конференций, выставок, ярмарок, симпозиумов), а также создание к 2019 г. совместно с представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона 30 центров научной, культурной и деловой коммуникации [8].

Следует отметить некоторые положительные факторы, которые будут способствовать увеличению в Дальневосточном федеральном университете контингента иностранных студентов. Во-первых, наличие государственной финансовой поддержки в размере 1 млрд р. ежегодно до 2014 г., направляемой на кадровое развитие вуза, реализацию новых моделей образовательного процесса, формирование университетской инфраструктуры, развитие инновационной составляющей деятельности университета и т.п. [8]. Во-вторых, благоприятное географическое расположение и близость к динамично развивающемуся рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, основного поставщика иностранных студентов. В 2009 г. из стран АТР выехало за рубеж на обучение 945 637 человек [14]. Еще одним из факторов, позволяющим повысить качество и привлекательность образовательных услуг для иностранных граждан, является интернационализация образовательного процесса, проводимая в рамках Программы развития ДВФУ и направленная на создание международных образовательных программ на русском и английском

языках, проведение международной аккредитации этих образовательных программ, повышение квалификации профессорско-

преподавательского состава в зарубежных вузах и научно-образовательных центрах, привлечение на работу в ДВФУ ведущих зарубежных ученых и т.п. Также строительство отдельного кампуса ДВФУ на о. Русский позволит обеспечить комфортные и безопасные условия проживания для иностранных студентов.

Тем не менее необходимо упомянуть и о некоторых тенденциях, которые способны оказывать негативное влияние на увеличение контингента иностранных граждан, обучающихся по образовательным программам ДВФУ. Мировой рынок образовательных услуг характеризуется высокой конкуренцией за иностранных студентов среди стран-экспортеров образовательных услуг. Л.К. Большакова указывает следующие преимущества, используемые учебными заведениями в конкурентной борьбе: позиции в международных рейтингах вузов, реализация программ, мобильность студентов и различные стипендиальные программы и фонды, система аккредитации программ и вузов, предуниверситет-ская подготовка, а также вневузовские факторы (условия получения визы в стране, безопасность, возможность частичной занятости и др.) [5]. Российские вузы в целом и ДВФУ в частности проигрывают своим зарубежным конкурентам по вышеуказанным пунктам. Следует отметить и такие негативные факторы, как недостаточность нормативно-правового обеспечения международной деятельности университетов в области экспорта образовательных услуг в РФ, трудности с признанием российских дипломов на международном рынке труда, в частности на рынке стран АТР, снижение объемов бюджетного финансирования в рамках контрольных цифр приема, предоставляемых иностранным гражданам для обучения.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что мировая торговля образовательными услугами развивается очень быстрыми темпами и приносит странам-участникам значительные экономические и политические выгоды. Удержаться на лидирующих позициях на мировом рынке образовательных услуг странам становится все труднее. Российская Федерация на этом рынке имеет тенденцию к снижению темпов прироста иностранными студентами, она отстают от общемировых показателей. Поэтому Россия провозгласила развитие экспорта образовательных услуг одним из приоритетных направлений государственной политики.

Что касается федеральных университетов, то на них сегодня Правительством РФ возлагается особая миссия не только по повышению конкурентоспособности российского образования, но и по интеграции его в международное региональное образовательное пространство. Одним из примеров является Дальневосточный федеральный университет, который призван стать научно-образовательным центром мирового уровня в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Благодаря государственной поддержке существенная часть проблем, влияющих на привлечение иностранных студентов в ДВФУ, будет решена: привлечение зарубежных преподавателей, а также прохождение преподавателями ДВФУ стажировок за рубежом повысят качество образования, международная аккредитация образовательных программ обеспечит их признание за рубежом, формирование полиязычной среды позволит избежать трудностей, связанных с изучением русского языка, новый кампус обеспечит комфортное обучение, проживание и безопасность. Включение в признанные мировые рейтинги (типа QS) будет способствовать повышению престижа университета в мировом образовательном пространстве, что сделает его более конкурентоспособным и привлекательным для иностранных абитуриентов.

Конечно, такие проблемы, как недостаточное качество образования, недостаточная узнаваемость бренда «ДВФУ» на международном образовательном рынке, проблемы социокультурной адаптации иностранных студентов, недостаточный уровень владения языковыми компетенциями студентов и преподавателей оказывают негативное влияние на развитие экспорта образовательных услуг и требуют принципиально новых механизмов и инструментов для их решения, рассмотрение которых будет предметом наших дальнейших исследований.

Литература

1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. - М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2008. - 194 с.

2. Арефьев А.Л. Тенденции экспорта российского образования. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 240 с.

3. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. - М.: Изд-во ЦСПиМ, 2009. - 356 с.

4. Беккер Р. Филиалы зарубежных университетов: новые тенденции и направления // Международное высшее образование. - 2010. - №58 [Электронный ресурс]. - ЦЯЬ: http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/25/295/. (дата обращения

10.12.2012).

5. Большакова Л.К. Конкуренция на международном

рынке образовательных услуг [Электронный ресурс]. -иЯЪ: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/economy-411/

world-economy-and-international-economic-relations

411/10792-411-0809. (дата обращения 11.12.2012).

6. Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник Воро-пежского гос. уп-та. - 2003. - №2. - 59-65 с.

7. Программа развития ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» па 20112020 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kantiana.ru/federal/progamm_bfu/program_bfu.pdf. (дата обращения 10.12.2012).

8. Программа развития ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» па 2010-2019 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://dvfu.ru/web/ispolnitelnaa-direkcia-programmy-razvitia/prilozenie-1. (дата обращения 10.12.2012).

9. Программа развития ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» па 2010-2019 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://old.kpfu.ru/ fedu/index.php?id=4. (дата обращения 10.12.2012).

10. Программа развития ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» па 2010-2020 [Электронный ресурс]. - URL: http://narfu.ru/university/docs/program/. (дата обращения 10. 12.2012).

11. Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Демоскоп weekly. - 2003. - №97/98 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/097/ analit03.php# 1. (дата обращения 10.12.2012).

12. Conlon G., Litchfield A. Sadlier G. Estimating the value

to the UK of education exports [Электронный ресурс]. -URL: http://www.bis.gov.uk/assets/biscore/higher-education/

docs/e/11-980-estimating-value-of-education. (дата обращения

10.12.2012).

13. General agreement on trade in service [Электронный ресурс]. - URL: http://docsonline.wto.org/GEN_highLight Parentasp?qu=%28%40meta%5FSymbol+LT%FCUR%FCA %2D1B%FCS%FC1%29+%26+%28%40meta%5FTypes+Leg al+text%29&doc=D%3A%2FDDFDOCUMENTS%2FT%2FU R%2FFA%2F26%2DGATS%2EDOC%2EHTM&curdoc=3&p opTitle=LT%2FUR%2FA%2D1B%2FS%2F1. (дата обращения 10.12.2012).

14. Global education digest 2011: comparing education statistics across the world. - UNESCO-UIS, 2011. - 310 p.

15. Hall G, Hooper K. Australia’s export of education ser-

vices. Bulletin. Reserve bank of Australia. June 2008. - 17 p. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rba.gov.au/

publications/bulletin/2008/jun/pdf/bu-0608-2.pdf. (дата обращения 10.12.2012).

16. Hendrik van der Pol. New trends in international student mobility. - UIS, 2009 [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.uis.unesco.org/ template/pdf/ged/2009/UIS_press_ conference_presentation.pdf. (дата обращения 10.12.2012).

17. Sanchez F. No better export: higher education // The chronicle of higher education. - April 3. - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://chronicle.com/article/No-Better-Export-Higher/126989/. (дата обращения 10.12.2012).

Куцых Дарья Евгеньевна, аспирант, ведущий специалист Департамента международных образовательных проектов Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, e-mail:green36@ yandex.ru.

Kutsykh Darya Evgenevna, postgraduate student, leading specialist, Department of International Educational Projects, Far Eastern Federal University, Vladivostok, e-mail:green36@yandex.ru.

УДК 165 © В.Р. Фельдман

ИДЕОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕГРАДАЦИИ И КРИЗИСА ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОИ АЗИИ

В статье представлены некоторые результаты анализа роли идеологии в процессе деградации и кризиса традиционного общества народов Центральной Азии. Здесь же содержится авторская концепция идеологии, ее сущности, содержания, структуры, социальных функций, основных форм пространственно-временного бытия.

Ключевые слова: идеология, кризис общества, самоорганизация, организация.

V.R. Feldman

IDEOLOGY IN THE PROCESS OF DEGRADATION AND CRISIS OF TRADITIONAL SOCIETY OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA

The article presents some results of the analysis of the role of ideology in the process of degradation and crisis of the traditional society of Central Asia. It also contains the author’s concept of ideology, its nature, content, structure, social functions, the main forms of spatial and temporal existence.

Keywords: ideology, the crisis of society, self-organization, organization.

Одной из недостаточно исследованных про- зации и организации социальной системы, нахо-

блем фундаментального характера является не- дящейся на стадии ее деградации или находя-

определенность, связанная с ролью идеологии в щейся в ситуации кризиса, если речь идет о

процессах деградации и кризиса общества. Вряд конфликтующих в этих процессах различных

ли можно, например, дать однозначную оценку идеологических доктринах. В предлагаемой ста-

функциям идеологии в механизмах самооргани- тье содержатся некоторые результаты анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.