Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе'

Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / PROFESSIONAL ATTITUDE / PEDAGOGICAL MODEL / A CULTURAL HISTORY / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анфимова Екатерина Борисовна

Рассматривается апробация в вузе модели формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в рамках дисциплины «История культуры и искусств». Описывается содержание учебных модулей. Сформулированы принципы, лежащие в основе модели, охарактеризованы особенности и результаты освоения каждого учебного модуля, а также модели в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF FORMING A PROFESSIONAL-CREATIVE POSITION OF THE FUTURE ARCHITECT AND DESIGNER IN COLLEGE

The article deals with testing the model of forming a professional-creative position of the future architect and designer within the discipline of History of Culture and Arts in college. It defines the principles that underlie the model and describes the contents of training modules. The article describes the features and results of mastering each training module, as well as the model as a whole.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в вузе»

УДК 378.12.14

Е. Б. Анфимова

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО АРХИТЕКТОРА И ДИЗАЙНЕРА В ВУЗЕ

Рассматривается апробация в вузе модели формирования профессионально-творческой позиции будущего архитектора и дизайнера в рамках дисциплины «История культуры и искусств». Описывается содержание учебных модулей. Сформулированы принципы, лежащие в основе модели, охарактеризованы особенности и результаты освоения каждого учебного модуля, а также модели в целом.

Ключевые слова: профессиональная позиция, педагогическая модель, история культуры.

Российское архитектурно-дизайнерское образование в настоящее время переходит на многоуровневую систему подготовки бакалавров и магистров. В этой связи актуальными являются вопросы, связанные с формированием содержания образовательного процесса, соответствующего требованиям нового Государственного стандарта высшего профессионального образования, согласно которому по окончании соответствующей ступени бакалавр (магистр) архитектуры или дизайна должен обладать утвержденным перечнем общих и профессиональных компетенций [1].

Вторая группа вопросов, первостепенных для развития российского профессионального образования - всеобщая гуманизация и гуманитаризация -также находит отражение в содержании образовательного процесса. В выступлениях ученых показана необходимость создавать в вузе условия для гармоничного личностного развития студентов с целью формирования профессионально значимых личностных качеств [2, с. 34; 3, с. 39]. В этом контексте в условиях профессионального архитектурно-дизайнерского образования стоит уделить внимание формированию профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика.

На основании проведенного анализа психологопедагогической литературы нами сформулировано определение профессионально-творческой позиции художника-проектировщика, понимаемой как совокупность профессиональных, социальных и ценностно-эстетических регуляторов в сфере архитектурно-дизайнерской деятельности, которые постоянно развиваются и совершенствуются, обеспечивая творческую, социальную и эстетическую направленность деятельности профессионала, детерминирующую высокий уровень качества продуктов его труда. Профессионально-творческая позиция является профессионально значимым личностным качеством художника-проектировщика (архитектора-дизайнера).

Опираясь на исследования А. М. Трещева, Н. М. Борытко, О. С. Руденко, Н. Н. Малаховой, П. В. Степанова, Л. Т. Сочень и других авторов, мы выяснили, что профессионально-творческая пози-

ция является целостным образованием, включающим в себя пять условно выделяемых и взаимосвязанных компонентов: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоциональный и ценностный.

Проблема формирования профессиональнотворческой позиции, как показало теоретическое исследование, выходит за рамки профессионального образования. Это обусловлено длительным, подверженным влиянию множества контролируемых и случайных факторов, процессом становления профессионального сознания [4, с. 214-216]. Психологические, социальные, педагогические и другие факторы воздействуют на личность будущего художника-проектировщика на довузовском, вузовском и послевузовском этапах становления профессионально-творческой позиции. Целенаправленная педагогическая работа, способствующая становлению самосознания профессионала, происходит в большей степени в рамках профессионального образования.

В ходе теоретической и экспериментальной исследовательской работы установлено, что гуманитарные дисциплины историко-культурологической направленности являются эффективным инструментом, позволяющим воздействовать на личность будущего профессионала. Поэтому нами была разработана модель формирования профессиональнотворческой позиции будущего художника-проекти-ровщика (архитектора и дизайнера), в которой мы опирались на широкий спектр воздействия дисциплины «История культуры и искусств» на различные личностные качества будущего специалиста.

В соответствии с пропедевтической, когнитивной и воспитательной функциями дисциплины в контексте архитектурно-дизайнерского образования модель содержит три направления педагогической работы: создание информационной базы; создание условий для практической творческой деятельности; формирование профессионально-творческой позиции.

С 2007 по 2010 г. на базе Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого происходило экспериментальное исследование

разработанной нами модели формирования профессионально-творческой позиции будущего ху-дожника-проектировщика (архитектора и дизайнера). Экспериментальной площадкой стали кафедры «Архитектура» и «Дизайн», занимающиеся подготовкой кадров по направлениям «Архитектура» (бакалавр/специалист), «Дизайн архитектурной

среды» (специалист), «Дизайн костюма» (специалист), «Дизайн среды» (специалист). Экспериментальная группа - 156 человек.

Предлагаемая нами модель (схема) включает ценностно-целевой, технологический, критериаль-

Эффективность педагогической работы во всех трех модулях обеспечена следующими организационно-педагогическими условиями, определенными в ходе теоретического анализа опыта формирования позиции: преемственность всех этапов образования; имитация профессиональной деятельности; взаимосвязь теоретической и практической подготовки; диалогичность образовательного процесса; установление междисциплинарных связей; личностно ориентированное, творческо-продук-тивное, культурно-историческое направления в реализации дисциплины; вовлечение студентов в разнообразную художественно-творческую деятельность; направленная педагогическая работа по эстетическому и нравственному воспитанию студентов; эмоциональная насыщенность всех видов познавательной и учебной деятельности; организация нравственной, эстетической рефлексии культуры; обеспечение неопределенности и новизны учебных задач.

но-оценочный компоненты. Технологический компонент, в свою очередь, содержит три взаимосвязанных модуля: подготовительный, теоретико-

практический и рефлексивный. Работа в рамках всех трех модулей подчинена общей логике, отвечает трем функциям дисциплины - когнитивной, формирующей и пропедевтической и подчиняется принципу постепенного усложнения предлагаемой информации и используемых методов.

Краткое описание работы в каждом из трех модулей и ее соотношение с функциями дисциплины отражено в таблице.

Педагогическое наблюдение позволило нам выявить ряд особенностей, проявляющихся в работе по освоению модулей, а также определить результаты освоения каждого из них.

В период работы над первым, подготовительным, модулем происходит более близкое личное знакомство студентов-первокурсников с преподавателем, идет адаптация к новым условиям обучения и требованиям, переоценка собственных знаний и возможностей. Результатами освоения этого модуля становятся: выравнивание уровня знаний студентов; ознакомление с профессиональной терминологией; сложение профессиональной информационной базы; самоопределение к выбранному роду деятельности; формирование доверительной психологической атмосферы в группе. Успешное освоение 1-го модуля способствует переходу ко 2-му модулю модели.

Второму, теоретико-практическому, модулю свойственны следующие особенности: элементы

Краткое содержание работы в подготовительном (1), теоретико-практическом (2) и рефлексивном (3) модулях модели процесса формирования профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика на примере реализации дисциплины «История культуры и искусств»

№ Когнитивная функция Пропедевтическая функция Формирующая функция

Аудитор- ные занятия Самостоя- тельная работа Контроль Работа с информацией Художественные и практические навыки Рефлексия индивидуального опыта Рефлексия опыта познания дисциплины

1 Лекции Реферат-эссе «Моя встреча с искусством» Тест + опрос по визуальному ряду Структурирование изученного материала Копирование репродукции Интервью о собственном опыте общения с искусством Рефлексивный опрос «Пирамиды»

2 Лекции + творческие выступле- ния Отчетная работа + подготовка выступления Традиционный или альтернативный экзамен + визуальный ряд Поиск и анализ информации для отчетной работы и выступлений Копирование репродукции и визуализация выступлений Анализ характера собственной деятельности Рефлексивные работы «Готика и романика», «Хронологическая таблица периодов искусства», опыт выступлений

3 Установочные лекции + семинары Отчетно-ис-следовательская работа + подготовка к семинару Экзамен или зачет по результатам аудиторной работы Активный поиск, отбор и анализ больших объемов информации Копирование репродукции, опыт публичных выступлений Рефлексия собственной учебной деятельности, выступлений Рефлексия культуры на основе приобретенного опыта в изучении дисциплины

АСПЕКТЫ

• Мировоззренческий

Ценностно-целевой компонент подходы • Личностно • • Г ерменевтический Пропедевтический

ориентированный —► • Профессиональный язык общения

—► • Профессионально ориентированный • Культурологический • Деятельностный • • Визуализация Практическое усвоение информации

ПРИНЦИПЫ

• Личная вовлеченность

• Поэтапное усложнение

• Самообразование и саморазвитие

і г 1 ' л г

Организационно-п< ;дагогические условия

н

я

Я

о

я

г

о

а

«

а

■*.

и

Т

Я

и

о

Ч

о

я

И

Н

ПОДГОТОВИТЕЛЬ НЫЙ МОДУЛЬ этап адаптации

ТЕОРЕТИКО-

ПРАКТИЧЕСКИЙ

МОДУЛЬ

этап

самоопределения

А.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ

МОДУЛЬ

этап

индивидуализации

сЗ

Н

О

ю

сЗ

&

!3

я

ю

гг

х

П

8

я

Л

н

«

о

н

о

0

1

о

8

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о

н

8

<

Установочные и информационные лекции Творческие самостоятельные работы Копирование репродукций Визуальный ряд, интервью

Установочные и проблемные лекции Аналитические самостоятельные работы Игровая деятельность Рефлексивная деятельность Копирование репродукций Визуальный ряд, интервью

Установочные лекции, семинары Интегративные (творческо-аналитические) самостоятельные работы Активная работа с информацией (поиск, отбор, интерпретация и анализ, презентация)

Рефлексия и саморефлексия Визуальный ряд, интервью

о * « л

П

я

а

а

н

8

а

И

8 Я

СО

о

я

е 15 « 8 * * *8

Я уЯ

-

^ О м

-& Є

о ^

а

я

Синкретический

Фрагментарный

Социально

направленный

Интегративный

Культуросообразный

Модель формирования профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика

игровой учебной работы; рефлексия практической деятельности и саморефлексия; создание для каждого студента ситуаций выбора и принятия решений, что дает возможности для развития личностных качеств, проявления собственного отношения к происходящему в аудитории, применения творческих и организаторских способностей; постепенный переход преподавателя от роли носителя и передатчика информации к роли консультанта; переход студента от пассивной роли объекта педагогического воздействия к активной роли субъекта собственной учебно-поисковой работы.

Результатами освоения 2-го модуля являются: ознакомление с современными научными подходами к изучению истории культуры; приобретение набора профессиональных сведений и формирование «словаря форм» культуры; ознакомление с визуальным рядом; возникновение навыков анализа информации; активизация творческих способностей и творческого отношения к учебе; уточнение мировоззренческих ориентиров; понимание места и роли избранной профессии в системе искусств; развитие эстетического и художественного вкуса; формирование основ профессионально-творческой позиции. На основании полученных результатов становится возможным переход к 3-му модулю нашей модели.

Особенностями третьего, рефлексивного, модуля являются: выраженный консультативный характер деятельности преподавателя; преобладание самостоятельной (домашней и аудиторной) работы студентов; исследовательская направленность деятельности; широкие возможности для проявления творческих способностей и собственной позиции по отношению к происходящему на семинарах; постоянная саморефлексия и рефлексия изученного материала.

Результатами освоения 3-го модуля становятся: присвоение и структурирование знаний по дисциплине; формирование адекватной самооценки; формирование общих и профессиональных компетенций; тренировка навыков работы с информацией; развитие всех компонентов профессионально-творческой позиции.

Особое значение при реализации всех трех модулей предлагаемой модели процесса формирования профессионально-творческой позиции имеет такой вид коммуникации между преподавателем и студентом, как интервью. Интервью является инструментом организации рефлексии и саморефлек-сии учебной деятельности и условием для формирования профессионально-творческой позиции студентов, активизирует эмоциональную включенность во все виды учебной аудиторной и самостоятельной работы, помогает определиться в ситуациях выбора, осознать причины возможных неудач.

Сведения, полученные посредством интервью, показали высокую степень заинтересованности студентов, положительное отношение ко всем видам работы над дисциплиной, самокритичность, ответственность и увлеченность выполняемым заданием, наличие творческого подхода к работе. Особенного внимания заслуживают отзывы студентов о работе преподавателя и форме работы над дисциплиной. В них студенты классифицируют положительные и отрицательные свойства происходящего, оценивают приобретенные знания, навыки, опыт, выявляют детали, которые, по их мнению, требуют дополнительного рассмотрения. Таким образом, интервью в нашей модели выполняет образовательную функцию.

Кроме этого, преподаватель в ходе интервью получает информацию для рефлексии и перенормиро-вания собственной педагогической деятельности. Анализ полученных из интервью сведений является одним из методов диагностики уровней сформи-рованности профессионально-творческой позиции студентов. Данный метод позволил заключить, что показатели самосознания, ответственности, включенности в работу, креативности, саморефлексии, активности у большинства студентов в экспериментальной группе могут быть квалифицированы как высокие, что свидетельствует о сформированности у них профессионально-творческой позиции, соответствующей интегративному и культуросообразному уровням. В этом аспекте можно говорить о диагностической функции интервью.

Методом диагностики уровня сформированно-сти профессионально-творческой позиции студентов, применяемым в исследовании помимо интервью, стало педагогическое наблюдение. Наблюдение показало, что студенты контрольной и экспериментальной групп демонстрируют одинаковое качество знаний по дисциплине «История культуры и искусства». Различия контрольной и экспериментальной групп наблюдаются в проявлениях компетенций, формирование которых должно происходить по мере освоения студентами дисциплины «История культуры и искусств», а также в проявлении профессионально-творческой позиции. Студенты экспериментальной группы более открыты всему новому, чаще принимают участие в публичных выступлениях, пишут сценарии к различным мероприятиям, участвуют в выставках. Опыт учебных аудиторных выступлений позволяет им более свободно чувствовать себя на публике, удерживать внимание слушателей, логично, четко и доступно излагать информацию, подчеркивая особенности и новизну своих проектов. Студенты демонстрируют умение адекватно и конструктивно воспринимать замечания, способны грамотно вести диалог, отстаивать собственную позицию, вы-

являть различные точки зрения на проблему, идти на компромисс, распределять участки работы в зависимости от склонностей участников, более требовательно и ответственно относиться к продуктам своей деятельности. Студенты контрольной группы во время занятий и внеучебной работы, имитирующей профессиональную деятельность и требующей коллективного участия, испытывают трудности в принятии решений и поиске компромиссов, испытывают трудности, работая в коллективе, неадекватно оценивают результаты собственной деятельности, предпочитают уходить от ситуаций, в которых нужно проявить собственную позицию.

Таким образом, на практике у студентов экспериментальной группы зафиксированы показатели комплексного критерия сформированности профессионально-творческой позиции: осмысленная активность во всех видах деятельности; наличие сформированной теоретической (историко-культурной, эстетической, общехудожественной) и практической базы профессионализма; социальная (эргономическая и эстетическая) направленность, личная вовлеченность и заинтересованность; художественно-эстетическое отношение к действительности; убежденность, целеустремленность, настойчивость,

способность отстаивать свою позицию, творческий подход. Эти данные подтверждают эффективность модели формирования профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика (архитектора и дизайнера) на примере изучения дисциплины «История культуры и искусств».

Достижение высоких образовательных и воспитательных результатов обусловлено широким применением в модели теоретических и практических разработок современных исследователей, сочетанием положительных свойств традиционной системы обучения и элементов личностно ориентированного, проблемного, деятельностного, культурологического подходов к обучению. Необходимо отметить, что предложенная нами модель формирования профессионально-творческой позиции будущего художника-проектировщика может быть переработана и применена для реализации в вузе ряда других гуманитарных дисциплин историкокультурологической направленности, необходимых для подготовки архитектора и дизайнера, что явится дополнительным фактором успешного формирования профессионально-творческой позиции и вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 07.25.00 Дизайн (квалификация «бакалавр») / Министерство образования и науки РФ; М., 2010. URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7198

2. Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). C. 34-38.

3. Шилова М. И., Белых И. Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Там же. С. 39-45.

4. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / под общ. ред. А. В. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. 335 с.

Анфимова Е. Б., аспирант.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.

Ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, Великий Новгород, Россия, 173000.

E-mail: Ekaterina.Anfimova@gmail.com

Материал поступил в редакцию 07.10.2010.

E. B. Anfimova

EXPERIMENTAL STUDY OF FORMING A PROFESSIONAL-CREATIVE POSITION OF THE FUTURE ARCHITECT

AND DESIGNER IN COLLEGE

The article deals with testing the model of forming a professional-creative position of the future architect and designer within the discipline of “History of Culture and Arts” in college. It defines the principles that underlie the model and describes the contents of training modules. The article describes the features and results of mastering each training module, as well as the model as a whole.

Key words: professional attitude, pedagogical model, a cultural history, methods of teaching.

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University.

Ul. B.St.-Peterburgskaya, 41, Veliky Novgorod, Russia, 173003.

E-mail: Ekaterina.Anfimova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.