Научная статья на тему 'Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров 11-13 лет'

Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров 11-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3426
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКСЕРЫ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СЕНСОРНЫЙ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ / БОКСЕРИ / КООРДИНАЦіЙНі ЗДіБНОСТі / СЕНСОРНИЙ / РУХОВі СИСТЕМИ / ВЕСТИБУЛЯРНИЙ АПАРАТ / BOXERS / COORDINATION ABILITIES / SENSOR / MOTOR SYSTEMS / VESTIBULAR APPARATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лю Юн Цянь

Цель : экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров. Материал : в исследовании приняли участие 18 боксеров в возрасте 11-13 лет. Всего в течение 4 месяцев было проведено 42 занятия. Суммарное время выполнения координационной нагрузки в каждом занятии составляло 1545 мин. Результаты : динамика изменения результатов в контрольных испытаниях показала статистически значимое увеличение исследуемых параметров движений. Это подтверждает эффективность применения в подготовке юных боксеров заданий со сложно-координационной направленностью с акцентированным воздействием на сенсорно-информационные и двигательные системы движений. Выводы : координационная тренировка в боксе на начальном этапе подготовки должна включать специализированные вариативные средства и методы, позволяющие формировать базу двигательных кондиций и навыков. Двигательных кондиции и навыки являются резервом в дальнейшем повышении уровня координационных способностей юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental substantiation of methodic of 11-13 years old boxers’ coordination development

Purpose: experimental substantiation of methodic of junior boxers’ coordination training. Material: in the research 18 boxers of 11-13 year old age participated. In total, during 4 months 42 trainings were conducted. Total time of coordination load’s fulfillment at each training was 15-45 minutes. Results: dynamic of results in control tests was statistically confident in the tested parameters of movements. It proves effectiveness of usage the tasks with complex-coordination orientation, accented on impact on sensor-informational and motor systems of movements in junior boxers’ trainings. Conclusions: coordination training in boxing at initial stage shall include specialized varied means and methods, which would facilitate formation of motor condition and skills’ basis. Motor condition and skills are a reserve for further rising of coordination abilities’ level of junior sportsmen.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров 11-13 лет»

IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'

^■■^Энннннн^ проблеми ф1зичного

виховання i спорту _

Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров 11-13 лет

Лю Юн Цянь (Liu Yong Qiang)

Хэнаньский политехнический университет, КНР

Аннотации:

Цель: экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров. Материал: в исследовании приняли участие 18 боксеров в возрасте 11-13 лет. Всего в течение 4 месяцев было проведено 42 занятия. Суммарное время выполнения координационной нагрУзки в каждом занятии составляло 15- 45 мин. Результаты: динамика изменения результатов в контрольных испытаниях показала статистически значимое увеличение исследуемых параметров движений. Это подтверждает эффективность применения в подготовке юных боксеров заданий со сложно-координационной направленностью с акцентированным воздействием на сенсорно-информационные и двигательные системы движений. Выводы: координационная тренировка в боксе на начальном этапе подготовки должна включать специализированные вариативные средства и методы, позволяющие формировать базу двигательных кондиций и навыков. Двигательных кондиции и навыки являются резервом в дальнейшем повышении уровня координационных способностей юных спортсменов.

Ключевые слова: боксеры, координационные способности, сенсорный, двигательные системы, вестибулярный аппарат.

Лю Юн Цянь. Експериментальне об-фунтування методики розвитку коор-динацшних здiбностей юних боксерiв 11-13 ромв. Мета: експериментальне обфунтування методики розвитку коор-динацшних здiбностей юних боксерiв. Матер'1ал: у дослщженж взяли участь 18 боксерiв у вiцi 11-13 роив. Всього протя-гом 4 мюяцв було проведено 42 заняття. Сумарний час виконання координацмноТ навантаження в кожному занятт станови-ло 15- 45 хв. Результати: динамка змши результатiв у контрольних випробуваннях показала статистично значуще збтьшен-ня дослiджуваних параметрiв рухiв. Це пiдтверджуe ефективнiсть застосуван-ня у пщготовц юних боксерiв завдань зi складно-координацiйноТ спрямованiстю з акцентованим впливом на сенсорночн-формацiйнi та руховi системи рухiв. Ви-сновки: координацмне тренування в боксi на початковому етап пiдготовки повинно включати спецiалiзованi варiативнi засо-би i методи, що дозволяють формувати базу рухових кондицш i навичок. Руховi кондицiТ i навички е резервом в подаль-шому пiдвищеннi рiвня координацiйних здiбностей юних спортсменiв.

Liu Yong Qiang. Experimental substantiation of methodic of 1113 years old boxers' coordination development. Purpose: experimental substantiation of methodic of junior boxers' coordination training. Material: in the research 18 boxers of 11-13 year old age participated. In total, during 4 months 42 trainings were conducted. Total time of coordination load's fulfillment at each training was 15-45 minutes. Results: dynamic of results in control tests was statistically confident in the tested parameters of movements. It proves effectiveness of usage the tasks with complex-coordination orientation, accented on impact on sensor-informational and motor systems of movements in junior boxers' trainings. Conclusions: coordination training in boxing at initial stage shall include specialized varied means_and methods, which would facilitate formation of motor condition and skills' basis. Motor condition and skills are a reserve for further rising of coordination abilities' level of junior sportsmen.

boxers, coordination abilities, sensor, motor systems, vestibular apparatus.

боксери, коорбинац1йн1 зд1бност1, сен-сорний, pyxoei системи, вестибулярний апарат.

Введение.

В настоящее время успешное выступление боксеров на международных соревнованиях в значительной степени зависит от целенаправленной и планомерной работы с резервом, начиная с детского и юношеского возраста. Особенно важным и ценным этапом в многолетнем тренировочном процессе подготовки спортсмена высокого класса является этап начальной подготовки, который начинается с 10-11 лет [1, 2]. Именно на этом этапе у юных боксеров формируются основы техники бокса и закладывается база общей и специальной физической подготовки.

На современном этапе развития бокса значительно увеличился объем и интенсивность двигательной нагрузки, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях. Это требует проявления быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности и биомеханической рациональности движений. Все эти характеристики специалисты [3-7] связывают с понятием координационных способностей (КС).

Высокая скорость действий боксера, насыщенность разнообразными движениями различной сложности создают жесткие условия ведения поединка, в которых требуется в десятые доли секунды найти эффективный прием для проведения нейтрализующего или опережающего удара [2, 8]. Эти задачи требуют

© Лю Юн Цянь (Liu Yong Qiang), 2015 http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0603

высокого уровня всех сторон спортивной подготовленности боксера. Также предусматривают поиск новых подходов, раскрывающих дополнительные резервы реализации двигательно-координационных возможностей организма.

Многообразие форм двигательно-координационной деятельности боксеров во время боя требует высокой подвижности нервных процессов и мобилизации сенсорно-перцептивных механизмов. Наиболее успешными в соревнованиях являются боксеры, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей. Эти возможности реализуются при совершенствовании таких восприятий: восприятие пространственно-временных характеристик движений (собственных и противника), специализированные восприятия (чувство дистанции, чувство времени, чувство темпа), мышеч-но-двигательные восприятия при непосредственном контакте с противником. Все эти ведущие восприятия должны быть тесно взаимосвязаны между собой и влиять друг на друга [3, 9-11].

Кроме этого современный боксер должен обладать высоким уровнем развития двигательно-координаци-онной структуры движений за счет дифференцирования мышечных усилий в конкретной ситуации [8], точности движения (на внешний раздражитель, при реагировании на движущийся предмет) [6, 7], способности поддерживания статического и динамического равновесия при раздражениях вестибулярного аппарата [9, 12].

32015

и

Наиболее благоприятном периодом развития двигательной координации и способности юных боксеров к выработке новых двигательных программ является возраст 11-12 лет. Именно данный возрастной диапазон особенно чувствительный к целенаправленным воздействиям спортивной тренировки [9, 10, 13, 14].

Так, традиционные формы организации занятий по боксу включают деятельность в условиях пространственно-временной и альтернативной неопределенности. Однако эти условия, как правило, бывают однотипными и стереотипными для занимающихся [8, 9]. В вероятностных ситуациях адаптация к условиям деятельности наступает довольно быстро. Поэтому эффект в тренировке координационных способностей у юных боксеров определяется не только сложностью решаемых психомоторных задач, но и их новизной и постоянной вариативностью.

В этой связи (с одной стороны), необходимо рационально варьировать условия тренировки в боксе. Также стремиться систематически ставить занимающихся в ситуации, требующие от них проявления адекватности, быстры, рациональности, маневренности и экспромта двигательных действий в условиях временной и альтернативной неопределенности. С другой стороны, постепенно повышать объем специализированных упражнений и изменять координационную сложность двигательной структуры. Это возможно только за счет моделирования условий соревновательной деятельности.

Несмотря на важность и актуальность проблемы, в современной теории спортивной тренировки боксеров методика развития у них координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание основ координационных способностей, разноречивы данные об их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий их развития применительно к боксу на начальном этапе подготовки.

Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных боксеров обуславливают актуальность темы данной работы и требуют дальнейших научных исследований.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров 11-13 лет.

Задача исследования: определить эффективность разработанной авторской методики развития координационных способностей боксеров средствами разной двигательно-координационной направленности.

Методы и организация исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научной и методической литературы; педагогическое наблюдение; тестирование координационных способностей с помощью контрольных испытаний [4, 10, 13], имеющих

наиболее высокие значения надежности и информативности.

В батарею контрольных испытаний, были включены следующие тесты:

1. Многократные прыжки с максимальным вращением в правую и левую стороны на координа-циометре В. Старосты - для определения уровня развития КС и утомления в двигательной и информационной части структуры системы движений.

2. Кувырки вперед с поворотом на 180° - для определения уровня вестибулярной устойчивости. Испытуемым предлагалось выполнить серию кувырков вперед с последующим поворотом на 180° (кувырок вперед - поворот на 180° - кувырок вперед и т.д.). Тест выполнялся до первых признаков головокружения и неспособности выполнять кувырки по прямой (это расценивалось как сбой в информационной части структуры системы движений). Измерялось время выполнения контрольного упражнения (сек.).

3. Проба Ромберга (равновесие на одной ноге) и проба Яроцкого (вращение головой) - для определения уровня развития статической координации и вестибулярной устойчивости.

4. «Челночный бег» - для определения способности к перестроению двигательных действий. Испытуемым предлагалось пробежать 9 метров и вернуться к линии старта. Затем пробежать 6 м и вернуться к линии старта и после этого пробежать 3 м и вернуться обратно. Измерялось время выполнения (с.).

5. «Оббегание препятствий» - для определения способности к ориентированию в пространстве. На площадке длиной 10 м на отметках 2,5 м и 7,5 м устанавливались высокие фишки. Испытуемым предлагалось пробежать от линии старта до линии финиша, оббегая 1-ую фишку справа, 2-ую - слева и 3-ию - справа. Во второй попытке предлагалось оббежать 1-ую фишку слева, 2-ую - справа, 3-ию - слева. Перед выполнением каждой контрольной попытки испытуемым предоставлялась одна пробная. Измерялось время выполнения упражнения (с.).

Кроме контрольных испытаний и проб для определения утомления в информационной части структуры системы движений в течение тренировочного занятия применялись еще две пробы: 1 - пальце-носовая (динамическая координация); 2 - исследование походки человека по методике В.Г. Стрельца. Обе пробы выполнялись произвольно индивидуально в течение всей тренировки и обычно после заданий со сложно-координационной нагрузкой.

Педагогический эксперимент проводился на базе СДЮШОР .№1 города Бреста с января по апрель 2014 г. во время учебно-тренировочных занятий. В эксперименте приняли участие 18 юных боксеров в возрасте 11-13 лет, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Результаты контрольных испытаний до и после эксперимента были обработаны с использованием методов математической статистики. Были определены: среднее арифметическое (х); стандартное среднеква-

IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'

- - проблеми ф1зичного

вихованняI спорту _

ПСИХОЛОГ1Я

дратическое отклонение (с); среднестатистические ошибки (т); ^критерий Стьюдента для зависимых выборок. Математическая обработка статистических параметров проводилась при помощи компьютерной программы Statistika 6.0.

Результаты исследования.

Основополагающим в экспериментальной программе развития координационных способностей являлось то, что структура системы двигательного действия состояла из информационной и двигательной части. В информационную часть структуры движения входила координация деятельности центральной нервной системы и сенсорных систем. В двигательную - комплекс проявлений кондиционных способностей.

Занятия координационной направленности в экспериментальной группе осуществлялись на основе распределения физической нагрузки с преобладанием сложно-координационных упражнений и усиленным вниманием на информационную и двигательную часть структуры системы движений. Программа авторской методики развития КС была включена в подготовительную и основную часть занятий, что составляло 60% от общего времени. Всего в экспериментальной группе в течение 4 месяцев было проведено 42 тренировочных занятия.

В первом комплексе упражнений (направленном на развитие координационных способностей верхних и нижних конечностей) применялись различные асимметричные и симметричные движения с разными траекториями выполнения, упражнения на поддержание статического и динамического равновесия, различные прыжковые упражнения, игровые упражнения с предметами или без (табл. 1).

Во втором комплексе упражнений в начале под-

готовительной части предлагались основные типовые виды упражнений на развитие вестибулярной устойчивости (вращения, наклоны, повороты, акробатика) с изменением их координационной сложности и степени нагрузки. Также подвижные игры или эстафеты, направленные на развитие сенсорной системы боксеров (табл. 2).

В основной части занятия подбирались специфические упражнения, позволяющие согласовывать движения. Также перестраивать выработанный навык в соответствии с требованиями варьирующихся условий. Данная методика представлена в следующем алгоритме: 1 - пространственной ориентировки (чувство «ударной дистанции»); 2 - точности пространственных параметров движения; 3 - точности временных параметров движения (чувство времени) (табл. 3).

Вышеперечисленные средства координационной направленности основаны на разнообразных общих и специальных двигательных действиях, позволяющих расширить базис двигательных умений и навыков (двигательный опыт) для активизации отдельных перцептивных функций и специализированных восприятий занимающихся.

Суммарное время выполнения координационной нагрузки в каждом занятии составляло 15- 45 мин. Повышение объема нагрузки осуществлялось за счет увеличения количества повторений упражнения в одной серии, количества серий и количества разнообразных упражнений в серии при сохранении одинакового числа повторений.

В процессе занятий использовались следующие регуляторы повышения интенсивности выполнения координационных заданий: повышение координационной сложности заданий на основе увеличения

Таблица 1

Примерный комплекс упражнений на координацию движений (для подготовительной части занятий в течение 1-го и 2-го месяца)

№ Содержание упражнений

1 Исходное положение (и.п.) - основная стойка (о.с.). 1 - левая на носок вперед; правая рука в сторону, левая на пояс; голову повернуть налево (направо); тяжесть тела перенести на левую, правая на носке назад; руки опустить. 2 - правая на носке вперед, левая рука в сторону, правая на пояс; голову повернуть направо и перенести тяжесть тела на правую ногу, левую назад на носок; руки опустить. 3. - повернуться кругом, в конце поворота хлопок руками над головой, посмотреть на руки. 4 - и.п. Дозировка - 3-4 раза.

2 И.п. - о.с. 1 - повернуть туловище направо, правую ногу вперед на носок, левую руку за голову, правую на пояс и наклониться вперед. 2 - и.п. 3 - повернуть туловище налево; левую ногу вперед на носок; правую руку за голову, левую на пояс; наклон влево. 4 - принять положение старта пловца и прыжком повернуться кругом, руки вверх, смотреть на руки. 5 - дугами внутрь руки в стороны. 6 - и.п. Дозировка - 3-4 раза.

3 И.п. - правая рука вперед-вверх, левая вниз-назад. 1 - прыжок, ноги в стороны, смена положения рук. 2 - прыжок, ноги вместе, смена положения рук. Дозировка - 3-4 раза.

4 И.п. - о.с. 1 - прыжок на правую ногу, левая назад, руки вперед. 2 - прыжок на левую, правая назад, руки в стороны. 3 - прыжок на обе ноги, руки дугами назад. 4 - кувырок вперед. 5 - прыжок вверх, руки вверх-в стороны. 6 - и.п. Дозировка - 3-4 раза.

5 И.п. - о.с. 1 - шаг левой ногой и дугой вперед полтора круга правой рукой. 2 - шаг правой ногой и дугой вперед полтора круга левой рукой. 3 - прыжок ноги врозь, хлопок руками за спиной, «и» - прыжок ноги вместе, руки в стороны ладонями вверх. 4 - и.п. Дозировка - 4-5 раз

32015

и

Таблица 2

Примерный комплекс упражнений на координацию движений и вестибулярную устойчивость (для подготовительной части занятий в течение 3-4 месяцев)

№ Содержание упражнений

1 2

1 Ходьба с вращением головы по кругу (дозировка по 10"-20") Ходьба спиной вперед с вращением головы по кругу; ходьба со скручиванием таза вправо-влево; обычный бег; бег скрестным шагом (правым-левым боком); бег спиной вперед; бег с вращением вокруг своей оси; бег с «разбрасыванием» вперед-назад-вправо-влево рук и ног произвольно; бег с захлестом голени, с «жонглированием мяча»; бег со сменой направлений по команде; бег «змейкой» и со сменой направлений; бег с прыжками вверх и вращением вокруг своей оси по команде преподавателя; бег по «кочкам»; обычный бег с вращением головы по кругу; семенящий бег с одновременным вращением рук по кругу в замке.

2 Упражнения в ходьбе (дозировка 10"-20"): Ходьба с выпадами и со скручиванием к впереди стоящей ноге; ходьба с вращением туловища по кругу; ходьба в наклоне со скручиванием к впереди стоящей ноге; ходьба с вращением рук в лучеза-пястных суставах и головой одновременно; ходьба с попеременным и одновременным вращением рук в локтевом суставах; ходьба с вращением в разные стороны рук в плечевых суставах (правая - круг вперед, левая - назад); ходьба «насос» с вращением вокруг своей оси; ходьба с прямыми ударами и скручиванием к вперед стоящей ноге (лицом вперед, спиной вперед).

3 Упражнения на месте (на статическое равновесие) (дозировка 10"-20") И.п. - стоя на правой ноге, левая поднята (угол 90°) руки в стороны, одновременное вращение в лу-чезапястном и голеностопном суставах, в локтевых и коленных суставах, плечевых и тазобедренных суставах. Стоя на правой, левая поднята выше колена. Описывать ногой восьмерку. И.п. - стоя на правой, левая назад-вверх, руки в стороны вперед («ласточка») И.п. - стоя на правой, левая поднята и согнута в колене (угол в бедре 90°). Туловище наклонено вперед. Имитация полета руками.

4 Упражнения в парах (на чувства равновесия) (дозировка 20"-30") На гимнастической скамейке - толчки одной или двумя руками с обманными действиями. На гимнастической скамейке - ритмичное толкание друг друга одновременно одноименными руками в грудь, плечи и в область диафрагмы с подскоками на одной и двух ногах; Толчки двумя и одной рукой, находясь в приседе.

5 Специально-подготовительные упражнения на координацию движений (дозировка 30"-1'): По хлопку (команде) преподавателя боксер, находящийся в боевой стойке, применяет определенную защиту или наносит удар в зависимости от команды. По команде преподавателя на 1 хлопок боксер наносит определенный удар, на 2 хлопка применяет определенную защиту. Передвигаясь в боевой стойке, боксеры играют в пятнашки. Передвигаясь в боевой стойке, боксеры набивают от пола теннисными мячами. Передвигаясь в боевой стойке, боксеры перебрасывают большие и малые мячи левой (правой) рукой. Передвигаясь в боевой стойке у стенки, боксеры уходят от мячей, бросаемых в них партнерами. Специально-подготовительные упражнения на координацию движений (дозировка 30"-1'): По хлопку (команде) преподавателя боксер, находящийся в боевой стойке, применяет определенную защиту или наносит удар в зависимости от команды. По команде преподавателя на 1 хлопок боксер наносит определенный удар, на 2 хлопка применяет определенную защиту. Передвигаясь в боевой стойке, боксеры играют в пятнашки. Передвигаясь в боевой стойке, боксеры набивают от пола теннисными мячами. Передвигаясь в боевой стойке, боксеры перебрасывают большие и малые мячи левой (правой) рукой. Передвигаясь в боевой стойке у стенки, боксеры уходят от мячей, бросаемых в них партнерами.

диапазона вариативности упражнений; повышение требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов одновременно; выполнение координационных упражнений в условиях дефицита времени; изменение способа и отдельных параметров выполнения двигательных действий; изменение условий в ходе выполнения двигательных задач; уменьшение пауз между заданиями и сериями координационных упражнений; выполнение сложных координационных заданий на фоне утомляемости. Продолжительность

координационной работы в отдельном задании варьировалась в среднем от долей секунд до нескольких минут.

Длительность интервалов отдыха устанавливалась в зависимости от задач координационной тренировки и в целом составляла от 30-45 секунд до 2-3 мин. Это позволяло восстанавливать работоспособность организма для эффективного выполнения следующего задания. Характер отдыха между координационными упражнениями был пассивным или активным. В процессе активного восстановления применялись упраж-

IПЕДАГОГ1КА I та медико"6'олог'чн'

^■^■■■■■■У проблеми ф1зичного и^!^^0^0^1^! виховання I спорту

Таблица 3

Примерный комплекс упражнений на координацию движений и вестибулярную устойчивость (для основной

части занятий)

№ Содержание упражнений

1 2

Специально-подготовительные упражнения на быстроту и координацию движения (дозировка по 1')

1 Преподаватель имитирует прямые удары, а ученики быстро и избирательно защищаются (подставка, отклон, уклон и т.д.)

2 3 Преподаватель имитирует прямые удары, а ученики моментально защищаются и реагируют ответным одиночным контрударом (прямо) Преподаватель, стоя перед группой в боевой стойке, раскрывает отдельные части тела. Ученики мгновенно и избирательно имитируют соответствующие прямые удары

Упражнения, выполняемые на дистанции большей, чем боевая

4 Расстояние между боксерами 2-3 шага. Один боксер имитирует различные одиночные, двойные удары, его соперник в соответствии с ударом принимает ту или иную защиту и имитирует контратаку (прямой удар) (дозировка по 2 х 1')

Упражнения в бою с тенью

5 По команде преподавателя резко увеличивается темп выполнения различных действий (дозировка по 4 х 15')

Упражнения на боевых дистанциях

6 7 Боксеры двигаются друг перед другом. Один из них стремится нарушить дистанцию. По команде преподавателя «Стоп!» оба боксера останавливаются и дистанция проверяется Боксеры передвигаются друг перед другом на различных дистанциях. Одни из боксеров раскрывает на мгновение перчатку. Это служит сигналом для атаки противника. Противник может атаковать только в том случае, когда перчатка находится в открытом положении на ударной дистанции. Атакующие действия могут быть самыми различными (дозировка по 2 х 1')

8 Боксер намеренно раскрывает отдельные части тела. Партнер избирательно реагирует прямым ударом или сочетанием ударов и применяет защиту от возможных контрударов (дозировка по 2 х 1')

Упражнения на снарядах (мешках) (дозировка по 1')

9 10 По хлопку (команде) преподавателя боксер наносит одиночный прямой удар по уровню головы, два хлопка - по уровню туловища, три хлопка - боксер наносит серию из двух ударов (один по уровню головы, другой - по уровню туловища). По хлопку преподавателя боксер делает защиту от воображаемого удара, по двум хлопкам - боксер делает защиту и контрудар одиночный прямой, по трем хлопкам - боксер делает защиту от воображаемого удара наносит одиночный удар и тут же делает снова защиту

Упражнения на лапах (дозировка по 2 х 1')

11 12 Боксер реагирует на определенное положение лап одиночным ударом Боксер наносит удары по лапам, когда они находятся только на определенной дистанции (средней, дальней, ближней)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нения на расслабление и растяжение мышц.

Основопологающюм принципом в авторском подходе повышения уровня развития КС должно быть не достижение определенной адаптации к нагрузкам, а постоянное расширение ее границ с помощью варьирования разнообразных общих и специальных двигательно-координационных действий. Раскрытие резерва координационных возможностей у юных боксеров создаёт действенный базис для согласованных действий с применением современной техники боя, для активизации двигательного интеллекта, для повышения уровня пространственной и временной точности движений, вестибулярной устойчивости и скорости реакций. В этой связи, логично предположить, что предложенная методика должна повысить резервный

уровень информационного и двигательного компонента координационных способностей юных боксеров.

По результатам контрольных испытаний у юных боксеров возможно выявить общие тенденции изменений координационных возможностей. В результате проведенного исследования нами было установлено, что:

1) До эксперимента в тестовом задании прыжки с максимальным вращением в правую и левую стороны (из 15 попыток): только результаты второй попытки (287,0+18,41) статистически значимо 0=2,92; Р<0,05) превосходили показатели первой попытки (262,5+15,21). В дальнейших попытках статистически значимых различий (Р> 0,05) не наблюдалось.

2) После эксперимента в тестовом задании прыж-

32015

056

Таблица 4

Результаты контрольных испытаний до и после эксперимента

N Исследуемые параметры Статистические характеристики

До эксперимента После эксперимента №

х т х т

1 Толчок двумя ногами с вращением в левую сторону (лучшие попытки) ° 297,50° 17,53 322,50° 13,67 3,18/ Р<0,05

2 Кувырок вперед с поворотом на 180° 20,50 2,20 25,60 2,19 6,78/ Р <0,05

3 Проба Ромберга (на правой ноге) 15,10 2,97 16,10 2,63 1,54/ Р >0,05

4 Проба Ромберга (на левой ноге) 10,80 1,91 12,60 1,81 3,67/ Р <0,05

5 Проба Яроцкого (в правую сторону) 53,70 15,08 57,00 11,89 1,29/ Р >0,05

6 Проба Яроцкого (в левую сторону) 52,10 15,66 67,00 14,70 2,29/ Р <0,05

7 Челночный бег (3,6,9 м), с 13,03 0,20 12,32 0,28 2,12/ Р <0,05

8 Оббегание предметов (справа), с 3,10 0,07 2,91 0,05 2,27/ Р <0,05

9 Оббегание предметов (слева), с 3,22 0,06 3,01 0,05 2,53/ Р <0,05

ки с максимальным вращением в правую и левую стороны (из 15 попыток) выявлены ряд различий:

- результаты второй попытки с вращением в правую сторону (278,50+13,19) статистически значимо 0=4,30; Р<0,01) превосходили результаты первой попытки (267,50+13,71).

- в третьей попытке с вращением в левую сторону (290,50+12,28) сохранилась статистически значимая (1=2,71; Р< 0,05) тенденция к увеличению результатов в сравнении со второй попыткой (278,50+13,19). Данная тенденция наблюдалась и в четвертой попытке (304,00+11,85), результаты которой существенно (1=3,48; Р<0,01) превосходили показатели предыдущей.

- в дальнейшем до восьмой попытки существенных изменений рассматриваемого показателя не отмечалось (Р>0,05). Однако, нами в 9 (235,00+17,58), 10 (242,50+18,68) и 11 (246,50+18,97) попытках наблюдались статически значимые изменения (1=2,75-395; Р<0,05-0,01).

При выполнении многократных прыжков с максимальным вращением в правую и левую стороны испытуемые выполняли всего 15 попыток. На 16 попытке происходил сбой в информационной части структуры системы движений (т.е. неправильный выбор стороны поворота). Наступление полного утомления в 16-ой попытке, мы определяли как наличие определенных физиологических границ наступления утомления (присущих для юных боксеров 11-13 лет). Анализ динамики ошибок в выборе стороны поворота позволил установить, что до эксперимента первое нарушение произошло уже в 6-й попытке. После эксперимента сбой происходил только в 12-й попытке.

Сравнение полученных данных позволило установить, что до и после эксперимента процент ошибок в

12-й попытке составил 10%; в 13-й попытке до эксперимента 40% и после - 10%; в 14-й попытке до эксперимента - 60% и после - 50%; в 15-й попытке до эксперимента - 80% и после - 70%.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о тенденции улучшения КС у юных боксеров после экспериментального воздействия (табл. 4).

Сравнительный анализ результатов пробы Ром-берга и пробы Яроцкого (вращение головой) показал улучшение результатов у юных боксеров только в левую сторону. На левой конечности отмечались существенные различия (Р<0,05) от показателей правой стороны (и конечности). Данный факт обусловлен тем, что до эксперимента в функциональном состоянии вестибулярного анализатора присутствовала функциональная асимметрия с преобладанием ведущей правой конечности. Однако, после целенаправленных педагогических воздействий координационной направленности в сторону симметризации движений выявлен резервный потенциал юных боксеров в левой конечности. Это позволило повысить уровень вестибулярной устойчивости.

Предложенная методика развития КС на основе моделирования условий соревновательной деятельности оказала существенное влияние на исследуемые показатели. Динамика изменения результатов контрольного испытания кувырок с поворотом и проб Ромберга, Яроцкого, «Челночный бег» и «Оббегание предметов» показала статистически значимое (Р<0,05) увеличение исследуемых параметров. Это еще раз подтверждает эффективность разработанной нами методики развития КС у юных боксеров с использованием сложно-координационных нагрузок с усиленным влиянием на сенсорно-информационные и двигательные системы движений.

I ПЕДАГ0Г1КА I та медико-б1олог1чн1

^■^■■■■■■У проблеми ф1зичного

и^!^^0^0^1^! виховання I спорту _

Дискуссия.

Анализ литературы и собственных результатов исследования показал, что данная работа подтверждает исследования специалистов [15-18] в области координационной подготовки юных боксеров. В настоящее время имеется немного научных исследований в области вариации средств и методов координационной направленности в боксе. При этом многие авторы [1518] касаются исследования и разработки отдельных параметров координационной подготовки боксеров и не рассматривают процесс подготовки юных спортсменов с точки зрения комплексности вариационного подхода. До настоящего исследования вариационный подход в координационной подготовке юных боксеров рассматривался лишь частным вопросом [19-21], без создания теоретической сущности, принципов, алгоритмов и конкретных методик оптимизации процесса тренировки. С этой точки зрения наше исследование является новым и имеет значение для теории и практики спортивной тренировки в боксе и других видах спорта. Поэтому работа является новым направлением, в котором принцип вариативного подхода преобразуется в систему со своей структурой и алгоритмом.

Нами были подтверждены данные специалистов [15-20] о том, что в возрастном диапазоне 11-13 лет наблюдается высокое развитие сенсорно-информационных и двигательно-моторных компонентов КС под воздействием целенаправленным координационных упражнений разной вариационной направленности. Данное явление обусловлено тем, что в этом возрасте усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры, формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки [22]. Соответственно увеличивается взаимосвязь между различными корковыми центрами в основном за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункци-ональную основу развития функций мозга, установление межсистемных взаимосвязей.

Согласно ряда исследований [15-21], постоянное образование новых межсистемных связей в нейрофизиологических механизмах организма юных боксеров обеспечивает вариацию сложных процессов координации движений. Это в свою очередь обуславливает высокую напряженность функций центральной нервной системы и двигательного аппарата. В этой связи, наличие высокого уровня координации, определяется различным соотношениям унаследованных свойств физиологической конструкции и высокоразвитых психофизиологических качеств, которые поддерживаются и развиваются специальной координационной подготовкой.

Выводы:

1. Координационная подготовка в боксе должна включать специализированные средства и методы

вариативной направленности, которые позволяют формировать базу двигательных кондиций и навыков. Тем самым создаются дополнительные резервы для дальнейшего роста уровня координационных способностей.

2. В возрасте 11-13 лет у юных боксеров наблюдается более интенсивное развитие информационных и моторных компонентов координационных способностей: способность к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостную сложно-координированную двигательную деятельность. Выявленные возрастные особенности КС обосновывают основные подходы к развитию вышеназванных способностей и позволяют эффективно и рационально управлять учебно-тренировочным процессом на начальном этапе подготовки юных боксеров.

3. В программах с координационной направленностью следует рационально сочетать вариативность построения занятий и контроль нагрузки. Это позволит обеспечивать более высокий уровень развития компонентов координационного потенциала юных боксеров. В этой связи, необходимыми условиями развития КС у юных боксеров являются: установление оптимальных структурно-функциональных связей тренировочной и соревновательной деятельности; применение специальных упражнений в изменяющихся условиях (вероятностные и неожиданные ситуации); моделирование ситуаций с альтернативной неопределенностью, связанной с необходимостью варьировать двигательный состав ответных действий; сокращение времени на решение психомоторной задачи в определенной последовательности (ситуация - атакующие действия - защитные действия - сюжет боксерского поединка - решаемая задача). Именно такой подход позволит юным боксерам в последующем эффективно осуществлять технико-тактические маневры в ведении боксерского поединка.

Таким образом, данные эксперимента позволили установить, что под воздействием системы специальных двигательно-координационных заданий происходит повышение уровня синхронизации двигательных, физиологических и вегетативных функций организма (достижением их оптимальной согласованности). Это приводит к мобилизации резервных возможностей и находит дополнительные пути для дальнейшего совершенствования методики подготовки юных боксеров.

В перспективе дальнейших исследований предполагается разработка и внедрений упражнений сопряженной направленности: двигательно-координаци-онных заданий с акцентом на технико-тактические действия боксеров.

Конфликт интересов.

Автор заявляет, что не существует никакого конфликта интересов.

s

2015

Литература

1. Aлабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов I В.Г. Aлабин, A^. Aлабин, В.П. Бизин. - Харьков: Основа, 1993. -243 с.

2. Калмыков Е.В. Теория и методика бокса: учебник I под об. ред. Е.В. Калмыков, ВА. Киселев, В.Н. Клещев, Н.Д. Хромов. - М. : ФК, 2009. - 272 с.

3. Бибиков С.В. Методика развития координационных способностей юных боксеров на основе моделирования условий их соревновательной деятельности: дис ... канд. нед. наук : 13.00.04. I С.В. Бибиков. - В., 2008. - 141 с.

4. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие I В.И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

5. Harre D. Grundlage und Methodik der Ausbildung koordinativer Fähigkeiten I D. Harre. - Berlin, 1985. - S. 187-194.

6. Hirtz P. Koordinative Fähigkeiten - Gewandtheit-motorische Kompetenz I P. Hirtz. - Kassel, 2002. - S. 59-65.

7. Hirtz P. Die Komponente Koordination I P. Hirtz II Körpereziehung.

- 1995. - N 3. - S. 102-106.

8. Aтилов A.A. Современный бокс: учебное пособие I A.A. Aтилов. Ростов на Дону: Феникс, 2003. - 640 с.

9. Баранов В.П. Современная спортивная тренировка боксера: практическое пособие. В 2 т. Т. 1I В.П. Баранов, Д.В. Баранов. -Гомель: Сож, 2008. - 360 с.

10. Кличко В.В. Методика определения способностей боксеров в системе многоэтапного спортивного отбора: автореф. дис. ... канд. наук но физ. восн. и спорту: 24.00.01 I В.В. Кличко. - Нац. ун-т физ. восн. и снорта Украины. - Киев, 2000. - 18 с.

11. Колесник И.С. Инновационная технология развития ведущих двигательных координаций у боксеров 15-17 лет массовых разрядов: автореф. дис. ... канд. нед. наук: 13.00.04 I И.С. Колесник. - Малаховка, 2006. - 25 с.

12. Guidetti L., Musulin A., Baldari C. Physiological factors in middleweight boxing performance. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 2002, vol.42(3), pp. 309-314.

13. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития I В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

14. Coutts Aaron. Monitoring training load. Journal Sports Coach (Aus), 2004, vol.27(1), pp. 12-14.

15. Осколков ВА. Развитие координационных способностей боксеров в различные периоды становления технико-тактического мастерства I ВА. Осколков, И.И. Кшинин II Ученые заниски университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011, № 5 (75). - С. 93-96.

16. Подлесных A.A. Проблема подготовки спортсменов единоборцев с различным латеральным психофизическим профилем I Подлесных A.A. II Преподаватель XXI век. 2014. Т. 1. № 3. - С. 183-190.

17. Осколков ВА. Координационные способности в структуре двигательных возможностей юных боксеров различных тактических манер ведения ноединка I ВА. Осколков, И.И. Кшинин II Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011, № 7 (77). С. 121-124.

18. Колесник И.С. Роль афферентного синтеза в становлении технико-тактической подготовленности боксеров массовых разрядов I И.С. Колесник II Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 70-73.

19. Бурухин С.Ф. Комплексная оценка физического развития функциональных и двигательных качеств мальчиков-нодростков, занимающихся боксом I С.Ф. Бурухин, KA. Примаков II Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4.

- С. 12-16.

20. Волков A.H Исследование координационной структуры ударных действий боксеров методами стабилометрии I A.H Волков, МА. Михайлов, Н.В. Павлов II Вестник спортивной науки. 2013. № 3. - С. 55-58.

21. Бакулев С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера I С.Е. Бакулев, ОА. Двейрина, A.C Саввина II Ученые заниски университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. № 20. - С. 3-9.

22. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: учебник для высших учебных заведении физической культуры I A.Q Солодков и Е.Б. Сологуб - М. : «Терра-Спорт», 2001. - 510 с.

References:

1. Alabin V.G., Alabin A.V., Bizin V.P. Mnogoletniaia trenirovka iunykh sportsmenov [Many yesr' training of junior sportsmen], Kharkov, Basis, 1993, 243 p. (in Russian)

2. Kalmykov E.V. Teoriia i metodika boksa [Theory and methodic of boxing], Moscow, Physical Culture and Sport, 2009, 272 p. (in Russian)

3. Bibikov S.V. Metodika razvitiia koordinacionnykh sposobnostej iunykh bokserov na osnove modelirovaniia uslovij ikh sorevnovatel'noj deiatel'nosti. Cand. Diss. [Methodic of development of junior boxers' coordination abilities on the base of simulation of competition functioning's conditions. Cand. Diss.], Voronez, 2008, 141 p. (in Russian)

4. Liakh V.I. Koordinacionnye sposobnosti: diagnostika i razvitie [Coordination abilities: diagnostic and training], Moscow, Division, 2006, 290 p. (in Russian)

5. Harre D. Principles and methodology of coordination abilities training [Grundlage und Methodik der Ausbildung koordinativer Fähigkeiten], Berlin, 1985, pp. 187-194. (in German)

6. Hirtz P. Coordination skills — dexterity — motor competences [Koordinative Fähigkeiten - Gewandtheit-motorische Kompetenz]. Kassel, 2002, pp. 59-65. (in German)

7. Hirtz P. Coordination components [Die Komponente Koordination], Körpereziehung, 1995, vol.3, pp. 102-106. (in German)

8. Atilov A.A. Sovremennyj boks [Modern boxing], Rostov on Don, Phoenix, 2003, 640 p. (in Russian)

9. Baranov V.P., Baranov D.V. Sovremennaia sportivnaia trenirovka boksera [Modern sport training of boxer], Gomel, Sozh, 2008, T. 1, 360 p. (in Russian)

10. Klichko V.V. Metodika opredeleniia sposobnostej bokserov v sisteme mnogoetapnogo sportivnogo otbora. Cand. Diss. [Methodic of determination of boxers' potentials in system of stage-by-stage sport selection. Cand. Diss.], Kiev, 2000, 18 p. (in Russian)

11. Kolesnik I.S. Innovacionnaia tekhnologiia razvitiia vedushchikh dvigatel'nykh koordinacij u bokserov 15-17 let massovykh razriadov. Cand. Diss. [Innovative technology of most important movements' coordination development in 15-17 years age boxers of mass grades. Cand. Diss.], Malakhovka, 2006, 25 p. (in Russian)

12. Guidetti L., Musulin A., Baldari C. Physiological factors in middleweight boxing performance. Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 2002, vol.42(3), pp. 309-314.

13. Liakh V.I. Dvigatel'nye sposobnosti shkol'nikov: osnovy teorii i metodiki razvitiia [Motor skills of schoolchildren: principles of theory and practice of training], Moscow, Terra-Sport, 2000, 192 p. (in Russian)

14. Coutts Aaron. Monitoring training load. Journal Sports Coach (Aus), 2004, vol.27(1), pp. 12-14.

15. Oskolkov V.A., Kshinin I.I. Razvitie koordinacionnykh sposobnostej bokserov v razlichnye periody stanovleniia tekhniko-takticheskogo masterstva [Training of boxers' coordination abilities in different periods of technical-tactic sportsmanship's formation]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2011, vol.5 (75), pp. 93-96. (in Russian)

16. Podlesnykh A.A. Problema podgotovki sportsmenov edinoborcev s razlichnym lateral'nym psikhofizicheskim profilem [Problem of martial art sportsmen's with different lateral psych-physiological profile training]. Prepodavatel' XXI vek, 2014, vol.1(3), pp. 183190. (in Russian)

17. Oskolkov V.A., Kshinin I.I. Koordinacionnye sposobnosti v strukture dvigatel'nykh vozmozhnostej iunykh bokserov razlichnykh takticheskikh maner vedeniia poedinka [Coordination abilities in structure of motor potentials of junior boxers with different tactics of duels]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2011, vol.7(77), pp. 121-124. (in Russian)

18. Kolesnik I.S. Rol' afferentnogo sinteza v stanovlenii tekhniko-takticheskoj podgotovlennosti bokserov massovykh razriadov [Role of afferent synthesis in formation of technical tactic fitness of boxers of mass grades]. Teoriia i praktikafizicheskoj kul'tury, 2014, vol.4, pp. 70-73.

19. Burukhin S.F., Primakov K.A. Kompleksnaia ocenka fizicheskogo razvitiia funkcional'nykh i dvigatel'nykh kachestv mal'chikov-podrostkov, zanimaiushchikhsia boksom [Complex assessment of physical development of functional and motor qualities of boys-adolescents, practicing boxing training]. Iaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2008, vol.4, pp. 12-16. (in Russian)

20. Volkov A.N., Mikhajlov M.A., Pavlov N.V. Issledovanie koordinacionnoj struktury udarnykh dejstvij bokserov metodami stabilometrii [Research of coordination structure of boxers' blow impacts with methods of stabilometry]. Vestnik sportivnoj nauki, 2013, vol.3, pp. 55-58. (in Russian)

21. Bakulev S.E., Dvejrina O.A., Savvina A.S. Differencirovannyj podkhod k opredeleniiu sportivno vazhnykh koordinacionnykh sposobnostej boksera [Differentiated approach to determination of important in sports coordination abilities of boxer]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, 2006, vol.20, pp. 3-9. (in Russian)

22. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiia cheloveka [Fiziologiia cheloveka], Moscow, Terra-Sport, 2001, 510 p. (in Russian)

IПЕДАГОГ1КА I та медико_б'олог'чн'

- - проблеми ф1зичного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виховання i спорту _

ПСИХОЛОГ1Я

Информация об авторе: Лю Юн Цянь: http://orcid.org/0000-0002-4041-9637; 18639118576@163.com; Хэнаньский политехнический университет; проспект Центральный, 2001, г. Джаодзуо, 454000, Китайская Народная Республика.

Цитируйте эту статью как: Лю Юн Цянь. Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей юных боксеров 11-13 лет // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. - 2015. - N 6. - С. 14-22. http://dx.doi.org/10.15561/18189172.2015.0603

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www. sportpedagogy. org.ua/html/arhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 02.05.2015 Принята: 20.05.2015; Опубликована: 30.05.2015

Information about the author: Liu Yong Qiang: http://orcid.org/0000-0002-4041-9637; 18639118576@163.com; Henan Polytechnic University; Central Avenue, 2001, Dzhaodzuo, 454000, Republic of China.

Cite this article as: Liu Yong Qiang. Experimental substantiation of methodic of 11-13 years old boxers' coordination development.

Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015, vol.6, pp. 14-22. http://dx.doi. org/10.15561/18189172.2015.0603

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 02.05.2015

Accepted: 20.05.2015; Published: 30.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.